Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №41 2012 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268324
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2012 .— №41 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268324 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Авторский коллектив возглавил ТЕНДЕНЦИИ ТЫСЯЧА РАКЕТ «БРАМОС» ДЛЯ ИНДИИ ТЫСЯЧА РАКЕТ «БРАМ Ярким примером успешного военно-технического сотрудничества России с Индией является проект «БраМос». <...> ИТАЛЬЯНСКИЕ БРОНЕМАШИНЫ МОГУТ ОКАЗАТЬСЯ БЕСПОЛЕЗНОЙ ИГРУШКОЙ Михаил БАРАБАНОВ, Михаил БАРАБАНОВ, научный редактор научный редактор журнала «Экспорт вооружений» журнала «Экспорт вооружений» Неожиданный и бурно развивающийся «роман» Министерства обороны России с колесной бронетехникой итальянского объединения Iveco c самого начала вызывал удивление у многих. <...> РЕФОРМЫ ПО КРУГУ ИЛИ ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР ВТОРОЕ МЕСТО ПО ЭКСПОРТУ НАПЛ атомных подводных лодок (НАПЛ) лидирует Германия (48 процентов). <...> На рынке военно-морской техники преобладают предложения НАПЛ водоизмещением преимущественно 1500–2000 тонн. <...> Однако в настоящее время прогнозируется рост интереса к НАПЛ ограниченного водоизмещения – в пределах 500–1000 тонн. <...> В последнее десятилетие наметилась тенденция снижения спроса на подводные лодки со стороны внешних заказчиков, в то время как производство НАПЛ для собственных ВМС постепенно растет. <...> ИСТРЕБИТЕЛЬ РОССИЙСКО-ИНДИЙСКОЙ РАЗРАБОТКИ – К 2020 ГОДУ К этому сроку намечено серийное производство истребителя пятого поколения, предусмотренное двусторонними соглашениями. <...> При этом состав и структура попадавших под сокращение вооружений определялись сторонами самостоятельно и никак не регламентировались в договоре. <...> ВООРУЖАЯСЬ В БОРЬБЕ ЗА МИР ГОСДЕПАРТАМЕНТ США УВЕРЯЕТ В ИСКРЕННОСТИ СВОИХ НАМЕРЕНИЙ ОГРАНИЧИТЬ ЗАПАСЫ ЯДЕРНОГО И ОБЫЧНОГО ОРУЖИЯ Недавно в Москве состоялся «круглый стол», посвященный проблеме сокращения вооружений. <...> Перед российскими экспертами выступила заместитель государственного секретаря США по вопросам проверки и соблюдения соглашений по контролю над вооружениями Роуз Геттемюллер. <...> Четко обозначив приоритеты американской политики в этом направлении, г-жа Геттемюллер рассказала <...>
Военно-промышленный_курьер_№41_2012.pdf
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА АРМИЯ И «РУССКИЙ ВОПРОС» Мнение о рецидивах04 АРМИЯ И «РУССКИЙ ВОПРОС» Мнение о рецидивах04 ленинского интернационализма ТЕМА РЕФОРМЫ ПО КРУГУ ИЛИ ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР Юрий БАЛУЕВСКИЙ, генерал армии ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОФИНАНСОВОЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ Учеными, преподавателями и выпускниками Военного Учеными, преподавателями и выпускниками Военного финансово-экономического университета подготовлена и при поддержке финансово-экономического университета подготовлена и при поддержке Совета ветеранов военной финансово-экономической службы Совета ветеранов военной финансово-экономической службы к юбилейной дате со дня образования этого вуза издана книга к юбилейной дате со дня образования этого вуза издана книга «Реформы по кругу или деньги на ветер». Авторский коллектив возглавил ТЕНДЕНЦИИ ТЫСЯЧА РАКЕТ «БРАМОС» ДЛЯ ИНДИИ ТЫСЯЧА РАКЕТ «БРАМ Ярким примером успешного военно-технического сотрудничества России с Индией является проект «БраМос». Созданная совместными усилиями ракета уже принята на вооружение индийских сухопутных войск и ВМС, осуществляется ее крупносерийное производство. Сейчас идет работа по ее адаптации на воздушный носитель. Объем ракет, поставляемых для нужд вооруженных сил этой страны, оценивается примерно в тысячу единиц. Существует большой потенциал российско-индийского сотрудничества в сферах, касающихся систем ПВО, модернизации самолетов и вертолетов ВВС Индии, боевых машин пехоты и танков сухопутных войск, послепродажного обслуживания техники российского производства, военно-морской техники. МОС» В июне в порт Мумбай прибыл первый из трех фрегатов, построенных на верфях России для ВМС Индии. Второй планируется передать в конце этого года, а следующий – в 2013-м. Москва и Нью-Дели уделяют особое внимание самому масштабному проекту – ремонту и переоборудованию тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», предназначенного для передачи индийским ВМС. Положительно оценивается динамика реализации проектов по совместной разработке перспективного многофункционального истребителя и многоцелевого транспортного самолета, а также по лицензионному производству в Индии самолетов Су-30МКИ и танков Т-90С. Знаковое событие 2012-го – ввод в строй ПЛАТ «Чакра». выпустить на рынок перспективный отечественный самолет МС-21 ко времени повышения мирового спроса на среднемагистральные авиалайнеры. На данный момент в мире эксплуатируется примерно 9,5 тысячи среднемагистральных самолетов. К 2030 году за счет списания отслуживших свой срок машин и появления новых потоков их число возрастет до 12–13 тысяч. Прогнозируются две заметные волны повышенного спроса: 2017 и 2024 годы. Задача «Иркута» – «прыгнуть» на гребень первой волны. Общий объем рынка для МС-21 может составить примерно тысячу машин. Из этого числа приблизительно 30–35 процентов придется на «домашний рынок» (Россия и СНГ). Также самолет может пользоваться популярностью на рынках Азии и Европы. Кроме того, чуть позже он, вероятно, будет востребован и на североамериканском рынке. Предусматривается создать семейство машин МС-21. На авиалайнеры вместимостью 150 кресел (МС-21-200) придется примерно 40 процентов от этой тысячи. Приблизительно 60 процентов рынка составят МС-21-300 (базовая конфигурация на 180 кресел). МС-21 будет впервые представлен общественности на авиасалоне в Жуковском в 2015 году. В 2017-м планируется сделать первую поставку. На данный момент уже подписаны соглашения на 250 самолетов. ПРИВЯЗАТЬ ВЫПУСК МС-21 К ПОВЫШЕНИЮ СПРОСА Задача авиастроителей России состоит в том, чтобы Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Надо ли России выходить из эмбарго на поставки вооружения и военной техники Ирану? 84% НЕ ЗНАЮ НЕ ЗНАЮ ДА ДА 84% 9% 9% НЕТ 7% НЕТ 7% ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 ТЕНДЕНЦИИ НУЖНЫ ЛИ IVECO В РОССИИ? ИТАЛЬЯНСКИЕ БРОНЕМАШИНЫ МОГУТ ОКАЗАТЬСЯ БЕСПОЛЕЗНОЙ ИГРУШКОЙ Михаил БАРАБАНОВ, Михаил БАРАБАНОВ, научный редактор научный редактор журнала «Экспорт вооружений» журнала «Экспорт вооружений» Неожиданный и бурно развивающийся «роман» Министерства обороны России с колесной бронетехникой итальянского объединения Iveco c самого начала вызывал удивление у многих. Видимо, подлинные «пружины» действия, приведшего к небывалому доселе проникновению западной компании на российский оборонный рынок да еще сразу в значительных масштабах, общественности станут известны гораздо позднее. Читайте материал на стр. 08 Читайте материал на стр. 08 Т-90 – ДВАДЦАТЬ ЛЕТ В октябре 1992 года на вооружение Российской армии был принят основной боевой танк Т-90. Уникальный «летающий» Т-90 создан специалистами Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ, входит в НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) на основе изучения многолетней войсковой эксплуатации и применения танков Т-72 в разных странах в реальных условиях