Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №29 2012 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268312
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2012 .— №29 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268312 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ВЫ НАС ЗАЩИЩАЕТЕ ТЕМА Виктор СТЕПАНОВ, Виктор СТЕПАНОВ, генеральный директор генеральный директор ОАО «ВНИИтрансмаш», «ВНИИтрансмаш», заслуженный машиностроитель РФ, доктор технических наук, член-корреспондент РАРАН заслуженный машиностроитель РФ, доктор технических наук, член-корреспондент Р ТАНКОВЫХ РЕЙТИНГОВ ТАНКОВЫХ РЕЙТИНГОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН В отечественной и зарубежной прессе периодически появляются статьи ТЕНДЕНЦИИ САМОЛЕТ Ан-70 БУДУТ СТРОИТЬ В КАЗАНИ «Все идет к тому, что Ан-70 будут делать в Казани, где всегда строили тяжелые военные самолеты. <...> ДА 52% НЕТ 39% ДА НЕТ 39% 52% НЕ ЗНАЮ НЕ ЗНАЮ 9% 9% АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА –РАЗВИТИЕ УДАРНЫХ СРЕДСТВ СИЛ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРИДЕТСЯ ПРИБЕГНУТЬ К ЯДЕРНОМУ ОРУЖИЮ ПРИДЕТСЯ ПРИБЕГНУТЬ К ЯДЕРНОМУ ОРУЖИЮ Григорий ВЫЛЕГЖАНИН,ригорий ВЫЛЕГЖАНИН, заместитель начальника отдела ФБУ «46-й ЦНИИ МО РФ» заместитель начальника отдела ФБУ «46-й ЦНИИ МО РФ» ПРИМЕНЕНИЕ МЕТ ДОВ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА В отечественной и зарубежной прессе периодически появляются статьи с суждениями о том, какой танк лучший в мире. <...> Газета «Военно-промышленный курьер» с суждениями о том, какой танк лучший в мире. <...> Корабли также будут модифицированы для эксплуатации в арктических условиях, что означает увеличение мощности системы энергоснабжения для обеспечения таяния льда на летной палубе. <...> «ВИКРАМАДИТЬЯ» НА РОССИЙСКОМ ПРАЗДНИКЕ Авианосец «Викрамадитья» ВМС Индии, проходящий заводские испытания в Баренцевом море, 29 июля примет участие в параде в честь Дня Военно-морского флота (ВМФ) России в Североморске. <...> Корабль оборудован полетной палубой и трамплином для взлета истребителей МиГ-29К, оснащен современным оборудованием, внутри корпуса авианосца проложены новые кабельные трассы общей длиной более двух тысяч километров. <...> «Диалог как по двусторонним каналам, так и в рамках ВЫ НАС ЗАЩИЩАЕТЕ <...>
Военно-промышленный_курьер_№29_2012.pdf
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ВЫ НАС ЗАЩИЩАЕТЕ ТЕМА Виктор СТЕПАНОВ, Виктор СТЕПАНОВ, генеральный директор генеральный директор ОАО «ВНИИтрансмаш», «ВНИИтрансмаш», заслуженный машиностроитель РФ, доктор технических наук, член-корреспондент РАРАН заслуженный машиностроитель РФ, доктор технических наук, член-корреспондент Р ТАНКОВЫХ РЕЙТИНГОВ ТАНКОВЫХ РЕЙТИНГОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН В отечественной и зарубежной прессе периодически появляются статьи ТЕНДЕНЦИИ САМОЛЕТ Ан-70 БУДУТ СТРОИТЬ В КАЗАНИ «Все идет к тому, что Ан-70 будут делать в Казани, где всегда строили тяжелые военные самолеты. Думаю, самое серьезное решение на этот счет уже принято», – сказал председатель совета директоров АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. По его словам, министр обороны РФ недавно подтвердил ему, что Казань определена местом строительства Ан-70. «Я тоже считаю, что только Казань способна справиться с этой задачей без ущерба для других программ», – отметил Богуслаев. Ранее премьер-министр Украины Николай Азаров дал поручение профильным ведомствам обеспечить отработку всех финансовых и технических аспектов кооперации с РФ в программе создания и производства военно-транспортного самолета Ан-70. В августе 2009 года Киев и Москва договорились о сотрудничестве в обеспечении создания, совместного серийного производства и поставок в эксплуатацию оперативно-тактического военно-транспортного самолета Ан-70 и транспортного самолета Ан-70Т с двигателями Д-27. Проект Ан-70 входит в Госпрограмму вооружения РФ до 2020 года, гособоронзаказ российской стороны на Ан-70 составит 60 машин. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 9 июня принял решение о строительстве завода по производству Ан-70 на мощностях Казанского авиационного производственного объединения (КАПО) и поручил подготовить предложения Украине по кооперации в программе к заседанию межправительственного комитета по торговоэкономическому сотрудничеству межгосударственной украинско-российской комиссии. МОТОР Як-130 ОБРЕТЕТ МОЩЬ НА УКРАИНЕ Украинское государственное предприятие «Ивченко-Прогресс» государственного концерна «Укроборонпром» модернизирует двигатель для учебно-боевого самолета Як-130, что должно существенно увеличить его экспортный потенциал. Об этом сообщил генеральный конструктор ГП «ИвченкоПрогресс» Игорь Кравченко. «Модернизация двигателя – это нормальный процесс, так и во всем мире делается. Это (АИ-222-28) более мощная модификация двигателя с существенно большей тягой. Модернизация, безусловно, улучшит экспортный потенциал самолета Як-130», – сказал Кравченко. По его словам, предприятие «Ивченко-Прогресс» рассчитывает получить от России техническое задание на разработку данной модификации двигателя: «К нам приезжал глава корпорации «Иркут» Алексей Федоров. Договорились, что дело выгодное и целесообразное, и Россия выдаст техническое задание. После того как оно будет выдано, мы приступим к этому двигателю, будем создавать эту модификацию. Думаю, что через три года точно модификация пройдет испытания – это нормальный срок». Генконструктор подчеркнул, что у предприятия «Ивченко-Прогресс» есть все возможности, чтобы увеличить тягу двигателя Як-130. Учебно-боевой самолет Як-130 принят на вооружение ВВС России и уже поступает в войска. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Приведут ли последние действия вооруженной сирийской оппозиции к падению режима Башара Асада? ДА 52% НЕТ 39% ДА НЕТ 39% 52% НЕ ЗНАЮ НЕ ЗНАЮ 9% 9% АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА –РАЗВИТИЕ УДАРНЫХ СРЕДСТВ СИЛ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРИДЕТСЯ ПРИБЕГНУТЬ К ЯДЕРНОМУ ОРУЖИЮ ПРИДЕТСЯ ПРИБЕГНУТЬ К ЯДЕРНОМУ ОРУЖИЮ Григорий ВЫЛЕГЖАНИН,ригорий ВЫЛЕГЖАНИН, заместитель начальника отдела ФБУ «46-й ЦНИИ МО РФ» заместитель начальника отдела ФБУ «46-й ЦНИИ МО РФ» ПРИМЕНЕНИЕ МЕТ ДОВ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА В отечественной и зарубежной прессе периодически появляются статьи с суждениями о том, какой танк лучший в мире. Газета «Военно-промышленный курьер» с суждениями о том, какой танк лучший в мире. Газета «Военно-промышленный курьер» публикует выступление по этой теме, прозвучавшее на 15-й всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности». публикует выступление по этой теме, прозвучавшее на 15-й всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности». Продолжение на стр. 07 Продолжение на стр. 07 ВСЯ ЛОЖЬ ВСЯ ЛОЖЬ МИНОБОРОНЫ ТРЕБУЮТСЯ КОНТРАКТНИКИ… В настоящее время в Вооруженных Силах служат 406 тысяч офицеров и контрактников из числа сержантов и солдат (220 тысяч офицеров и 186 тысяч рядовых и сержантов). До 2017 года военное ведомство предполагает набрать 425 тысяч контрактников, а ежегодно в ВС РФ должны поступать по 50 тысяч. Максимальный возраст – 45 лет. Первый контракт на испытательный срок из числа солдат срочной службы заключается сроком на три месяца. Сначала