ОБЩЕРОССИЙСКАЯ
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
ФРАНЦИЯ МЕНЯЕТ ОРИЕНТИРЫ
Новый курс президента Олланда02
ФРАНЦИЯ МЕНЯЕТ ОРИЕНТИРЫ
Новый курс президента Олланда02
ТЕМА
АВИАКАТАСТРОФ
ДЛЯ ЭТОГО НУЖНА ЕДИНАЯ СИСТЕМА
Увеличение к личествавеличение количества
авиакатастроф, рост числа
погибших и пострадавших
в результате аварий
в результате аварий
свидетельствуют о том,
свидетельствуют о том,
что действующее
авиакатастроф, рост числа
погибших и пострадавших
что действующее
законодательство и система
порой противоречивыми,
что не способствует
что не способствует
системному решению этих
вопросов. Н.
законодательство и система
организации обеспечения
организации обеспечения
безопасности на транспорте
АВИАКАТАСТРОФ
МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ
ДЛЯ ЭТОГО НУЖНА ЕДИНАЯ СИСТЕМА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ
Ц
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ
АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
безопасности на транспорте
являются несовершенными,
являются несовершенными,
порой противоречивыми,
системному решению этих
вопросов Но кардинальных
решений пока как не было
так и нет.
решений пока как не было,,
так и нет
кардинальных
Продолжение на стр. 08
Продолжение на стр. 08
ТЕНДЕНЦИИ
«ИРКУТ» ВНОВЬ ПОБЕДИТЕЛЬ
«Корпорация «Иркут» выиграла
в номинации «Реализация
перспективных проектов»
рейтинга «Эксперт-400», проводимого
агентством «Эксперт
РА» и журналом «Эксперт».
Об этом было объявлено 3
октября в ходе VIII ежегодного
форума крупного бизнеса
России, в котором приняли
участие руководитель администрации
президента Российской
Федерации Сергей
Иванов, представители министерств
и ведомств, депутаты
Государственной думы РФ и
руководители отечественных
компаний из различных отраслей
бизнеса, вошедших в
рейтинг «Эксперт-400».
Форум – главное итоговое
мероприятие ежегодного
исследовательскокоммуникационного
проекта
«Эксперт-400». В его рамках
составляется наиболее авторитетный
национальный рейтинг
крупнейших компаний
России и выявляются последние
тенденции развития крупного
бизнеса. Главная цель
форума в 2012 году – продемонстрировать
конкретные
достижения крупнейших компаний
России за последние 20
лет, которые по праву считаются
гордостью нации.
Корпорация «Иркут» занимает
лидирующие позиции
в российском авиастроении.
Она производит многоцелевые
истребители типа
Су-30МК, ставшие одними
из самых востребованных в
своем классе в мире, а также
учебно-боевые самолеты
нового поколения Як-130.
Ранее она выпустила первую
партию уникальных многофункциональных
самолетовамфибий
Бе-200. Сейчас
реализует программу создания
семейства пассажирских
самолетов МС-21.
ИРКУТСКИМ ПРОЕКТАМ –
МАКСИМАЛЬНАЯ
ПОДДЕРЖКА
максимальную поддержку, заявил вице-президент
ОАО «Сбербанк России» Владимир Яшин после посещения
Иркутского авиационного завода – филиала
ОАО «Корпорация «Иркут», входящего в состав Объединенной
авиастроительной корпорации.
В ходе визита на завод Владимир Яшин ознакомился
с производством самолетов Як-130 и Су-30СМ для
ВВС России, подготовкой предприятия к серийному
выпуску пассажирских воздушных судов нового поколения
МС-21, а также с изготовлением компонентов
для гражданских лайнеров «Эрбас» A320.
По словам Яшина, Сберегательный банк работает с
Сбербанк окажет проектам корпорации «Иркут»
ТРЕБОВАНИЯ
К НОВОМУ КОСМИЧЕСКОМУ КОРАБЛЮ
Российская космическая
корпорация (РКК)
«Энергия» продолжает
работу над перспективной
пилотируемой транспортной
космической
системой.
корпорацией «Иркут» уже 20 лет и является основным
кредитором предприятия: «Мы совместно реализуем
программы по созданию боевых самолетов для Министерства
обороны России и иностранных заказчиков. Открытый
объем лимитов «Иркута» в Сбербанке – более
двух миллиардов долларов. И если предприятию понадобятся
дополнительные средства, мы готовы оказать
максимальную поддержку». Сбербанк России подписал
с ОАО «Корпорация «Иркут» генеральное соглашение
на 10 лет с общей суммой финансирования проекта
более одного миллиарда долларов.
Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru
Приведет ли вооруженный инцидент
на турецко-сирийской границе к эскалации
конфликта между Дамаском и Анкарой?
НЕТ
41%
НЕТ
41%
ДА 46%
13%
НЕ ЗНАЮ
13%
ДА 46%
НЕ ЗНАЮ
ПРОГНОЗ РОСТА
ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК
Компания «Боинг» в опубликованном
обзоре по мировым
грузовым перевозкам прогнозирует
увеличение грузовых перевозок
на мировом авиационном
рынке.
В течение следующего 20-летия
ввиду повышения валового
внутреннего продукта (ВВП) ежегодный
прирост рынка грузовых
перевозок составит 5,2 процента.
Объем ВВП в следующие 20 лет
увеличится почти в два раза.
«Боинг» представил обзор на
Международном форуме и выставке
по грузовым перевозкам в Атланте.
Согласно прогнозу мировой
парк грузовых самолетов к 2031
году увеличится с 1738 до 3198
единиц. Тяжелые грузовые самолеты
типа «Боинг-747» и «Боинг777»
составят 36 процентов парка,
в настоящее время их доля соответствует
31 проценту. Для обеспечения
грузовых транспортировок
потребуется 935 новых грузовых
самолетов на сумму 250 миллиардов
долларов, а также 1820 грузовых
самолетов, конвертированных
из пассажирских авиалайнеров.
ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514
Проект корабля находится
на стадии технической
проработки. Планировалось,
что до конца
года «Энергия» должна
его сдать, но немного изменилось
техническое задание.
В августе текущего
года сообщалось, что корпорация
примет участие в
объявленном Роскосмосом
тендере на разработку
тяжелой ракеты-носителя
грузоподъемностью
до 20 тонн.
В соответствии с техническими
требованиями
новый космический ракетный
комплекс тяжелого
класса будет обеспечивать
выведение пилотируемых
транспортных
кораблей на траектории
полетов к Луне и к околоземным
орбитальным
станциям. Кроме того,
ракета должна выводить
восьмитонные спутники
на геопереходную и пятитонные
на геостационарную
орбиты, модули
орбитальных станций и
платформ – на низкую
околоземную орбиту (до
20 тонн).