современного боя. Благодаря опыту разработчиков и богатым традициям УКБТМ Т-90 воплотил самые лучшие характеристики, которыми славились предыдущие танки УВЗ – Т-34, Т54/55, Т-62, Т-72. В их числе надежность конструкции всех узлов, агрегатов и комплексов, простота в эксплуатации, минимизация затрат на подготовку экипажа и специалистов. Комплекс управляемого вооружения с дальностью стрельбы до 5000 метров, тепловизионный прицел «ЭССА» второго поколения, обеспечивающий дальность стрельбы ночью не менее 3500 метров, дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью 1000 лошадиных сил и другие преимущества танка Т-90 сделали его одной из лучших новинок оборонной промышленности 90-х годов. Экспортные заказы, полученные Уралвагонзаводом на Т-90С в то время, стали гарантом выживания нижнетагильского предприятия в кризисные годы, сохранения уникального коллектива и высокого научнотехнического и интеллектуального потенциала. Летом 1999-го три машины Т-90С прошли всесторонние испытания в индийской пустыне Тар, которые вряд ли выдержит какая-либо другая машина в мире. При дневной температуре до +53 градусов и ночной около +30 градусов, в условиях сильной запыленности, при полном отсутствии дорог каждый танк Т-90С прошел по несколько тысяч километров. Под впечатлением испытаний военный атташе при посольстве Индии в Москве бригадный генерал Д. Сингх заявил: «По эффективности Т-90С можно назвать вторым после ядерного оружия фактором сдерживания». 15 февраля 2001 года был подписан первый контракт по поставке в Индию 310 танков Т-90С. Этот договор вывел танковую промышленность России из тупика, позволил вдохнуть новую жизнь в предприятия отрасли. Сотрудничество с индийской стороной в части поставок Т-90С продолжается до настоящего времени. Вслед за Индией танки приобрели другие страны. В итоге тагильское изделие оказалось самым продаваемым основным боевым танком мира в 2001–2010 годах. За рубеж отправлены более тысячи машин. И в настоящее время на Уралвагонзаводе производится большое количество Т-90С для экспортных контрактов. На платформе Т-90 разработаны инженерные машины – БРЭМ, БМР-3М, ИМР-3М, а также уникальная боевая машина огневой поддержки «Терминатор». В 2011 году широкой публике представлен модернизированный Т-90С. Изменения коснулись всего комплекса характеристик Т-90С и позволили значительно повысить его боевые и эксплуатационные возможности. Сегодня модернизированный Т-90С является следующим шагом в развитии отечественного танкостроения. Он превосходит своих предшественников по главным, определяющим боевую эффективность показателям. Это прежде всего принципиально возросшие возможности огневого поражения, высокая защищенность от большинства противотанковых средств поражения, надежная система жизнеобеспечения и улучшенная подвижность. «Реформы по кругу или деньги на ветер». Авторский коллектив возглавил генерал-полковник в отставке В. В. Воробьев, руководитель финансовой службы Вооруженных Сил в 1991–1995 годах, доктор экономических наук, профессор. генерал-полковник в отставке В. В. Воробьев, руководитель финансовой службы Вооруженных Сил в 1991–1995 годах, доктор экономических наук, профессор. РЕФОРМЫ ПО КРУГУ ИЛИ ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР ВТОРОЕ МЕСТО ПО ЭКСПОРТУ НАПЛ атомных подводных лодок (НАПЛ) лидирует Германия (48 процентов). Среди основных стран-экспортеров на рынке неНаша страна занимает второе место (37). У Франции – семь, у Китая – пять, у Великобритании – три. Количество стран, имеющих подводные лодки в составе ВМС, постепенно увеличивается, несмотря на рост стоимости ВВТ. На рынке военно-морской техники преобладают предложения НАПЛ водоизмещением преимущественно 1500–2000 тонн. Однако в настоящее время прогнозируется рост интереса к НАПЛ ограниченного водоизмещения – в пределах 500–1000 тонн. Это объясняется тем, что увеличивается доля стран, задачи ВМС которых ограничены прибрежными водами. С другой стороны, финансовые возможности большинства потенциальных покупателей невысоки. На сегодня в составе военных флотов стран-импортеров находится 210 подводных лодок. 36 из них построены совместно со странами-экспортерами. В последнее десятилетие наметилась тенденция снижения спроса на подводные лодки со стороны внешних заказчиков, в то время как производство НАПЛ для собственных ВМС постепенно растет. Кроме того, увеличивается спрос на совместное строительство. Это выгодно и для импортеров – налицо рост числа таких проектов (страна-заказчик на верфи страны-импортера является полноценным партнером). Ожидаемое списание к 2015 году около 80 процентов подводных лодок по истечении срока их службы может привести к оживлению спроса на новые НАПЛ, поскольку обновление состава ВМС неизбежно. Национальные программы по усилению подводных флотов реализуются по всему миру. Продолжение на стр. 02 Продолжение на стр. 02 «ИРКУТ» ЗАВЕРШИЛ ПОСТАВКУ ПЕРВОЙ ПАРТИИ Як-130 « Корпорация «Иркут» выполнила обязательства перед ВВС России по первой партии новых учебно-тренировочных самолетов (УТС) в количестве шести единиц. Летчики Борисоглебского учебного авиационного центра ВВС недавно завершили перегон трех оставшихся машин с аэродрома Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «Корпорация «Иркут» к месту постоянного базирования – в город Борисоглебск. До этого 5 октября 2012 года туда прибыли первые три самолета. Поставка в интересах ВВС 55 УТС Як-130 в период до 2015 года предусмотрена контрактом между Министерством обороны и ОАО «Корпорация «Иркут», который был подписан 7 декабря 2011-го. Базовый вариант Як-130 завершил государственные оценочные испытания в 2009 году. После этого в состав ВВС поступили 12 машин установочной партии, выпущенной на нижегородском авиационном заводе «Сокол». Всего в рамках Госпрограммы вооружения до 2020 года предусматривается закупка 65 машин, причем на 55 УТС имеется твердый контракт, а на десять оформлен опцион. В 2011-м корпорация «Иркут» выполнила экспортный контракт на поставку 16 машин данной модели в Алжир через компанию Рособоронэкспорт. ИСТРЕБИТЕЛЬ РОССИЙСКО-ИНДИЙСКОЙ РАЗРАБОТКИ – К 2020 ГОДУ К этому сроку намечено серийное производство истребителя пятого поколения, предусмотренное двусторонними соглашениями. Большое количество организационных вопросов решено, характеристики экспортного облика самолета согласованы, утверждено тактико-техническое задание на самолет. Российская сторона передала партнерам контракт на поставку Индии дополнительной партии из 42 истребителей Су-30МКИ. Есть надежды, что до конца этого года соглашение рассмотрят и подпишут. 