Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №21 2012 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268304
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2012 .— №21 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268304 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА АФГАНИСТАНУ – ПОМОЩЬ, РФ – ПОСУЛЫ Итоги форума НАТО в Чикаго 03 ТЕМА ГОРЯЧИЙ СПОР НА КРАЙНЕ ЗЛОБОДНЕВНУЮ ТЕМУ РОГОЗИН ЗАЙМЕТСЯ ВОПРОСАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ И РАЗВИТИЯ ОПК Вице-премьер Дмитрий Рогозин будет координировать работу федеральных органов исполнительной власти по обеспечению национальной обороны, мобилизационной подготовки РФ и управлению государственным материальным резервом. <...> «ДАГЕСТАН» ГОТОВИТСЯ ВОЙТИ В СОСТАВ ФЛОТА Ракетный корабль «Дагестан» завершил первый этап государственных испытаний, выполнив в Черном море пуски ракет по надводной цели ракетным комплексом «Калибр-НК». <...> «Дагестан» предназнаВ ПОИСКАХ СОГЛАСИЯ НА ПЕРЕГОВОРАХ НУЖНО ВЕСТИ РЕЧЬ О СОВМЕСТИМОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВКО РФ С ПОЭТАПНОЙ ПРОГРАММОЙ ПРО НАТО Организованная 3 мая 2012 года Министерством обороны России международная конференция историческим событием в стратегическом диалоге ведущих военных государств мира. <...> «В принципе у меня каких-то серьезных претензий к Владимиру Александровичу нет, единственное, чего я пытаюсь от Роскосмоса добиться (и там обещают), что скоро покажет (мы хотим, чтобы Роскосмос определил точно), чем он по теме «Противоракетная оборона: сотрудничество или конфронтация?» явилась в известной мере ПРОТИВОРАКЕТНЫЕ ДЕБАТЫ: Алексей АРБАТОВ, Продолжение на стр. <...> ОТ ГОСОБОРОНЗАКАЗА? распределяется по видам Вооруженных Сил 07 Как он предположительно СКОЛЬКО КОМУ ИТАЛЬЯНСКИЙ «КЕНТАВР» В РОССИИ Жаль, что у нас в войсках нет своего колесного танка 10 № 21 (438) 30 мая – 5 июня 2012 года выходит по средам КОНЕЧНАЯ ТОЧКА – КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ Почему самолет Руста беспрепятственно пролетел от Финского залива до Москвы 11 НАШИ РАДАРЫ ЛУЧШИЕ Ни у одной зарубежной страны пока нет радиолокационных станций системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), сравнимых по тактико-техническим характеристикам с российскими станциями высокой заводской готовности типа «Воронеж <...>
Военно-промышленный_курьер_№21_2012.pdf
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА АФГАНИСТАНУ – ПОМОЩЬ, РФ – ПОСУЛЫ Итоги форума НАТО в Чикаго 03 ТЕМА ГОРЯЧИЙ СПОР НА КРАЙНЕ ЗЛОБОДНЕВНУЮ ТЕМУ РОГОЗИН ЗАЙМЕТСЯ ВОПРОСАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ И РАЗВИТИЯ ОПК Вице-премьер Дмитрий Рогозин будет координировать работу федеральных органов исполнительной власти по обеспечению национальной обороны, мобилизационной подготовки РФ и управлению государственным материальным резервом. В обязанности Рогозина входит также координация раВОЕННОЕ боты федеральных органов по государственной политике в области развития ОПК, выполнения Госпрограммы вооружения, гособоронзаказа и программ развития оборонной, атомной и ракетно-космической промышленности. Кроме того, он ответственен за осуществление атомного надОБРАЗОВАНИЕ: В соответствии с планом Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по проблемам национальной безопасности, социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей, ветеранов в середине мая прошли слушания по вопросам реформирования системы образования, подготовки и повышения квалификации офицерских кадров в Министерстве обороны России. Еженедельник «ВПК» публикует стенограмму выступлений участников мероприятия. КАКИМ ЕМУ БЫТЬ? ТЕНДЕНЦИИ строения в общем количестве заказов компании в настоящее время составляет лишь 16 процентов, но стратегией ОСК предусмотрено ее увеличение до 50 процентов. В последние годы в России отмечается существенной корпорации (ОСК) вырос в 2011 году на 30 процентов (до 191 миллиарда рублей) по сравнению с 2010-м. В то же время доля заказов гражданского судоОСК ЗАГРУЖЕНА РАБОТОЙ Объем заказов Объединенной судостроительдействительный член Российской академии наук, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН ный рост гражданского судостроения, в 2005–2011 годах объем производства гражданских судов вырос в четыре-пять раз. В настоящее время активно осуществляются проекты строительства серии сухогрузов класса «река-море», супертраулера для ловли минтая и ряд других программ гражданского судостроения. До 2020 года запланировано построить до 1,4 тысячи судов. Для этого необходимо взаимодействие ведущих судостроительных предприятий, отраслевых научных центров и федеральных органов власти. В соответствии с федеральной целевой программой развития гражданского морского судостроения из бюджета запланировано выделить до 67 миллиардов рублей на научно-исследовательские и опытноконструкторские работы. Потенциальный портфель заказов может составить 1,47 триллиона рублей, в том числе 880 миллиардов рублей – морская техника для работ по освоению арктического шельфа. «ДАГЕСТАН» ГОТОВИТСЯ ВОЙТИ В СОСТАВ ФЛОТА Ракетный корабль «Дагестан» завершил первый этап государственных испытаний, выполнив в Черном море пуски ракет по надводной цели ракетным комплексом «Калибр-НК». В настоящее время экипаж готовит корабль к переходу по внутренним водным путям в Каспийское море, где пройдет заключительный этап государственных испытаний. После этого РК будет включен в состав ВМФ РФ и начнет выполнение задач на Каспийской флотилии. Ракетный корабль «Дагестан» спроектирован Зеленодольским ПКБ и построен на стапелях Зеленодольского завода имени Горького (Татарстан). «Дагестан» предназнаВ ПОИСКАХ СОГЛАСИЯ НА ПЕРЕГОВОРАХ НУЖНО ВЕСТИ РЕЧЬ О СОВМЕСТИМОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВКО РФ С ПОЭТАПНОЙ ПРОГРАММОЙ ПРО НАТО Организованная 3 мая 2012 года Министерством обороны России международная конференция историческим событием в стратегическом диалоге ведущих военных государств мира. Впервые на широком форуме с участием прессы детально обсуждались сложные и деликатные аспекты взаимосвязи Читайте материал на стр. 02 чен для борьбы с подводным, надводным и воздушным противником при выполнении комплекса задач (несение дозорной службы, охрана государственной границы, морской экономической зоны и др.) в ближней морской зоне. Это первый корабль российского ВМФ, вооруженный универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», способным применять несколько типов высокоточных ракет как по надводным, так и по береговым целям на дальностях до 300 километров. Построен с применением «стелс»-технологий, снижающих возможность его обнаружения средствами радиолокационного наблюдения противника. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Считаете ли вы целесообразным тот кадровый погром в ВС СССР, который устроил Михаил Горбачев после пролета Матиаса Руста 28 мая мая 1987 года? НЕТ 69% ДА 23% НЕ ЗНАЮ 8% стратегических наступательных и оборонительных вооружений с привлечением компьютерных моделей и технических данных. СУДЬБА РОСКОСМОСА ПРОЯСНИТСЯ К ИЮЛЮ К середине лета Федеральное космическое агентство (Роскосмос) должно представить точный план работы, затем будут приняты решения о возможных кадровых перестановках в ведомстве. Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин. В разговоре о том, может ли Владимир Поповкин быть смещен со своего нынешнего поста, Рогозин уточнил: «А что, были такие планы?». После чего добавил, что назначение такого рода – это прерогатива президента. «В принципе у меня каких-то серьезных претензий к Владимиру Александровичу нет, единственное, чего я пытаюсь от Роскосмоса добиться (и там обещают), что скоро покажет (мы хотим, чтобы Роскосмос определил точно), чем он по теме «Противоракетная оборона: сотрудничество или конфронтация?» явилась в известной мере ПРОТИВОРАКЕТНЫЕ ДЕБАТЫ: Алексей АРБАТОВ, Продолжение на стр. 04 зора, экспортного контроля в отношении товаров, информации, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств доставки ОМП, иных видов вооружений и военной техники. Также вице-премьер координирует работу федеральных органов исполнительной власти и дает им поручения по вопросам реализации согласованной военнотехнической политики в рамках ОДКБ и госполитики в области международного военно-технического сотрудничества. ОТ ГОСОБОРОНЗАКАЗА? распределяется по видам Вооруженных Сил 07 Как он предположительно СКОЛЬКО КОМУ ИТАЛЬЯНСКИЙ «КЕНТАВР» В РОССИИ Жаль, что у нас в войсках нет своего колесного танка 10 № 21 (438) 30 мая – 5 июня 2012 года выходит по средам КОНЕЧНАЯ ТОЧКА – КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ Почему самолет Руста беспрепятственно пролетел от Финского залива до Москвы 11 НАШИ РАДАРЫ ЛУЧШИЕ Ни у одной зарубежной страны пока нет радиолокационных станций системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), сравнимых по тактико-техническим характеристикам с российскими станциями высокой заводской готовности типа «Воронеж». Об этом заявил генконструктор отечественной СПРН Сергей Боев. «Тактико-технические характеристики наших станций выше, чем зарубежных аналогов: по дальности обнаружения целей, по потребляемой мощности. Все остальные эксплуатационные показатели наших РЛС также лучше», – сказал он. Командующий Войсками воздушно-космической обороны ВС РФ генерал-лейтенант Олег Остапенко также находит возможности российского ОПК на данном направлении выше зарубежных: «В том, что они на данном этапе отстают, я не сомневаюсь. Наши ОПК и научный потенциал в этом плане я считаю значительно выше». ЗА СЕМЬ ЛЕТ ПРОДАЛИ 290 БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ Выручка Рособоронэкспорта от поставки российских боевых самолетов за рубеж за последние семь лет составила свыше 20 миллиардов долларов, заявил заместитель гендиректора ОАО «Рособоронэкспорт» Александр Михеев. «Если в 2007 году мы поставили на экспорт всего 15 вертолетов, то в 2011-м – 99. Наша промышленность получила более 2,5 миллиарда долларов валютной выручки. Соответствующие высокие показатели у нас и по проекту экспорта боевых российских самолетов марки Су и МиГ. Мы за последние семь лет поставили 290 самолетов и получили валютную выручку более 20 миллиардов долларов», – сказал Александр Михеев. По его словам, на авиационную составляющую традиционно приходится у Рособоронэкспорта не менее 40 процентов экспортных поставок и спрос на нее продолжает расти. ПОЛОЖЕНИЕ «ИРКУТА» УСТОЙЧИВО ОАО «Корпорация может быть полезен стране», – подчеркнул Дмитрий Рогозин. «Нам нужны какие-то уникальные вещи», – сказал вице-премьер и заметил, что отдача может заключаться в самых различных аспектах, начиная от огромной сферы услуг для «оборонки» (замкнутое поле для обнаружения любого проникновения в наше пространство космических и баллистических целей), а если говорить о гражданском направлении, то речь может идти о точной навигации (не 10 м, а 0,5 м). Это могут быть и довольно экзотические вещи, такие как средства подсветки отдельных регионов: «Можно было подумать над этим, над таким интересным, фантастическим, как покажется, проектом, чтобы зеркала подсвечивали отдельные регионы, «Иркут» опубликовало консолидированную финансовую отчетность за 2011 год, подготовленную по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). По итогам 2011-го корпрошлый год равна 12 процентам, что является достаточно высоким показателем для мировой авиационной отрасли. Высокий уровень рентакоторые находятся у нас в зоне вечной темноты». «В июне Роскосмос обязан будет внести эти предложения, на основании анализа этих предложений будет определена судьба и агентства, и соответственно тех людей, которые будут их вести», – заявил вице-премьер Рогозин. ПОДПИСАНИЕ КОНТРАКТА ПО «БОРЕЯМ» И «ЯСЕНЯМ» ОТКЛАДЫВАЕТСЯ что контракт по атомным подводным лодкам с баллистическими ракетами проекта 955 (шифр «Борей») и многоцелевым атомным подводным лодкам с ракетно-торпедным вооружением проекта 885 (шифр «Ясень») будет подписан между Минобороны РФ и Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) в скором времени. Он пояснил, что вопрос связан с ценами, представленВице-премьер Дмитрий Рогозин рассчитывает на то, ными смежниками, а не головной организацией: «Речь идет о лодках нового типа и цена малопредсказуема. Цена плавающая, но ее уже можно понять». «Но если это решение не будет найдено, то понадобятся дополнительные усилия: мы потребуем от Минобороны и ОСК подробных калькуляционных документов», – заявил Рогозин. В любом случае, подчеркнул он, в цену контракта будет заложена необходимая ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 для ОСК рентабельность. «Оборонзаказ должен обязательно содержать в себе норму рентабельности, которая направлена на обновление производства – ценовые войны не должны доводиться до абсурда, – убежден Рогозин. – Отжимать, как дохлую кошку, промышленность – это неверный ход». Однако пока Минобороны РФ и Объединенной судостроительной корпорации не удалось согласовать цены на атомные подводные ракетоносцы проекта 955 «Борей». Контракт на их строительство предполагалось подписать 24 мая в Северодвинске. Теперь эта процедура откладывается как минимум на неделю. Минобороны и ОСК в ходе последней встречи так и не удалось разрешить все противоречия по ценам. Никто не желает уступать – так можно охарактеризовать ситуацию. По неофициальным данным, за контракт на серию из пяти порация получила рекордную сумму чистой прибыли – 123,443 миллиона долларов, что на 44 процента выше аналогичного показателя 2010 года, когда чистая прибыль составила 85,546 миллиона долларов. Рентабельность по чистой прибыли за прошлый год – 8 процентов, тогда как годом ранее – 5. Выручка ОАО «Корпорация «Иркут» за 2011-й – 1,626 миллиарда долларов. Операционная прибыль – 203,1 миллиона долларов против 161,753 миллиона по итогам 2010-го. Рентабельность по операционной прибыли за бельности стал результатом внедрения современных технологий, повышения управленческой гибкости, снижения производственных издержек и широкого использования методов «бережливого производства». Среди факторов, оказавших позитивное влияние на деятельность корпорации, – осуществление в 2011-м первых серийных поставок учебно-боевых самолетов нового поколения Як-130. По мнению экспертов, позитивные итоги прошлого года, наращивание портфеля заказов, успешное развитие основных программ – Су-30, Як-130 и МС-21 – свидетельствуют об устойчивом положении ОАО «Корпорация «Иркут». УНИКАЛЬНЫЕ «КОРШУНЫ» Российская армия получила миноискатели, способные обнаруживать взрывчатку на расстоянии до 30 метров. В инженерные войска поступили на вооружение новые ми«Бореев» ОСК рассчитывала получить около 130 миллиардов рублей, то есть порядка 26 миллиардов за единицу. Эта сумма, по утверждению судостроителей, минимальна и едва позволит выйти хоть на какую-то рентабельность. Военные, напротив, считают, что ОСК закладывает в стоимость конечного изделия не связанные с производством издержки. ноискатели «Коршун». Приборы уникальны и способны выявлять наличие взрывных устройств в 40–50 раз быстрее предшественников. К тому же они имеют большую дальность их обнаружения – до 30 метров и обладают возможностью находить устройства как на поверхности грунта, в грунте, в снегу, так и в различных конструкциях и за преградами. Михаил ХОДАРЕНОК Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 21 (438) 30 мая –5 июня 2012 года АРМИЯ ТЕМА Александр КАНЬШИН, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации Мы, готовя эти слушания, обратились в Министерство обороны, предложив провести их совместно, пригласили директора Департамента образования МО Приезжеву Екатерину Геннадьевну как человека, который отвечает главным образом за то, что происходит сегодня в системе военного образования. Она любезно согласилась. Также мы проводим эти слушания совместно с Комиссией Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации по вопросам военного строительства и научным исследованиям в сфере безопасности и Ассоциацией поддержки российской науки. Президентом ассоциации является Евгений Павлович Велихов, он здесь присутствует, одновременно он секретарь Общественной палаты Российской Федерации, президент национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Я хотел бы, чтобы по итогам нашей работы были выработаны совместные рекомендации для руководства и страны, и Министерства обороны. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Екатерина ПРИЕЗЖЕВА, директор Департамента образования Министерства обороны Уважаемые коллеги! Вы все прекрасно знаете, что российские Вооруженные Силы сейчас проходят глубокую модернизацию. Естественно, происходящие процессы затронули в том числе систему военного образования. Система военного образования имеет одну общую для всех задачу – это комплектование армии и флота эффективными, квалифицированными военными специалистами. В связи с этим при формировании нового облика системы военного образования во главу угла была поставлена задача кардинального повышения уровня профессиональной подготовки выпускников военных учебных заведений Министерства обороны. Иными словами, мы себе поставили главную задачу – выход на новое качество военного образования. Эта задача последовательно решалась и решается в ходе многочисленных мероприятий, которые проводит военное ведомство. Они касаются всех сфер деятельности военного вуза и затрагивают интересы, естественно, как постоянного, так и переменного состава высших военных учебных заведений. Сегодня мне бы хотелось рассказать и объяснить, что мы делаем, поделиться тем, что уже удалось сделать, и объяснить, к чему мы стремимся. Первое и самое главное направление работы у нас связано с модернизацией системы подготовки военнослужащих. И в первую очередь это касается содержания обучения. До недавнего времени подготовка военных кадров предусматривала получение военнослужащими в процессе служебного роста трех высших специальных военных образований – в военном училище, в видовой академии и в Военной академии Генерального штаба. Подготовка на каждом уровне осуществлялась на три-четыре и более воинских должностей. Квалификация офицеров повышалась не чаще, чем один раз в пять лет. Кроме того, в военных вузах ранее широко использовались методы натаскивания обучающихся на решение типовых задач. И это ставило выпускников в довольно сложное положение при принятии решений в противоречивой, быстро меняющейся обстановке, например в боевых условиях. В результате, с одной стороны, из 25 лет службы на девять лет офицеры садились за парты. С другой – полученные знания быстро устаревали и утрачивали свою актуальность. Для современных частей боевой готовности такое положение оказалось неприемлемо. Что же изменилось? Прежде всего мы перешли на систему непрерывной профессиональной подготовки военнослужащих. В ее основу мы положили следующие подходы. Во-первых, это получение в течение пяти лет фундаментального высшего профессионального образования и полной военно-специальной подготовки. Это дает офицеру возможность занимать должности в тактическом звене управления, создает основу для дальнейшего наращивания профессиональных знаний, а также обеспечивает социальную защищенность при увольнении с военной службы. Во-вторых, подготовку офицеров в системе дополнительного профессионального образования мы спланировали по десятимесячной программе – высшей военной оперативно-тактической или оперативно-стратегической подготовки. И наконец, повышение квалификации или профессиональная переподготовка на краткосрочных курсах проводится с периодичностью не реже одного раза в три года, а также перед назначением на каждую новую воинскую должность. Такой подход формирует систему непрерывного военного образования и подготовки военнослужащих на протяжении всей службы. Это обязательное условие, которое мы сейчас ставим для успешной НОВОСТИ КОНСОЛИДАЦИЯ УСИЛИЙ В РАМКАХ СОЗДАНИЯ ВКО Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве заключено между Вневедомственным экспертным советом по проблемам воздушно-космической обороны (ВЭС ВКО) и общественным Советом по внешней и оборонной политике. 21 мая ВЭС ВКО в лице Председателя Президиума Игоря Ашурбейли заключил соглашение с общественным Советом по внешней и оборонной политике (СВОП), возглавляемым председателем президиума Сергеем Карагановым. Данное соглашение позволит ВЭС ВКО совместно с региональной общественной организацией СВОП играть важную роль при разработке научно обоснованных позиций при выработке и реализации стратегических концепций создания высокоэффективной системы ВКО страны. Будучи неправительственными общественными организациями и имея независимый статус, а также значительный научный и политический потенциал, ВЭС ВКО и СВОП в рамках своих уставных задач планируют осуществлять предварительную проработку и апробацию перспективных идей, способствующих устойчивому развитию оборонно-промышленного комплекса РФ и направленных на защиту национальных интересов России в области внешней и оборонной политики. Данную работу предполагается вести не только на внутрироссийском, но и на международном уровне. 1 июня в 9.23 по московскому времени. Аппарат Intelsat 21 должен отправиться на орбиту 7 августа. В четвертом квартале 2012 года консорциум «Морской старт» намерен вывести в космос спутник Eutelsat 70B. Пуски ракеты «Зенит-3SL» проводятся международным консорциумом «Морской старт», созданным в 1995 году. После реорганизации в 2010-м 95 процентов его акций принадлежат компании Energia Overseas Limited, являющейся «внучкой» российской ракетно-космической корпорации «Энергия», три процента – дочернему предприятию американской корпорации Boeing и два процента – норвежской судостроительной компании Aker Solutions. К настоящему моменту на счету консорциума «Морской старт» 31 пуск ракеты «Зенит-3SL» с подвижной платформы в Тихом океане, из которых один был частично успешным и два – аварийными. ЛУННОЕ НАСЛЕДИЕ ПОД ОХРАНОЙ ТРИ КОСМИЧЕСКИХ ПУСКА ДО КОНЦА ГОДА Международный консорциум «Морской старт» планирует отправить летом в околоземное пространство два телекоммуникационных спутника, принадлежащих компании Intelsat. Запуск космического аппарата Intelsat 19 ракетой «Зенит-3SL» с подвижной платформы в Тихом океане намечено осуществить Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) оберегает следы американских, но не советских исследовательских программ на Луне. НАСА объявило о достижении договоренности с частными американскими организациями, пытающимися организовать экспедиции на Луну, о соблюдении ими ранее разработанных управлением рекомендаций об охране «исторических мест», а также следов «нынешней и будущей научной деятельности» на поверхности естественного спутника Земли. Рекомендации опубликованы НАСА в июле прошлого года. Речь в них шла об охране «лунных артефактов правительства США». В текст тогда был включен – «для полноты картины» – и краткий, на два абзаца, перечень советских экспедиций на Луну. В документе подчеркивалось, что один из советских луноходов принадлежит России, а другой был продан частному лицу. «Следовательно, НАСА не уполномочено ставить условия в отношении мест их пребывания и данные рекомендации правительства США не имеют силы», – указывало ведомство. Соблюдать правила НАСА обязались калифорнийский X Prize Foundation (Фонд премии Икс) и его профильное подразделение – Google Lunar X Prize (Лунная премия Икс компании «Гугл»). Последнее выделило 30 миллионов долларов на пакет призов за исследование Луны частными организациями. Первая премия обещана команде, которая сумеет отправить на Луну аппарат, и он пройдет по меньшей мере треть мили (537 метров) и передаст на Землю качественную видео- и фотоинформацию. Специальные бонусы назначены за съемку мест «лунного наследия», в том числе связанных с американскими программами Apollo («Аполлон») и Surveyor («Наблюдатель»). Лунный конкурс «Гугл» продлится до конца 2015 года или до того момента, когда все награды обретут законных владельцев. информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК», профессиональной деятельности и продвижения по карьерной лестнице любого военного специалиста. Я немного подробнее остановлюсь на первых результатах реализации новой системы. Так, совместно с ведущими гражданскими вузами и предприятиями оборонно-промышленного комплекса были