Тяжелый носитель
будет создаваться для
запусков с космодрома
Восточный в Амурской
области. Предусматривается
разработка двух
вариантов ракеты –
двухступенчатой и трехступенчатой.
Особым
требованием к новому
комплексу стала автоматизация.
США
ОПЕРЕЖАЮТ
РОССИЮ
ПО БОЕГОЛОВКАМ
Москва в настоящее время располагает
1499 развернутыми ядерными боеголовками,
Вашингтон – 1722.
Такие данные приводятся в очередной
справке о ходе выполнения российскоамериканского
Договора о мерах по дальнейшему
сокращению и ограничению
стратегических наступательных вооружений
(нового ДСНВ). На вооружении
России в настоящее время находится 491
оперативно развернутый носитель ядерных
боезарядов, в число которых входят
межконтинентальные баллистические
ракеты (МБР), тяжелые бомбардировщики
(ТБ) и баллистические ракеты
на подводных лодках (БРПЛ). У США
таких носителей сейчас 806. Кроме того,
в целом развернутых и неразвернутых пусковых
установок МБР, БРПЛ и ТБ в РФ
насчитывается 884, в США – 1034. Информация
приводится по состоянию на 1
сентября текущего года.
«ОБОРОНКИ»
ОПК ИСПЫТЫВАЕТ ОСТРЫЙ
ГЛАВНЫЙ
ВОПРОС
ДЕФИЦИТ ВЫСОКОКЛАССНЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ
состоялись слушания на тему «Кадровый потенциал
оборонно-промышленного комплекса как фактор
военной безопасности и социальной стабильности:
проблемы и пути решения». Еженедельник «ВПК»
представляет своим читателям наиболее волнующие
и злободневные темы, которые затронули
в своих выступлениях участники дискуссии.
Читайте материал на стр. 02
Читайте материал на стр. 02
26 сентября 2012 года в Общественной палате РФ
КАДРЫ –
Сергей ШИШКАРЕВ,
член Экспертного совета
при правительстве
член Экспертного совета
при правительстве
Российской Федерации,оссийской Федерации,
экс-председатель
экс-председатель
Комитета Госдумы
по транспорту
омитета Госдумы
по транспорту
Сергей ШИШКАРЕВ,
СУПЕРХОЛДИНГ
ДЛЯ ГИПЕРЗВУКА
ковых технологий будет создано в ближайшее время.
В этой области фактически уже сложилась кооперация
между Московским институтом теплотехники
(МИТ), военно-промышленной корпорацией «НПО
машиностроение», Концерном ПВО «Алмаз-Антей» и
корпорацией «Тактическое ракетное вооружение». Конфигурация
холдинга еще обсуждается, однако известно,
что он будет создан на базе ВПК «НПО машиностроение»
и корпорации «Тактическое ракетное вооружение».
После получения качественного прототипа планируется
расширить применение гиперзвуковых технологий и в
гражданской отрасли. Проект по гиперзвуку можно
сравнить с проектом по созданию атомной бомбы.
Объединение компаний для разработки гиперзвуРОСОБОРОНЗАКАЗ
ВСКРЫЛ
НАРУШЕНИЯ
За 2011 год выявлено нарушений
законодательства в
сфере государственного оборонного
заказа (ГОЗ) на сумму
18,45 миллиарда рублей.
Федеральная служба по
оборонному заказу за указанный
период провела 427
выездных и документарных
проверок. Объем ГОЗ, охваченный
проверками, составил
869,2 миллиарда рублей.
Из общей суммы нарушений
неправомерно полученные
денежные средства составляют
3,89 миллиарда, неэффекви
Из
не
де
ют
тивное
расходование – 14,51.
Службой обеспечен возврат
неправомерно полученных
денег в объеме 951,82 миллиона
рублей. Кроме того,
наложено 19,8 миллиона административных
штрафов,
из которых обеспечена выплата
10,5 миллиона. Предотвращен
ущерб государству на
сумму 565,8 миллиона. Выявлены
поставка некачественной
оборонной продукции на
сумму 1,43 миллиарда рублей
и неуплаченные неустойки –
5,67 миллиарда.
ПЕРВЫЙ СЕРИЙНЫЙ
Ил-476 – В 2014 ГОДУ
Реализация соглашения на поставку 39 военнотранспортных
самолетов (ВТС) данной модели
(глубоко модернизированных Ил-76МД-90А) позволит
в ближайшее время в значительной степени
заменить стоящие на вооружении самолеты военнотранспортной
авиации и повысить потенциал ВВС.
Госконтракт подписан на сумму 139,42 миллиарда
НЕ КАПЕЛЛАНЫ
НЕ КАПЕЛЛАНЫ
Священники могут развалить 05Вооруженные Силы 05
Священники могут развалить
Вооруженные Силы
СОВСЕМ
СОВСЕМ
ВМС США ПРИДУТ НА ПОМОЩЬ
СВОЕМУ ГРАЖДАНИНУ
ВМС США ПРИДУТ НА ПОМОЩЬ
СВОЕМУ ГРАЖДАНИНУ
А за что платит наш налогоплательщик?06
А за что платит наш налогоплательщик?06
№ 40 (457)
10 – 16 октября 2012 года
выходит по средам
№ 40 (457)
выходит по средам
ХОРОШО ОСНАЩЕННАЯ,
НО СЛАБО
ПОДГОТОВЛЕННАЯ
ХОРОШО ОСНАЩЕННАЯ,
НО СЛАБО
ПОДГОТОВЛЕННАЯ
Частное мнение об американской армии09
Частное мнение об американской армии09
рублей. Опытный образец самолета, созданный ОАО
«ОАК – Транспортные самолеты», в сентябре этого года
совершил первый полет. Завершение заводских и начало
государственных совместных испытаний запланировано на
I квартал 2013 года. Первый серийный Ил-476 поступит в
войска в 2014-м. Около 100 машин, помимо заказа Минобороны,
будет закуплено до 2018–2020 годов. Пул заказчиков
определится в ближайшее время. МЧС, МВД,
ФСБ, администрация президента, Минтранс и ряд других
госструктур должны в течение месяца сформировать соответствующие
списки, предусмотреть кредитную схему финансирования
с учетом активного задействования лизинговых
схем (прежде всего через компанию «ВЭБ-лизинг»).
Характеристики Ил-476 качественно превышают ТТХ
Ил-76 и по надежности, и по дальности, и по экономичности,
и по грузоподъемности (на 20 тонн). Машина будет
востребована у нас в стране и за рубежом.