150 ДВИГАТЕЛЕЙ ДЛЯ «СУХОГО СУПЕРДЖЕТА 100» Научно-производственное объединение «Сатурн» к 2015 году выйдет на производство указанного количества силовых установок для нового ближнемагистрального пассажирского самолета. В этом году удалось выйти на выпуск четырех двигателей в месяц. В следующем планируется удвоить темпы производства и поставлять ежемесячно восемь агрегатов, в 2014-м – десять. В 2015 году намечено выпускать 150 двигателей в год. За полтора года суммарный налет всех двигателей в эксплуатации превысил 24 тысячи часов. Надежность силовой установки оценивается в 99,9 процента. В период эксплуатации не было ни одного события, которое могло бы повлиять на безопасность полетов. Ранее сообщалось, что продолжаются работы по усовершенствованию мотора SaМ146. Основные направления – уменьшение массы двигателя, увеличение тяги, улучшение расходных характеристик. США – ИРАК: ПРОЧНЫЕ СВЯЗИ ронние отношения с Ираком в военно-технической сфере остаются прочными и будут развиваться. Об этом заявила глава пресс-службы Госдепартамента Виктория Нуланд. По ее словам, между странами уже заключено 467 военных контрактов. «Если все они будут выполнены, общая сумма составит 12,3 миллиарда долларов», – отметила дипломат. Нуланд добавила, что сотрудничество США и Ирака в этой сфере остается очень прочным и продолжает развиваться. По поводу контрактов Багдада с Москвой на сумму более 4,2 миллиарда долларов она ответила, что союзническим узам это не повредит. Американская администрация уверена, что двустоленинского интернационализма УТЕРЯННЫЙ СТАТУС МОРСКОЙ ДЕРЖАВЫ УТЕРЯННЫЙ СТАТУС МОРСКОЙ ДЕРЖАВЫ Почему Россия не желает 05строить авианосцы? 05 Почему Россия не желает строить авианосцы? МОРСКОГО «БРАМОСА» Сегодня это единственный конкурент дозвуковым ракетам США МОРСКОГО «БРАМОСА» Сегодня это единственный конкурент06дозвуковым ракетам США06 ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ № 41 (458) 17 – 23 октября 2012 года выходит по средам № 41 (458) выходит по средам ПОЛВЕКА КАРИБСКОМУ КРИЗИСУ Операция «Анадырь» глазами очевидца11 ПОЛВЕКА КАРИБСКОМУ КРИЗИСУ Операция «Анадырь» глазами очевидца11 КоллажКоллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 41 (458) 17–23 октября 2012 года АРМИЯ ЕСТЬ МНЕНИЕ Отклики на события 4–5 июля 2010 года в 4-й отдельной гвардейской Кантемировской ордена Ленина краснознаменной танковой бригаде имени Ю. В. Андропова (бывшей Кантемировской дивизии) под Наро-Фоминском в центральных и ведомственных СМИ так и не дали ясных ответов на главные вопросы о причинах произошедшего и дальнейших превентивных мерах. Напомним, на плацу бригады произошла массовая драка между солдатами – дагестанцами и русскими. Роман ИЛЮЩЕНКО, подполковник запаса Меня как автора в меньшей степени интересуют формальная подоплека и ход событий. Драка в любом случае остается дракой, будь она на улице или, к великому сожалению, на плацу части. Официальные органы – пресс-служба Министерства обороны и представители военной прокуратуры поспешили заявить о бытовом характере конфликта, с чем большинство умственно полноценных граждан привычно не согласились. Так повелось у нас в последнее время – выдавать желаемое за явное. Именно эта боязнь озвучить правдивую версию предпосылки конфликта не оставляет шансов избежать подобных столкновений в дальнейшем. Попробуем сами найти корни проблемы. ПЕРЕСОЛ ПО-ЛЕНИНСКИ Долгое время главной концепцией воспитания военнослужащих в Советской армии считался интернационализм, естественно, в трактовке классиков марксизма-ленинизма. Обратившись к Большой советской энциклопедии, выясняем, что интернационализм – «международная солидарность рабочих… является главной предпосылкой реализации национальных интересов». С позиций нынешнего дня читать это дико. Какие рабочие? Какая солидарность? Откуда такая самоуверенная монополия на знание правильного решения? Тем не менее именно этот постулат считался определяющим межнациональные отношения на весь период существования РСФСР/СССР, искажая сознание нескольких поколений прежде всего русских людей. Что же плохого автор усматривает (или Управлением по работе с личным составом Главного командования внутренних войск МВД России) лекции по общественно-государственной подготовке декларировалось одно и то же: Россия – многонациональное государство равноправных народов, что подразумевало крепить дружбу между ними. Как крепить дружбу в новых экономических и политических условиях, никто военнослужащим не объяснял. ДРАКА ВМЕСТО ОБЫЧАЕВ, ТРАДИЦИЙ, ВЕРЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА В «КАНТЕМИРОВКЕ» нинском толковании-понимании это и было самое настоящее равенство, ради которого вершилась революция. Чтобы вытравить в русском народе в таком интернационализме и красивых лозунгах о равенстве народов? Согласно ленинской концепции интернационализм означал всяческую поддержку многочисленных национальных меньшинств. Это в принципе неплохо, когда делается добровольно, соразмерно силам титульного и «подшефного» народов и здравому смыслу. Но все дело в том, что по плану ленинских идеологов русские были просто обязаны, не считаясь ни с чем, «помогать» другим «братским народам» любой ценой, отрабатывая в буквальном смысле некий долг. Государствообразующий русский народ, по мнению идеологов Октября, «великий только своими насилиями, великий только так, как велик держиморда». «Должен, – диктовал секретарше прикованный к койке полупарализованный Ильич в декабре 1922 года, – возместить своими уступками по отношению к инородцу то недоверие, ту подозрительность, те обиды, которые в историческом прошлом нанесены ему правительством «великодержавной» нации». Поэтому, считал вождь мирового пролетариата, «лучше пересолить в сторону уступчивости и мягкости к национальным меньшинствам, чем недосолить». Эта антирусская, предательская по сути теория последовательно воплощалась и проводилась в жизнь. В учебном пособии для вузов, выпущенном в 20-е годы ХХ века, утверждалось: «Одно из драгоценнейших прав отсталых наций в Советском Союзе есть их право на активную помощь». Таким образом, русский народ марксистамиленинцами изначально был поставлен в особое положение вечного должника перед его «братьями меньшими». В ле«великодержавный шовинизм», Ленин и компания приложили немало усилий. Интернационализм считается антиподом национализма. Поэтому в тот период высмеивалось и подвергалось оплевыванию все глубинно и истинно русское: традиции, песни, костюм, имена (тогда на свет божий появлялись Тракторины, Октябрины, Марксы, Вилены, Марлены и другие Иваны, не помнящие родства). Между поколениями намеренно вбивался клин (в «новом обществе» поощрялись отказы детей от отцов – «врагов народа» или доносительство на родителей – пример Павла Морозова). Были изменены даже привычные алфавит и календарь. Особо изощренно «работали» ленинцы с душой народа – православной верой и ее хранительницей – Церковью. Обрушившись на нее всей машиной государственных репрессий, дискредитируя и просто физически устраняя архиереев и священнослужителей, подрывая веру в Бога, богоборцы активно вводили в ослабевшее, потерявшее опору тело народа яд доморощенного интернационализма. Именно он был должен, по мнению безбожного руководства, вдохновлять народ на дальнейшие подвиги по строительству светлого будущего, где государствообразующему народу изначально отводилось незавидное место. БЕЙ СВОИХ, ЧТОБЫ ЧУЖИЕ БОЯЛИСЬ Конечно, такие жесткие и прямолинейные трактовки видоизменялись по ходу пьесы. Так, накануне войны, в 1938 году в передовице партийной «Правды» отмечалось, что в братской семье народов отныне «русский народ старший среди равных», но это положение он «использовал прежде всего, чтобы помочь подняться, расправиться, развиться тем народам, которые наиболее угнетало царское правительство (хотелось бы взглянуть на список этих «угнетенных» наций. – Прим. авт.), которые всего больше отстали в экономическом и культурном развитии». Характерно, что даже в первые дни нападения гитлеровской Германии на Советский Союз большевистские власти взывали не к национальным чувствам и духу своего народа, что было бы вполне естественно, а к принципам классовой