Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №25 2012 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268308
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2012 .— №25 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268308 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ИДЕОЛОГИЮ СМЕНИЛА ЭКОНОМИКА Приоритеты РФ на международной арене ТЕМА Анатолий ИСАЙКИН, генеральный директор ОАО «Рособоронэкспорт» РОССИЙСКАЯ ПРОДУКЦИЯ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ФОКУСЕ С 27 июня по 1 июля 2012 года в городе Жуковском (Московская область), на территории транспортно-выставочного комплекса «Россия» проходит второй международный форум «Технологии в машиностроении-2012». <...> В день открытия выставки газета «ВПК» публикует статью Анатолия Исайкина, возглавляющего открытое акционерное общество «Рособоронэкспорт». <...> Это единственный в России государственный посредник по экспорту/импорту всего спектра продукции военного назначения, техники и технологий двойного назначения. <...> ДОСТИЖЕНИЯ РОСОБОРОНЭКСПОРТА ОБЕСПЕЧЕНЫ УСПЕХАМИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПК ТЕНДЕНЦИИ ПОЛИЦИЯ В КАЖДОМ ГАРНИЗОНЕ ВОЕННАЯ РЕФОРМА: ПРОСЧЕТЫ И ПУТИ ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ Алексей АРБАТОВ, действительный член Российской академии наук, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир приняты все необходимые поправки в законодательство, регламентирующие деятельность этого органа. <...> Сроки создания военной полиции в Российской армии переносятся с 2009 года. <...> Последний раз глава военного ведомства Анатолий Сердюков высказывался насчет сроков образования этого органа в ноябре 2011-го – он заявлял, что военная полиция начнет функционировать в 2012 году. <...> «Положение о военной полиции давно существует, территориальные органы на местах, в гарнизонах сформированы, поправки в законодательство направлены на утверждение, но сроки каждый год сдвигаются», – сказал представитель МО РФ. <...> В этой связи он отметил, что положение о военной поНовая структура появится в 2012 году, если будут ДВОРКИН, генерал-майор, доктор технических наук, профессор щим обязанности генерального директора ОАО «Научно-производственное объединение «Ижмаш» назначен заместитель генерального директора – директор по производству <...>
Военно-промышленный_курьер_№25_2012.pdf
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ИДЕОЛОГИЮ СМЕНИЛА ЭКОНОМИКА Приоритеты РФ на международной арене ТЕМА Анатолий ИСАЙКИН, генеральный директор ОАО «Рособоронэкспорт» РОССИЙСКАЯ ПРОДУКЦИЯ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ФОКУСЕ С 27 июня по 1 июля 2012 года в городе Жуковском (Московская область), на территории транспортно-выставочного комплекса «Россия» проходит второй международный форум «Технологии в машиностроении-2012». В рамках его работы пройдет международная выставка вооружений и военной техники «Оборонэкспо». В день открытия выставки газета «ВПК» публикует статью Анатолия Исайкина, возглавляющего открытое акционерное общество «Рособоронэкспорт». Это единственный в России государственный посредник по экспорту/импорту всего спектра продукции военного назначения, техники и технологий двойного назначения. ДОСТИЖЕНИЯ РОСОБОРОНЭКСПОРТА ОБЕСПЕЧЕНЫ УСПЕХАМИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПК ТЕНДЕНЦИИ ПОЛИЦИЯ В КАЖДОМ ГАРНИЗОНЕ ВОЕННАЯ РЕФОРМА: ПРОСЧЕТЫ И ПУТИ ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ Алексей АРБАТОВ, действительный член Российской академии наук, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир приняты все необходимые поправки в законодательство, регламентирующие деятельность этого органа. Сроки создания военной полиции в Российской армии переносятся с 2009 года. Последний раз глава военного ведомства Анатолий Сердюков высказывался насчет сроков образования этого органа в ноябре 2011-го – он заявлял, что военная полиция начнет функционировать в 2012 году. «Положение о военной полиции давно существует, территориальные органы на местах, в гарнизонах сформированы, поправки в законодательство направлены на утверждение, но сроки каждый год сдвигаются», – сказал представитель МО РФ. В этой связи он отметил, что положение о военной поНовая структура появится в 2012 году, если будут ДВОРКИН, генерал-майор, доктор технических наук, профессор щим обязанности генерального директора ОАО «Научно-производственное объединение «Ижмаш» назначен заместитель генерального директора – директор по производству Александр Косов. Прежний руководитель Ижмаша Максим Кузюк с 15 июня 2012 года занял должность гендиректора ОАО «Агрегатно-конструкторское бюро «Якорь», головного предприятия холдинга «Авиационные агрегаты и системы электроснабжения». При этом он остается членом совета директоров Ижмаша и продолжает руководить работой комитета по стратегии, отвечающего за формирование и контроль реализации долгосрочной стратегии развития предприятия и стрелкового холдинга в целом, уточняется в сообщении пресс-службы ОАО «НПО «Ижмаш». Окончательное решение Продолжение на стр. 06 НА ИЖМАШЕ СМЕНИЛОСЬ РУКОВОДСТВО Временно исполняютивный для предприятия рынок сбыта – США, сделало большой рывок в области конструкторских разработок (новая платформа АК-12, новая винтовка «Биатлон7-4», ружье «Сайга-12» для практической стрельбы и более 340 изменений в ранее разработанных изделиях). Сам Максим Кузюк заяо назначении генерального директора НПО «Ижмаш» будет принято в ближайшие три месяца. Максим Кузюк отлично зарекомендовал себя как эффективный менеджер, способный за короткие сроки вернуть к жизни и обеспечить эффективность даже самых проблемных активов. Под его руководством НПО «Ижмаш» получило новые заказы от зарубежных контрагентов, открыло наиболее перспеквил, что уходит он без тяжести на сердце, поскольку на Ижмаше сейчас практически завершена вторая фаза плана финансового оздоровления, все предприятия группы, за исключением концерна, уже находятся в процедуре банкротства и переданы в конкурсное управление, полностью сформировано НПО «Ижмаш», куда переведены кадры, контракты, интеллектуальная собственность, получены лицензии и сертификаты, необходимые для осуществления всей производственной деятельности и продажи продукции. НПО «Ижмаш» обеспечено производственными заказами и по итогам I квартала предприятие получило прибыль. В руководстве ГК «Ростехнологии» отметили, что перед новым руководителем НПО «Ижмаш» Александром Косовым будет стоять задача наладить работу объединенного предприятия и повышать эффективность производства с помощью глубокой интеграции между подразделениями предприятия и участниками стрелкового холдинга. ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ВЫПУСК «КРЕМЛЕВЦЕВ» На Красной площади в Москве состоялась торжественная церемония выпуска более 270 лейтенантов – выпускников Московского высшего военного командного орденов Ленина и Октябрьской Революции краснознаменного училища (МВВКУ). Напутствуя выпускников, пять из которых завершили обучение лиции должно было войти в федеральный закон РФ «О полиции», который вступил в силу 1 марта 2011 года, однако его там не оказалось. Кроме того, на его взгляд, не способствует ускорению процесса создания военной полиции и задержка с назначением на должность руководителя этого ведомства генерал-лейтенанта Сергея Суровикина. В функции нового органа будет входить в том числе борьба с дедовщиной и воровством военного имущества. Предполагается, что одним из органов военной полиции станет комендантская служба, введенная в августе 2011 года и призванная следить за правопорядком в армии. Военные эксперты России считают, что главная проблеКАК СОЗДАТЬ В НАШЕЙ СТРАНЕ ПО-НАСТОЯЩЕМУ СОВРЕМЕННЫЕ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ Читайте материал на стр. 04 21 ИНОСТРАННАЯ КОМПАНИЯ В ЖУКОВСКОМ На международном форуме «Технолома Российской армии – так называемая дедовщина или наличие неуставных отношений в частях. По мнению членов Общественного совета, сейчас офицеры не имеют действенных рычагов воздействия на тех, кто проявляет себя как «казарменные хулиганы». Впервые вопрос о создании в армии военной полиции озвучен в 2006 году президентом России Владимиром Путиным. В конце 2009-го в Минобороны заявили о практической реализации мер по формированию первых спецподразделений. Тогда же было объявлено, что военная полиция будет основана в 2010 году. Ее основными задачами должны были стать борьба с дедовщиной и воровством военного имущества, патрулирование в гарнизонах и городах, а также охрана военных объектов и грузов. В 2010 году процесс создания в армии института военной полиции был временно приостановлен. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Нужно ли России отправлять боевые корабли и морскую пехоту в сирийский порт Тартус? ДА 67% НЕТ 25% гии в машиностроении-2012» иностранным заказчикам продемонстрируют 93 экспоната, пока еще не включенных в список продукции военного назначения (ПВН), разрешенной к передаче за рубеж. Их показ в подмосковном Жуковском, где с 27 июня по 1 июля проходит форум, разрешен специальным распоряжением президента РФ, об этом сообщили в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России). В мероприятии принимают участие 198 российских организаций. Общее количество экспонатов ПВН – 1226. На выставке также представлена 21 компания из 10 иностранных государств (Австрии, Армении, Белоруссии, Германии, Индии, Италии, Китая, Сингапура, Украины, Франции). Цель проведения форума – демонстрация развития отечественной машиностроительной отрасли, привлечение инвестиций и технологий, обеспечивающих поддержку и укрепление ее научно-технического потенциала, прежде всего организаций обороннопромышленного комплекса. Организаторы – Минпромторг России, НЕ ЗНАЮ 8% ФСВТС России, государственная корпорация «Ростехнологии». Организационный комитет возглавляет министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. Сопредседателями организационного комитета являются директор ФСВТС России Александр Фомин и заместитель генерального директора государственной корпорации «Ростехнологии» Дмитрий Шугаев. Общая площадь экспозиции – более пяти тысяч квадратных метров в павильонах и более трех тысяч квадратных метров на открытых статических стоянках. Для сравнения: выставочная площадь недавно прошедшего в Париже салона вооружений и военной техники «Евросатори-2012» заПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 няла 144 тысячи квадратных метров, что в 18 раз превышает площадь в Жуковском. Демонстрационная программа сформирована из техники, представленной Минобороны России. В показе на полигоне примут участие 10 единиц техники: два танка Т-90А, два Т-80У, два бронетранспортера БТР-80, боевая машина пехоты БМП-3, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, 152-мм самоходное орудие «МСТА» с автоматизированной системой управления наведением и огнем, танк-Т-34. На статической стоянке на площади 4,3 тысячи квадратных метров представят 33 единицы техники из наличия Минобороны России. Среди них: оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер», зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-300В, ЗРК «Бук-М1-2Э», ЗРК «Тор-М1», модернизированный танк Т-72, танк Т-90А, Т-80У, БМП-3, БРЭМ-1, 152-мм самоходное орудие «МСТА», реактивная система залпового огня РСЗО «Град» и другие. В демонстрационной программе российских организаций – 23 единицы техники, в том числе боевая машина поддержки танков и модернизированный танк Т-90С (ОАО «НПК «Уралвагонзавод»), РСЗО «Смерч» и миномет «Нонна-М1» (ОАО «Мотовилихинские заводы»), специальная полицейская машина СПМ-2 «Тигр» (ОАО «АМЗ»), КамАЗ-43269, КамАЗ-5350, КамАЗ-62224 (ОАО «КАМАЗ») и другие. ОАО «Автомобильный завод «Урал» впервые продемонстрирует в действии тягач «Урал-6370». Также впервые на форуме ОАО «КБП» на статической стоянке будут представлены боевая машина зенитного ракетнопушечного комплекса ЗРПК «Панцирь-С1» на гусеничном шасси, тренажер боевой работы противотанкового ракетного комплекса ПТРК «Корнет-ЭМ», комплект средств для автоматизированного управления батарей самоходных ПТРК «Корнет-ЭМ». На полигоне ФГУП «ГНПП «Базальт» в городе Красноармейске состоятся демонстрационные показы гранатометного оружия. На территории ФГУП «ЦНИИТОЧМАШ» в Климовске – показы стрелкового оружия. Форум стартует пленарным заседанием на тему «Высокие технологии – определяющее условие устойчивого развития передового машиностроения национальных экономик». Для участия в деловой программе зарегистрированы около 400 участников – представителей 78 российских организаций и семи иностранных компаний. с золотыми медалями, главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Владимир Чиркин отметил, что все они для прохождения службы в войсках сразу назначаются на офицерские должности. Он напомнил, что в общей сложности 11 тысяч сержантских должностей в армии и на флоте вновь переведены в офицерские в звене «взвод – рота – батарея». Перемещение на эти должности в приоритетном порядке касается выпускников вузов 2010–2011 годов, которые с их согласия были назначены в свое время на сержантские должности, а также выпускников военно-учебных заведений текущего года. Всем молодым офицерам, имеющим семью, по прибытии в войска должна быть предоставлена служебная жилплощадь. Оплата ратного труда возросла в разы, но к каждому офицеру предъявляются и высокие требования. Выпускников на церемонии приветствовали ветераны, родители, представители политических партий и общественных организаций. Вновь произведенным лейтенантам были вручены дипломы и нагрудные знаки об окончании училища, затем они прошли по брусчатке Красной площади торжественным маршем. В завершение церемонии выпускники возложили венок к Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены. ГЛАВКОМАТ ВМФ ИЗВИНИЛСЯ Руководству Главного штаба ВМФ, передислокация которого в СанктПетербург намечена на сентябрь, необходимо решить проблему нехватки офицеров управления. «Недавно в штабе собирали офицеров, находящихся в распоряжении, и принесли им извинения за несправедливые и поспешные сокращения. Руководство фактически признало, что ранее погорячилось с оптимизацией управленческого звена, и сообщило, что поставило вопрос о его хотя бы частичном восстановлении. На первое время остро не хватает 50 человек, но требуется как минимум в десять раз больше», – сообщил еженедельнику «ВПК» информированный источник. Большинство офицеров, находящихся за штатом (в распоряжении по причине проведения организационноштатных мероприятий – ОШМ), не изъявляют желания ни вернуться к выполнению своих прежних обязанностей, ни продолжить отношения с реформированным, по заявлению действующего руководства, военным ведомством, в том числе и в связи с провалом жилищной программы. «За два-три года оптимизации Главного штаба, когда численность его офицеров сократилась почти в пять раз, безнадежно запущены все дела, утеряна преемственность руководства подразделениями, а новые кадры неспособны справиться с обязанностями и потоком бумаг», – пояснил источник. Ранее главком Виктор Чирков критически оценил уровень готовности Адмиралтейства к приему органов управления ВМФ, дал конкретные указания на устранение замечаний и распорядился приступить к переезду в намеченный срок. Напомним, что формаль02 ОДНО ЧП ЗА ДРУГИМ Очевидные причины взрывов 05 на складах боеприпасов № 25 (442) 27 июня – 3 июля 2012 года выходит по средам НОВАЯ ВОЙНА новые стратегические бомбардировщики ПАК ДА: КАКИМ ЕМУ БЫТЬ? Американцы и китайцы уже создают07 НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ Может стать следствием событий в Сирии 12 но идею о переезде высшего органа управления флотом в Санкт-Петербург предложил министру обороны Анатолию Сердюкову спикер Государственной думы Борис Грызлов осенью 2007 года. Необходимость передислокации обосновывалась тем, что Москва перегружена административными и управленческими функциями, и восстановлением исторической справедливости. До Октябрьской революции 1917 года командование флота находилось именно в Петербурге. Виталий КУЗЬМИН Коллаж Андрея СЕДЫХ (фото ИТАР-ТАСС)
Стр.1