разработаны новые федеральные государственные стандарты. Их особенностью является существенное усиление управленческой, правовой, психологической и лингвистической подготовки курсантов, а также увеличение объема и интенсивности физической подготовки. Кроме того, с участием ведущих специалистов гражданских вузов страны разрабатывались стандарты в целях усиления фундаментальной подготовки. Учитывая, что мы готовим кадры прежде всего для эксплуатации и применения вооружения и военной техники, в разработке стандартов принимали активное участие представители ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса. Это позволило создать условия для серьезной теоретической и практической подготовки военных кадров и обеспечить военно-прикладную направленность их обучения. Помимо внедрения новых федеральных государственных стандартов мы переработали квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников по всем военным специальностям. А их, напомню, сейчас более трехсот. С первого сентября 2011 года обучение курсантов в военных вузах и подготовка слушателей осуществляются по новым учебным планам и программам, а также по новым учебно-методическим комплексам. И спустя год хочу отметить, что такая новая система подготовки стала давать уже первые результаты. Я поделюсь с вами некоторыми достижениями, о которых мы докладывали Владимиру Владимировичу Путину, потому что действительно результаты очень неплохие. Вы знаете наверняка про международный салон «Архимед», который проводится в Москве ежегодно. Это салон, на котором представляются именно инновационные технологии для обеспечения создания нового вооружения и военной техники. В этом году в салоне приняли участие 18 стран мира, 46 регионов Российской Федерации. На нем было продемонстрировано более тысячи различных работ и проектов, в том числе представленные десятью военными вузами. И вот экспонаты военных учебных заведений завоевали девять золотых, 32 серебряные и 87 бронзовых медалей, что в целом составило более 22 процентов от общего количества наград. То есть почти четверть из них выиграли десять военных вузов. Мы считаем, что как раз такие вещи и являются показательными результатами новой подготовки. Наряду с обучением офицеров в вузах была организована и проводится многоступенчатая подготовка профессиональных сержантов. В нынешнем году будет проведен первый выпуск в Центре подготовки сержантов Рязанского высшего воздушнодесантного командного училища. Этим выпускникам кроме военной специальности дается среднее профессиональное образование. Их дальнейшая служба будет связана с эксплуатацией высокотехнологичных образцов вооружения и военной техники, а также командованием воинскими подразделениями. Второе, тоже очень важное направление нашей работы – наращивание научно-педагогического потенциала военных вузов. Прежде всего мне бы хотелось привести цифры. За последние десять лет в вузах Минобороны научный потенциал увеличился более чем на 11 процентов. В настоящее время во всех вузах проходят военную службу и работают более 2000 докторов и почти 11 000 кандидатов наук, что составляет свыше 70 процентов всего научного потенциала Министерства обороны Российской Федерации. Средняя укомплектованность преподавательских должностей учеными – 63 процента. Это, конечно, выше норматива, который установлен Министерством образования (напомню, это 60%), но тем не менее мы считаем, что нам есть куда расти. Кроме того, для преподавания в высших военноучебных заведениях ныне используется потенциал гражданской высшей школы, а также предприятий оборонно-промышленного комплекса. И конечно, мы задействуем заказчиков при подготовке кадров, то есть главные командования видов, командования родов войск Вооруженных Сил и всех тех, в чьих интересах осуществляется подготовка кадров. Еще несколько цифр. В 2011 году в военноучебные заведения были привлечены почти полторы тысячи специалистов извне, включая более пятисот преподавателей гражданских высших учебных заведений. Подчеркну – лучших высших учебных заведений России. До 78 процентов педагогов преподавали военные специальные дисциплины, 22 процента – дисциплины гуманитарного, правового и экономического профиля. Из общего числа преподавателей, которых мы привлекли к работе в наших учебных заведениях, 62 процента имели ученую степень, остальные все до одного обладали опытом ведения боевых действий. Одновременно не прекращается подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктурах и докторантурах военных вузов. Здесь мы имеем тоже стабильные положительные результаты. Эффективность работы докторантур военных вузов составляет 60 процентов, адъюнктур – 82, что превышает аналогичные показатели гражданской высшей школы, некоторые – более чем в два раза. То есть, например, из каждых 100 адъюнктов защищаются 82 человека. Оптимизирована сеть диссертационных советов в вузах и научно-исследовательских организациях Министерства обороны. В первую очередь мы учитывали потребности Вооруженных Сил в научно-педагогических и научных кадрах. При этом провели анализ эффективности работы членов диссертационных советов, после чего их персональный состав был частично обновлен. Впервые в этом году сформирован и утвержден Генеральным штабом перечень тем диссертационных исследований с учетом реальных потребностей Вооруженных Сил. И конечно, в первую очередь Генштаб обращал внимание на прикладной характер исследований и дальнейшую возможность реализации полученных результатов в Вооруженных Силах. Большое внимание мы уделяем развитию научных школ по перспективным исследованиям. В настоящее время в военно-учебных заведениях Министерства обороны функционирует свыше 470 научных школ. И примерно половина из них известны и признаны на мировом уровне. Впервые в этом году введена другая система аттестации преподавательского состава, так как в 2011 году в Министерстве обороны были выработаны и введены критерии показателей для оценки результатов профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава. Эти критерии закреплены соответствующим приказом. И сейчас до 1 декабря предстоит задача провести поголовную аттестацию преподавателей. В рамках работы по наращиванию и сохранению профессорско-преподавательского состава Минобороны большое внимание уделяется стимулированию труда педагогов. Для этого введена система ежегодных конкурсных мероприятий, в которых учитываются результаты их научной работы. Проводилось большое количество конкурсов, высококачественные научные работы отмечены премиями. Например, на лучшую реализацию диссертационного исследования премия 250–350 тысяч рублей, ежегодно министр обороны присуждает 150 премий по 100 тысяч рублей. Еще одним важным направлением нашей работы является приведение сетей и емкостей военноучебных заведений в соответствие с изменившимися требованиями и параметрами кадрового заказа на подготовку офицеров. Вы знаете, что данный вопрос наиболее активно дискутируется в средствах массовой информации. И к нашему большому сожалению, у части общества сложилось устойчивое мнение, что в сфере военного образования кроме ликвидации вузов в Минобороны ничего не делается. Но почему возникла потребность столь радикального сокращения количества военно-учебных заведений? Напомню, что в последние годы существования Советского Союза кадры для Вооруженных Сил готовили 166 военных вузов. Ежегодный выпуск составлял порядка 60 000 офицеров. Личный состав армии и флота тогда насчитывал пять миллионов человек. Сегодня ситуация изменилась. Потребность в подготовке офицеров уменьшилась в семь раз, а количество вузов и их филиалов – только в три с половиной раза. К чему привела такая диспропорция? Вузы стали малочисленными. Затраты на их содержание существенно возросли. С одной стороны, сложившаяся ситуация не позволяла нам создать мощные научно-педагогические коллективы, потому что численность постоянного состава напрямую зависит от численности обучаемых. С другой – мы ежегодно тратим около миллиарда рублей военного бюджета на содержание и ремонт незагруженных фондов военно-учебных заведений. Приведу два конкретных примера. После выпуска в этом