солидарности. Советские газеты того периода в один голос утверждали, что «рабочий класс Германии ненавидит фашистскую авантюру» и якобы пытается выразить свою солидарность с трудящимися СССР путем совершения мнимых актов саботажа в германской военной промышленности. Однако именно страшные поражения, которые терпели советские войска в первые месяцы войны, заставили руководство страны пересмотреть идеологическую базу. Чем ближе враг подходил к Москве, тем лихорадочнее становились попытки предложить народу спасительную идею защиты уже не «первого в мире государства рабочих и крестьян», а своей Родины. Выход был найден в признании и призвании русского народа – главного защитника России. За русскими официально была признана «священная роль нации, принявшей на себя главный удар и закрывшей своей грудью другие народы». К их патриотическим и национальным чувствам была обращена отныне вся пропагандистская машина Советского государства. Доля русских (даже без родственных им украинцев и белорусов), находившихся в составе действующей армии, вплоть до лета 1944 года не опускалась ниже 52 процентов. Ключевую роль именно государствообразующего народа в разгроме фашизма в итоге признал и сам Сталин, произнеся свой знаменитый тост в Кремле по случаю Победы: «За русский народ!». Выдержав (благодаря временным, как показала практика, уступкам пробудившемуся русскому национальному самосознанию) испытание войной, марксизм с его ущербными догматами типа пролетарского интернационализма не смог долго продержаться в мирное время. Одной из главных причин, позволивших удерживать огромную страну на плаву в этот период, стало удачное применение информационных политтехнологий, искусственно сращивающих понятия «русский патриотизм» и «советский патриотизм», подменяющих одно другим. Подлинно же национальное самосознание, выражавшее коренные интересы русского народа, проявление русского духа продолжали третироваться и преследоваться. Уже на закате Советского Союза многолетний глава КГБ, а позднее генсек КПСС Ю. В. Андропов говорил: «Главная забота для нас – русский национализм, диссиденты – потом. Их мы возьмем за одну ночь». Именно ослабление русского этноса, уменьшение его роли в государственной, политической и экономической жизни стали главными причинами грядущих событий. Как следствие после прихода к власти толерантного и космополитичного М. С. Горбачева произошла целая серия конфликтов на территории бывшего СССР и последовавший за тем распад союза «братских» республик. Все эти алма-атинские (декабрь 1988-го) и тбилисские (апрель 1989-го) события, армяно-азербайджанский (с декабря 1988-го), молдавско-приднестровский (1992), осетино-ингушский (1992) и другие конфликты носили ярко выраженный националистический и прежде всего антирусский характер. Как строились межнациональные отношения в ту пору в Советской армии? Везде по-разному. Поделюсь личным опытом. Я проходил срочную службу в середине 80-х годов XX века в мотострелковом подразделении гвардейской Таманской дивизии, комплектуемой в ту пору исключительно славянами. Не знаю, каким образом к нам в роту попали четыре узбека. Маленькие, смуглые, забитые, не понимающие ни слова порусски. Казалось бы, не миновать им «дедовского» террора, который, несмотря на предпринимаемые командованием меры, все же у нас был. Но крутыми русскими «дедами» представители солнечного Узбекистана были взяты под опеку и вскоре, уже вполне оперившись, пытались даже покрикивать на самых «зачморенных» русачков из своего призыва, которых не особенно жаловали даже их земляки из числа «дедов». Это результат долговременной политики промывания мозгов – проекция партийного отражения общегосударственной утопической идеологии интернационализма, искаженно понимаемого братства народов. ЗАБЫТЫЙ ОПЫТ Но даже после краха коммунизма и распада Союза подобная модель выстраивания межнациональных отношений из Советской армии без особенных изменений плавно перекочевала в Российскую. Практически на каждом стенде, в каждой утвержденной Главным управлением воспитательной работы ВС РФ Это зомбирование без переваривания и осознания смысла трескучих фраз продолжало приносить свои плоды. Никому из вчерашних политруков-комиссаровзамполитов не пришло в голову озадачиться вопросом: а каким, собственно, образом нужно дружить народам России? По-прежнему раздавать долги или продолжить играть роль старшего мудрого брата? Может, правильнее было бы говорить о дружбе между конкретными людьми – представителями различных национальностей и их семьями? Это действительно имело место на практике в жизни сотен тысяч людей, населявших необъятную Россию на протяжении всей ее многовековой и славной истории. В сентябре нынешнего года мы отмечали 1150-летие своей государственности (считается, что в 862 году произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, договорившихся ради прекращения междоусобиц призвать в качестве правителя «человека со стороны» – князя Рюрика). Практически все это время прочность нашего государства проверялась различными бедами и невзгодами, нашествиями и кровопролитными войнами. Россия выстояла. Она побеждала без лозунгов – призывов и подсказок коммунистов крепить дружбу между народами. Это был естественный, саморегулируемый процесс, в основе которого лежало национальное самосознание в конкретный исторический период. Народы Кавказа в отличие от русских сумели в большей степени сохранить свои обычаи, традиции, язык, веру. Очевидно, что «романтические» коммунистические идеалы были чужды малым народам и навязанную им «дружбу народов» они тоже трактовали весьма своеобразно. Царское правительство, прекрасно изучившее в ходе многолетней войны эти народы, проводило в их отношении более гибкую национальную политику, максимально учитывающую кавказский менталитет, – без ленинских заигрываний и «пересаливаний», но при этом «держало дистанцию», не позволяя им сесть себе на шею. Прекрасно известно, что горцы неплохо служили и в милицейских туземных иррегулярных частях, и в период ведения боевых действий в кадровых воинских формированиях. И служили, по воспоминаниям очевидцев, очень даже неплохо: честно и добросовестно. Как же удавалось царским генералам заставить служить России вчерашних абреков – фактически своих в недавнем прошлом противников? Безусловно, в ход шли деньги, подкуп, но не только. Хорошо получали из казны лишь князьки и ханы, простые же воины предпочитали служить за награды и чины. Но в большей степени привлекал их сам престиж нахождения на службе у «белого царя». Его армия и воины были признаны изначально сильнейшими и им, гордым горцам, незазорно и даже почетно было служить таким господам. Приведу один показательный исторический пример. Армянин на русской службе подполковник Иван Лазарев в период правления Николая Первого получил назначение в Дагестан. Прибыв в одно из кумыкских ханств, где квартировал его полк, он послал в лучших традициях придворного этикета доложить о себе местному князьку и получил приглашение. Войдя в дом правителя, офицер застал того за кальяном и был встречен лишь небрежным кивком головы. Тогда Лазарев, не говоря ни слова, схватил за шиворот сидевшего и, оторвав его от земли, многозначительно сказал ему примерно следующее: «Ты здесь хотя и хан, а я моему государю подполковник, и ты его подданный. Так принимай меня так, как подобает рангу, возложенному на меня и моим, и