такие военнослужащие получают от 17 до 25 тысяч рублей. Существует множество стимулов для увеличения денежного содержания – повышение классной квалификации, выплаты за секретность, за выслугу лет. Контрактник, не будучи офицером, в итоге может получать 58–60 тысяч рублей. По словам члена Комитета Госдумы по обороне Вячеслава Тетекина, реально в ВС РФ около 800 тысяч человек, таким образом контрактники составляют половину численности Российской армии. …НО КАДРОВЫЙ ГОЛОД НЕ ГРОЗИТ На сегодня 12 тысяч офицеров выпущены из вузов Минобороны. Сразу на офицерские должности были назначены восемь тысяч. Небольшая часть выпустившихся зачислена в распоряжение, но в этом году все военнослужащие будут назначены на офицерские должности. В настоящее время на сержантских должностях находятся до семи тысяч офицеров. Причем некоторые лейтенанты не стремятся переходить на офицерские должности. Назначение офицеров на сержантские должности было связано с большим выпуском офицеров из вузов Минобороны и резким сокращением офицерских должностей в войсках. За штатом в воинских частях и учреждениях армии и флота находятся 37 тысяч человек. Минобороны работает с этой категорией военнослужащих. Если офицер готов занять конкретную воинскую должность, то его возвращают на военную службу. «РУСЛАНЫ» ПОЛУЧАТ НОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ Военное ведомство России присоединится к программе модернизации двигателя для тяжелого военно-транспортного самолета Ан-124-100 «Руслан», сообщил председатель совета директоров АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. «Сейчас к программе подключается Минобороны РФ. Не знаю, хорошо это или плохо, но ведомство будет пятым участником», – сказал Богуслаев. Он напомнил, что в программе модернизации двигателя Д-18Т для Ан-124-100 принимают участие авиакомпании «Волга-Днепр», «Полет», АО «Мотор Сич» и ОКБ «Антонов». «Мы сбросились по 15 миллионов долларов и делаем новый двигатель, чтобы «Руслан» летал. Дальше нужно поднять мощность мотора с 24 до 27 тонн тяги, а расстояние полета увеличить с 6,5 тысячи до 9–11 тысяч километров», – пояснил Вячеслав Богуслаев. Ранее генконструктор государственного предприятия «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко» (ГП «Ивченко-Прогресс») Игорь Кравченко сообщил, что украинский двигателестроитель планирует участвовать в программе разработки силовой установки для проекта Ан-124-300. «Нужен двигатель с летной массой 28–32 тонны, и мы предлагаем России совместно начать проект по данному мотору. У нас готовы технические предложения», – пояснил Кравченко. РОССИЮ И НАТО МОЖЕТ Читайте материал на стр. 04 Читайте материал на стр. 04 НОВЫЕ ДЕТАЛИ ПРОЕКТА «МИСТРАЛЬ» Судостроительная корпорация DCNS сообщила о некоторых особенностях проекта универсального десантного корабля (УДК) типа «Мистраль» водоизмещением 22 тысячи тонн, который будет построен для российского ВМФ. В соответствии с межправительственным франко-российским соглашением, подписанным в январе 2011 года, DCNS и Рособоронэкспорт в июне 2011-го заключили контракт на постройку во Франции двух УДК. Корпорация DCNS является головным контрактантом и будет также отвечать за интеграцию корабельной боевой информационноуправляющей системы (БИУС) и систем связи. Французская компания STX France станет вести строительство кораблей по субконтракту с DCNS. Согласно информации DCNS перечень модификаций конструкции УДК в соответствии с требованиями российского ВМФ в настоящее время находится на весьма продвинутой стадии согласования. Первый этап работ завершен в апреле с предоставлением предварительного анализа проекта PDR (preliminary design review). После этого начат второй этап, включающий детальное исследование конструкции корабля, который завершится в сентябре 2012 года. Российские требования предусматривают модификацию конструкции УДК для базирования палубных вертолетов Ка29К и Ка-52К. Корабли также будут модифицированы для эксплуатации в арктических условиях, что означает увеличение мощности системы энергоснабжения для обеспечения таяния льда на летной палубе. Все системы управления кораблями и сигнальные табло переведут на русский язык. На борту УДК будет российское оборудование системы командования и связи. Система связи объединит французское и российское оборудование, причем некоторые виды оборудования установят на корабль в Сен-Назере, а некоторые – добавят после завершения поставки кораблей в РФ. Россия поставит в Сен-Назер свою БИУС, которую установят в процессе строительства кораблей. В то же время, как было подтверждено, основной корабельной РЛС наблюдения будет станция MRR3D-NG G-диапазона компании «Талес», которая уже ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 установлена на трех УДК, находящихся в составе ВМС Франции. Согласно изображениям корабля, полученным от DCNS, на нем установят оружие самообороны и, в частности, скорострельные 30-мм автоматы AK-306 впереди по правому борту и в кормовой части, а также турельные установки «Гибка» для зенитных ракет ЗМ47, аналогичных используемым в ПЗРК «Игла». Системы оружия будут размещаться в России после поставки кораблей, однако все подготовительные работы, необходимые для этого, включая посадочные места и кабельные линии, выполнят во Франции. Хотя работы по модификации конструкции УДК находятся в стадии завершения, в Сен-Назере на верфи компании STX France полным ходом идет строительство корпуса первого корабля для ВМФ России, подчеркнули в DCNS. Первый 100-тонный отсек корпуса будет поставлен в сентябре и в начале 2013 года установлен на стапель, после чего начнется сборка всего корпуса. В постройке двух УДК также примет участие российская ОСК. Она построит 12 корпусных блоков кормовой части для каждого корабля. «ВИКРАМАДИТЬЯ» НА РОССИЙСКОМ ПРАЗДНИКЕ Авианосец «Викрамадитья» ВМС Индии, проходящий заводские испытания в Баренцевом море, 29 июля примет участие в параде в честь Дня Военно-морского флота (ВМФ) России в Североморске. В День ВМФ «Викрамадитья» будет стоять в одном парадном строю с кораблями и подводными лодками Северного флота. Всего в военно-морском параде в Североморске примут участие около 12 кораблей и подлодок, около 20 единиц боевой техники и более трех тысяч военнослужащих. На заводских испытаниях кораблем управляет экипаж Северного флота ВМФ России, на его борту находятся представители оборонной судоверфи «Севмаш», на которой авианосец проходил модернизацию, а также офицеры индийских ВМС. В разные годы в мероприятиях, посвященных празднованию Дня ВМФ в Североморске, принимали участие корабли ВМС Франции, Великобритании, Норвегии и США. Авианосец «Викрамадитья» (ранее тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков») прошел масштабную модернизацию на российском судостроительном предприятии «Севмаш». Корабль оборудован полетной палубой и трамплином для взлета истребителей МиГ-29К, оснащен современным оборудованием, внутри корпуса авианосца проложены новые кабельные трассы общей длиной более двух тысяч километров. Авианосец получил новые навигационную и радиолокационную системы, комплекс связи и управления авиацией. После завершения испытаний экипаж Северного флота передаст корабль экипажу ВМС Индии. ОБЪЕДИНИТЬ ПРО Пока же дискуссия по противоракетной обороне приобрела «позиционный» характер. Об этом заявил исполняющий