году загрузка Ростовского военного института ракетных войск составила 20 процентов, Екатеринбургского артиллерийского института – 10. Министерство обороны в настоящее время завершает работу по оптимизации сетей и емкостей военноучебных заведений. Параметры этой сети были одобрены президентом Российской Федерации в 2008 году. 29 ноября 2011-го Верховный главнокомандующий принял окончательное решение о том, как будет выглядеть сеть высших военно-учебных заведений. Вот, собственно, это решение главы Российского государства от 29 ноября 2011 года мы сейчас и реализуем. Готовится соответствующее распоряжение правительства России. Разрабатываются регламентирующие нормативные ведомственные документы. В основу создания новой вузовской сети мы положили принципы концентрации подготовки военнослужащих по широкому спектру специальностей в системообразующих учебных заведениях. Вы знаете, что у нас есть военно-научные учебные центры для видов Вооруженных Сил – Сухопутных войск, ВВС и ВМФ. Кроме того, мы постарались интегрировать в образование военную науку. Хочу сказать, что это не инновация, это признанная мировая и отечественная практика лучших высших учебных заведений. В настоящее время Министерство обороны располагает 17 учебными заведениями. В декабре 2011 года в состав вузов Минобороны вошло еще одно учебное заведение – Военно-технический университет, который ранее находился в ведении Спецстроя России. В числе 17 вузов МО три военно-учебных научных центра видов Вооруженных Сил, 11 военных академий и три военных университета. Функционируют 25 филиалов и три научно-исследовательские организации этих вузов. Напомню, что решение по оптимизации сети в Министерстве обороны принимается коллегиально на основе детальной, всесторонней проработки всех вопросов. Для этого в Минобороны создана специальная комиссия под руководством начальника Генерального штаба, к обсуждению всех вопросов привлекаются заместители министра обороны, главнокомандующие видами и командующие родами войск Вооруженных Сил, руководители центральных органов военного управления, словом, те люди, в чьих интересах готовятся кадры в военно-учебных заведениях. Для подготовки аргументированных предложений, которые, собственно, и были положены в основу упоминавшегося решения президента, мы принимали во внимание следующие основные параметры. Во-первых, это кадровый заказ. Причем здесь нам необходимо было иметь в виду возможности переподготовки остающихся ВОЕННОЕ Начало на стр. 01 ОБРАЗОВАНИЕ: 04 в армии и на флоте офицеров на другие специальности, а также наличие и исправность вооружения и военной техники, в том числе перспективы их поступления в войска. Второй принцип, который мы учитывали, – это научный потенциал педагогических вузов. Здесь мы смотрели возрастные возможности, научные достижения, сделанные за последние три-пять лет имеющимся профессорско-преподавательским составом, а также оценивали прикладной характер научных исследований. Третий принцип – это емкость вузов и степень их загруженности. Учебные фонды мы рассматривали с точки зрения трех параметров. Это возможности размещения и питания переменного состава, возможности учебных площадей. Безусловно, мы брали в расчет существующую учебно-материальную базу и ее состояние. Следующий принцип – это экстерриториальность размещения военных вузов в той сети, которая у нас сложилась. Речь идет в первую очередь о Калининграде, Дальнем Востоке, там вузы не такие мощные, не такие многочисленные, но тем не менее именно принцип экстерриториальности позволил нам их сохранить. И наконец, мы оценивали состояние фондов высших военно-учебных заведений и потребность в финансовых средствах для их модернизации и эксплуатации. С учетом всех этих факторов были сформированы предложения по перспективности вузов, которые с одной стороны – позволят сохранить преемственность подготовки кадров и с другой – исключить дублирование подготовки по одинаковым специальностям в разных вузах и снизить затраты на эксплуатацию этих фондов. Вот, собственно, эти предложения были положены в основу решения президента в ноябре 2011 года. Наряду с оптимизацией сети и структуры вузов с них были сняты функции, не связанные с осуществлением образовательной деятельности. На сегодня на аутсорсинг в полном объеме переданы питание, банно-прачечное обслуживание, клиринг и другие вопросы обеспечения повседневной деятельности учебных заведений. И сейчас решается вопрос о передаче сторонним организациям функции охраны и обеспечения пропускного режима. Вот вкратце основные направления, которые я хотела осветить. Александр КАНЬШИН: – Спасибо. Я хотел бы задать вам два вопроса. Первый. Где можно ознакомиться с научноисследовательской работой по реформе военного образования? То есть научное обоснование реформы проводилось? Где-то можно ознакомиться с научным обоснованием военной реформы? Есть где-то научное исследование, прогноз? Екатерина ПРИЕЗЖЕВА: – Пожалуй, я вам сейчас не смогу дать ссылку на какой-то один конкретный документ, его нет. Есть целая система мероприятий и анализов, которые были проведены в процессе этой реформы. Александр КАНЬШИН: – И второй вопрос. Подготовка суворовцев, курсантов предусматривает, помимо приобретения специальных знаний и навыков, еще и формирование в процессе обучения качеств, необходимых профессиональному военному, в том числе и важнейшего из них – способности к самопожертвованию, поступиться своим временем, здоровьем. Скажите, эта система, которую вы создаете, она может формировать такие качества в будущих офицерах? Екатерина ПРИЕЗЖЕВА: – Мы во всяком случае об этом думаем. И когда формировали новую систему, мы старались не просто сохранить то хорошее старое, что было в советской военной школе, а как раз вещи, связанные с патриотическим воспитанием. Мы старались эти вещи усилить. Александр КАНЬШИН: – В ходе первого заседания нашей комиссии 7 февраля был поднят вопрос космонавтом Леоновым, членом нашей комиссии, и генерал-полковником Хюппененом о передислокации Военно-воздушных академий имени Жуковского и Гагарина. Мы обратились по этому поводу в Министерство обороны. Получили подробный ответ. Но наши эксперты не согласились с позицией Министерства обороны. Предоставляю им слово. У ВОЙСК ВКО ДОЛЖНА БЫТЬ АКАДЕМИЯ Анатолий ХЮППЕНЕН, генерал-полковник, председатель президиума Совета ветеранов Войск ПВО, доктор военных наук, профессор В Министерстве обороны собрали комиссию, в которую вошли даже главкомы видов Вооруженных Сил. Однако она без научного обоснования, без тщательных исследований приняла решение ликвидировать несколько высших военных учебных заведений. В том числе Военную академию воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Жукова в Твери. Парадокс: недавно создан новый род войск Вооруженных Сил – Войска воздушно-космической обороны, а вуз, который готовит для нее специалистов, собираются расформировать, чтобы офицеры ВКО обучались в Академии имени Можайского. Спрашивается: зачем это делается, на каком основании? Руководство Минобороны утверждает: Военная академия воздушно-космической обороны (Тверь) ликвидируется, потому что нет набора слушателей. А как Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 Теперь для всех присутствующих экспертов КАКИМ ЕМУ БЫТЬ? я тоже хочу назвать несколько цифр, которые, может быть, по-другому представят положение дел. На сегодня в Академии ВКО обучается 241 человек. Притом что фонды вуза рассчитаны более чем на 2000 слушателей. Совершенно верно вы сказали о том, что поступательно – причем хочу обратить ваше внимание, что это началось не вчера, а с 2009 года – подготовка передавалась из Академии ВКО в другие высшие учебные заведения Министерства обороны. В Академию имени Можайского, в Авиационный университет в Воронеже. Но сегодня для обучения 241 человека, стремясь сохранить научный потенциал Академии имени Жукова, мы оставили в ней 219 преподавателей. Пропорция: 241 человек обучается, 219 преподавателей работают. Получается: на одного человека – 1,4 преподавателя. Таких пропорций нет нигде, вы сами понимаете. Далее. В вузе имеются докторантура и адъюнктура. Укомплектованность