твоим повелителем». И надменный князек в тот же миг обратился в любезнейшего хозяина на все время пребывания Лазарева со своим полком в его владениях. ПОРА МЕНЯТЬ ДОКТОРА Что же теперь не так? Почему потомки тех бравых джигитов не хотят нормально служить, постоянно качают права и при удобном случае стараются унизить потомков тех самых русских – покорителей Кавказа. Напрашивается самый простой ответ. Традиционные некогда отношения, установленные при царях, утрачены, а ленинские, интернациональные перестали работать. Русские не хотят больше быть ни великой нацией, ни «старшими братьями» и потому утратили в глазах кавказцев право быть безусловными лидерами, потеряв свой поколениями зарабатываемый авторитет. Вот как четко и ясно обозначил проблему епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Владимир Корчагин): «Наш народ добровольно отказался от необходимости нести то, что Редьярд Киплинг назвал «бременем белого человека», – от обязанности сохранять, возделывать и нести другим народам просвещение, культуру, прогресс». А вот в чем видит причину известный публицист и политик Андрей Савельев, лидер партии «Великая Россия»: «Советская власть всячески препятствовала росту русского самосознания, пытаясь переделать русских в советских. Нынешняя же власть бесполезно пытается переделать русских в россиян…» Пару лет назад мне удалось пообщаться с председателем Комитета солдатских матерей Дагестана. Приятная женщина долго убеждала меня, как хотят служить в армии молодые ребята и какую она и ее коллеги по комитету проводят необходимую работу, чтобы дагестанские парни честно отслужили Родине и вернулись домой в срок. Для этого она вынуждена часто вступать в переписку или вести телефонные переговоры с командирами частей или работниками прокуратуры, встречаться с родителями солдат и призывниками. У меня нет оснований не доверять ей. В том, что на службу в армии здесь существует настоящий конкурс и отбор, я убедился сам. парни хотят, но с определенным условием – быть лидерами, добиваться себе особых условий и преимуществ. Это-то и становится их главной мотивацией службы. А быть лидерами их приучают с детства, с пеленок – таков кавказский менталитет, не искорененный никаким воинствующим секуляризмом или интернационализмом. В кавказских семьях гораздо в большей степени сохранились обычаи, традиции, вера. Отсюда любовь кавказцев, например, к своим песням и танцам или элементам национальной и Очевидно, что служить дагестанские УКЛОНИСТАМ ЗАПРЕТЯТ ГОССЛУЖБУ СОМНИТЕЛЬНОЕ ОПРАВДАНИЕ ЧИНОВНИКОВ Министерство финансов вышло с предложением правительству РФ до 1 января 2014 года приостановить индексацию окладов денежного содержания военнослужащих с учетом уровня инфляции. Об этом заявил заместитель главы ведомства Леонид Горнин на заседании Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. «Как известно, для военнослужащих армии и флота, внутренних войск с 1 января 2012 года ввели новую систему денежного довольствия. А с 1 января 2013-го будет проведено реформирование денежного довольствия военнослужащих других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (ФСБ, МЧС, ФСО, СВР). Это приведет к возникновению неравных условий для военнослужащих других федеральных органов – их новые оклады не будут проиндексированы в 2013 году», – пояснил Горнин. В этой связи Минфин предложил провести индексацию окладов денежного довольствия военнослужащих всех силовых структур после завершения реформирования в системе денежного довольствия, то есть с 1 января 2014 года. Замминистра отметил, что для этих целей необходимо выделение средств в размере почти 100 миллиардов рублей. «Мы просчитали, что ежегодно общие объемы на индексацию денежного довольствия военнослужащих только Минобороны и внутренних войск составят около 44 миллиардов рублей, а если взять военнослужащих других федеральных структур, то в совокупности на эти цели необходимо потратить еще 67 миллиардов. С учетом доплаты индексации за выслугу лет военным пенсионерам это еще 26 миллиардов. То есть общие расходы составят 93 миллиарда рублей», – отметил замминистра финансов. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, согласно которому на государственную гражданскую службу не будут приниматься граждане, уклонившиеся от военной службы. Предлагаемые поправки проведут федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву». В справке к соответствующему распоряжению правительства, опубликованной на официальном сайте, указано, что гражданам, прошедшим военную службу по призыву, при поступлении на государственную гражданскую службу предоставляются преференции, а также при включении их в резерв управленческих кадров. Преимущества предусматривается реализовать путем внесения изменений в федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ». Как поясняется в справке, «на государственную гражданскую службу не могут быть приняты граждане, уклонившиеся от военной службы. При этом на граждан, не прошедших военную службу по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, это положение не распространяется». Кроме того, изменениями устанавливается право на получение грантов на обучение в российских и зарубежных бизнес-школах выпускниками высших учебных заведений, прошедшими военную службу по призыву. «Предусматривается внести дополнения в статью 19 федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым гражданам, прошедшим военную службу по призыву и окончившим образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие госаккредитацию, при прочих равных условиях предоставляется преимущество на получение образования по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных учреждениях, в том числе зарубежных, в рамках программ и проектов, финансируемых за счет федерального бюджета», – поясняется в справке. Законопроект подготовлен во исполнение указа президента РФ от 7 мая 2012 года «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации». Правительству было поручено обеспечить в текущем году внесение в законодательство изменений, направленных на реализацию мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву. 04 04 PHOTOXPRESS
Стр.4
05 05 ЦЕНА ВОПРОСА религиозной культуры – бородам и мусульманским тюбетейкам (что, к слову, вызывает протест и страх у наших потерявших собственную национальную идентификацию обывателей). Не последнюю роль, очевидно, играет и сама общественно-политическая обстановка в регионе, которую сложно назвать спокойной. В зонах проведения контртеррористической операции (КТО) психология молодых людей не изолирована от проблем, решать которые все чаще приходится с помощью автоматов, а опознавание «свой – чужой» зачастую сводится к принципу «дагестанец – русский». Напомним, режим КТО в последнее время постоянно вводится в Дагестане. В частности, объявлялся 8 октября на короткое время в пригороде Нальчика, поселке Белая Речка и на части территории Чегемского района, а 9 октября – в Кумторкалинском районе. Что же еще можно сделать? Кое-что Министерство обороны уже предприняло, перестав второй год подряд призывать в свои ряды уроженцев Северного Кавказа. Но тот ли это путь, который приведет к решению проблемы? На мой взгляд, эта авантюрная комбинация. Решать вопрос страусиным способом – «нет кавказцев – нет проблем» – значит лишь отсрочить неминуемое. Это примерно то же самое, если вагон с боеприпасами не разгружать со