№ 25 (442) 27 июня –3 июля 2012 года АРМИЯ ТЕНДЕНЦИИ Начало на стр. 01 Алексей АРБАТОВ, действительный член Российской академии наук, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир ДВОРКИН, генерал-майор, доктор технических наук, профессор мы провозглашалось создание полностью боеготовых, компактных, мобильных, технически хорошо оснащенных и обученных ВС, способных выполнить поставленные задачи в любых условиях начала конфликта. Правда, эта формулировка в разных вариациях постоянно повторяется в России уже в течение пятнадцати с лишним лет. Внешне она привлекательна, но совершенно неконкретна. Новшеством на сей раз можно счиВ качестве идеологии военной рефорвоенно-технического переоснащения (в сумме свыше 21 триллиона рублей до 2020 года, из которых более 19 триллионов пойдет на армию и флот). Она предусматривает наличие к 2015-му в войсках не менее 30 процентов новых образцов вооружений и военной техники (ВВТ), а к 2020-му – не менее 70 процентов. Повышение эффективности, обским жильем, переподготовка на гражданские специальности. Реализация грандиозной программы тать получивший широкое хождение лозунг о необходимости придать «новый облик Вооруженным Силам». Впрочем, данное требование тоже нельзя признать удачным не только из-за еще большей неопределенности, но и потому, что «облик» обычно подразумевает «внешний вид» или «форму» в отличие от сути или внутреннего качества. ПАРАМЕТРЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Сведения о характере и направлениях современного военного реформирования недоступны, поскольку не представлены общественности в виде какоголибо единого официального документа. О них приходится судить по отдельным заявлениям высших должностных лиц, парламентариев, комментариям журналистов и экспертов, «утечкам» информации в печать, выступлениям гражданских и военных руководителей. Суммируя все высказанное устно и письменно, с учетом периодических поправок, внесенных по ходу дела в первоначальные планы, новую реформу можно представить следующим образом. Ликвидация кадрированных соедиВОЕННАЯ РЕФОРМА: выполнить в три этапа. На первом – в 2008–2010 годах – осуществить организационно-штатные мероприятия, оптимизацию численности ВС, сформировать новую структуру управления. На втором – в 2010–2015 годах – обеспечить военнослужащих жильем, увеличить им денежное довольствие, повысить уровень их квалификации и переподготовки. На третьем – в 2015–2020 годах – завершить После многолетних официальных заявлений о том, что военная реформа в России закончена и впредь будет проходить только оптимизация военной политики и военного строительства, в стране в очередной раз началось реформирование армии и флота. Решение об этом принято в сентябре 2008-го: президент РФ Дмитрий Медведев подписал документ «План реорганизации Вооруженных Сил». 14 октября того же года министр обороны Анатолий Сердюков открыто объявил об этом плане на коллегии МО. программу перестройки, переоснащения и обеспечения высокой степени боевой готовности армии и флота. Подводя предварительные итоги вонений, превращение всех частей в силы постоянной боевой готовности, отказ от концепции массовой мобилизации личного состава и материальных запасов для «большой» войны, реорганизация системы подготовки резерва и хранения военных припасов и техники. Создание баз хранения и ремонта вооружений и военной техники (БХВТ), прежде всего в Сибирском и Дальневосточном военных округах (в общей сложности планируется создать 14 таких баз), к которым при необходимости может быть быстро переброшен личный состав. Формирование вместо прежних шести военных округов четырех укрупненных ВО, которые одновременно являются объединенными стратегическими командованиями (Западное, Южное, Центральное, Восточное ОСК). Переход Сухопутных войск на трехзвенную структуру: оперативное командование – армия – бригада (вместо прежней: ВО – армия – корпус – дивизия – полк). В целом в СВ будет насчитываться 85 бригад (8 танковых, 36 мотострелковых, 9 ракетных и 12 артиллерийских), а также одна пулеметно-артиллерийская дивизия (Южные Курилы) и 201-я мотострелковая дивизия (база – Таджикистан). Перевод ВВС на новую структуру: оперативное командование – авиабаза – эскадрилья. В общей сложности будет 7 оперативных командований, 55 авиабаз и 165 эскадрилий (по одному командованию в каждом из четырех ОСК, а также командования дальней авиации и военно-транспортной авиации центрального подчинения). Распределение сил ВМФ по объединениям (Северный и Балтийский флоты, Черноморский флот и Каспийская флотилия, Тихоокеанский флот) и по трем ОСК (соответственно Западному, Южному и Восточному). Создание на Северном и Тихоокеанском флотах отдельных командований подводных сил. Вместо нынешних 240 частей останутся 123. Уменьшение общей численности ВС с 1 миллиона 100 тысяч человек до 1 миллиона к 2012 году. Изменение структуры личного состава: сокращение офицерского корпуса с 330 до 220 тысяч человек, а призывного контингента с 450 до 355 тысяч человек (со сроком службы 12 месяцев), увеличение числа контрактников (к 2016 году) до 425 тысяч сержантов, старшин и рядовых. Радикальное сокращение количества частей и соединений, гарнизонов, баз, избавление (в том числе через распродажу) от лишних военных городков, объектов, земельных угодий, недвижимости, материальных запасов, массовая передислокация военных органов и заведений. Значительное увеличение количества учений различного масштаба, в том числе с боевой стрельбой (например в 2011 году их было 1700). Централизация системы подготоврального аппарата управления, включая Министерство обороны и Генеральный штаб (на 60%), уменьшение роли главнокомандований видов ВС. Коммерциализация и передача гражданским организациям системы тылового обеспечения и обслуживания войск. Значительное повышение военных ки кадров: вместо 65 военных академий и училищ будет 10 военных вузов. Сокращение и реорганизация центенной реформы, президент Дмитрий Медведев в ноябре 2010 года в Послании Федеральному собранию объявил: «Мы взяли курс на глубокую модернизацию Вооруженных Сил, на проведение в них системных, значимых преобразований. Уже обновлены боевой состав Вооруженных Сил, система боеготовности, управления и материально-технического обеспечения войск. Вновь регулярными и, что немаловажно, масштабными стали наши боевые учения. Сформированы четыре военных округа вместо шести. В рамках Госпрограммы вооружения (ГПВ) до 2020 года войска оснащаются современной техникой». ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ В целом очевидно, что многие направления нынешнего военного реформирования обоснованны и давно назрели, именно такие меры на протяжении десятилетия предлагают независимые эксперты. В первую очередь это отказ от концепции мобилизации и упразднение кадрированных соединений и частей, сокращение численности ВС и парков устаревшей военной техники, разукрупнение соединений и частей, перевод всех их в состояние постоянной готовности, создание ОСК вместо военных округов. Также речь в экспертном сообществе идет об улучшении боевой подготовки, технической оснащенности и мобильности войск и сил, об исправлении «перекосов» структуры личного состава, консолидации системы тылового обеспечения, адаптации к новым условиям системы военного образования и военной науки, избавлении от лишнего имущества, запасов и земельных угодий и т. д. В то же время как в концепции реформы, так и в ее практическом осуществлении было и есть немало просчетов, нестыковок и больших издержек. Прежде всего следует указать на явные противоречия между внешней и военной политикой РФ, хотя именно внешняя политика должна быть главным фактором, определяющим военные потребности государства с учетом имеющихся ресурсов и военно-технических возможностей. По всей видимости, эти нестыковки отражают недостаточность реального (в отличие от формальноадминистративного и кадрового) контроля руководства страны над военной политикой и военным строительством, принятием важнейших доктринальных положений, а также решений по военной реформе и программам вооружения. Кроме того, по поводу приоритетов безопасности и внешней политики России внутри ее правящих кругов, очевидно, есть серьезные расхождения, которые проявляются даже в