СЕРТИФИКАЦИЯ Ту-204СМ
Получение документов,
подтверждающих выполнение
соответствующих международных
требований по результатам
специальных испытаний
для нового пассажирского
самолета, планируется завершить
в ноябре этого года.
Среднемагистральный пассажирский
самолет Ту-204СМ,
собранный на «Авиастар-СП»,
успешно прошел сертификационные
тесты в условиях высоких
и низких температур в диапазоне
от -45 до +47 градусов, высокогорья
(до трех километров
над уровнем моря) и ограниченной
видимости. Все системы
воздушного судна отработали
в соответствии с заявленными
техническими характеристиками
и нормами летной годности.
Ту-204СМ является модификацией
авиалайнеров семейства
Ту-204, оснащен модернизированными
двигателями ПС-90А2,
отвечающими всем требованиям
европейских норм. Впервые
в отечественном гражданском
самолетостроении на Ту-204СМ
реализована концепция «электронный
борт». Аппаратура разработана
и создана Ульяновским
КБ приборостроения. Данная
концепция предусматривает
наличие на борту системы
управления общесамолетным
оборудованием, которая фактически
выполняет функции
бортинженера. По сравнению с
базовым самолетом на 10–12
процентов улучшены топливная
эффективность и эксплуатационная
надежность.
ВОЗОБНОВЛЯЮТСЯ
РАБОТЫ ПО РН «РУСЬ-М»
Новый ДСНВ подписан 8 апреля
2010 года в Праге президентами Дмитрием
Медведевым и Бараком Обамой.
Он вступил в силу 5 февраля прошлого
года. Договор предусматривает, что каждая
из сторон сокращает свои СНВ таким
образом, чтобы через семь лет после его
вступления в силу и в дальнейшем их
суммарные количества не превышали
700 единиц – для развернутых МБР, ТБ
и БРПЛ, 1550 – для боезарядов на них,
800 – для развернутых и неразвернутых
пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ.
Договор обязывает Россию и США обмениваться
информацией о количестве
боеголовок и носителей два раза в год.
Эта тема в последнее время активно лоббировалась
в различных структурах в Москве. Налицо положительные
сдвиги. Создание перспективной ракетыносителя
(РН) будет продолжено.
В 2011 году от семейства средних и тяжелых ракет
было решено отказаться в связи с недостатком средств. В
качестве перспективного носителя для космодрома Восточный
был выбран РН «Ангара» производства ГКНПЦ
имени Хруничева. Сейчас работы по проекту «Русь-М»
продолжены, что стало большим подспорьем для разработчиков
и ракетостроителей Самары. Эксперты считают,
что этот проект с высокой вероятностью завершится
успешно. Стоимость проекта, по словам главы региона,
оценивается в 250 миллиардов рублей. Семейство перспективных
РН разрабатывалось для запусков с космодрома
Восточный носителей среднего и тяжелого классов
грузоподъемностью от 6,5 до 50 тонн. Головным разработчиком
и производителем является самарский ракетнокосмический
центр «ЦСКБ-Прогресс».
Коллаж Андрея СЕДЫХ
Коллаж
ллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 40 (457) 10 –16 октября 2012 года
АРМИЯ
РЕЦЕПТ
КОРНИ
ВОЕННОЙ
ПРОФЕССИИ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
НАЦИОНАЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дать нашей армии необходимый профессионализм,
выковать новую этику и обеспечить развитие
фундаментальной военной науки может
только специально выстроенная система
профессионального военного образования.
Как следует строить эту систему?
Каковы базовые ступени такого образования?
Кто будет учить и учиться в соответствующих
заведениях? Предлагаем вниманию
читателей возможную модель национального
военного образования.
Александр ВЛАДИМИРОВ
Национальная система профессионального военного
образования в России должна включать следующие
основные ступени:
– первичное (начальное, профильное или кадетское), которое
будут давать Суворовские (Нахимовские) военные училища,
военные лицеи и кадетские корпуса Минобороны РФ;
– базовое, обеспеченное высшими военными училищами
видов Вооруженных Сил РФ;
– специальное, которое представляет собой систему курсов
по подготовке военных кадров по конкретной военной
и родственным специальностям, существующим при видах
Вооруженных Сил и родах войск. В том числе при назначении
на должности в пределах тактического, оперативного
или стратегического (государственного) уровня профессиональной
компетентности;
лучить которое можно будет в военных академиях видов
Вооруженных Сил РФ (по одной на вид);
– высшее профессиональное государственное образо–
высшее профессиональное военное образование, пование,
которое даст Государственная академия (сейчас это
Военная академия Генерального штаба и Академия государственной
службы).
Попробуем определить некоторые базовые требования
к каждому уровню образования.
НАЧАЛЬНОЕ ВОЕННОЕ
кадетские корпуса комплектуются в основном из детей военных
и государственных служащих, а также сирот, «сыновей
полков» и просто бездомных детей. Эти учебные заведения
призваны прививать своим воспитанникам высокие нравственные
качества, формировать понятия чести и долга. Любовь
к Родине, коллективизм, готовность к самопожертвованию
– не пустой звук для будущего военного и гражданина.
Выпускники таких училищ должны гарантированно
Суворовские (Нахимовские) военные училища, лицеи и
лодным оружием, боевыми единоборствами. Выпускник
должен уметь действовать в чрезвычайных обстоятельствах
и управлять воинскими коллективами уровня отделение –
взвод в мирное и военное время. Разумеется, обязан он знать
и правила поведения в обществе.
Каждое из полученных в ходе обучения профессиональных
знаний должно подтверждаться соответствующим
сертифицированным дипломом, дающим выпускникам
право работы по полученным специальностям.
Обучение целесообразно начинать с 10–11 лет, а проПостроенное
таким образом первичное (начальное) профессиональное
военное образование обеспечит высокий уровень гуманитарного
среднего образования, безусловную государственно
ориентированную социализацию своих выпускников, их общую
готовность к реальной жизни и продолжению службы в армии, а
также конкурентоспособность на рынке труда.
При необходимости и желании выпускника возможно
принятие им на последнем курсе военной присяги и
заключение контракта, обеспечивающего продолжение
обучения в учреждениях базового профессионального военного
образования, а в дальнейшем и воинской службы
с зачетом этого времени в общий срок воинской (государственной)
службы выпускника.
ОФИЦЕРЫ-ВОСПИТАТЕЛИ
Учебные учреждения кадетского образования должны
размещаться в областных центрах и находиться под личным
попечительством президента России, палат Федерального
собрания РФ, министров силовых структур, главкомов
видов Вооруженных Сил РФ, губернаторов провинций и
серьезных финансовых и коммерческих структур. Затраты
последних на создание соответствующей базы и поддержание
достойного уровня «своих» учреждений, безусловно,
не нужно облагать налогами.