всеми необходимыми мерами безопасности, а сняв охрану, отогнать на запасной путь. Напрашивается и другое сравнение: можно ли у соседа по лестничной клетке занять в долг и не отдавать, делая вид, что вы его видите первый раз в жизни? «Плохие» или «хорошие» ребята из Дагестана остаются полноценными гражданами России, на коих в полной мере распространяются все конституционные обязанности. В чем, как не в этом, заключается тогда декларируемое равноправие? Да и зачем демонстрировать всему честному миру свою слабость – а именно так на Кавказе воспринята очередная неудачная инициатива МО РФ. Очевидно, проблема возникает не с мотивированными на службу кавказцами, а с нашими размотивированными на нее парнями, не готовыми дать отпор сплоченным «чужакам». Вопрос надлежит ставить таким образом: нужны ли стране и армии такие защитники, которые не могут постоять за себя? И отвечать на него надо честно, адекватно воспринимая действительность. Любому взрослому человеку ясно, что события в «Кантемировке» лишь отразили то, что происходит в стране, где до сих пор нет внятной национальной политики и любимым рецептом лечения «прогрессирующей болезни» является все тот же болтливый интернационализм. Упрямая статистика свидетельствует: за последние 11 лет произошло уже 44 столкновения на межнациональной почве. Увы, русский народ, несмотря на свой многократный численный перевес – 77,6 процента (ближайшие к нему татары – 3,7 процента, а из народов Дагестана больше всего аварцев – 0,64 процента), продолжает оставаться не полноправным хозяином в собственном доме, а в лучшем случае кредитоспособным донором. Не следует ли из этого, что пора менять доктора, прописавшего стране явно не то лекарство? БЫТЬ РУССКИМИ Долгое время слово «национализм» в нашей стране было почти таким же ругательным, как «фашизм». Между тем русскими националистами по мировоззрению были один из самых популярных правителей император Александр Третий, любимец армии «белый генерал» Михаил Скобелев, философ Иван Ильин (чей прах по инициативе действующего президента перенесен в Россию и захоронен с воинскими почестями в некрополе Даниловского монастыря), «совесть русского народа» – писатель Федор Достоевский, ученый с мировым именем Дмитрий Менделеев, выдающийся патриот и подвижник митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Иоанн (Снычев) и многие другие видные государственные, религиозные, общественные и военные деятели. Националист в отличие от шовиниста – это человек, который больше всего любит свой народ, не умаляя при этом достоинства других. Что же плохого в том, чтобы прежде любить свою семью, а потом уже соседей по подъезду? Отталкивают массы от этой понастоящему патриотической идеи, дискредитируют ее не только ортодоксальные марксисты-космополиты, но и различные деструктивные антигосударственные группировки, трактующие идею государственного национализма в неприемлемом для России узком шовинистическом ключе. Как писал один из умеренных русских националистов, депутат Госдумы от блока «Родина» (2003), доктор политических наук Андрей Савельев: «Можно ли превратить Россию в государство, которое будет чисто русским в этническом смысле? Или в государство, где русским будет предложен особый статус, а всем остальным гражданам – приниженный? На эти вопросы определенный ответ: нет! Для русских в России достаточно соблюсти равенство прав граждан перед законом, а традиционное русское лидерство и консервативные установки во власти предопределят возвращение к изначальному и извечному состоянию – русскому характеру России. Злобные мечты о репрессиях против инородцев по принципу «крови» вредны для русского человека. Они убивают в нем русскую сущность». Бескровных путей вернуть русскому народу должное место и роль в образованном им государстве немного. Один из них – возрождение национального самосознания через восприятие русскости как исторической, культурной, этнической, религиозной данности. Начинать эту работу можно, не дожидаясь законодательных телодвижений в виде принятия конкретных законопроектов, а уже сегодня: с самих с себя, со своей семьи. Для этого надо только задуматься: а что такое быть русским? По моему мнению, это значит начать думать и жить по-русски: читать нашу классическую литературу, приобщаться к национальной культуре, традициям, быту, истории, вере предков, проводить выходные и отпуска в поездках по местам боевой славы, историческим, культурным и духовным центрам Родины, искать и изучать свои корни, родословную. Все это способствует восстановлению на генном уровне исторической памяти и утраченных качеств народа – основателя, строителя и хранителя государства. Воспитанные в таком ключе русские ребята, пришедшие служить в Российскую армию, будут чувствовать себя здесь если и не хозяевами, то по крайней мере достойными представителями государствообразующего народа, способными постоять за себя. Тогда не пустым звуком станет для них и суворовский клич: «Сам погибай, а товарища выручай». «БОЙКИЙ» ПРОХОДИТ ЗАВОДСКИЕ ИСПЫТАНИЯ Экипаж новейшего корвета проекта 20380 «Бойкий», построенного ОАО «Северная верфь» для БФ, совместно с представителями промышленности проверяет работоспособность систем и механизмов корабля в море. В частности, идет проверка работы силовой установки, рулевого устройства, вспомогательных механизмов, средств связи и навигации, якорного устройства. Проводятся скоростные, маневренные и вибрационные испытания корабля. В состав сдаточной команды, помимо экипажа корабля, входят специалисты различных подразделений завода-изготовителя, а также контрагенты. После завершения заводских ходовых испытаний (ЗХИ) специалистам верфи предстоят ревизия и окончательная отделка корабля. Данные испытания являются одним из обязательных этапов, завершающих процесс строительства любого корабля, и проводятся с целью проверки в ходовых условиях его систем и механизмов на соответствие утвержденной спецификации, схемам, техническим описаниям и инструкциям по эксплуатации. Планируется, что ЗХИ завершатся в конце декабря. В начале 2013 года экипаж корабля приступит к проведению государственных испытаний. Как сообщалось, спуск на воду второго серийного корвета проекта 20380 «Бойкий» состоялся на Северной верфи 15 апреля 2011-го. Головным кораблем серии является корвет «Стерегущий», переданный БФ в 2007 году. Второй корвет этого проекта – «Сообразительный» передан БФ 14 октября 2011-го. Проект корвета разработан в ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз». Корабль проекта 20380 предназначен для действий в ближней морской зоне и ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских операций. При строительстве кораблей используется технология «Стелс». «САТАНА» ЕЩЕ ПОСЛУЖИТ Срок эксплуатации тяжелой стратегической ракеты РС-20В «Воевода» (по кодификации НАТО «Сатана») будет продлен до 30 лет, сообщили в Управлении пресс-службы и информации Минобороны РФ по РВСН. Проводимые работы позволят сохранить данный комплекс в боевом составе до конца текущего десятилетия. К настоящему времени на ракетном комплексе «Воевода» в полтора раза превышены гарантийные сроки эксплуатации. На боевом дежурстве ракета стоит 24 года. С 11 по 12 октября в командовании Ракетных войск стратегического назначения под руководством начальника управления ракетного вооружения РВСН полковника Сергея Пороскуна проводилось совещание главных и генеральных