открытых заявлениях и документах высшего уровня. Суть этих расхождений можно определить так: что является долгосрочным интересом РФ – постепенная интеграция с передовыми демократическими странами (при всех противоречиях и трудностях этого пути) или противостояние им на основе самодостаточности Евразийского союза либо в «стратегическом партнерстве» с Китаем, разнообразными антизападными режимами и движениями в разных регионах мира. Императивы модернизации эконоПРОСЧЕТЫ И ПУТИ ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ того, что военная напряженность может также нарастать на восточных рубежах страны – укрепление обороны в этом районе будет средством предотвращения такой опасности. Усиливается угроза распространения ядерного оружия и его носителей среди безответственных режимов, расширяются масштабы и возможности международного терроризма. Между тем главными приоритетами военной политики и реформы ВС остаются ядерное сдерживание, воздушнокосмическая оборона против НАТО и соперничество с США в новейших видах вооружений. Это мотивируется соображениями государственного престижа и имеет в лучшем случае лишь косвенное отношение к обеспечению безопасности страны (примером тут может служить программа новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого типа шахтного базирования). Мероприятия по реформированию ных масштабов. Даже по официальным данным военной прокуратуры, разворовывается около 20 процентов средств, выделенных на гособоронзаказ. В этих условиях намеченный большой рост закупок вооружений и военной техники по ГПВ-2020 повлечет еще больший объем хищения бюджетных ресурсов, притом что, по прогнозам, России предстоит ухудшение финансовоэкономического положения. Несмотря на ряд позитивных сдвигов активность лоббирующих группировок и практику «откатов». Коррупция достигла беспрецедентвоенной реформы, которых нужно достичь в ближайшей перспективе. В первую очередь это максимальсистемы комплектования армии и флота, повышению уровня их боевой подготовки, улучшению материального обеспечения и морального состояния военнослужащих вступают в острое противоречие с намерением сохранить большой призыв (около 350 тысяч человек ежегодно) и 12-месячный срок службы рядового состава, а также с топорными способами преобразования и сокращения офицерского корпуса и контрактного контингента (в частности имеется в виду поспешная замена прапорщиков на сержантов), которые к тому же беспрерывно пересматриваются по ходу реформирования. Меры «либерализации» режима службы по призыву несколько улучшили положение, но не искоренили дедовщину и высокую преступность, не снизили уровень убийств, суицидов, смертности и увечий в результате аварий и катастроф (таких, как периодические взрывы складов боеприпасов), к которым ведут халатность и неумелое обращение с военной техникой и боеприпасами. Что касается структурных преобразований ВС, то решение о создании четырех ОСК противоречит одновременному укрупнению военных округов. В результате такой половинчатости сложилась – с некоторыми отличиями – примерно та же ситуация, которая всегда существовала в СССР, когда военный округ с началом войны должен был стать фронтом. То есть в одних руках остались прежние задачи по административно-хозяйственной деятельности и по функционированию ОСК. В трехзвенную систему управления (ОСК – бригада – батальон) вернули армейское звено, и количество армий увеличилось с семи до десяти. Реальным позитивным сдвигом следует считать только более интенсивные командноштабные и войсковые учения с привлечением разнородных сил и средств. Очевидны крупные нестыковки пенсий и денежного довольствия военнослужащих (к 2020 году на 25% выше средней зарплаты на «гражданке»). На втором этапе реформы (видимо, к 2015 году) – обеспечение всех офицеров и контрактников служебным жильем и всех увольняемых из рядов ВС гражданмики и политической системы России, борьбы с новыми угрозами безопасности начала XXI века определяют выбор первого пути. А интересы новоявленного правящего класса, сложившегося вокруг экспортно-сырьевой экономики и системы «суверенной демократии», влекут на второй. Туда же толкают Россию негативный опыт реформ 90-х годов, крупные ошибки и силовой произвол США на мировой арене, а также мировой финансово-экономический кризис. В последние годы Россия сделала ряд внешнеполитических шагов в первом между планами реформирования, намеченной численностью ВС, программой их технического переоснащения и доступными финансовыми, производственными, техническими и демографическими ресурсами. Государственная программа воорупоследнего времени, состояние ОПК, его основных производственных фондов и кадров по-прежнему остается крайне тяжелым. Есть острые проблемы, связанные с коррупцией, неэффективным использованием ресурсов, неадекватной системой ценообразования в «оборонке», плохим контролем качества продукции. Пока не удается адаптировать ОПК к рыночной экономике и ограниченному (по сравнению с советскими временами), хотя и постоянно растущему военному бюджету страны. Не решив этих вопросов, вливать огромные средства в ГПВ-2020 – то же самое, что давать все больше пищи организму с расстроенным пищеварением. Провалены все программы конвервела к модернизации технологий «оборонки». Однако отсталость технологической базы ОПК ведет к проигрышу в конкуренции в торговле оружием, потере традиционных рынков военной продукции. Дело дошло до того, что Москва вынуждена принимать назад и передавать ВС РФ те вооружения, от которых из-за плохого качества отказываются импортеры из развивающихся стран. Хуже того, происходит переориентация лучших оборонных фирм и коопераций России на нужды зарубежных армий. Урезание ассигнований на НИОКР сии, и эта проблема, похоже, отодвинута на задний план вместе с сопутствующими социальными вопросами. Ориентация на экспорт ВВТ не при(вместо того чтобы наладить четкий механизм, который позволил бы оценивать перспективность проектов и контроль над их осуществлением) вместе с утратой многих научных школ обрекает Россию на догоняющую модель военного строительства и растущее отставание от ведущих держав по самым передовым направлениям военнотехнического развития. Во многом причины указанных ная открытость военного бюджета (включая Государственную программу вооружения и гособоронзаказ), широкое обсуждение его обоснованности и отраженной в нем военной политики, расширение роли и участия в этом процессе парламента, независимых научных и общественных организаций. Это главный путь борьбы с коррупцией, который неспособно подменить никакое перераспределение между военными структурами полномочий по передаче контрактов ГОЗ. Совершенно недостаточны декларативные заявления о том, что к 2015 году доля современного вооружения составит 30 процентов, а к 2020-му – 70 процентов. Армии и флоту России нужны не просто новые образцы, а только те, которые действительно внесут вклад в укрепление обороноспособности страны в соответствии с реалистически прогнозируемыми угрозами и военными потребностями. Кроме того, эти ВВТ должны удовлетворять объективным оценкам соотношения стоимости и эффективности. Оптимальность ГПВ-2020 надо наглядно подтвердить экспертизой этой программы и каждого гособоронзаказа. С учетом демографического и эконовление основных фондов и кадров оборонно-промышленного комплекса, переход на инновационные технологии (на что выделяется три триллиона рублей). Все эти мероприятия намечалось направлении, а военная политика и военное строительство в некоторых важных аспектах продолжают (или возрождают) курс на противостояние Западу. Расплывчатые и часто меняющиеся приоритеты «многовекторной» внешнеполитической линии имеют результатом растущую обособленность военной политики, ее подчинение ведомственным интересам и влиянию лоббистских группировок оборонной промышленности, недостаточную реалистичность и многие другие противоречия. Приоритеты военной политики и действии с другими военными органами и войсками скорее всего придется осуществлять операции в локальных конфликтах трансграничного типа, выполнять миротворческие задачи на постсоветском пространстве и в сопредельных