обязанности постоянного представителя России при НАТО Николай Корчунов. «Система ПРО в Европе остается камнем преткновения в наших отношениях с альянсом. Найти взаимоприемлемые развязки этой проблемы еще можно, хотя окно возможностей неуклонно сужается. Мы предлагали НАТО различные формулы совместных действий в этой сфере, однако пока не видим готовности партнеров на деле учитывать наши озабоченности», – отметил он. «Диалог как по двусторонним каналам, так и в рамках ВЫ НАС ЗАЩИЩАЕТЕ отношения придется пересмотреть02 США – Европа: Европа: отношения придется пересмотреть02 США МЫ РАЗВИВАЕМ ЭКОНОМИКУ, МЫ РАЗВИВАЕМ ЭКОНОМИК ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ КРЫЛАТЫХ КРЫЛАТЫХ И ВИНТОКРЫЛЫХ МАШИН И ВИНТОКРЫЛЫХ МАШИН Рассказ о работе ОАО «Авиаремонт» 05 Рассказ о работе ОАО «Авиаремонт» ПРОТИВОВЕРТ ЛЕТНЫЕ МИНЫ ПРОТИВОВЕРТОЛЕТНЫЕ МИНЫ Простое и эффективное08 отечественное оружие08 отечественное оружие № 29 (446) № 29 (446) выходит по средам 25 – 31 июля 2012 года выходит по средам ПОД ПОД ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ ИЛИИ ПРОРОКА ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ ИЛИИ ПРОРОКА Нашей военной авиации – сто лет 11 сто лет 11 Нашей военной авиации Совета Россия – НАТО идет очень трудно, принципиальные позиции сторон не модифицируются, и не вполне понятно, как можно эти позиции состыковать. Фактически идут обмен аргументами и позиционная дискуссия, не позволяющая надеяться, что мы сможем в ближайшее время договориться. Но от дискуссии никто не отказывается», – подчеркнул Корчунов. По его словам, для России принципиально важны надежные, опирающиеся на четкие военно-технические критерии юридические гарантии ненаправленности развертываемой системы ПРО против российских сил ядерного сдерживания. Заверения о такой ненаправленности, изложенные в декларации майского саммита НАТО в Чикаго, «можно рассматривать как шаг в верном направлении, однако подобные чисто политические заявления не могут создавать основу для сотрудничества», уточнил исполняющий обязанности постпреда. Сложно рассчитывать на решение проблемы ПРО после президентских выборов в США даже в случае переизбрания на второй срок Барака Обамы, полагает Корчунов. Он пояснил: «США идут по пути создания своей системы ПРО уже не один год. На сегодня мы не видим факторов, которые могли бы заставить их отказаться от своих подходов. Кардинально изменить ситуацию можно было бы только в том случае, если бы США согласились с нашим предложением: чтобы и Россия, и США, и Европа были равноправными участниками этого процесса. Тогда мы совместно создавали бы систему ПРО, совместно имели бы возможность оценивать исходящие угрозы и могли бы совместно управлять этой системой, принимать решения по ее использованию». Дипломат напомнил, что в ходе компьютерных командно-штабных учений, прошедших в марте в Германии, эксперты России и НАТО смогли убедиться, что объединенная система ПРО более эффективна в отражении ракетных угроз, чем две независимые системы противоракетной обороны России и Североатлантического альянса. Коллаж оллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 29 (446) 25 –31 июля 2012 года АРМИЯ ТЕНДЕНЦИИ ПРИДЕТСЯ ПРИБЕГНУТЬ К ЯДЕРНОМУ ОРУЖИЮ Дальневосточного региона, создание свободных экономических зон в ущерб интересам России. В целом крупномасштабная (региональная) агрессия может явиться результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной, региональной войны, вовлечением в них значительного количества (или большинства) государств из различных регионов мира. Она будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания в войну с применением ядерного оружия. Предположим, что наиболее тяжелым по своим последствиям конфликтом в прогнозный период (в котором возможна наивысшая эскалация конфликта вплоть до перехода к применению ядерного оружия) станет война блока НАТО с Россией и ее союзницей – Республикой Беларусь. Этот вывод основан на следующих аргументах: – во-первых, страны НАТО обладают самыми мощными вооруженными силами и ядерным потенциалом, а сам блок активно расширяется на восток; – во-вторых, именно такой конфликт позволяет рассматривать все характерные этапы его развития, в том числе возможность перерастания локальных военных действий в региональную (крупномасштабную) войну; условия боевой обстановки на западном стратегическом направлении определяют высокий уровень оперативно-стратегических требований к ВС РФ; – в-третьих, наиболее сложные Начало на стр. 01 Анализ глобальных политических тенденций в современном мире показывает, что вопреки всем господствовавшим на исходе ХХ века оценкам значение военной силы в мире не уменьшилось. Более того, в начале ХХI столетия отчетливо обозначились процессы повышения ее роли в обеспечении политических и экономических интересов государств на фоне ослабления целого ряда международных институтов в сфере безопасности. Григорий ВЫЛЕГЖАНИН, заместитель начальника отдела ФБУ «46-й ЦНИИ МО РФ» НЕ МОЖЕТ НЕ ТРЕВОЖИТЬ В обозримом будущем Российская Федерация, несомненно, останется в числе держав, оказывающих существенное влияние на военнополитическую обстановку на мировой арене. Данное обстоятельство может привести к возникновению и обострению противоречий во взаимоотношениях России с глобальными и региональными лидерами, к нарастанию противодействия реализации ее национальных интересов. Бесспорно, в настоящее время прямая военная агрессия Российской Федерации не угрожает. Вместе с тем на ближайшую перспективу сохраняется потенциальная опасность появления горячих точек (локальные войны и вооруженные конфликты) на значительной части постсоветского пространства. Вглядываясь же в более отдаленное будущее, необходимо иметь в виду, что самые развитые государства планеты, оценивая темпы истощения ее природных ресурсов, прогнозируют куда более значительный, чем ныне, спад в мировой экономике уже через десять–пятнадцать ими, велика вероятность, что именно она будет объектом крупномасштабной экспансии. Таким образом, угрозы для военной безопасности РФ могут стать реальностью и наши Вооруженные Силы должны быть готовы к их нейтрализации. В этих условиях наличие у Рослет. Причем именно на эти сроки ориентированы программы переоснащения вооруженных сил данных стран. Цель одна – быть в готовности к обострению международной обстановки, связанной с борьбой за богатства земных недр. Поскольку Россия в полной мере обладает сийской Федерации современных и эффективных Вооруженных Сил, способных защитить национальные интересы и гарантировать военную безопасность страны, выступает как фактор укрепления глобальной стабильности в мире, определяющий место России в современной системе международных отношений. БЕЗРАДОСТНАЯ КАРТИНА Одним из основных функциональных элементов ВС РФ, обеспечивающих решение задач на стратегическом и оперативном уровне, являются силы общего назначения (СОН). Они предназначены для сдерживания и отражения агрессии противника на театрах военных действий с применением обычных и ядерных средств поражения. СОН включают оперативные командования, соединения и воинские части Сухопутных войск, ВВС и ВМФ (в том числе имеющие на вооружении нестратегическое ядерное оружие, НЯО), а также ВДВ. Кроме того, в составе СОН предусматривается иметь региональные войска (силы) в качестве основного