конструкторов боевых ракетных комплексов по вопросам поддержания вооружения в сверхгарантийных сроках эксплуатации. «Основной целью мероприятия являлась оценка достаточности принятых решений по выполнению мероприятий поддержания эксплуатационных характеристик, обеспечения дальнейшего нахождения ракетного комплекса с самой мощной тяжелой ракетой стратегических ядерных сил РС-20В «Воевода» в составе группировки PBCН», – уточнили в пресс-службе. Планы по сохранению на боевом дежурстве ракетных комплексов до максимально возможного срока их эксплуатации базируются на высоком техническом совершенстве этих комплексов, заложенном в конструктивных и технологических решениях при их создании и обеспеченном высоким качеством при их производстве. Реализуются эти возможности благодаря четко отлаженной за годы существования РВСН рациональной организации процесса эксплуатации. В совещании приняли участие около 70 представителей 18 предприятий кооперации промышленности во главе с генконструктором – гендиректором КБ «Южное» (Днепропетровск, Украина) АВИАНОСЦЫ УЖЕ СЕГОДНЯ АВИАНОСЦЫ НУЖНЫ НУЖНЫ УЖЕ СЕГОДНЯ ных образцов оружия и вооружения строился и сдавался флоту уже восемь лет. КАКИЕ ТРЕБУЮТСЯ САМОЛЕТЫ ИНАЧЕ РОССИЯ МОЖЕТ ИНАЧЕ РОССИЯ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ НА ОБОЧИНЕ РАЗВИТИЯ ФЛОТА ОКАЗАТЬСЯ НА ОБОЧИНЕ РАЗВИТИЯ ФЛОТА В перестройку некоторым российским офицерам инженерного профиля удалось по приглашению ВМС США побывать в военно-морской базе (ВМБ) «Норфолк». Знакомство с ней показало, что пирсы, к которым швартуются американские авианосцы (АВ), находятся рядом с мощнейшими ремонтными цехами, их наши специалисты охарактеризовали как нормальный судоремонтный завод, по мощности превосходящий отечественный завод в Росте (пригород Мурманска). Совсем рядом расположены и судоремонтные доки, и жилые кварталы крупного города, а прямо в ВМБ имеется крупный железнодорожный узел. Владислав НИКОЛЬСКИЙ, доктор технических наук, профессор Николай НОВИЧКОВ, кандидат технических наук Так что на вопрос, правильное ли базирование нашего единственного авианосца в Росте, ответ будет – да, абсолютно правильное и лишь повторяет то, что делают США. Более того, будущие отечественные АВ целесообразно располагать там же, пока хватает места для двух авианосцев. Кстати, в Росте базируются и наши атомные ледоколы. По американским взглядам, по обустроенности Североморск да и другие базы ВМФ, кроме Кронштадта, Севастополя и Владивостока, где имеются хорошие судоремонтные заводы, это всего лишь передовые пункты базирования и заталкивание туда «приличных» кораблей только угробит их по аналогии с «Новороссийском» и «Минском» на Тихоокеанском флоте. Необходимо также ответить на возможный вопрос о базировании авиагруппы, когда АВ в базе. Да, она должна иметь наземный аэродром, может быть, и не один. Но ведь будет АВ или нет, все равно для авиации всегда придется строить наземные аэродромы и создавать инфраструктуру, поскольку ей надо действовать над морем. Во всяком случае в 80-е годы проведенные исследования показали, что три тяжелых АВ с АЭУ заменяют на Северном флоте до 12 полноценных аэродромов при одинаковом уровне ударных и оборонительных возможностей в ближней зоне. А вот цена данных аэродромов превышала стоимость этих авианосцев в полтора-два раза. Мало что изменилось и в настоящее время. Так, устройство «посадочной палубы», трамплина, новой взлетнопосадочной полосы и реконструкция учебных помещений в городе Ейске обойдутся, вероятно, больше 10 миллиардов рублей. Стоимость аэродрома с одной полосой и сейчас – 350–400 миллионов долларов. Но это ведь в южном регионе России, а на севере цена вырастает в два раза ввиду сложного ландшафта. ГДЕ СТРОИТЬ Теперь вернемся к заводам. Где строить авианосцы? Какие самолеты и вертолеты для них создавать? Когда образовывалось Севмашпредприятие (СМП), то цех № 50 создавался для одновременного строительства двух линейных кораблей типа «Советский Союз» водоизмещением более 60 тысяч тонн (два стапеля длиной более 300 метров с пролетом каждого около 40 метров и нагрузкой по 40 тысяч тонн). Кстати, спускная масса АВ США типа «Нимитц» при выводе из строительного дока составляет 42 тысячи тонн. В конце 60-х годов началась реконструкция СМП. Новый цех № 55 создавался уже как универсальный для строительства и ремонта любых кораблей, включая и АВ: длина стапеля с двумя дорожками (суммарной нагрузкой 80 тысяч тонн) – более 400 метров, ширина пролета – 80 метров, максимальная высота строящегося или ремонтируемого корабля – около 60 метров. Цех построили, а вот наливной бассейн перед ним сделали коротким и мелким (якобы для экономии средств), позволяющим выводить из цеха корабли водоизмещением только 25 тысяч тонн и длиной 180 метров. Батопорт тоже не стали реконструировать. Однако опыт СМП с индийским АВ проекта 11430 бесценен и показывает, что завод готов к строительству новых АВ для ВМФ России. Вероятно, реконструкция цеха № 50 (рядом с ним велось переоборудование индийского АВ), которому более 70 лет, необходима и не столь затратна. Вот с батопортом наливного бассейна будут проблемы, но ведь ему после 70 лет все равно требуется реконструкция. В качестве альтернативы и вертолетами для российского АВ? Прекращение прямого противостояния США – СССР привело к изменению и состава авиакрыльев АВ ВМС США. Исчезли из них тяжелые истребители ПВО F-14 «Томкэт», и основу авиакрыла стали составлять многоцелевые истребители (МЦИ) F/A-18 «Хорнет» и «Супер Хорнет» различных модификаций с возможностями по уничтожению воздушных целей не хуже, а даже лучше, чем у предшественников. Вероятно, и нам пришло время расстаться с истребителем ПВО Су-33. Замена ему есть – это МЦИ ПАК ФА Т-50 в предполагаемом палубном варианте. Можно, конечно, продлить жизнь Су-33 в варианте МЦИ после модернизации, но их осталось очень мало, а новое производство стоит дорого. Поэтому пока вполне могут сгодиться МЦИ МиГ-29К и МиГ-29КУБ (оба разработаны для Индии), находящиеся в одной весовой категории с модификациями МЦИ F/A-18 «Хорнет» и «Супер Хорнет» ВМС США. Всем хороши эти МиГи, но, по мнению «беспощадных борцов с НАТО и с их проклятыми авианосцами», эти самолеты имеют малую боевую нагрузку, которая не позволяет нести много «суперПКР» типа «Москит» или «Оникс», а 100–150-килограммовые боевые части других ПКР (Х-15, Х-31, Х-35) были, по их утверждению, «слабыми». Хотя данные машины и могут нести КАБ калибра до 500 килограммов. Конечно, главной проблемой будет палубный самолет ДРЛО, так как в России нет производства хорошего современного планера подходящего размера для создания такой машины. Як-44 – это уже прошлое с его ТВД, приводящими к утомительной вибрации. Вертолеты имеются любые и проблем здесь не наблюдается. А вот перспективных боевых беспилотных летательных аппаратов пока нет. Что делать с самолетами НЕОЖИДАННЫЕ СОПЕРНИКИ Ну а как относятся к АВ наши военно-политические конкуренты? всегда рассматривался Балтийский завод с его «военным» стапелем с допустимой спускной нагрузкой 40 тысяч тонн. Однако по сравнению с СМП этот завод физически слабее и не имеет дока для окончательной сдачи корабля, а в Кронштадте сухие доки маленькие и для нового АВ в 70 тысяч тонн нужен новый сухой док. Планировали в свое время построить судостроительный док для АВ и на Северной верфи, но это предложение развития не получило. В