Особое значение необходимо уделять конкурсному
подбору кадров офицеров-воспитателей в учреждения
национальной суворовской (кадетской) школы. Главным
критерием их отбора, кроме безусловно высокого уровня
общей культуры и профессионализма, следует считать
любовь к детям.
отбираться офицеры, имеющие высшее образование,
прослужившие порядка 10 лет в строевых
частях Вооруженных Сил РФ, имеющие крепкие
семьи и своих (уже не малолетних) детей. Речь
идет о людях, не стремящихся к «быстрой и блестящей»
военной карьере в строю, но желающих
и готовых служить и работать в СВУ долго.
Новым важным направлением кадровой
должать в течение семи-восьми. Необходимо предусмотреть
ежегодный выезд в оздоровительные летние лагеря, а на последних
двух курсах – проведение войсковой стажировки.
Профессиональная специализация каждого воспитанниполучать
полное сертифицированное общее гуманитарное
среднее образование, отличные знания иностранных языков,
а также прочные навыки владения компьютером на уровне
хорошего пользователя и высокий уровень физической и
психологической подготовки. Необходимо обеспечить учащимся
и получение базовых навыков в управлении автомобильной
и гусеничной техникой, владения стрелковым и хока
может определяться в течение двух последних лет обучения
на основании предрасположенности, личных предпочтений
и возможностей, а также по результатам тестирования.
Войсковую стажировку на последнем курсе разумно
проводить в виде экзамена, учитывая при этом выбранную
воспитанником специализацию.
Выпускники Суворовских (Нахимовских) военных училищ,
военных лицеев и кадетских корпусов имеют право
первоочередного (без экзаменов) поступления на вторые
курсы учреждений базового военного образования.
Великой Отечественной войны в Минобороны СССР был создан
специальный военный институт подготовки преподавателей
для учреждений военного образования и СВУ.
Естественно, каждый принимаемый для работы в СВУ
офицер и специалист должен быть обеспечен комфортабельным
жильем в служебном жилом фонде СВУ.
Основные штатные должностные категории постоянного
состава СВУ таковы: начальник училища – генералмайор,
заместитель начальника училища – полковник,
командир суворовской роты – подполковник, командир
суворовского взвода – майор.
Должностной оклад начальника училища должен быть
приравнен к окладу командира дивизии, заместителя начальника
училища – к окладу заместителя командира дивизии, командира
суворовской роты – к окладу командира полка, командира
суворовского взвода – к окладу командира батальона.
Представляется также важным, чтобы офицеры поров
в систему СВУ – предварительное обучение на
специальных курсах по подготовке к работе с детьми. После
политики в армии могло бы стать принятие решения
о возможности продолжения воинской
службы в запасе. В настоящее время военнослужащий,
выслуживший установленные сроки
действительной военной службы, «состоит»,
а не «служит» в запасе. Продолжение службы
автоматически позволит решить вопрос
подбора командных кадров для системы
СВУ и КК из наиболее подготовленных и
зрелых офицеров ВС РФ без увеличения
штатной численности офицерского корпуса
армии мирного времени.
Непременное условие назначения офицестоянного
состава училищ сами были выпускниками СВУ
или КК, то есть людьми, знающими изнутри и понимающими
кадетскую жизнь и лично заинтересованными в совершенствовании
воспитания в них.
ВЫСШИЕ ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА ВИДОВ ВС РФ
На наш взгляд, на получение базового военного образования
следует отвести пять лет. Первые три года можно
посвятить общему гуманитарному высшему образованию.
Следует предусмотреть углубленное изучение мировой и
отечественной истории, мирового и национального военного
наследия, основ литературы и искусств, этики и эстетики,
педагогики, менеджмента, философии, дипломатии,
мирового и национального права, иностранных языков.
Пригодится будущему выпускнику и углубленное освоение
навыков владения компьютером, стрелковым и холодным
оружием, техникой вождения автомобилей.
Особое внимание нужно уделять формированию физической
и морально-психологической готовности учащихся к
управлению коллективами.
Курсу собственно военных наук следует посвятить последние
два года обучения. Он должен включать изучение
всех видов боевого и тылового обеспечения, вплоть
МОНИТОРИНГ
«АВИАСВИТ» – ЗЕРКАЛО
Сергей ПЕТРЕНКО
Салон, который проводится с
2003-го каждые два года, позволил в
определенной мере оценить нынешнее
состояние национальной авиакосмической
отрасли. Заявленная тематика
– летательные аппараты всех
типов, их строительство, эксплуатация
и модернизация, авиационное
вооружение, бортовое и наземное
оборудование, спутниковые приборы.
Масштаб события характеризует
состав участников – около 300
предприятий более чем из 30 стран,
среди которых, пожалуй, основные –
это ОАО «Вертолеты России», ОАО
«Объединенная авиастроительная
корпорация» (ОАК), британская
SELEX Galileo, немецкая BrotjeAutomation,
американская Laversab,
швейцарская Pilatus Aircraft.
ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
В отличие от аналогичных салонов
в других странах этот, по мнению
автора, главные лица государстваустроителя
не удостоили достаточным
вниманием. Тем не менее официальное
открытие провел первый вицепремьер
Валерий Хорошковский.
Во время летной программы
были представлены самолеты Ан-225,
Ан-148, Ан-158 и Ан-74, российская
пилотажная группа «Русь» на L-39,
а также многочисленные машины
малой авиации и боевые самолеты
воздушных сил вооруженных сил
Украины (ВС ВСУ), образованных
в 2004 году слиянием ВВС и ПВО.
В первый день салона установлен
рекорд высоты подъема вертолета
типа Ми-8. Экипаж модернизированной
ОАО «Мотор Сич» машиМАЛЫЙ
УРОВЕНЬ СОБСТВЕННЫХ РАЗРАБОТОК
ОПРЕДЕЛЯЕТ ЭКСПОРТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВВС
C 27 по 30 сентября на аэродроме «Антонов»
под Киевом прошел 8-й международный авиакосмический
салон «Авиасвит-XXI». По словам организаторов, выставка
в этом году стала более масштабной по числу участников
и представленной экспозиции.
ны Ми-8МСБ в составе летчиковиспытателей
Сергея Тишкова и Юрия
Юхимука поднялся на высоту 8200
метров. Пилотаж истребителя Су-27
в исполнении военного летчика 1-го
класса, летчика-инструктора подполковника
Александра Оксанченка и
демонстрационный полет звена МиГ29
стали украшением выставки.
На земле посетители смогли увидеть
технику, стоящую на вооружении
ВС ВСУ, практически весь парк семейства
Ан, легкие самолеты местного
производства «Аэропракт», «Фермер» и
другие. Выделялась экспозиция НПП
«Аэротехника-МЛТ». На ней были
представлены командные пункты систем
ПВО, а также модернизированные
ЗРК С-125 и РЛС.