компонента и территориальные войска. В соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность формирований видов и родов войск ВС РФ, можно выделить следующие основные задачи, решаемые группировками СОН по отражению агрессии против Российской Федерации и (или) ее союзников: – в зависимости от уровня военной угрозы проведение частичного или полного стратегического развертывания, подготовку к отражению агрессии в сроки и в районах, обеспечивающих организованное вступление в войну группировок войск (сил) и ведение первых операций; В ГАЗЕТУ «ВОЕННОПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» ТРЕБУЕТСЯ ОПЫТНЫЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ Требования Устойчивый интерес к текущим военно-политическим событиям в России и за рубежом, широкая эрудиция или углубленные знания в области военной истории и военно-технической терминологии, достаточно полное представление о вооруженных силах России и иностранных государств. Желателен опыт репортерской работы от двух лет. Сбор информации, обработка материалов, предоставление их в виде новостей, интервью, публикаций, комментариев по определенной тематике, написание и подготовка статей. Коммуникабельность, способность налаживать и поддерживать длительные и продуктивные отношения с источниками. Понимание особенностей и навыки написания и структурирования журналистских текстов. Оперативность, пунктуальность, умение неукоснительно соблюдать установленные сроки выполнения работы. Хорошее знание русского языка, грамотная письменная речь, редакторские навыки. Навыки работы со статистической информацией. Высшее образование, уверенное владение компьютером. Резюме направлять по адресу: z.gurieva@vpk-media.ru с пометкой в теме письма «Обозреватель». – отражение агрессии проведением стратегических операций, операций и боевых действий (в том числе совместных с вооруженными силами союзных государств) по разгрому вторгшихся, нанесению поражения созданным (создаваемым) группировкам войск (сил) противника; – поддержание готовности к применению и применение (в предусмотренных Военной доктриной случаях и в установленном порядке) сил и средств в ядерном оснащении для разгрома агрессора и (или) вывода его из войны в любых условиях обстановки; – противовоздушную оборону важнейших объектов Российской Федерации, прикрытие от ударов средств воздушно-космического нападения противника группировок войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации и ее союзников; – участие в обеспечении режима военного положения; осуществление территориальной обороны в границах военных округов и в полосах ответственности действующих группировок войск (сил) совместно с другими войсками, участие в обеспечении вооруженной защиты и территориальной целостности государств – союзников Организации Договора о коллективной безопасности совместно с их вооруженными силами. В соответствии с руководящими документами, определяющими развитие ВС РФ, силы общего назначения составом мирного времени должны обеспечивать отражение агрессии локального масштаба, а после проведения стратегического развертывания – региональной и крупномасштабной агрессии. Исследования технического сожениями и военной техникой находится практически на требуемом уровне, но при этом процент новых образцов крайне мал. При высокой обеспеченности Военно-воздушных сил основным вооружением исправность авиационной техники не соответствует требованиям основных нормативных документов, а закупки современных образцов носят нерегулярный характер. Основную номенклатуру авиационных средств поражения составляют устаревшие образцы разработки 70–80-х годов, которые не выпускаются уже более 15 лет. Возобновление производства таких авиационных средств поражения практически неосуществимо. Относительно высокая обеспеченность образцами ВВТ частей и соединений Военно-морского флота нивелируется низкой исправностью основного вооружения, кроме того, большинство кораблей 1–2-го рангов выслужили назначенный срок до заводского ремонта. Таким образом, в настоящее время техническую основу СОН составляют устаревшие образцы ВВТ. Их приходится списывать, а закупки новой техники не в полной мере компенсируют убыль. Вдобавок подчас изделия отечественного обороннопромышленного комплекса уступают по ряду показателей зарубежным аналогам, которые уже есть или поступают в ВС ведущих государств мира. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ стояния российских ВС, проводимые НИО Минобороны РФ, показывают, что в настоящее время уровень технического оснащения и боевые возможности сил общего назначения не в полной мере соответствуют предъявляемым требованиям. При этом лишь четверть воинских частей СВ и ВВС, пятая часть корабельного состава ВМФ соответствуют категории частей постоянной готовности. Основной проблемой боеготовности парка ВВТ СОН на современном этапе является прогрессирующее физическое и моральное старение техники, значительное превышение темпов ее выхода из боевого состава над темпами восстановления и обновления. Например, в Сухопутных войсках обеспеченность основными вооруАнализ источников военной опасности показывает, что причины развязывания агрессии против Российской Федерации на различных стратегических направлениях будут разными. Так, потенциальным источником военной опасности на западе является нарушение военно-стратегического равновесия в результате расширения НАТО, на юге – стремление исламских фундаменталистов и националистов в сопредельных или несколько удаленных от границ России странах осуществить политический и экономический передел территорий, с которыми связаны ее жизненно важные интересы. Как о потенциальных источниках военной опасности на востоке можно говорить о вероятных действиях Японии (при поддержке США) и Китая, направленных на отторжение от России части ее территорий, установление контроля за источниками сырья и рынками сбыта в НАТО стран Восточной Европы и Прибалтики российские войска в Калининградском особом районе оказались в непосредственном соприкосновении с группировками объединенных вооруженных сил НАТО и отрезанными от основной территории России. За счет включения в зону ответственности альянса территории и инфраструктуры новых членов существенно возросли возможности Североатлантического альянса по оперативному развертыванию ударных группировок войск (сил) НАТО в регионе. – в-четвертых, после принятия ПРИДЕТСЯ ПРИБЕГНУТЬ К НЯО Учитывая существующее состояние вооружения и военной техники СОН, а также многократное фактическое превосходство НАТО над Россией по количеству обычных вооружений и подавляющее превосходство по их боевым потенциалам, можно предположить, что в региональной войне на Западном стратегическом направлении для отражения агрессии противника потребуется применение НЯО. Использование в составе СОН ударных группировок, оснащенных нестратегическим ядерным оружием, является важным средством парирования существенного превосходства вероятного противника в количественном составе и уровне технической оснащенности сил общего назначения, а также действенным инструментом противодействия угрозам регионального характера. В настоящее время данный класс вооружений – инструмент сдерживания потенциальных конфликтов на региональном уровне, и поэтому одним из основных направлений военно-технической политики РФ в области развития системы