последние годы появилось много информации о возможном переносе Адмиралтейских верфей в Кронштадт. Надо полагать, что если это произойдет, то умные руководители, наверное, спланируют сухой док для АВ именно там. Однако в целом эти заводы не конкуренты СМП. Александром Дегтяревым, а также сотрудники научно-исследовательских организаций PBCН. По информации Минобороны РФ, на ракетных комплексах, находящихся на вооружении, ежегодно с участием промышленности проводятся от трех до пяти регламентных мероприятий с выполнением обследований и доработок в целях продления сроков эксплуатации систем и агрегатов ракетных комплексов. На 30–50 пусковых установках выполняются дистанционные периодические проверки ракет. Дополнительно к указанным осуществляются более 1,5 тысячи других работ. «Присутствовавший на совещании командующий РВСН генералполковник Сергей Каракаев подчеркнул, что существующая кооперация и тесные связи с конструкторскими бюро, предприятиями промышленности позволяют поддерживать боевые ракетные комплексы PBCН в высокой степени готовности к боевому применению, оставляя обобщенные показатели надежности ракетных комплексов стабильными», – отметили в пресс-службе. можно и в небольшие сроки. Вероятно, это будет зависеть от финансирования, а отнюдь не от размеров и сложности корабля. Перебои с поставками комплектующих и их недоведенность, конечно, увеличивают время строительства и оттягивают сдачу корабля. Так, срок постройки авианесущего корабля «Киев» c серийным оружием (на 85%) и вооружением (без учета авиации) составил пять лет, а вот «Адмирал Кузнецов» с 45 процентами серийАвианосец построить Про США говорить нечего. Никто там даже в мыслях не может отказаться от флотской авиационной мощи. Стотысячетонный стандарт водоизмещения АВ есть и останется в будущем. Вот авиационно-техническое оборудование и авиакрыло, вероятно, изменятся. Однодвигательный палубный вариант F-35 «Лайтнинг-2» вряд ли сможет составить конкуренцию МЦИ F/A-18 «Хорнет» или «Супер Хорнет», тем более что цена его уже превысила 100 миллионов долларов и начала приближаться к стоимости F-22 «Рэптор». Ведь американцы в уме всегда держали и возможный палубный вариант F-22, а F-35 – это для союзников, морской пехоты и всех тех, кто «подсел» на СВВП «Харриер». Кроме того, у американцев уже имеются готовые боевые беспилотные аппараты и их появление в составе палубного авиакрыла не за горами. Надо также понимать, что многое в США будет зависеть от позиции Китая. Если там успешно пойдет программа палубного МЦИ J-15 на базе копии Су-27К, то очевидно, американцы реанимируют палубный вариант F-22. Но что делать таким странам, как Бразилия, Испания, Италия, Таиланд, Южная Корея и Япония, которые имеют небольшие АВ или АВ-УДК (10–30 тысяч тонн)? Тратить деньги на дорогой F-35B они физически не могут, а F/A-18, «Рафаль» и МиГ-29К для них великоваты. Реанимировать закупки СВВП типа «Харриер» – это шаг в прошлое. Вот тут и появился неожиданный конкурент – Швеция со своим весьма легким однодвигательным МЦИ JAS-39 «Грипен». Надо отдать должное: шведы давно создают весьма хорошие самолеты короткого взлета и посадки (J-35, AJ/JA-37) с прицелом на использование прямых участков автострад в качестве ВПП на случай войны. При этом у AJ/JA-37 и JAS-39 – аэродинамическая схема «утка», прочные планеры, что, по мнению ряда специалистов, позволяет им иметь хорошую управляемость и крутую глиссаду при посадке на короткие и узкие участки автомагистралей. Опыт создания аэрофинишеров, аварийных барьеров, а теперь и электромагнитных катапульт в стране есть. Поэтому программа создания МЦИ «Си Грипен» (с помощью Англии) в массогабаритных характеристиках, близких к «Си Харриер», абсолютно реальна и становится грозным конкурентом F-35B. По оценкам специалистов, посадочная полоса при посадке на аэрофинишеры АВ для «Си Грипен» может составить всего 165х20 метров, а это делает возможным эксплуатацию его даже на маленьком АВ Таиланда в 12 тысяч тонн. Сам самолет планируется с двумя вариантами старта – катапульта и трамплин. Машина обладает приличной тяговооруженностью, что позволяет ей взлетать и с существующих на легких АВ трамплинов даже на «стопе». В свое время ВМС Бра«ОБОРОНКА» зилии тоже интересовались шведским самолетом. Правда, у программы «Си Грипен» есть уязвимое место – двигатель машины, это фактически лицензионная версия американского ТРДД F-404-GE-400. Позволят ли американцы, поставщики высоких технологий, продавать шведам «Си Грипен» по своему усмотрению и в ущерб F-35B – это вопрос. Если разрешат, то придется Швеции делиться прибылью. К сожалению, авиастроительные предприятия России «прошляпили» возможность проникнуть на рынок сверхлегких палубных МЦИ вместо уходящих в прошлое «Харриеров». В 90-х годах только холдинг «Сухой» предлагал палубный легкий однодвигательный МЦИ С-56, но проект так и не был реализован, а уважаемая корпорация «МиГ» даже с предложениями не выходила. СНОВА СТАТЬ МОРСКОЙ ДЕРЖАВОЙ Теперь подведем итоги. В своем упорстве строить все, кроме АВ, мы скоро доиграемся до ситуации, когда Индия, Испания, Италия, Китай, Таиланд и Япония, обзаведясь полноценными АВ, превзойдут наш надводный флот по боевым возможностям. А ведь планы создания и развития авианосных сил имеются еще в Бразилии, Турции, на Тайване и в Южной Корее. Какой же тогда смех будет вызывать надводный флот России? И не помогут тут нам никакие атомарины и русские «Мистрали». Что уж говорить о Великобритании (строится два АВ в 70 тысяч тонн) и Франции (запланирован к постройке второй АВ в 70 тысяч тонн), которые после выполнения своих программ превзойдут нас по надводным силам во много раз и будут не замечать наши ПКР – «могучее ракетное оружие». Ведь в XXI веке их легко могут сбивать любые авианосные МЦИ. Уж не будем ли мы в отместку везде и всегда воевать ядерным оружием? Печально и то, что вместо России в это авианосное направление начинают вклиниваться и совсем не авианосные, но великие в прошлом морские державы. Специалистам было давно известно, что Швеция активно разрабатывает и делает РЛС для самолетов ДРЛО, электромагнитные катапульты и аэрофинишеры, помогая в этом вопросе Китаю, то есть создавая основные авианосные технологии. А совсем недавно, с 2009 года именно шведы начали работы по созданию и легкого палубного МЦИ «Си Грипен». Поэтому чтобы не оказаться на обочине развития флота, надо немедленно начать строить АВ и делать это систематически. Но для этого необходимо: 1. Изменить взгляды наших моряков на боевые средства флота, отрезветь от всемогущества ПКР, якобы решающих главные задачи ВМФ, и понять, что это обычный вид морского оружия, применяемый морской авиацией, подводными лодками и надводными кораблями. 2. Провести реформу военно-морского образования и сделать в этом плане практические шаги, предоставив право стать морским летчиком любому годному по здоровью моряку, а морскому летчику – любым руководителем во флоте. 3. Начать строить АВ на СМП с одновременной модернизацией этого завода, которая давно уже назрела. Пока Россия реально не освоит вторую важнейшую современную военноморскую технологию – создание авианосного флота, она не сможет стать великой военноморской или просто морской державой, проецировать силу для защиты своих капиталов и своих граждан в любой точке мира, и здесь численность наших атомарин не играет абсолютно никакой роли.
Стр.5