докторантуры – 0 процентов, адъюнктуры – 80 процентов. Теперь об эффективности подготовки в докторантуре и адъюнктуре академии. В докторантуре – 0 процентов, потому что там никого нет. В адъюнктуре – 33 процента. Только что я вам докладывала средние цифры по эффективности адъюнктур вузов Министерства обороны – это 66 процентов. То есть в два раза больше. Что касается Академии имени Можайского, куда передается подготовка части специалистов из ВА ВКО. В Академии имени Жукова сейчас работают два диссертационных совета и функционирует то количество школ, которое вы назвали, но при этом проводится защита всего по шести специальностям. В Военно-космической академии имени Можайского сегодня проводятся защиты по 15 специальностям, включая те, которые есть в ВА ВКО. Несколько слов о докторах наук. На сегодня в Академии ВКО 18 докторов наук – гражданские, лишь один доктор наук – военнослужащий. Средний возраст докторов наук – 62 года, причем четверть из них – люди старше 80 лет. На протяжении последних трех лет академия практически не развивалась. Средства вкладывались в развитие учебноматериальной базы Академии имени Можайского и Авиационного университета в Воронеже. Система учебных командных пунктов, о которой может быть иначе, если этот набор в свое время передали в Военно-космическую академию имени Можайского и Военно-воздушную академию имени Гагарина? Так откуда он может быть, этот набор? А кто станет готовить специалистов для Войск ВКО, когда в недалеком будущем на вооружении будут состоять тридцать полковых комплектов зенитных ракетных систем С-400? Вторая причина ликвидации Военной академии ВКО – якобы учебный процесс в вузе обеспечивается старыми образцами вооружения и военной техники. Однако в ВА ВКО есть зенитные ракетные системы С-300, С-400 и полный набор командных пунктов всех уровней. Позвольте задать вопрос: в каком еще учебном заведении есть подобная система командных пунктов – от тактического до оперативно-стратегического звена? Утверждают, что в ВА ВКО существуют серьезные проблемы с учебными классами. Однако на сегодня в академии двенадцать корпусов, 80 специальных классов, 19 научно-исследовательских лабораторий, 157 единиц вооружения и военной техники. Словом, нет ни одной весомой причины для ликвидации столь значимого для ВКО вуза. До недавнего времени академия занималась и подготовкой специалистов для Войск ракетнокосмической обороны, которая ныне отдана другому вузу. Не так давно у нас появились Войска воздушнокосмической обороны. Но головной вуз по подготовке специалистов все-таки закрывают. Понять и объяснить это очень трудно. В Академии имени Можайского изучают ракетную технику, ракетостроение, ракетные двигатели и так далее, то есть то, что положено знать ее питомцам. А мы готовили командиров для ведения противовоздушного и противоракетного боя. Надо же разницу понимать. То есть в основе подготовки специалистов воздушно-космической обороны – бой. Вот – противник. И я должен сделать все возможное, чтобы не он уничтожил меня, а я его. Если вы хотя бы чуть-чуть знаете особенности современных вооруженных конфликтов, вам не нужно, наверное, подробно разъяснять, как надо готовиться к войне не прошлого, а нынешнего века, где воздушно-космическая оборона занимает лидирующее место. И во главе строительства воздушнокосмической обороны должна быть Академия ВКО. В академии восемь научно-исследовательских школ, из них пять эксклюзивных. Ни в одном нашем военном учебном заведении нет таких школ. Каждую школу возглавляют доктора наук и профессора. 22 доктора и 58 профессоров работают в одном направлении – в направлении создания воздушно-космической обороны. Неужели это непонятно? Академия имени Жукова отметила 55-летие, она родилась для того, чтобы была создана противовоздушная оборона страны, воспитала в своих стенах командиров, командующих и главкомов. И теперь она должна работать на воздушно-космическую оборону. Ведь лицензию на подготовку специалистов для ВКО получило только это высшее военное учебное заведение. Разве Академия имени Можайского справится с этой задачей? Смотрите, НОВОСТИ «СРАЖАЮЩИЕСЯ СОКОЛЫ» ДЛЯ ИРАКЦЕВ Соединенные Штаты продолжат оказание помощи вооруженным силам Ирака и поставят им еще 18 многоцелевых истребителей F-16 «Файтинг Фалкон» (Сражающийся сокол»), а также другую военную технику. Такое решение принято по итогам первого заседания американоиракского совместного координационного комитета по вопросам обороны и безопасности (U. S. – Iraq Defense and Security Cooperation Joint Coordinating Committee). Оно состоялось в Вашингтоне с участием исполняющего обязанности министра обороны Ирака Саадуна ад-Дулейми, который перед этим встретился с главой Пентагона Леоном Панеттой.С американской стороны в заседании участвовали заместитель госсекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности Роуз Готтемюллер и заместитель министра обороны по политическим делам Джеймс Миллер. В совместном заявлении, распространенном по итогам встречи, отмечается, что в сентябре 2011 года США уже поставили для иракских ВВС 18 истребителей F-16. Дополнительные поставки этих самолетов и других вооружений «помогут защитить суверенитет Ирака, обеспечат его военные потребности и будут символизировать долгосрочное партнерство в области безопасности между двумя странами», говорится в заявлении. Совместный координационный комитет по вопросам обороны и безопасности создан США и Ираком в соответствии со Стратегическим рамочным соглашением, заключенным в 2008 году. Следующее заседание комитета состоится осенью в Багдаде. ДРОН НА БАЗЕ ПИЛОТИРУЕМОГО ВИНТОКРЫЛА Работы «Израиль аэроспейс индастриз» (Israel Aerospace Industries – IAI) по конвертации пилотируемого вертолета в беспилотный вариант могут быть продолжены после получения контракта от первоначального заказчика, поскольку оставшаяся их часть требует крупных инвестиций. В начале текущего года IAI заявила о том, что предварительные испытания подтвердили возможность конвертации. В качестве платформы компания выбрала вертолет «Белл-212». Для оценки точности автоматизированной системы управления полетом (АСУП) к вертолету на веревке подвешивался баскетбольный мяч и оператор на наземной станции старался, чтобы он попал в корзину, маневрируя для этого аппаратом. Однако, как заявили израильские эксперты, обеспечение полета БЛА вертолетного типа – самая простая составляющая часть работы, проблема возникает, когда дело касается посадки вертолета в неподготовленных областях. В текущем году, кроме того, командование сухопутных войск Армии обороны Израиля инициировало программу НИОКР, направленную на создание БЛА большой грузоподъемности. В 2011-м другая израильская компания – разработчик беспилотников – «Элбит системз» получила контракт на создание грузовой авиационной системы, прозванной летающим слоном и предназначенной для обеспечения передовых боевых подразделений. Система, разрабатываемая «Элбит», основана на использовании колесного грузового поддона, который загружается боеприпасами, продуктами питания и водой общим весом 1000 килограммов и доставляется в требуемую точку с использованием беспилотной платформы и GPS-навигации. ИНДИЯ ОБНОВИТ ПАРК УТС Национальные ВВС выбрали для основной летной подготовки учебнотренировочные самолеты (УТС) «Пилатус» PC-7 Mk II производства швейцарской компании «Пилатус эйркрафт» (Pilatus Aircraft Ltd). Как сообщила компания-производитель, соответствующий индийско-швейцарский контракт стоимостью 500 миллионов швейцарских франков подписан на поставку 75 турбовинтовых самолетов PC-7 Mk II, комплексной наземной системы обучения и средств логистического обеспечения. Компания подчеркивает, что выбор Индией швейцарских самолетов для подготовки летного состава ВВС знаменует присоединение этого государства более чем к 30 странам мира, которые применяют эти УТС для основной летной подготовки. С учетом 75 машин, поставляемых индийским ВВС, общий парк турбовинтовых УТС «Пилатус», применяемых во всем мире, превысил 900 единиц. Поставки самолетов и системы обучения планируются на четвертый квартал 2012 года. ГОТОВ ПРОЧНЫЙ КОРПУС «МИННЕСОТЫ» Работы по многоцелевой атомной подводной лодке с ракетноторпедным вооружением (ПЛАТ) «Миннесота» SSN-783 типа «Вирджиния» (Virginia) ведутся компанией «Ньюпорт ньюс шипбилдинг» (Newport News Shipbuilding). Все секции прочного корпуса лодки к настоящему времени соединены в единый герметичный корпус. Об этом заявила корпорация «Хантингтон Ингаллс индастриз» (Huntington Ingalls Industries), в которую входит «Ньюпорт». USS Minnesota – десятая подводная лодка США типа «Вирджиния», третий корабль в составе ВМС США, названный в честь штата Миннесота. Заложена 20 мая 2011 года. что произошло. В 2010 году переводится туда подготовка офицеров РКО, специализирующихся в сфере ПРО. И преподаватели из Твери до сих пор ездят в Петербург, обучают вахтовым методом. То есть прочитал там лекции, приехал обратно в Академию ВКО. И сейчас это продолжается. Разве так можно? Разве так готовят? Почему в Министерстве обороны спутали и путают академию как таковую, высшее военное учебное заведение со школой сержантов и со школой прапорщиков? И даже с военными училищами... Я зачитаю то, что когда-то было написано об Академии имени Жукова в энциклопедии. Это высшее военное учебное заведение советских Вооруженных Сил (или это вас коробит – советские Вооруженные Силы?), предназначенное для подготовки командных кадров Войск ПВО с высшим военным образованием (а не с высшим военно-специальным, как в Академии имени Можайского, которая готовит инженеров), научный центр по разработке проблем оперативного искусства, тактики, управления войсками противовоздушной обороны, боевой готовности и боевой подготовки Войск ПВО, ведущая организация по подготовке научнопедагогических кадров высшей квалификации. Добавлю, в Твери готовят будущих командиров частей и соединений. Разве мыслимо ее уничтожать, предварительно расчленив? Причем какой-то иезуитский прием был выбран. Вначале, как я уже сказал, перевели в Академию имени Можайского факультет РКО. Ранее забрали авиационный факультет. Но ведь это же авиация ПВО! Без авиации нет противовоздушной обороны как таковой. Авиация там особая. Это перехватчики, оснащенные ракетными комплексами, ракетные дивизионы, находящиеся в воздухе. И это тоже надо было пройти. Локальные войны доказали, что нельзя этого делать. В 1999 году американцы провели наступательную воздушно-космическую операцию, над Югославией поиздевались. Хотим, чтобы над нами так же издевались что ли? Не будет у нас воздушнокосмической обороны как таковой, какая она должна была бы быть, потому что у нее голову отсекают. Екатерина ПРИЕЗЖЕВА: – Я хотела бы прокомментировать услышанное. С одной стороны, я понимаю ваше персональное эмоциональное отношение, поскольку прекрасно знаю, что связывает вас с Академией ВКО. Да, ваши эмоции понятны. Но давайте будем откровенны. Вы сейчас говорите со мной, говорите с людьми, которые являются экспертами, но они не специалисты в области воздушно-космической обороны, как вы. Вы встречались с начальником Генерального штаба Макаровым, с действующим командующим Войсками ВКО Остапенко, с теми людьми, на которых должностными обязанностями сегодня возложена задача по развитию этого рода войск и вообще решение всех задач в сфере ВКО. К сожалению, вам не удалось убедить собеседников в правильности вашей позиции и после того как вы с ними общались, были приняты соответствующие решения. говорилось и которой академия долгие годы гордилась, на сегодня морально и физически устарела. Это не мое заключение, это заключение профессионалов, начальника Генерального штаба и командующего Войсками ВКО. Что еще можно сказать? В тверской академии продолжается подготовка иностранных военнослужащих. Российские курсанты представлены четвертым и пятым курсами. Пятый курс выпустится в этом году, соответственно останется один курс по двум специальностям. Вот какая ситуация. БЕЗРАБОТНЫЕ ДОКТОРА И КАНДИДАТЫ НАУК Борис ФОМКИН, секретарь ученого совета Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского, ныне председатель Совета ветеранов вуза Екатерина Геннадьевна, позвольте спросить вас вот о чем. В прошлом году Академию имени Жуковского как вуз ликвидировали окончательно. 15 апреля вышло распоряжение правительства, свидетельствующее о том, что вы собираетесь окончательно уничтожить уцелевший коллектив. У нас сейчас остались 670 человек, работающих в научно-исследовательских лабораториях. Из них 75 докторов и 130 кандидатов наук. И что же будет с ними дальше? Людям нужно отправляться на биржу труда? Ответите вы на предложения, которые у нас были, о создании научного центра, чтобы использовать сохранившийся научный потенциал академии? Екатерина ПРИЕЗЖЕВА: – Вы тоже прекрасно знаете, что есть два научноисследовательских института – 30 и 13-й, которые работают примерно в той же сфере, что и Академия имени Жуковского. Сегодня в этих НИИ имеется 62 вакансии. Вы знаете, что и Главное управление кадров Министерства обороны, и начальник академии предлагали тем профессорам, о которых вы говорите, на конкурсной основе рассмотреть возможность трудоустройства в эти институты. К сожалению, безрезультатно. Я предполагаю, что люди не хотели рассматривать предложения ввиду активной деятельности, организованной вашим коллективом. Существовала вероятность, что решение как-то поменяется. Но и ныне эти предложения остаются в силе. Хотела бы привести еще некоторые аргументы. Когда вы называете число докторов и кандидатов наук, цифры очень внушительные. И на самом деле кажется, что кто-то что-то недоработал. Тут присутствует Иван Николаевич Найденов, который знает тоже о проведенной работе. Мы проанализировали научно-педагогический потенциал в вашей академии: проводили опросы и посмотрели, что в течение трех минувших лет было сделано этими заслуженными людьми, учеными высшей квалификации. Результат оказался следующим: 53 процента из них не участвовали в подготовке научно-педагогических кадров, 38 процентов не написали ни одного учебника или учебного пособия, ни одной монографии или научной статьи, 43 процента докторов наук не принимали участия в образовательном процессе и научной работе. На 2011–2013 годы приходятся только три научные работы в качестве головного исполнителя. Поэтому в любом случае, если сокращается количество высших учебных заведений, безусловно, высвобождается научный потенциал. И здесь, вы просто поймите нас правильно, мы собираемся в те вузы и на те рабочие места, которые остаются, взять лучших. Кстати, в данном случае возраст, конечно, не главный критерий. Нам важно, чтобы человек был активный, деятельный, имел возможность и хотел работать. КТО ОБУЧАЕТ И ЧЕМУ? Рафаэль ТИМОШЕВ, президент фонда содействия научным исследованиям проблем безопасности «Наука XXI», председатель комиссии Общественного совета при Минобороны Уважаемые коллеги, мы все должны исходить прежде всего из того положения, что современная война – это будет нечто другое, непохожее на вооруженные противоборства даже в конце ХХ века. И подготовка к такой войне должна носить иной характер. Это, по всей видимости, чувствуют и наше государство, и наше общество. Соответствующие изменения в военном образовании, конечно, необходимы. И надо сказать, что многое уже сделано и делается. По крайней мере в течение последних лет. За минувшие два года определена новая система военного образования, приняты новые стандарты, что тоже немаловажно, большая работа проделана и с Министерством образования, появились новые принципы обучения, новое техническое оснащение. Вместе с тем есть, конечно, и проблемы. В чем суть реформы военного образования? Нам нужна необременительная для экономики страны армия. Соответственно она должна быть небольшой и военным вузам нужно выпускать ежегодно примерно 7,5–8 тысяч хорошо подготовленных специалистов. Реформа для обывателя сводится к чему? К сокращению вузов. Почему так происходит? Потому что, по всей видимости, не существует на сегодня некой научно обоснованной, официально принятой и обнародованной концепции. Это не проблема Департамента военного образования, потому что это прежде всего исполнители. Это общая проблема. Я думаю, что, может