вооружения является приоритетное поддержание и развитие в составе ВС РФ комплексов нестратегического ядерного оружия наземного, воздушного и морского базирования. Исходя из анализа существующих договорных и правовых документов в рассматриваемой области к нестратегическим системам – носителям НЯО в составе ВС РФ следует отнести: – тактические (оперативнотактические) ракетные комплексы; – авиационные ударные комплексы дальней, бомбардировочной, штурмовой, истребительной и противолодочной авиации; – корабельные ракетные комплексы морского базирования; – морское подводное оружие надводных кораблей и подводных лодок; – береговые ракетные комплексы. НОВОСТИ ЗАПУСК ОТКЛАДЫВАЕТСЯ Планировавшийся на 26 июля запуск с космодрома Байконур (Казахстан) телекоммуникационных космических аппаратов «Экспресс-МД2» (Россия) и «Телком-3» (Индонезия) перенесен на август. По неофициальной информации, перенос даты связан с техническими проблемами, выявленными при подготовке аппаратов к запуску на космодроме Байконур. Первоначально старт «Протона-М» с двумя спутниками намечался на 5 июля, но позже был перенесен из-за проблем с другим «Протоном», предназначенным для запуска иностранного аппарата связи «Сириус-5». В конечном итоге запуск «Сириуса-5» пришлось перенести на две недели, что повлекло сдвиг сроков следующих космических запусков. Телекоммуникационный аппарат «Экспресс-МД2» создан ГКНПЦ имени М. В. Хруничева совместно с итальянским подразделением компании Thales Alenia Space по заказу ФГУП «Космическая связь». Спутник предназначен для непрерывной круглосуточной ретрансляции потоков информации различного направления в рамках программы обновления российской государственной спутниковой орбитальной группировки гражданского назначения и Федеральной космической программы России. Космический аппарат «Телком-3» изготовлен в ОАО «Информационные спутниковые системы» имени М. Решетнева (Железногорск, Красноярский край) на базе современной спутниковой платформы «Экспресс-1000Н» и оснащен связной полезной нагрузкой производства компании Thales Alenia Space. На спутнике установлено 32 транспондера С-диапазона и 10 транспондеров Ku-диапазона. информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК», точки зрения типов носителей, объектов поражения и инженерной защищенности планируемых к поражению целей вооружение и военная техника ударных средств СОН по своему составу и назначению являются многофункциональными, то есть могут выступать в роли носителей как обычного, так и нестратегического ядерного оружия. Учитывая изложенное, можно Необходимо отметить, что с констатировать, что при ведении боевых действий силам общего назначения необходимо сохранять в боеспособном состоянии определенное количество носителей НЯО, которое позволит при необходимости обеспечить решение поставленных задач за счет применения данного класса оружия. 04 04 Анализ существующего научнометодического аппарата планирования развития сил общего назначения показывает, что при определении потребностей в поставке (ремонте) ударных средств СОН данный фактор не учитывается. В современных условиях, когда усиливается влияние эффективности функционирования одних систем (комплексов) на другие, возрастает количество задач, решаемых межвидовыми группировками войск (сил), указанный недостаток существенно снижает качество оценки эффективности системы СОН, что может стать причиной некорректного обоснования перспектив ее развития в программный период. Следовательно, приобретает актуальность задача обоснования перспектив развития ударных средств СОН, в том числе с учетом развития носителей нестратегического ядерного оружия, в интересах формирования программных документов. Таким образом, несмотря на то, что приоритетным является сбалансированное и комплексное развитие системы стратегических вооружений для сдерживания от развязывания войны против Российской Федерации, основная нагрузка по решению задач отражения агрессии в конфликтах различного масштаба и интенсивности ложится на силы общего назначения. В первую очередь способности СОН к выполнению возложенных на них задач будут определяться возможностями ударных группировок, в том числе с применением нестратегического ядерного оружия, при необходимом уровне обеспечения. Примечание Понятия «локальная», «региональная» и «крупномасштабная война» определены Военной доктриной Российской Федерации и формулируются следующим образом: – локальная война – война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военнополитические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие); – региональная война – война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели; – крупномасштабная война – война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 05 УСПЕХ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ НАВОДИТСЯ ПОРЯДОК В авиационной отрасли России не только работающим в ней специалистам а также совсем далеким от самолетостроительных дел россиянам. от самолетостроительных дел россиянам. САМОЛЕТУ САМОЛЕТУ ВТОРУЮ ЖИЗНЬ ВТОРУЮ ЖИЗНЬ ДАТЬ ДАТЬ Николай НОВИЧКОВ, главный редактор агентства АРМС-ТАСС Любовь МИЛОВАНОВА, обозреватель агентства АРМС-ТАСС Беды отечественного авиапрома обсуждаются на всех уровнях практически ежедневно: разрушены конструкторские школы, наблюдается острый дефицит кадров, отсутствуют перспективные материалы и технологии их изготовления, не формируются государственные программы по важным направлениям развития авиационной техники и многое другое. Тем не менее, как это ни парадоксально кажется на первый взгляд, в российской авиапромышленности существуют позитивные примеры, убедительно доказывающие, что целенаправленная реализация хорошо продуманной стратегии способна помочь решению самых сложных вопросов. Речь идет, в частности, о работах, позволяющих продлевать сроки службы крылатых и винтокрылых машин, улучшать их характеристики. НОВОСТИ В АДЫГЕЕ ПРОВЕДЕНЫ РОТНЫЕ УЧЕНИЯ В мотострелковых подразделениях общевойскового объединения Южного военного округа (ЮВО), дислоцированных в Адыгее, завершены комплексные ротные тактические учения с боевой стрельбой. В условиях, максимально приближенных к боевым, были отработаны вопросы по оказанию первой медицинской помощи при различных травмах, ушибах и огнестрельных ранениях, оборудованию фортификационных сооружений и установке минно-взрывных заграждений, выполнению задач в головной походной заставе, а также выход из боя и отход с использованием рельефа местности. По итогам проведения учений на общее «хорошо» оценены действия должностных лиц при решении поставленных задач в различных ландшафтах местности и при любых погодных условиях, во взаимодействии с подразделениями других родов войск, а также по управлению и ведению сосредоточенного огня по условному противнику. По данным СМИ, в составе ЮВО две армии – 49 и 58-я. На территории Адыгеи до 2009 года дислоцировалась 131-я отдельная мотострелковая бригада (131 омсбр, «Майкопская» бригада). Позже в военный городок в Майкопе передислоцирована 33-я отдельная горная мотострелковая бригада (33 огмсбр). Сегодня на территории республики также расположен учебно-тренировочный центр ЮВО. БУДНИ МИРОТВОРЦЕВ За два десятилетия миссии в официально непризнанной Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) – бывшей части Молдавской ССР (в 1940–1990 годах) российские