регионах – как в одностороннем, так и в коллективном форматах. Нельзя исключать и реформы, которые определяют Государственную программу вооружения до 2020 года, не вполне соответствуют реалистическому прогнозу военных угроз и вызовов на обозримое будущее. Вооруженным Силам РФ во взаимои заинтересованных в добросовестной службе профессионалов. Необходимо, чтобы функции объденежного довольствия военнослужащих в 2011–2012 годах нужно постоянно поддерживать его уровень путем индексации с учетом инфляции как минимум раз в полгода. Не менее важно выполнить обязательство по обеспечению в ближайшее время всех офицеров служебным жильем, а увольняемых со службы – приватизированными квартирами и домами. Во втором случае, основываясь на накопленном опыте, лучше финансировать этот процесс отдельной статьей федерального бюджета, вне ассигнований на национальную оборону. Следует пересмотреть программу развития СЯС, увеличив темпы производства наземных мобильных ракетных комплексов, сделав упор на совершенствовании систем управления и предупреждения о ракетном нападении (включая космический сегмент). Нужно также интенсивно развивать новые системы ПРО и ПВО, космические системы. От программы создания новой тяжелой МБР и других новых стратегических ракет целесообразно отказаться. Системы ПРО и ПВО следует ориединенных стратегических командований ограничивались исключительно планированием, управлением и боевой подготовкой операций разнородных сил и войск, ОСК надо освободить от административно-хозяйственных задач. Целесообразно вернуться к концепции формирования Объединенного главного командования стратегическими силами сдерживания (ОГК ССС). Эту структуру следует создать на базе командования Ракетных войск стратегического назначения, располагающего наиболее развитой и эффективной системой боевого управления, с сохранением полного подчинения ему наземной группировки МБР и с функциями оперативного управления стратегическими подводными ракетоносцами и тяжелыми бомбардировщиками. После значительного повышения 04 ентировать не только на защиту объектов СЯС, пунктов боевого управления, связи, крупных административнопромышленных центров, но и на прикрытие критических объектов (АЭС, дамбы, энергетические и транспортные узлы, хранилища опасных материалов и изделий и проч.) от одиночных и групповых ракетных и авиационных ударов со стороны радикальных режимов и террористов. Оснащение сил общего назначения (СОН) должно осуществляться с упором на существенное улучшение их систем управления и связи, информационного обеспечения во всех звеньях, взаимодействия авиации и Сухопутных войск, а также на массовое оснащение высокоточным оружием, стратегическую и тактическую мобильность. Требуется переориентация СОН в первую очередь на локальные конфликты, интенсивные операции нового типа на юго-западном и южном стратегических направлениях. На восточных рубежах нужно расширять сеть и укреплять охрану и оборону БХВТ и запасов материального обеспечения вблизи районов, потенциально находящихся под угрозой. Устранение многотипности в ГПВномического положения России, реально прогнозируемых, а не вымышленных угроз безопасности страны и ее военных потребностей можно за два-три года перевести комплектование ВС полностью на добровольно-контрактную основу. Если оттолкнуться от нового плана, в соответствии с которым через несколько лет офицерский корпус должен насчитывать 220 тысяч человек, а число контрактников – сержантов и рядовых – возрасти до 425 тысяч, то набрав дополнительно 155 тысяч контрактников-рядовых, можно было бы сформировать Вооруженные Силы численностью 800 тысяч военнослужащих. Это как раз та компактная и современная армия, о которой российские власти твердят на протяжении долгих лет. При этом она все равно будет самой крупной армией в Европе, превосходя суммарную численность ВС трех крупнейших европейских стран – ФРГ, Великобритании и Франции. Соотношение офицерского и рядожения в большинстве случаев не соответствует ежегодным закупкам ВВТ и в целом представляется нереалистичной, особенно с учетом распыления средств на многочисленные типы закупаемых систем вооружений и военной техники схожего предназначения. Основания для выбора тех или иных образцов зачастую весьма сомнительны, а плотная завеса секретности позволяет скрывать проблем и издержек коренятся в особенностях механизма разработки и осуществления военной политики, реформы и программы вооружения, при котором все вопросы решаются в закрытом порядке и в узком кругу, в отсутствие ясной и разумной военной доктрины, стратегии, рационального планирования военных потребностей и выбора приоритетов финансирования. Достижение намеченных целей полностью передано военной бюрократии, реального парламентского контроля нет, а процесс реформирования не сопровождается экспертным и общественным обсуждением, что делает невозможными своевременную проверку результатов мероприятий и исправление допущенных ошибок. ПОВЕСТКА ДНЯ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ Суммируя высказанные выше соображения и, безусловно, не претендуя на истину в последней инстанции, позволим себе обозначить основные параметры российской военной политики и 2020 и ГОЗ, выбор систем на основе оптимального соотношения стоимости и эффективности следует осуществлять на конкурсной основе в рамках независимой структуры при министре обороны, чьи функции будут включать анализ и выработку решений. Надо увеличить долю НИОКР в инвестиционных ассигнованиях, уделяя особое внимание прорывным научно-техническим проектам, и сформировать механизм объективной оценки перспективности тех или иных проектов и работ. Настоятельно необходима новая программа поддержки ОПК, модернизации основных производственных фондов и омоложения кадров «оборонки». Не обойтись и без рациональной программы конверсии. Глубокая реформа системы ценообразования, жесткий парламентский контроль и расширение допуска в эту сферу общественных организаций и СМИ имеют первостепенную важность в деле борьбы с коррупцией и расхищением бюджетных средств. Требуется повышение роли законодательной власти в определении военной политики через парламентские слушания, расследования, в Конституцию надо внести поправку, которая наделяла бы Федеральное собрание контрольными функциями (сейчас ФС обладает лишь законодательной и представительной). В законе «Об обороне» целесообразвого состава оказалось бы почти в пропорции 1:3, что вполне приемлемо для «инновационных» Вооруженных Сил с большим удельным весом техноемких видов и родов войск (ВВС, ВМФ, РВСН, ВКО). Притом что денежное довольствие рядовым-контрактникам предполагается повысить до 25 тысяч рублей в месяц (это почти равно довольствию рядового в армии США) с тем, чтобы привлечь в ряды ВС качественный личный состав, такой дополнительный контрактный контингент обошелся бы бюджету в дополнительные 47 миллиардов рублей ежегодно – всего 2,5 процента оборонных расходов в 2011 году. Причем выделение названной суммы будет сопровождаться экономией на призыве 300–400 тысяч срочников каждый год, их обучении и увольнении в запас. Это еще более выгодно, если принять во внимание материальные и человеческие потери от низкого качества рядового личного состава и преступности в ВС. В течение ряда лет такая экономия полностью оправдает себя и не причинит ущерба инвестиционным статьям бюджета. Вдобавок новейшие образцы вооружения и военной техники будут переданы в руки квалифицированных но легализовать институт гражданского руководства Министерством обороны, включая аппарат главы ведомства в составе военных и гражданских кадров, подчиненный только ему и способный давать объективную оценку предложений, поступающих от видов и родов войск Вооруженных Сил, Генерального штаба и предприятий ОПК. Следует всемерно поощрять исследования независимых научных и общественных организаций, прислушиваться к их оценкам и рекомендациям, вместо того чтобы (как это нередко имеет место сейчас) огульно обвинять в некомпетентности и «обслуживании интересов другого государства». Полезно было бы возобновить и расширить практику создания специальных независимых комиссий при президенте РФ под председательством авторитетных ученых по важнейшим вопросам военной политики. Такие комиссии, оперирующие на базе широкой и достоверной информации, способны с помощью системного анализа разрабатывать альтернативные подходы к решению проблем обороны, не связанные ведомственными интересами, они позволяют президенту и парламенту принимать осознанные и оптимальные решения на стратегическую перспективу. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 Владимир ЩЕРБАКОВ ХРОНИКА МАЯ – НАЧАЛА ИЮНЯ С одной стороны, создается стойкое ощущение, что это и есть один из способов ускоренной утилизации снарядов, а с другой – невольно вспоминаются, учитывая наносимый российскому бюджету в результате подобных техногенных катастроф урон, столь частые в 30-е годы судебные процессы над вредителями. Приходит на ум и такая версия: приведение Вооруженных Сил к новому облику окончательно разболтало некогда прочный механизм дисциплины и порядка в частях. Иначе как еще можно объяснить следующие факты, имевшие место на протяжении нескольких недель: – 2 мая на полигоне Мулино в Нижегородской области во время разгрузки утилизируемых методом подрыва боеприпасов взорвался один из них – шесть военнослужащих 9-й отдельной мотострелковой бригады погибли и четверо получили ранения; – 18 мая загорелся склад боеприпасов в/ч 86792, расположенный в 280 километрах северо-восточнее Владивостока и в семи километрах от населенного пункта Сунгач, возгорание произошло во время подготовки артснарядов к отправке на плановую утилизацию. В итоге пострадали два военнослужащих срочной службы, произведена эвакуация 1900 человек из четырех населенных пунктов (Духовское, Сунгач, Новорусановка и Зеленодольское), более чем на 12 часов было остановлено движение 12 пассажирских поездов на Дальневосточной железной дороге. По данным МЧС РФ, общий материальный ущерб превысил шесть миллионов рублей, для ликвидации последствий пожара были задействованы около 200 специалистов и полсотни единиц техники, включая самолет Бе-200 и два пожарных поезда (всего в район происшествия стянули около 750 военнослужащих и сотрудников Минобороны, МВД и МЧС); – 24 мая в Астраханской области, на полигоне Ашулук при разгрузке боеприпасов по не совсем понятной причине загорелась деревянная тара, находившаяся рядом с уложенными на земле боеприпасами. Они начали взрываться, после чего на воздух взлетел и стоявший рядом КамАЗ. Всего, по данным Минобороны, было уничтожено 145 ящиков с 840 выстрелами к гранатомету. К счастью, обошлось без пострадавших (находившиеся рядом с очагом возгорания военнослужащие успели спрятаться в укрытии); – еще через четыре дня взрыв грузовика с боеприпасами, также направлявшегося на утилизацию, на подъезде к полигону Цугол в Забайкальском крае. По словам начальника пресс-службы Восточного военного округа подполковника Александра Гордеева, во время движения автомобиля водитель обнаружил возгорание под капотом машины, после чего остановил ее и отбежал на безопасное расстояние, а огонь распространился на груз – боеприпасы сдетонировали; – и наконец, 11 июня загорелся арсенал, расположенный в 14 километрах от поселка Колтубановка Бузулукского района Оренбургской области. И ТУТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР По данным «Интерфакса», ссылающегося на источник в Главной военной прокуратуре, пожар и последовавшая детонация артиллерийских снарядов произошли на площадке № 2 ПОЧЕМУ РВУТСЯ БОЕПРИПАСЫ? СЛЕДСТВИЕ НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМА И НЕЖЕЛАНИЯ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С ОПК Реформирование армии и флота Российской Федерации, к сожалению, не предотвратило чрезвычайные происшествия на военных арсеналах. Вот и накануне государственного праздника – Дня России на воздух взлетел очередной склад с боеприпасами. Несколько сот человек пришлось эвакуировать, а для ликвидации последствий ЧП задействовать многочисленные подразделения пожарных, спасателей и саперов с соответствующими спецсредствами. склада боеприпасов в/ч 96558 Центрального военного округа, находящегося около поселка Колтубановка. И вновь в процессе подготовки снарядов к вывозу в район утилизации. При этом поскольку арсенал располагается недалеко от границы с Самарской областью, пришлось эвакуировать жителей населенных пунктов и в Оренбургской, и в Самарской области. Да плюс еще 26 военнослужащих с арсенала (по данным и. о. начальника пресс-службы ГУ МЧС по Оренбургской области Татьяны Самойловой, в Бузулук из военного городка были эвакуированы в общей сложности 113 человек), а также несколько десятков пациентов и сотрудников реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями в поселке Партизанский. В ходе пожара и взрывов пострадали два человека – военнослужащий и местная жительница, а для устранения последствий чрезвычайного происшествия привлекли пожарные самолет Ил-76 и вертолет Ми-26, а также Ил-76 с двумя робототехническими комплексами и самолет-амфибию Бе-200ЧC МЧС РФ. По данным этого ведомства, на очаги пожара на территории арсенала, общая площадь которого составляет около 83 гектаров (несколько площадок подземного и наземного хранения боеприпасов различного типа общей емкостью 1000 вагонов), с воздуха сбросили не менее 160 тонн воды (пять сбросов произвел вертолет Ми-8 и по одному – самолеты Ил-76 и Бе-200ЧС). Наряд сил, привлеченный для устранения последствий ЧП, следующий: 651 специалист и 113 единиц техники. Почему же рвутся боеприпасы? Ранее отдельные представители Минобороны, комментируя подобные случаи, ссылались на плохо оборудованные склады, построенные чуть ли не при царе Горохе и потому не позволяющие обеспечить безопасное хранение большого количества боеприпасов, особенно с истекшими сроками давности: мол, потому так ускоренно их и приходится ликвидировать методом простого подрыва на полигонах. Один из «военных экспертов», процитированных агентством РБК, излагая возможные причины последнего пожара с детонацией снарядов, даже «раскрыл военную тайну», поведав общественности о неких складах под открытым небом, где боеприпасы буквально навалены в кучу и даже имеются просыпки пороха, что и приводит в итоге к таким происшествиям. Старые снаряды, дескать, взрываются сами по себе. Во-первых, если в Минобороны есть арсеналы, где боеприпасы навалены на открытом воздухе «кучей», а из боевых зарядов тут же высыпается порох, то личный состав таких складов должен уже минимум лишиться погон, а максимум – отправиться в места, не столь отдаленные. Во-вторых, боеприпасы, даже старые, не имеют склонности взрываться сами по себе – всегда нужен «катализатор»: неаккуратное обращение (боеприпас уронили, ударили молотком, попытались разоружить его и т. д.) либо же попадание его в очаг открытого пламени (иногда – прямой удар молнии). На основе личного опыта участника поискового движения могу сообщить, что на моей памяти нет примеров, когда найденный на местах былых боев боеприпас – то есть возрастом более 65 лет – самопроизвольно сдетонировал. Причины взрывов – или огонь, или, как во время одной экспедиции, попытка самостоятельно извлечь снаряды из гильз (причем предпринятая бывшим военным сапером), которая закончилась трагически: человек подорвался буквально на предпоследнем боеприпасе. Вот и Главное военное следственное управление СК РФ по Центральному военному округу сообщило: причиной детонации снарядов в Оренбуржье стало возгорание. От чего – пока неизвестно, но вполне возможно из-за непотушенного окурка. Подобных примеров в нашей истории масса. Аналогичная причина «подлета на воздух» и в случае с арсеналом в 500 вагонов вблизи поселка Сунгач в Приморье 18 мая (детонация боеприпасов произошла после возникновения пожара во время подготовки их к отправке на плановую утилизацию), а также во время взрыва боеприпасов на полигоне Мулино. По данным СК РФ, взрыв прогремел при укладке боеприпасов, выгружаемых с автомобиля, на грунт, в ходе которой один из них взорвался: можно предположить, что имело место неаккуратное обращение со старым снарядом. Вот и получается, что причиной всех уже достаточно многочисленных ЧП с детонацией боеприпасов на складах и полигонах Минобороны является несоблюдение элементарной техники безопасности при проведении работ со взрывоопасными предметами. Это в свою очередь объясняется поспешной утилизацией, которая, словно лихорадка, охватила военное ведомство, и привлечением для данных работ – весьма сложных и опасных – недостаточно подготовленного личного состава. В частности, военнослужащих срочной службы. СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНАЯ ЭКОНОМИЯ Курирующий сегодня отечественный ОПК вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин после одного из недавних происшествий высказал мнение, что утилизацией должны заниматься исключительно профессионалы и потому работы по уничтожению устаревших снарядов должны проводить непосредственно производители боеприпасов. Но нет – все идет своим чередом и Минобороны по-прежнему «бросает на амбразуру» солдат-срочников, что негативным образом сказывается на и так не особо радужном имидже армии и на самой идее срочной военной службы. Вспомним: передачу на аутсорсинг всевозможных хозяйственнобытовых задач и обязанностей, ранее лежавших на солдатахсрочниках, в МО объясняли стремлением использовать весь период весьма непродолжительной ныне ратной службы по призыву для всесторонней боевой учебы и практической подготовки защитников Отечества. Желание похвальное, но с ним никак не коррелируется решение формировать команды, занимающиеся утилизацией боеприпасов, из этих самых солдат-срочников. Чему они научатся, перетаскивая ящики со снарядами, загружая и разгружая их, то есть выполняя обычную неквалифицированную физическую работу да еще и сопряженную с серьезной угрозой для жизни? К примеру, по данным заместителя министра обороны генерала армии Дмитрия Булгакова, на 2012 год для утилизации боеприпасов планируется задействовать около 13 тысяч военнослужащих – вероятно, в основном это будут срочники. Почему же военное ведомство таким образом распоряжается жизнью граждан России, непосредственно выполняющих одно из требований Конституции РФ. Ведь их подвергают смертельному риску не при отражении агрессии врага, а по причине непонятной скупости Минобороны, почему-то не желающего поручать задачу ликвидации старых боеприпасов специалистам. Да, все военнослужащие, занятые в работах по утилизации, проходят соответствующие инструктажи и какое-то дополнительное обучение. Однако никакие инструктажи и допкурсы не заменят многолетнего опыта и знаний настоящих профессионалов минно-взрывного и саперного дела. Почему руководство Минобороны, не испытывающее сегодня недостатка в финансовых средствах, не желает привлечь на контрактных условиях к процессу утилизации старых боеприпасов соответствующих специалистов, проходящих службу в МВД и МЧС, а также работающих в ОПК? Более того, в России есть предприятия, занимающиеся утилизацией боеприпасов разного типа и имеющие для этого все лицензии и условия для безопасного осуществления данного процесса (об этом чуть ниже). Кстати, уж на самый крайний случай для такой работы вполне можно было бы привлечь то огромное число осужденных военнослужащих и сотрудников других воинских формирований, где предусмотрена военная служба, коих у нас только в офицерском звании и только за преступления коррупционной направленности за 2010 год и восемь месяцев 2011-го оказалось, по данным заместителя Главного военного прокурора Александра Арутюняна, 752 человека. Целый батальон воров в погонах. А если сюда добавить занимающихся неуставными взаимоотношениями – то и полк, наверное, наберется. Можно засчитывать этим людям день работы на утилизации за три дня отсидки, формировать группы на добровольной основе или в приказном порядке. Неужели жизнь и права осужденных казнокрадов (а таких в прошлом году только среди командиров воинских частей оказалось 144 человека) дороже жизни и прав солдата-срочника, не «откосившего» от армии и пошедшего исполнять свой конституционный долг? С другой стороны, привлечение к опасному для здоровья и жизни процессу утилизации солдата-срочника наряду с военнослужащими-контрактниками рядового и сержантского состава потенциально создает весьма интересную коллизию. Дело в том, что согласно пункту 12 статьи 3 ФЗ № 306 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» при увольнении защитника Отчизны с ратной службы в связи с признанием его негодным к продолжению оной вследствие военной травмы «ему выплачивается единовременное пособие в размере: 1) 2 000 000 рублей – военнослужащему, проходящему военную службу по контракту; 2) 1 000 000 рублей – военнослужащему, проходящему военную службу по призыву…» По букве закона выходит, что, к примеру, рядовой-срочник и сержантконтрактник, получившие в ходе работ по утилизации боеприпасов ранения и комиссованные из армии, получат в качестве единовременного пособия вдвое отличающиеся друг от друга суммы, хотя при установлении инвалидности ежемесячные пособия для них будут одинаковыми. Понятно, что этим пунктом хотели обеспечить более высокую социальную защиту уволенных по здоровью таких категорий военнослужащих, как офицеры и прапорщики (мичманы), для большей части которых на «гражданке» нет работы по их специальности, но в итоге, как говорил Виктор Черномырдин, «получилось, как всегда». Выход здесь пока – до полного перехода на контрактную армию в части, касающейся рядового и сержантского (старшинского) состава, – должен быть один: установление равных компенсаций для срочников и контрактников, а для повышения социального статуса можно отдельно прописать более высокое пособие для офицерского состава и прапорщиков (мичманов). НЕ ОТДАДИМ НИКОМУ И наконец, о влиянии утилизации на экологию нашей страны и пользе этих работ для российской экономики. АРМИЯ ПОДОПЛЕКА Как вы понимаете, подрыв открытым способом на многочисленных полигонах России сотен тысяч тонн различных боеприпасов наносит безусловный вред природе: разлетающиеся осколки загрязняют почву, сжигаемые взрывчатые вещества – и почву, и воздух. Вдобавок ударные волны от мощных взрывов давят на психику людей в близлежащих населенных пунктах и даже разрушают их жилища. Теперь об экономическом факторе. С одной стороны, оперативная ликвидация устаревших и опасных, а также избыточных боеприпасов позволяет сэкономить на процессе их хранения, оптимизировать саму его структуру и даже существенно сократить количество арсеналов, выведя их в более удаленные от населенных пунктов районы. Но с другой – утилизация методом простого открытого подрыва к утилизации в полном понимании этого слова не имеет ни малейшего отношения. Налицо простое уничтожение. Если боеприпасы действительно утилизируются, вы получаете ценное вторичное сырье, если просто подрываются – только воронку, столб дыма в небо и жалобы местных жителей. В военном ведомстве утверждают, что мощности российского ОПК не могут переработать достаточного количества боеприпасов. Однако в городе Стерлитамаке существует федеральное казенное предприятие «Авангард», которое уже с 2006 года занимается утилизацией боеприпасов и на сегодня имеет лицензию Федеральной службы по оборонному заказу на осуществление утилизации вооружения и военной техники. Так вот только этот завод способен перерабатывать до 120 тысяч тонн боеприпасов в месяц, то есть порядка 1 миллиона 440 тысяч тонн в год. Много ли это? Сравните: по официальным данным Минобороны, в 2011 году на 65 полигонах 12 600 военнослужащих (было задействовано 1700 единиц автомобильной техники) методом подрыва и сжигания уничтожили 1 миллион 341 тысячу 200 тонн боеприпасов и взрывчатых веществ. Кроме того, на арсеналах, базах и складах разобрали еще 148 000 тонн боеприпасов. А вся (!) промышленность получила по контрактам… 251 500 тонн. Получается, что на год ей дали столько боеприпасов, сколько стерлитамакское предприятие способно утилизировать менее чем за три месяца. Неудивительно, что в октябре прошлого года главный инженер «Авангарда» Олег Карев заявил в интервью журналистам, что сейчас заказов уже нет. Поднимался вопрос о простаивании уникальных мощностей завода и во время визита в Стерлитамак в июне 2011 года президента Башкортостана Рустэма