быть, о ней необходимо упомянуть в рекомендациях наших слушаний. Второе, на что я хотел бы обратить внимание. Подготовка педагогических кадров. Что собой до недавнего времени представляла эта система? Прежде всего адъюнктура, факультеты и военнопедагогические курсы. Офицеров-практиков, которые приходили из войск, переучивали и они становились педагогами. Сейчас система несколько изменилась. Факультетов, как известно, не существует уже давно. Адъюнктура набирается. Но, к сожалению, мне, например, как председателю диссертационного совета военно-философского профиля (кстати, наверное, единственного в стране, а может быть, в мире) приходится сталкиваться со следующей проблемой: приходит человек в адъюнктуру и начинает писать диссертацию с нуля, не имея базового образования. Некоторые люди просто для себя открытия какие-то делают. Что касается адъюнктуры технического направления, то сюда зачастую не идут офицеры-специалисты, потому что невыгодно: они теряют в окладе, должности, очередь на жилье. И о гражданском персонале. Конечно, люди штатские могут замещать педагогов в погонах. Но, разумеется, не везде. Допустим, стать преподавателем в области артиллерии человеку сугубо гражданскому сложно. Я веду речь к тому, что если у нас складывается такая новая система военного образования и она необходима, неизбежно должна работать адъюнктура, готовящая преподавателей-офицеров, и, по всей видимости, нужно создать систему подготовки педагогов, которые будут приходить с «гражданки», например открыть какие-то курсы. Это позволит повысить качество обучения в военных вузах. И еще о двух проблемах. Чему обучать в военных вузах? Нам необходимо понимать, что мы должны готовить будущих офицеров к современной войне. Но надо бы разобраться, что подразумевается под современной войной. Последние учения наших бригад показали: да, действительно, основной бой представляет собой прежде всего бой сетецентрический – с таким уклоном управления. В современном бою участвуют практически все рода войск. Значит, все наше военное образование должно исходить из этих особенностей. И готовить самих педагогов надо с учетом этого. Вот почему, думается, есть необходимость поразмыслить о корректировке образовательных стандартов. А напоследок скажу о проблеме, волнующей многих педагогов. Сейчас образование у нас не обходится так или иначе без Интернета. В Вооруженных Силах это особая статья. Она связана с гостайной. Что выявили последние проверки секретности в вузах, где были наказаны люди? Не хватает абонентских пунктов. Те наработки, которые делают дома, они запрещены, естественно, в вузе. Поэтому, по всей видимости, надо как-то подумать и финансово вложиться в расширение сети абонентских пунктов, связанных с подготовкой и курсантов, и педагогов. АРМИЯ НАША СИЛА В ЛЮДЯХ Александр ВЛАДИМИРОВ, президент Коллегии военных экспертов РФ, председатель Содружества суворовцев, нахимовцев и кадетов России и Москвы, генерал-майор Хотел бы поговорить о военном образовании с точки зрения науки. Я профессиональный военный, профессиональный ученый, специалист в области стратегии. Порой доводится слышать совершенно жуткую вещь: главной задачей профессионального военного обучения является правильная эксплуатация новой техники. Вот как только был сделан неправильный критерий, все пошло не так, как надо. Главная задача военного образования – создать, вырастить руководителя, способного в бою адекватно реагировать на складывающуюся обстановку, принять верное решение, потом организовать его выполнение и нести ответственность за результаты. Вот что главное. И наша сила не в парках техники, как в Советском Союзе говорили, а наша сила в людях, которых ныне никто не готовит. И именно потому, что сделали неправильный акцент в обучении офицерских кадров, состояние его таково, что сейчас в России невозможно получить профессиональное высшее военное образование. Его практически нет. И получить его нельзя. И это более чем серьезная вещь. И я это не голословно утверждаю. Потому что перейдя на Болонскую систему, включающую магистрат и бакалавриат, мы попали в ловушку. Сейчас курсант, окончивший училище, которое ранее носило имя Верховного Совета РСФСР и которое я окончил в 1966 году с медалью, выходит бакалавром, а это не высшее образование. А академии как таковой, как учебного учреждения системы военного образования закон об образовании Российской Федерации не предусматривает. Где офицер станет магистром? В каком положении оказалась наша военная наука? Ведь если ты не магистр, не будешь кандидатом наук. А магистром ты не станешь, поскольку курсовая система образования, которую предлагается внедрить, не дает возможности получения этого самого высшего образования. Это ловушка, из которой можно выходить только одним путем – профессиональное военное образование должно иметь собственный закон о военном образовании. Нам надо вернуться к своим национальным историческим корням и делать то, что нужно Родине, а не то, что некий аноним прописал в законе об образовании. Кроме того, хочу сказать вот о чем. Возьмем, например, мое родное Московское высшее общевойсковое командное училище. Все курсанты 50 процентов учебного времени в караулах. Вы хотите караулы передать в аутсорсинг? А снаряжение! Я в таком снаряжении бегал еще в 1963 году. Техника ужасная и совершенно дикая. Готовят курсантов так, что они вообще могут только ходить строевым шагом и говорить «Есть!». Больше ничего. Там никто личность не воспитывает, поскольку нет главного, нет основы – широкого гуманитарного образования. Может быть, в будущем что-то изменится к лучшему. Но пригласите сначала нас, ветеранов, мы вам скажем, как делать, мы сами будем это делать. Но то, что сегодня творится, это ужасно. Ведь преподают, командуют вчерашние курсанты, которые только что окончили вуз, сейчас они ротные и гоняют подчиненных, отрабатывая «упал-отжался». В результате злые лейтенанты отправляются в войска… Потому что в этом вузе и во всех других то же самое: никто не занимается духом и душами. И это страшно. Теперь смотрите, что получается с точки зрения науки. У нас ни в одном военном учебном учреждении нечему обучать. Военная теория войны не создается, не разрабатывается и не является даже предметом. Нет такого предмета. Кто-то сказал сетецентрические войны, и согласились – сетецентрические войны. Но сетецентрические войны ведет государство. А бригада – бой: взять деревню, оборонять деревню. Никто не учит ни курсанта, ни офицера тому, что весь бой распределяется на ряд типовых боевых задач – взять мост, оборонять мост, взять дом, оборонять дом. Как идти по дороге, по лесу, кто загружается связкой гранат, как лагерем стать. Никто не обучает. А меня, простого суворовца, обучили, как надо дышать, когда на 100 метров бежишь, когда на километр, на три, как на марш-броске. А кто будет обучать? Сейчас вообще произошел анекдот, когда на учениях, при отработке боя в городе, на показе единственный человек, который правильно умел показать, как стрелять из люка, из подвала, в комнату заходить, оказался американский капитан, который приехал по обмену. Все остальные просто не знают, что с этим делать. А те, кто знает – прошли Чечню, Афган, на Кавказе командуют батальонами. Наша задача не строевика делать. Я хотя и ходил два раза в год на парад, но тем не менее нас учили по-другому и учили люди знающие. А без этого ничего не будет. Главное лицо в военном образовании – преподаватель. Очень важно и другое – непрерывность образования. Но непрерывность образования – это не то, что каждые два года кто-то пошел на курсы, это другая – курсовая – подготовка. А непрерывность образования может быть достигнута только так, как в Англии, например когда офицер во время самоподготовки пишет диссертацию – данная самостоятельная работа является частью боевой подготовки, готовится согласно плану и потом публикуется в окружном сборнике. Офицер получает баллы или бонусы для поступления дальше в вуз и для дальнейшей службы. Это сложно что ли? Десятки лет мы говорим об одном и том же. Окончание следует информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК»,
Стр.5