Российская экспозиция была
одной из самых масштабных. Участвовали
четыре ведущие российские
компании – ОАО «ОАК», ОАО «Роствертол»,
ОАО «Вертолеты России»
(в которое входит Ростовский вертолетный
завод), курское ОАО «Прибор».
Кстати, в рамках салона компания
«Вертолеты России» провела
конференцию, посвященную новым
подходам к организации обслуживания
машин и новым продуктам
холдинга, в числе которых поисковоспасательный
Ка-32А11ВС, легкие
Ка-226Т в медицинском исполнении
и различные модификации вертолета
«Ансат», Ми-171А2 и Ка-62.
ПРОДАЖА АВИАТЕХНИКИ
Считается, что одна из главных
целей проведения «Авиасвита» – расширение
круга иностранных заказчиков.
В этой области есть проблемы.
С одной стороны, Украина входит в
десятку государств, обладающих полным
циклом производства военнотранспортных
(ВТС) и транспортных
самолетов. С другой – официальные
цифры, в том числе от Государственной
службы экспортного контроля,
подтверждают, что за последние
семь лет экспорт авиатехники из незалежной
базировался в основном
на продаже бывших в употреблении
военных самолетов и вертолетов, в
лучшем случае отремонтированных и
модернизированных.
В частности, за 2005–2011 годы экспортировано
223 военных самолета и
вертолета, а также 50 БЛА ВР-3 «Рейс».
Пик поставок пришелся на 2006–
2007-й за счет соглашений с Азербайджаном
и Йеменом. В последующие годы
количество экспортируемых машин ежегодно
уменьшалось и в 2011-м упало до
пяти. Интересно, что наиболее активно
Украина продавала L-39 – 91 единица,
то есть практически 50 процентов
из указанных двух сотен. Второе место
Представляется, что для работы в СВУ должны
до практических навыков их осуществления, а также прохождение
теории общей тактики, что даст возможность
выпускникам ориентироваться во всех видах общевойскового
боя тактического уровня.
Обучение на последних курсах необходимо сопровождать
проведением войсковых стажировок в должностях
командиров взводов, рот и им равных с учетом возможной
(выбранной) выпускником будущей специальности.
Выпускник учреждения базового военного образования
становится обладателем диплома о получении сертифицированного
общего высшего гуманитарного образования
по специальности «Специалист по управлению коллективами»
общегражданского государственного образца
и диплома о получении базового (среднего) военного образования,
дающего ему право и возможность построения
служебной карьеры до командира полка включительно.
Важной особенностью учащихся в учреждениях базового
военного профессионального образования является
их осознанный выбор жизненного пути – служение Родине
в рядах ее Вооруженных Сил. Такие военные профессионалы
не нуждаются в служебных контрактах.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ КУРСЫ
Тем не менее появление выпускника в войсках, то есть
собственно служба в частях действующей армии, может
состояться только после прохождения им курса специального
военного образования – первого из системы курсов
по подготовке военных кадров по конкретной военной и
родственным специальностям, существующим при видах
Вооруженных Сил, родах войск и военных округах.
Курсы будут готовить офицеров и специалистов непосредственно
к работе по выбранной специальности в конкретной
должности, в конкретном военном округе (флоте).
Они могут быть непродолжительными, но обучение здесь
должно стать необходимым условием получения следующей,
очередной в служебной карьере офицера должности,
вплоть до уровня командира отдельной части.
ВИДОВЫЕ АКАДЕМИИ
Офицер или специалист может получить высшее военное
профессиональное образование, только успешно окончив
одну из военных академий видов Вооруженных Сил
РФ (по одной на вид, в том числе и на Тыл ВС РФ).
Выпускник учреждения высшего профессионального
военного образования должен иметь диплом о получении
сертифицированного высшего общего военного профессионального
образования по специальности «Оперативное
управление коллективами» общегражданского государственного
образца и диплом о получении профессионального
высшего военного образования. Последний дает
ему право и возможность построения служебной карьеры
до командира полка, бригады, дивизии, корпуса, армии
включительно и равных им должностей.
Главная особенность этих академий – подготовка профессиональной
военной элиты, способной командовать дивизиями,
армиями и флотами на уровне общевойсковых операций.
В них необходимо совместить уровни знаний существующих
военных академий и Академии Генерального штаба.
ДЛЯ СТАРШИХ И ВЫСШИХ ОФИЦЕРОВ
Высшее государственное образование получают генералы
и гражданские государственные служащие, отобранные
или избранные для назначения на высшие посты государственного
управления на федеральном уровне, а также
представители региональных элит, выбранные населением
на высшие управленческие должности в своих регионах.
К ним относятся президент России, высшие чиновники
его администрации, председатели и руководители палат
и комитетов Федерального собрания РФ, члены кабинета
министров правительства РФ и его аппарата, губернаторы
и руководители региональных дум и так далее.
В военной сфере речь идет об уровне министров и их
заместителей, стратегических и территориальных командований,
управлений Центрального аппарата Минобороны
и Генерального (Объединенного) штаба и так далее.
Готовить государственную управленческую элиту и вырабатывать
государственную стратегию развития России и ее
Вооруженных Сил будет Государственная академия России
(сейчас Военная академия Генерального штаба и Академия
государственной службы). Главными предметами обучения
в ней станут философия и практика государственного строительства
и управления государством и армией.
Претворение в жизнь такой системы непрерывного профессионального
военного образования не предполагает больших
дополнительных расходов. Строительство возможно начать
уже сегодня, например с создания на базе существующей
структуры СВУ и КК Минобороны кадетского образования
и придания ей возможностей, статуса и полномочий давать
своим воспитанникам сертифицированное начальное профессиональное
образование государственной (военной) службы.
Это значит, что фундаментом военного профессионального
образования может и должна стать национальная
суворовская военная школа – основа системы государственной
гражданской службы.
04
04
Алексей МАТВЕЕВ
Стр.4
05
05
РЕАЛИИ
Владимир ЩЕРБАКОВ
Первое, что бросается в глаза при изучении
материалов по данной проблеме в различных
источниках, – попытка оппонентов показать
пользу или, напротив, вред религиозного воспитания
граждан вообще и военнослужащих
в частности. При этом доказывая или опровергая
наличие самого Бога, авторы зачастую
опускаются до откровенных оскорблений.
В качестве подтверждения верности своей
позиции обе стороны приводят множество
высказываний известных государственных и
общественных лиц, а также деятелей науки и
искусства, различных полководцев и флотоводцев
далекого и не очень прошлого.