Хамитова – генеральный директор «Авангарда» тогда сообщил, что последняя плановая утилизация прошла в ноябре 2010-го. Неудивительно, что персонал находится в вынужденном отпуске, а цехи простаивают. А ведь «Авангард» – не единственное предприятие, способное утилизировать боеприпасы. Таким образом, Минобороны не только подвергает постоянной опасности жизнь военнослужащих, включая солдат-срочников, но еще и собственными руками уничтожает боеприпасную отрасль страны, не выдавая заказы на поставку новых боеприпасов и не подключая к работе по утилизации старых. Между тем вследствие нерентабельности боеприпасных предприятий Минпромторг намерен до конца текущего года сократить их количество со 106 до 56… СО ЗНАНИЕМ ДЕЛА БАНК РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НОВИКОМБАНК УЧАСТВУЕТ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 14 июня 2012 года состоялась торжественная церемония награждения лауреатов премии «Финансовая элита России». Победителем в номинации «Банк года» стал Новикомбанк. Решение о присуждении премии выносилось с учетом высокой динамики его развития, надежности и стабильности бизнеса, а также укрепления конкурентных позиций Новикомбанка в сфере финансирования ключевых секторов национальной экономики. тет по всем направлениям деятельности, значительно превышая средние показатели по банковской системе России в целом. Особенно высоких результатов Новикомбанк достиг в последние два года. Только за 2011 год его активы выросли более чем в 1,6 раза – с 61,5 до 100 миллиардов рублей. На 1 января 2012-го банк занял 46-е место в списке крупнейших финансовых институтов России по размеру активов, поднявшись на 19 пунктов по сравнению с предыдущим годом. В 2010–2011 годах состоялся успешный выход НовиНа протяжении последних лет банк уверенно раскомбанка на рынки капитала: размещены облигационный выпуск общим объемом два миллиарда рублей и биржевые облигации в сумме три миллиарда рублей. В прошлом году также начато построение региональной сети банка: открыты филиалы в Ростове-на-Дону, Тольятти, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, офисы в Жуковском, Самаре и Туле. Основанный в 1993 году, Новикомбанк обладает обширным опытом работы с лидерами национальной экономики. В числе его клиентов – ведущие предприятия ОПК, машиностроения, сферы наукоемких технологий, автомобильной, авиационной, нефтяной и газовой промышленности. Одним из основных акционеров банка (17,6% уставного капитала) является ГК «Ростехнологии». ГОРИЗОНТЫ ПАРТНЕРСТВА Ресурсная база Новикомбанка формируется за счет партнерства в самых разных секторах, в том числе нефтяной промышленности и электроэнергетики («Трансбанка, направленных на финансирование предприятий авиационной промышленности, составляет более 10 миллиардов рублей. Банк кредитует крупные проекты в области технического перевооружения предприятий авиапрома и организации выпуска новых перспективных образцов авиационной техники гражданского и оборонного назначения. Среди них – создание вертолетного инженерного центра ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля», строительство сборочного комплекса вертолетной техники итальянской компании AgustaWestland ОАО «Вертолеты России», совместный проект ОАО «ОПК «Оборонпром» и ОАО «Климов» по модернизации сертифицированного турбовинтового двигателя ТВ7-117В для серийных и перспективных моделей вертолетов и др. В июне на авиабазе в городе Кореновске Краснодарнефть», «Итера», «ИНТЕР РАО ЕЭС» и др.). Но основным направлением кредитной работы Новикомбанка является финансирование ОПК и машиностроения. В общей сложности на эти отрасли приходится более 60 процентов кредитного портфеля банка, что в десятки раз превышает долю подобных вложений других российских финансовых институтов. Так, например, общий объем ресурсов Новикомского края под председательством президента России Владимира Путина состоялось совещание по подготовке и проведению мероприятий, посвященных празднованию столетия создания Военно-воздушных сил России, и выполнению Государственной программы вооружения в области авиационной техники. В совещании принял Справка Новикомбанка участие президент Новикомбанка, заместитель председателя Союза машиностроителей России Илья Губин. «Мы верим в перспективы отечественного ОПК и машиностроения, – говорит Губин. – От этих отраслей зависит будущее всей страны. И не только с точки зрения поддержания обороноспособности России. Самое главное то, что эти отрасли должны дать толчок развитию всей экономики, стать локомотивом новой, модернизированной промышленности России. Новикомбанк как специализированный финансовый институт для всего реального сектора будет продолжать активное кредитование этих отраслей». Отметим, что за последние два года объемы финансирования, направленные Новикомбанком на нужды российской индустрии, выросли в два с половиной раза, что позволяет назвать Новикомбанк опорным финансовым институтом российской промышленности. В ПЕРСПЕКТИВЕ ДО 2014 ГОДА Новикомбанк традиционно выступает партнером и участником всех наиболее значимых мероприятий реального сектора. В этом году банк выступает стратегическим партнером второго международного форума «Технологии в машиностроении-2012». Мероприятие объединило практически всех ведуНовикомбанк – современный высокотехнологичный российский банк Новикомбанк предоставляет своим клиентам банковские услуги на всех сегментах финансового рынка. Новикомбанк входит в число 50 крупнейших российских банков Объемы бизнеса стабильно растут – активы Новикомбанка превышают 100 миллиардов рублей. Новикомбанк обладает обширным опытом успешной работы с лидерами национальной экономики В числе клиентов Новикомбанка – ведущие предприятия ОПК, машиностроения, автомобильной промышленности, сферы наукоемких технологий. 17,6 процента уставного капитала банка принадлежит ГК «Ростехнологии». Новикомбанк активно поддерживает реальный сектор российской экономики Корпоративный кредитный портфель Новикомбанка превышает 50 миллиардов рублей. щих российских производителей высокотехнологичной продукции. Среди его участников ключевые партнеры Новикомбанка – ГК «Ростехнологии», ОАО «Рособоронэкспорт», ООО «Союз машиностроителей России», ФСВТС России и многие другие. Конференция «Машиностроение в России: точки роста, инвестиции и банковское финансирование», в ходе которой выступят эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования и Новикомбанка, привлекла интерес участников ТВМ2012. В ходе конференции планируется рассмотреть актуальные вопросы, касающиеся текущего состояния и перспектив развития российского машиностроения, представлены инновационные банковские продукты, разработанные Новикомбанком для предприятий. Конференция состоится 29 июня. Начало в 11.00. В рамках форума Новикомбанк планирует подписать соглашения о сотрудничестве с лидерами отечественного машиностроения – концернами «Орион» и «Оптические системы и технологии», а также с ОАО «РТ – Биотехпром». Новикомбанк финансовый партнер ГК «Ростехнологии» Новикомбанк активно участвует в решении важнейших государственных задач по развитию в России высокотехнологичных производств и повышению конкурентоспособности национальной экономики. Вклад банка в развитие промышленности страны многократно отмечен авторитетными наградами Новикомбанк является лауреатом премий «Финансовый олимп» в категории «Потенциал и перспектива» и «Эксперт РА» – «За вклад в развитие промышленного сектора России». В активе Новикомбанка почетные звания «Наиболее динамично развивающийся банк России», «Лидер в области кредитования реального сектора экономики». Новикомбанк намерен и далее увеличивать объемы финансирования реального сектора национальной экономики, ориентируясь в первую очередь на выполнение стратегических задач по укреплению промышленного потенциала России. В рамках Стратегии развития на 2010–2014 годы активная работа банка по расширению сотрудничества с промышленными предприятиями станет основой для дальнейшего развития программ по обеспечению кредитования ключевых отраслей и укреплению статуса Новикомбанка в качестве опорного банка реального сектора.
Стр.5