миротворцы неоднократно спасали жизнь простых граждан. Оказание помощи местному населению, спасение утопающих, первая медицинская помощь нуждающимся, пострадавшим в ДТП, помощь в устранении неисправностей автомобиля вблизи миротворческих постов и даже принятие военнослужащими родов прямо на посту – все эти факты надолго останутся в памяти жителей берегов Днестра. В этом году при несении службы на южном участке зоны безопасности на миротворческом посту № 10 в районе города Бендеры поздним вечером миротворцы спасли женщину, пытавшуюся броситься с моста в Днестр и покончить жизнь самоубийством. Часовые того же поста спасли жизнь тонущего мальчика. На центральном участке зоны безопасности вблизи миротворческого поста № 6 военнослужащие незамедлительно пришли на помощь женщине, у которой случился сердечный приступ, и она упала в воду с платформы парома. Женщина была спасена. Непосредственная задача миротворцев – поддержание мира в зоне безопасности. Военнослужащие Совместных миротворческих сил уважительно и доброжелательно относятся к населению, проживающему в районе конфликта. Этот фактор является основой в достижении мира и стабильности во всем регионе. Российские военнослужащие, выполняющие миротворческие задачи в зоне безопасности, всегда готовы прийти на помощь местному населению. РАКЕТЧИКИ ВСТРЕТИЛИ ПОПОЛНЕНИЕ В РВСН подведены предварительные итоги призывной кампании. Более десяти тысяч человек молодого пополнения влились в этот род войск. Особо стоит подчеркнуть факт, что 13,5 процента призывников имеют высшее образование, многие прошли подготовку в школах ДОСААФа России. Более 2700 молодых военнослужащих уже начали обучение в учебных центрах РВСН, дислоцированных в ПереславлеЗалесском Ярославской области, Острове Псковской области, а также в школе техников на полигоне Капустин Яр Астраханской области. Сегодня в учебной сети РВСН готовятся специалисты более чем по 20 военно-учетным специальностям (ВУС), среди которых механики-водители многоосных автомобилей, механики-водители и водители дорожных и землеройных машин, специалисты систем энергоснабжения, водоснабжения и другие. Особое внимание уделяется состоянию здоровья прибывающего в войска молодого пополнения. В течение двух недель проводятся углубленное медицинское обследование каждого военнослужащего, оценка состояния здоровья и статуса питания. Также все новобранцы проходят обследование с использованием аппаратно-программных комплексов «ИМЕДИС-ЭКСПЕРТ», «ИМЕДИС-БРТ», «ИМЕДИС-ПК», тестстаканов и алкотестеров, а при необходимости – испытание полиграфом «Барьер-14». Все это позволяет с большой вероятностью выявить у тестируемых наличие наркотического опыта, алкогольной зависимости, криминального прошлого, установить суицидальную направленность личности. Служебная деятельность солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, в мирное и военное время направлена на обеспечение поддержания неснижаемого уровня готовности воинских частей РВСН к выполнению задач по предназначению в любых условиях обстановки. Солдаты и сержанты в составе штатных подразделений, формирований, смен и расчетов решают задачи по несению боевого дежурства, поддержанию в боеготовом состоянии агрегатов и систем. РОССИЯНЕ НАМЕРЕНЫ ПОКОРИТЬ ЛУНУ создать и пилотируемый вариант, который может появиться в 2015 году». По его словам, с появлением корабля Dragon в будущем снизится нагрузка на российскую сторону по доставке грузов на МКС. «Если после 15-го года будет летать пилотируемый вариант Dragon, это коснется и экипажей. Конечно же, программа пусков наших пилотируемых кораблей будет составляться с учетом этого факта», – отметил Райкунов. «В настоящее время, – продолжил он, – для доставки экипажей и грузов на станцию используются отработанные, надежные корабли «Союз» и «Прогресс». Нас они вполне устраивают. Корпорация «Энергия» постоянно работает над модернизацией этих кораблей, улучшением их эксплуатационных качеств, повышением надежности и безопасности. Сегодня это уже не те корабли, которые работали 20 лет назад». ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ СПОСОБСТВУЮТ ПИТАНИЮ В Восточном военном округе (ВВО) в целях совершенствования организации питания военнослужащих на базе общевойсковых объединений, дислоцированных на территориях Забайкальского, Приморского краев и Амурской области, прошли конференции по питанию. К этим мероприятиям были привлечены начальники продовольственных служб, помощники командиров по материальнотехническому обеспечению воинских частей и соединений, представители сторонних предприятий, организующих питание военнослужащих по системе аутсорсинга. Участникам конференций довели требования руководящих документов по организации питания личного состава, а также методы контроля качества приготовленной пищи и соблюдения в помещениях санитарно-эпидемиологических норм. Делегаты обменялись опытом, обсудили вопросы организации питания личного состава в полевых условиях на основе аутсорсинга. Подобная конференция также состоится на базе общевойскового объединения, дислоцированного на территории Республики Бурятия, в последних числах июля 2012 года. Су-35 ХОЧЕТ КУПИТЬ ВЕНЕСУЭЛА Каракас хотел бы приобрести у России несколько многоцелевых истребителей Су-35, сообщил президент южноамериканской страны Уго Чавес. Первый пилотируемый корабль для полетов на Луну будет создан в России после 2018 года. «Работа над этим проектом уже идет. В 2015 году должны начаться испытательные беспилотные пуски нового корабля. На 2018-й запланирован его первый пилотируемый пуск», – сообщил генеральный директор ФГУП «ЦНИИ машиностроения» Геннадий Райкунов. Он добавил, что далее должны быть созданы корабли для посадки на Луну и взлета с нее, межорбитальные буксиры, корабль для технического обслуживания и ремонта космических аппаратов на орбите. Райкунов отметил, что с расширением задач по изучению и освоению космического пространства потребуется новая космическая инфраструктура: «Именно на этом направлении мы предполагаем сконцентрировать свои усилия. Для решения целого комплекса новых задач по проведению научных исследований, реализации пилотируемых полетов на Луну, задач обслуживания аппаратов в космическом пространстве Роскосмос запланировал разработку новой перспективной пилотируемой транспортной системы». Руководитель ФГУП «ЦНИИ машиностроения» также напомнил, что США запустили новый космический корабль, разработанный коммерческой фирмой «SpaceX»: «Пока это грузовой вариант корабля. Это был его испытательный полет. Разработчики планируют «Я уже направил правительству России послание, что мы готовы оценить возможность приобретения в ближайшие годы истребителей Су-35 для модернизации и усиления нашей оборонной мощи», – приводит слова Чавеса национальное радио Венесуэлы. По мнению президента, именно безопасность, обороноспособность и развитие государства должны быть главными вопросами для правительства Венесуэлы в плане дальнейшего обеспечения национальной независимости. «Эта независимость – хорошо защищенная и гарантированная – даст нам возможность построить новую Венесуэлу, новую родину, достичь новых горизонтов», – подчеркнул Чавес. Россия является одним из главных поставщиков вооружений в Венесуэлу. По итогам 2011 года эта страна заняла первое место среди импортеров российских сухопутных вооружений в рейтинге