Практически не затрагивается в ходе таких
дискуссий следующее.
ХРИСТИАНСКОЕ ВОИНСТВО В ПРОШЛОМ
Сторонники введения в штаты воинских
частей священников апеллируют к историческому
опыту дореволюционного периода России,
когда священнослужители постоянно находились
при воинских частях и на кораблях
флота. В этом, безусловно, есть доля истины.
Полковые и корабельные священники, православные
батюшки, действительно вносили
огромный вклад в дело обеспечения высокого
нравственного облика военнослужащих и повышения
их боевого духа. В ходе боевых действий
находившиеся на передовой военные
священники проявляли недюжинную личную
храбрость и зачастую с крестом в руках вели
бойцов в атаку. Многие из них погибли или
умерли от ран. О благотворном влиянии священников
на раненых во время посещения
госпиталей и говорить не стоит.
Все это, бесспорно, верные факты, но из
многоконфессиональной воинской части, в
которой также однозначно будут и атеисты,
такие действия не совсем оправданны.
Почему военно-политическое руководство
страны не устраивает вариант, когда верующие
военнослужащие в отведенные для этого часы
и дни в свободное от службы время совершают
свои религиозные обряды в специально построенном
помещении на территории части
или в храме за его пределами (если таковой,
конечно, есть). Можно также организовать походные
храмы или молельные комнаты, ответственными
за которые могут стать добровольные
помощники из числа верующих военнослужащих,
назначаемые совместным решением
командира части и священника местного
прихода (руководства церкви).
ников в Российской армии часто ссылаются
на армию американскую, имеющую, пожалуй,
самую хорошо организованную и эффективно
функционирующую службу военного
духовенства. Однако корпус капелланов ВС
США – это совсем не то, что хотят создать в
Российской армии.
Сторонники введения штатных священЧУЖОЙ,
НО СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ
виду упускается одна важная деталь. На протяжении
многих столетий православие было
доминирующей, а затем и государственной
религией в России в целом и в русских армии
и флоте в частности. Длительное время представителям
некоторых религий просто запрещалось
проживание на территории Российской
империи или разрешалось, но лишь в
специально «обрисованной» черте оседлости.
На приверженцев иудейской религии воинская
повинность распространялась только с
20-х годов XIX века. В офицеры иудеев производить
запрещалось. Таким образом, русское
воинство на протяжении веков рассматривалось
в первую очередь как христианское, православное,
призванное защищать не только
свое Отечество, но и православную веру.
Да, среди военнослужащих были представители
и других христианских течений
(католики, протестанты и др.), а также иудеи,
мусульмане и даже представители народностей,
исповедовавших язычество. Однако подавляющее
большинство все же составляли
христиане. По данным С. В. Волкова, изложенным
в труде «Русский офицерский корпус»,
в XIX веке число иноверцев в войсках
не должно было превышать 30 процентов.
Там же указано, что в среднем в 1860-е годы
состав офицерского корпуса по вероисповеданию
был следующим: православные – 76,8
процента, католики – 13,73, протестанты –
7,14, приверженцы армяно-григорианской
церкви – 1,15, мусульмане – 1,13. Что же касается
нижних чинов, то по данным Военностатистического
сборника от 1871 года, по
состоянию на 1869-й православных в пехоте
было около 85 процентов, в кавалерии –
более 93, в артиллерии – чуть более 93, а в инженерных
войсках – более 92. В то же время
католики по данным родам войск распределялись
– 9,04 процента, 4,04, 4,31 и 4,99 соответственно,
протестанты – 2,63 процента,
1,33, 1,47 и 1,05, мусульмане – 1,69 процента,
0,88, 0,57 и 1,18, а иудеи – 1,4 процента, 0,38,
0,36 и 0,52 соответственно.
ПРИРОДА МОНОЛИТА
То, что в подавляющей своей части русские
армия и флот были православными, существенно
упрощало решение задачи религиозного
воспитания военнослужащих, значительно
повышало его эффективность. Армия
и флот являлись в целом монолитным военным
организмом. При этом военнослужащиеРЕЛИГИЯ
И АРМИЯ –
ВОПРОС НЕ ЗАКРЫВАЕТСЯ
ПОСТУЛАТ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ
ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИНАДЛЕЖАТЬ И НЕ ПРИНАДЛЕЖАТЬ К КАКОЙ-ТО КОНФЕССИИ
Тема взаимоотношений Церкви и армии упорно не сходит со страниц
печатных СМИ. Проблема продолжает активно дискутироваться
в блогосфере и обществе. Однако при обсуждении этого весьма непростого
вопроса из виду упускается ряд важных моментов, на один из которых
хотелось бы обратить внимание.
мусульмане, например, преимущественно
сводились в отдельные подразделения и воинские
части, из которых наиболее известна
сегодня «Дикая дивизия», сформированная в
1914 году и на 90 процентов состоявшая из
добровольцев-мусульман Северного Кавказа
и Закавказья. Для иноверцев учреждались
даже свои награды. Например, введенный в
1844 году особый отличительный знак Георгиевского
креста, на котором изображение
Святого Георгия было заменено на двуглавого
орла (хотя позже, в ХХ веке Георгиевский
крест приобрел стандартный вид для всех награждаемых).
Особо
необходимо отметить, что государственный
статус православной церкви позволял
только православным священникам
проводить в войсках миссионерскую деятельность
и обращать в православную веру
католиков, протестантов, мусульман, иудеев,
язычников и др. Остальным конфессиям осуществление
такой деятельности в армии и на
флоте не разрешалось, да и на протяжении
длительного времени православным гражданам
России вовсе запрещалось переходить в
другую веру. В этом, как представляется, в суровых
условиях существования Российского
государства имелась настоятельная необходимость,
среди прочего позволявшая сохранить
монолитность общества, необходимую для
более эффективного решения задачи защиты
государства и обеспечения его поступательного
развития.
В советское время, как это ни парадоксально,
Вооруженные Силы также представляли
«религиозно монолитное образование»,
если условно принять за религию коммунистическую
идеологию. Роль «полковых
священников» исполняли комиссары и политруки,
имевшие специальную подготовку
и достаточно хорошо справлявшиеся с возложенными
на них задачами по моральнонравственному
воспитанию личного состава
армии и флота и повышению боевого духа
солдат и офицеров.
БОЛЬШИНСТВО НЕ ЗНАЧИТ ВСЕ
Сегодня ситуация в стране и армии изменилась
кардинально – Россия в полной мере
стала многоконфессиональной страной, в
жизни которой все более возрастающую роль
играют представители ислама, иудаизма и
других религий. Равно многоконфессиональными
оказались сегодня и российские Вооруженные
Силы, не говоря уже о том, что в их
рядах имеется и весьма немалое число атеистов.