Центра анализа мировой торговли оружием. В частности, Каракас приобрел танки Т-72Б1, боевые машины пехоты БМП-3М, бронетранспортеры БТР-80А, 152-миллиметровые самоходные гаубицы 2С19 «Мста-С», 120-миллиметровые самоходные минометы 2С23 «Нона-СВК», 120-миллиметровые минометы 2С12А «Сани», 122-миллиметровые реактивные системы залпового огня 9K51 БМ-21 «Град», 23-миллиметровые зенитные артиллерийские установки ЗУ-23/30M1-4 и другую технику. В апреле Россия завершила поставку Венесуэле 92 основных боевых танков Т-72Б1 по контракту 2009 года, а также боевых машин пехоты БМП-3M и бронетранспортеров БТР-80А, боеприпасов различных калибров, тренажеров для подготовки личного состава. ПРЕДПРИЯТИЯ ОПК ПОЛУЧАТ СУБСИДИИ Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о предоставлении субсидий предприятиям ОПК. «Это постановление давно готовилось. Деньги должны частично возместить затраты на уплату процентов по кредитам ВЭБ и других кредитных организаций на разработку и производство продукции военного назначения», – сказал Медведев 19 июля на заседании правительства РФ. «В 2012 году на эти цели в федеральном бюджете заложено 1,5 миллиарда рублей. Я хотел бы отметить, что эта субсидия будет предоставляться только при отсутствии просроченной задолженности по уплате процентов и основного долга по кредиту, а также при отсутствии задолженности по налогам и сборам», – отметил глава кабинета министров. Таким образом, по его словам, государство оказывает помощь эффективному отечественному производителю, который готов к разработке и производству новейших образцов военной техники. АВГУСТОВСКИЙ ДЕСАНТ В ГЕРМАНИЮ Российские десантники готовятся посетить 26-ю воздушнодесантную бригаду вооруженных сил Федеративной Республики Германия. Планируемый визит инициирован немецкой стороной и будет проходить в рамках существующих договоренностей о военном сотрудничестве между Россией и Германией в августе 2012 года. Об этом сообщило Управление пресс-службы и информации МО РФ. Офицеры Воздушно-десантных войск отправятся в немецкий город Саарлуис, где станут свидетелями учения своих коллег, будут наблюдать за стрельбами и десантированием. Планируются также ознакомление с образцами вооружений и военной техники бундесвера, изучение парашютной системы Т-10 и проведение совместных учебно-тренировочных прыжков. Российскую делегацию возглавит командир Тульского соединения ВДВ гвардии полковник Владимир Кочетков. Это будет не первый визит наших десантников в Германию. Так, в 2005 году на территории ФРГ проводилось российско-немецкое ротное тактическое учение с участием десантников из Пскова. Представители бундесвера проявляют большой интерес к системе подготовки российских десантников, их вооружению и военной технике. В рамках обмена опытом делегации вооруженных сил Германии в разные годы уже побывали в Ивановском и Псковском соединениях ВДВ России. информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК», СВОЕВРЕМЕННЫЙ УКАЗ Важность обеспечения оперативного, качественного, надежного и коммерчески выгодного ремонта военной авиатехники, позволяющего продлить ее рабочий ресурс и обеспечить выполнение боевых задач, можно пояснить одним примером. Соединенные Штаты в рамках программ помощи вооруженным силам иностранных государств во многих случаях готовы безвозмездно предоставлять бывшие в эксплуатации самолеты и вертолеты, точно зная, что за счет наличия хорошо оснащенной ремонтной инфраструктуры и четко организованного производственного процесса можно не только компенсировать первоначальные затраты, но и получить прибыль. Определенный период времени ремонт военной авиационной техники в России являлся ахиллесовой пятой нашего Минобороны. Для решения этой проблемы в соответствии с указом президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 1359 и постановлением правительства РФ о выполнении требований данного документа было создано ОАО «Авиаремонт», которое возглавила советник министра обороны Ирина Кривич. Сегодня есть все основания утверждать, что указ № 1359 появился как нельзя кстати. До его издания казалось, что в сфере авиаремонта деструктивное начало приобрело необратимый характер а также совсем далеким любителям авиации, любителям авиации, в ней специалистам и чиновникам, но и обычным и чиновникам, но и обычным сегодня накопилось немало проблем. Этот факт очевиден не только работающим АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ НАВОДИТСЯ ПОРЯДОК В авиационной отрасли России сегодня накопилось немало проблем. Этот факт очевиден В РОССИЙСКОЙ В РОССИЙСКОЙ и навести здесь порядок уже невозможно. Засилье контрафактных запасных частей, нездоровая внутренняя конкуренция между авиаремонтными предприятиями, которые простаивали в ожидании заказов, и вместе с тем годами ожидающая обновления авиатехника – вот темы, еще совсем недавно становившиеся предметом обсуждений, в том числе в СМИ. Каждый авиаремонтный завод (АРЗ) в системе Минобороны сам боролся за выживание, не имея никакой поддержки. Многое зависело от номенклатуры авиатехники, на работах с которой специализировалось предприятие, от его директора. Завод, имеющий сильного руководителя, существовал более или менее благополучно. При слабом руководителе перспектив на возрождение у предприятия не было никаких – хорошо, если удавалось сводить концы с концами. КООПЕРАЦИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ГЛАВНОЙ ЗАДАЧИ Нынешняя реальная ситуация в сфере авиаремонта свидетельствует, что в развитии одной из самых проблемных областей российского авиастроения появилась позитивная динамика. Для решения главной задачи – выполнения гособоронзаказа (ГОЗ) ОАО «Авиаремонт» объединило 39 предприятий, которые ранее существовали разрозненно. В их числе 22 авиационных ремонтных завода, восемь предприятий по ремонту техники ПВО, три – по ремонту средств обеспечения полетов (аэродромное оборудование для обеспечения воздушного движения), два – по выполнению складских функций, два предприятия по оказанию посреднических операций, перепрофилированные для обеспечения сервисного обслуживания вооружений и военной техники (ВВТ), а также 224-й летный авиаотряд, выполняющий грузовые перевозки. Сегодня вся эта инфраструктура осуществляет сервисное обслуживание, ремонт и модернизацию имеющейся на вооружении ВВС техники – более 30 типов самолетов, восемь типов вертолетов, более 20 типов авиадвигателей, главных редукторов, вспомогательных силовых установок, комплектующих агрегатов, авиационных средств поражения, средств наземного обслуживания общего и специального назначения, вооружений и средств ПВО. Реорганизация вошедших в «Авиаремонт» предприятий продолжается до настоящего времени с целью завершения кооперации, запланированной для обеспечения своевременного выполнения ГОЗ. Создание ОАО «Авиаремонт» позволило все авиаремонтные предприятия поставить в наиболее оптимальные условия, поскольку слабым заводам помогли в части привлечения специалистов, оказания консультационных услуг и предоставления определенной финансовой помощи. Кроме того, по всей структуре холдинга реализуется сквозная, общая для всех программа модернизации производственной базы, которая позволит обеспечить уровень производства, требуемый для выполнения ГОЗ. Создание ОАО «Авиаремонт» позволило перейти к схеме единственного поставщика услуг для Министерства