Даже Роман Илющенко в своей статье
«С Богом на защиту Отечества» подтверждает
это, цитируя газету «Красная звезда» от 4 февраля
2012 года: «В настоящее время практикующие
верующие составляют 22 процента,
время от времени участвующие в религиозных
церемониях – 57, не определившиеся до
конца в своей религиозной принадлежности
– 5, агностики и убежденные атеисты – 16.
Такие цифры на сборах штатного военного
духовенства привел начальник Социологического
центра Вооруженных Сил Минобороны
РФ Леонид Певень.
Согласно данным соцопросов по своей
конфессиональной принадлежности верующие
военнослужащие распределяются следующим
образом. Православные христиане
составляют 76 процентов, мусульмане – 10,
католики, протестанты, буддисты и последователи
других религий набирают по одному
проценту».
Таким образом, минимум 16 процентов
военнослужащих могут воспринимать совершаемые
перед общим строем любые церковные
обряды оскорбительными для себя (плюс
к тому есть 5% «неопределившихся»), а еще
10 процентов могут сказать то же самое в отношении
благословления общего строя подразделения
или воинской части со стороны,
к примеру, православного батюшки. Да и
«время от времени участвующие в религиозных
церемониях» не могут быть полноценно
отнесены к «настоящим верующим».
Как в такой ситуации можно заниматься
активным введением штатных должностей воинских
священников да еще и не представляющих
полностью все существующие на территории
России конфессии? Даже с учетом того,
что религиозная принадлежность военных
священников будет зависеть от веры, которую
исповедует большинство личного состава конкретной
части (что отмечалось Вячеславом
Котковым в статье «Помощь батюшки необходима»).
Да, вне всяких сомнений, верующий
должен обязательно иметь возможность возносить
молитвы и совершать другие ритуалы,
но так, чтобы не мешать тем, кто исповедует
иную религию, или атеистам. Так же, как и
атеист никоим образом не должен насмехаться
над верующим или мешать ему молиться.
Постулат о свободе совести и вероисповедания
обеспечивает возможность гражданам не только
принадлежать к какой-то религии, но и не
принадлежать ни к одной из них вовсе.
МИССИОНЕРСТВО
И РЕЛИГИОЗНЫЕ РИТУАЛЫ
Приходилось многократно наблюдать,
как по случаю праздника или перед важными
мероприятиями православный батюшка
благословляет застывшую в едином строю
воинскую часть... Неужели все эти военнослужащие
являются верующими и тем более
православными? Неужели в строю не нашлось
бы ни одного атеиста или, к примеру, исповедующего
католицизм, ислам или буддизм? А
освящение батюшкой спускаемого на воду
боевого корабля? Не будет ли после этого военнослужащий,
исповедующий другую религию,
негативно относиться к этому кораблю и
своим сослуживцам? Сказанное никоим образом
не направлено против Русской православной
церкви, на месте батюшки может быть
священник любой другой конфессии. Для
Во-первых, перед тем как стать капелланом,
кандидат проходит обучение в специальном
учебном заведении (школе). Кандидаты в
капелланы должны отвечать целому ряду требований,
включая сдачу экзамена по физической
подготовке и прохождение специального
теста на допуск со стороны соответствующих
спецслужб, а также показать во время собеседования
«высокие духовные, моральные и
интеллектуальные способности, наличие развитого
чувства плюрализма и терпимости к
другим вероисповеданиям».
Во-вторых, выпускник учебного заведения,
молодой капеллан, получает первичное
офицерское звание и носит военную форму с
особыми знаками отличия (то есть является
именно офицером, а не, как иногда пишут у
нас, «носит офицерскую форму»), а во время
своей службы обязан не только духовно
окормлять военнослужащих своего вероисповедания,
но и предоставлять все, что необходимо
для отправления религиозных ритуалов
военнослужащими любого другого вероисповедания.
Причем религиозные обряды капелланы
проводят в части не перед всем строем,
а только с представителями своего учения и
в отведенном для этого месте. В поле капеллан
использует для этого, к примеру, особые
флаги, обозначающие места богослужения
для верующих той или иной конфессии.
Кроме того, в зависимости от места службы
и имеющейся необходимости капелланы проходят
дополнительную подготовку, например
медицинскую, для оказания первой помощи
раненым и больным в отсутствие медика.
Офицерские звания носят и польские
капелланы, а военные священники в армии
Чехии к тому же должны сдавать зачеты по
огневой подготовке. Впрочем, служба военных
священников в западных армиях не
всегда обеспечивала высокую нравственность
военнослужащих. Девиз Gott mit uns, что в
переводе с немецкого значит «С нами Бог»,
на пряжках солдат вермахта отнюдь не мешал
им совершать военные преступления и преступления
против человечности.
Однако если бы военно-политическое руководство
России все-таки приняло решение
организовать в рамках ВС РФ службу военного
духовенства, подобную американской,
это можно было бы только приветствовать.
Нынешний же вариант, как представляется,
не совсем продуман и может в перспективе
послужить причиной усиления межрелигиозной
напряженности, а также ухудшения взаимоотношений
между верующей и атеистически
настроенной частями армии и населения
России в целом. Либо, что еще хуже, приведет
к созданию отдельных моноконфессиональных
воинских подразделений, что тоже
потенциально опасно.
А не начать ли нам введение штатных единиц
священников с подразделений полиции?
Может, они смогли бы не допустить тех резонансных
негативных событий, которые сотрясали
правоохранительное сообщество России
в последнее время?
АРМИЯ
УКРАИНСКОГО АВИАПРОМА
в рейтинге авиапродаж занял МиГ-21
(22 машины), третье разделили Су-22 и
МиГ-29 (по 20). Далее: Су-25 (12), МиГ27
(4), Ил-78 (3), Ан-74, Ан-72, Ан-12
и Су-27УБ (по 2), Су-24, МиГ-23МЛД
(по 1). В 2005–2011 годах продан 41
вертолет (34 Ми-24 и 7 Ми-8). Доля
военных самолетов собственного производства
в обсуждаемом списке очень
мала – только шесть самолетов марки
Ан (3,3%). В текущем году есть шансы
незначительно улучшить ситуацию за
счет выполнения иракского контракта
на ВТС Ан-32.
В ближайшее десятилетие Украина
попытается держать позиции на рынке
военно-транспортных самолетов за
счет двух основных проектов – Ан-70
и инициативной программы Ан-178.
В отношении первого ВТС сегодня
можно говорить об определенных рыночных
перспективах. Прежде всего
на основе взаимодействия с российским
авиапромом и опираясь на заказ
Минобороны РФ.