обороны в части ремонта и сервисного обслуживания авиационной техники и вооружения. И уже в начале 2011 года военное ведомство заключило с «Авиаремонтом» трехлетние государственные контракты. Следует обратить внимание, что впервые в практике отечественного авиаремонта заключены контракты со сроком выполнения три года, ранее срок ограничивался одним годом. Поскольку ремонт авиационной техники в среднем занимает 6–9 месяцев, а в некоторых случаях – больше года, каждый раз ранее ремонтное предприятие испытывало огромные сложности по доказательной базе – почему оно выходит за рамки годового существования контракта. Теперь эта проблема отпала. К тому же Министерство обороны, также впервые, осуществляет 100-процентное финансирование работ в рамках ГОЗ: 80-процентное авансирование при заключении контракта и 20 процентов – по мере его выполнения. Ранее первоначальный «взнос» не превышал 30 процентов, что создавало огромные проблемы с предприятиями промышленности – поставщиками комплектующих, которые наотрез отказывались выполнять работы без полной предоплаты. Результаты этой деятельности не заставили долго ждать. Например, работы, запланированные на 2011 год в рамках заключенных контрактов, «Авиаремонтом» выполнены. В частности, по итогам 2011-го в рамках исполнения ГОЗ отремонтировано 206 летательных аппаратов, 1265 двигателей, из которых ремонт 917 двигателей исполнен непосредственно заводами «Авиаремонта». В 2012-м для авиаремонтных заводов и предприятий промышленности запланирован ремонт 1280 двигателей. Кроме того, в текущем году холдинг продолжает контрактацию будущих работ. Как заявил недавно журналистам командующий военно-транспортной авиацией (ВТА) генераллейтенант Виктор Качалкин, авиаремонтные заводы России выполняют гособоронзаказ для военнотранспортной авиации (ВТА) в полном объеме. «Одна из болевых точек ВТА – это недостаточная исправность авиатехники, – сказал он. – С прошлого года очень интенсивно заработали наши авиаремонтные заводы. Те самолеты, у которых вышел ресурс, уже отправлены для ремонта на эти предприятия. Мы полностью закрыли гособоронзаказ 2011 года и получаем самолеты в счет гособоронзаказа 2012-го». Генерал выразил надежду, что к концу года военно-транспортная авиация получит все отремонтированные самолеты по заданию 2012 года. При этом Качалкин уточнил, что в 2011-м было отремонтировано 12 самолетов Ил-76, в то время как в 2009 и 2010 годах ремонтировалось по два-три самолета. «12 самолетов в год – это наша реальная потребность», – подчеркнул командующий. Предприятия, входящие в состав ОАО «Авиаремонт», позитивно оценивают такую ситуацию. «Раньше мы все были категорически против объединения. Знаем, как проводится у нас реструктуризация, которая в конце концов ведет к банкротству, – сообщил АРМС-ТАСС представитель одного из заводов, вошедших в «Авиаремонт». – Да еще и идти под начало женщины. Но теперь мы все за нее горой. Ирина Генриховна наладила жесткую дисциплину, планомерную работу, своевременное финансирование». СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ Наряду с ремонтом отечественной авиатехники из состава ВВС России предприятия «Авиаремонта» участвуют и в восстановлении до работоспособного состояния авиатехники инозаказчика. В 2012 году, например, поступило 300 обращений на ремонт летательных аппаратов и двигателей к ним. По инозаказам заключено 47 контрактов на комплексный ремонт планеров и двигателей. Однако эта работа, как подчеркивает Ирина Кривич, не рассматривается в качестве первоочередной к тому объему ремонтных и сервисных услуг, которые предприятиями холдинга предоставляются российским заказчикам. Не забывают на «Авиаремонте» и о перспективах. Практически вся техника, состоящая на вооружении, уже освоена в ремонте. Тем не менее существуют образцы, ремонт которых в ближайшее время поставил задачу освоить министр обороны РФ. В стратегические планы ОАО «Авиаремонт», в частности, входит освоение полного капитального ремонта двигателя АИ-222-25, предназначенного для перспективных российских учебно-боевых самолетов (УБС) Як-130. Московское двигателестроительное предприятие «Салют» в течение трех лет должно поставить двигатели АИ-222-25 для оснащения 55 самолетов Як-130, заказанных ВВС России у корпорации «Иркут», соответственно надо быть готовым к их ремонту. В числе стратегических планов холдинга также освоение полного капитального ремонта двигателей Д-436 для самолетов Ан-148 и Бе-200, двигателей МС-500В для легкого вертолета «Ансат». Такая работа теперь под силу предприятиям «Авиаремонта». И примеры уже имеются. В соответствии с директивой Минобороны России 121-й АРЗ в подмосковной Кубинке с прошлого года приступил к освоению капитального ремонта авиадвигателей Д-18Т для тяжелых военнотранспортных самолетов Ан-124. На первом этапе заводом освоен локальный ремонт, а в текущем году АРЗ освоит капитальный ремонт двигателей Д-18Т. В целях освоения полного замкнутого цикла ремонта идет работа по строительству на территории 121-го АРЗ испытательной станции для испытаний отремонтированных Д-18Т. Аналогичная задача поставлена в отношении вертолетов Ми-26, которые тоже ранее не ремонтировались заводами холдинга. Еще одна поставленная министром обороны задача, которая является актуальной для «Авиаремонта», – развернуть полное сервисное обслуживание авиатехники на местах ее базирования. «Это совершенно новый вид деятельности для российских ремонтных предприятий, – говорит Ирина Кривич. – Наша основная цель – перейти к абонентскому обслуживанию техники по ее техническому состоянию непосредственно на местах базирования». Одно дело, когда речь идет о капитальном ремонте, который может производиться только на заводах. Ремонт же текущий и даже средний в ряде случаев может проводиться на авиабазах, чтобы технику поддерживать в требуемом состоянии, а не ждать, когда «маленькая гаечка поступит через пять лет, а техника к тому времени становится уже ненужной». Руководство «Авиаремонта» со всей тщательностью подходит к решению этой задачи. В частности, проведены многочисленные совещания в военных округах с участием командиров авиабаз и командующих. Заслушаны и проанализированы все пожелания военных к авиаремонту по находящейся в войсках технике. Чтобы все они оказались учтенными, в рамках ОАО «Авиаремонт» определено базовое предприятие для организации обслуживания техники на авиабазах. «Сотрудники в структуре данного предприятия постоянно находятся на авиабазах. Мы их набираем из числа покидающих военную службу, но всю жизнь проработавших на местах базирования авиатехники и желающих продолжить дальнейшую работу в гражданской структуре, – рассказывает Ирина Кривич. – Это технический состав, который будет осуществлять свои функции и в дальнейшем на авиабазах». Судя по тем обнадеживающим результатам, которых за короткий срок удалось добиться при реорганизации авиаремонтной инфраструктуры, можно полагать, что и этот новый вид деятельности «Авиаремонт» сможет организовать на должном уровне. Нет сомнения и в том, что по данной аналогии можно навести порядок во всей российской авиапромышленности и восстановить ее былую славу. Надо только правильно сформулировать стратегическую задачу, обеспечить соответствующее финансирование и возложить ее реализацию на радеющего за свое дело специалиста и патриота. «ОБОРОНКА»
Стр.5