Будущее Ан-178 пока остается
неясным, несмотря на фактическое
отсутствие прямых конкурентов в
его «весовой» категории. Во всяком
случае Генштаб ВСУ не поддержал
инициативу «Антонова». Хотя от военных
требовалось всего лишь выдать
оперативно-тактические требования
на самолет, а все необходимые ресурсы
по созданию машины предприятие готово
было найти самостоятельно. Эксперты
сообщили, что МО обосновало
реальную потребность в нескольких
десятках машин, но личные амбиции
вновь назначенного начальника Генштаба
генерал-полковника Владимира
Заманы перечеркнули это начинание.
В среднесрочной перспективе Украина
попытается реализовать значительное
количество бэушной авиатехники
в течение двух-трех ближайших лет в
основном за счет арсеналов МО. В связи
с низкой долей в экспорте самолетов национальной
разработки и производства
намечено усилить продвижение марки
Ан на внутреннем рынке. По мнению
экспертов, этому бы способствовали
льготы авиакомпаниям в случае перехода
на самолеты «Антонова».
Условием успеха на международном
рынке считается усиление государственного
лоббирования своих
авиастроителей и совместные проекты
с ведущими импортерами и экспортерами
авиатехники, в первую
очередь с Россией.
Часть заказов потеряна из-за отсутствия
дополнительных сервисов и
привлекательного набора различных
услуг. Так, руководство государственного
авиастроительного концерна
«Антонов» уже признало ошибкой
продвижение Ан-148, Ан-158, Ан-140
без комплекса постпродажного обслуживания
и сопровождения.
БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ
Заслуживают внимания определенные
изменения по парку военной
авиации в части восстановления летательных
аппаратов и увеличения интенсивности
летной подготовки. Согласно
официальным данным с начала
этого года и по сентябрь в ВС ВСУ
было проведено 500 летных смен с
общим налетом 8000 часов. Безусловно,
цифра не столь большая, но это в
3,5 раза больше показателей прошлого
года. В 2012-м в бригадах тактической
авиации (ТА) интенсивность
проведения летных смен возросла до
пяти в неделю. За одну смену обычно
выполняется до 20 самолетовылетов, в
небе проводят около 20 часов. Средний
налет военного летчика сегодня
уже составляет 30 часов, в том числе
для молодых – 25.
Согласно заявлениям командующего
ВС ВСУ генерал-лейтенанта
Юрия Аврамовича Байдака за этот же
период прошли ремонт и освидетельствование
60 ведомственных летательных
аппаратов. Модернизированы,
приняты на вооружение и проходят
испытания в частях ТА 12 МиГ-29,
Су-27 и Л-39. Министерство обороны
Украины также проводит заводской
ремонт средних ВТС Ил-76МД,
причем первый отремонтированный
самолет может поступить в войска до
конца текущего года. Использование
Ил-76 в интересах МО планируется
как минимум до 2030-го, а решение
о замене его на новый средний самолет
Ан-70 находится в зависимости от
экономических возможностей государства.
Что касается вертолетов, то
ВС ВСУ сосредоточивает усилия на
модернизации Ми-24, Ми-8Т и Ми-2.
По тренажерам: эксплуатируется 15
комплексов, из них четыре современных
(производства 2007–2012 годов).
Всего до 2017 года планируется
принять на вооружение 86 модернизированных
самолетов, отремонтировать
или перевести на эксплуатацию
по техническому состоянию 85 самолетов
и вертолетов.
Министр обороны Украины Дмитрий
Саламатин ранее сообщил: «В
2012-м ВС ВСУ получили по четыре
Су-27 и МиГ-29, пять Л-39, а также
один Су-27УБ. Всего в этом году на
авиаремонтных предприятиях проводился
ремонт и модернизировалось 47
летательных аппаратов. На ремонт авиационной
техники в 2012-м выделено
втрое больше средств, чем в прошлом.
Эта цифра будет расти ежегодно. У нас
амбициозные планы – до конца года
довести средний налет до 40 часов».
Есть решения и на дальнесрочный
период. К 2040 году намечено принципиально
обновить летный парк: около
трети новых машин придется на новый
многофункциональный тактический
самолет, который заменит МиГ-29,
Су-27, Су-25 и Су-24М. Вопрос о его
закупках будет рассматриваться к 2025
году. Руководство ВС ВСУ не исключает,
что страна присоединится к одному
из международных консорциумов по
созданию перспективной машины ТА.
В зависимости от сделанного выбора
определят также легкий тактический и
учебно-боевой самолет.
легкий ВТС. На его базе могут быть
созданы самолеты дальнего радиолокационного
обнаружения и другая
специальная авиатехника.
Семейство Ан-24/26/30 заменит
НЕТ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Если в военной сфере состояние
дел в рассмотренных аспектах стало
медленно меняться к лучшему, то ситуация
в гражданском авиастроении
противоречива. Лидер отрасли – государственное
предприятие «Антонов»
(Киев) в 2011 году выпустил два
Ан-148 и пять Ан-32Б.
Уровень технологической оснащенности
по-прежнему остается низким.
Напрашивается вопрос будущего
российско-украинской авиастроительной
кооперации. Выставка доказала,
что независимо от политической
конъюнктуры Москва – основной
партнер Киева.
Госпредприятие «Антонов» в дни
авиасалона подписало с российской
компанией «Русские машины» протокол
о сотрудничестве по развитию программы
производства Ан-140 на авиационном
заводе «Авиакор». Программа
рассчитана на пять лет и предусматривает
переоснащение и модернизацию
производственных мощностей предприятия
для полномасштабного серийного
производства, совершенствование
партнерской кооперации, оптимизацию
обеспечения комплектующими.
В рамках совместной работы намечен
выпуск транспортной, санитарной и
картографической модификаций Ан140,
а также пассажирской с увеличенной
вместимостью.
Самые большие надежды связаны
с российскими заказами на Ан-70
(МО РФ планирует закупать ВТС
начиная с 2016 года) и модернизированный
тяжелый транспортный Ан124-100
«Руслан».
Именно проект Ан-70 стал одной
из самих обсуждаемых в дни проведения
салона тем. В частности, в
контексте планов строительства ВТС
только на российском КАПО и отказа
от производства на Украине. В
самом ГП «Антонов» по данному
поводу настроены оптимистично:
считается, что это позволит снизить
затраты на выпуск. Россия как основной
заказчик самолета загрузит свои
мощности, а украинская сторона получит
прибыль от поставок узлов и
роялти – компенсации за патенты и
авторские права. Кроме того, Украина
оставит за собой выпуск двигателя,
крыльев и оперения самолета, а
российское предприятие будет выпускать
фюзеляж и производить окончательную
сборку.
Стр.5