Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №11 2012 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268294
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2012 .— №11 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268294 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 11 (428) 21– 27 марта 2012 года выходит по средам «ТеНеВое ЦРУ» ПРеДРеКаеТ для свержения режима Асада не будет применен ливийский сценарий ТеМА без ЭКрАНОплАНОВ Не ОбОЙдеМСЯ еСТЬ ВСе ВоЗМоЖНоСТИ ВоЗРоДИТЬ ЭКРаНоПЛаНоСТРоеНИе Экраноплан, или судно на динамической воздушной подушке, – высокоскоростное транспортное средство, летящее на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда. при равных массе и скорости площадь крыла экраноплана намного меньше, чем самолета. <...> Между тем вопрос о создании перевалочного пункта в Ульяновске пока находится лишь на стадии рассмотрения, причем речь идет о коммерческом проекте. результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru поддерживаете ли вы продолжение поставок российского вооружения и военной техники в Сирию? дА 57% НеТ 35% если в эпоху СССр экранопланостроение находилось на лидирующих позициях в мире, то в россии оно в ближайшей перспективе может стать зависимым от иностранных производителей. <...> ТеНдеНцИИ КоРРУПЦИоННЫЙ ПоТеНЦИаЛ ГоСЗаКаЗа прАКТИКА прИМеНеНИЯ Фз-94 пОКАзЫВАеТ, чТО пОбедИТелЯМИ ТОрГОВ НередКО СТАНОВЯТСЯ ФИрМЫ-«ОдНОдНеВКИ» ВоРоНеЖСКИе БРоНеаВТоМоБИЛИ Воронеж министр обороны РФ анатолий Сердюков побывал на совместном российскоитальянском предприятии, где осуществляется сборка спецавтомобилей «Рысь», и ознакомился с организацией учебного процесса в Военном авиационном инженерном университете. <...> «Инициатива предлагает установить максимальную ответственность за злоупотребления и коррупционное поведение в сфере ОПК, – пояснила парламентарий. <...> Статья 290 – «Получение взятки». пОдпИСНЫе ИНдеКСЫ: КАТАлОГИ «преССА рОССИИ» – 39593, «рОСпечАТь» – 25933, «пОчТА рОССИИ» – 60514 и оборонно-промышленного комплекса, в том числе в ходе выполнения гособоронзаказа. <...> Коллаж Андрея СЕДЫХ Коллаж Андрея СЕДЫХ № 11 (428) 21–27 марта 2012 года ГЕОПОЛИТИКА 02 ПОДРОБНОСТИ НЕМАЛО ИНТЕРЕСНОГО СОДЕРЖАТ ПОСЛАНИЯ АГЕНТОВ «ТЕНЕВОГО <...>
Военно-промышленный_курьер_№11_2012.pdf
№ 11 (428) 21– 27 марта 2012 года выходит по средам «ТеНеВое ЦРУ» ПРеДРеКаеТ для свержения режима Асада не будет применен ливийский сценарий ТеМА без ЭКрАНОплАНОВ Не ОбОЙдеМСЯ еСТЬ ВСе ВоЗМоЖНоСТИ ВоЗРоДИТЬ ЭКРаНоПЛаНоСТРоеНИе Экраноплан, или судно на динамической воздушной подушке, – высокоскоростное транспортное средство, летящее на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда. при равных массе и скорости площадь крыла экраноплана намного меньше, чем самолета. Продолжение на стр. 06 целеСООбрАзНО пОМОчь зАпАдУ В Ульяновске может быть создан лишь перевалочный пункт грузов Североатлантического альянса для Афганистана, но отнюдь не «база НАТО», как пишут некоторые СМИ. Об этом заявил председатель Комитета Госдумы по обороне адмирал Владимир Комоедов. «В свое время на пленарном заседании Госдумы было дано протокольное поручение по данному вопросу, направлен запрос в Минобороны», – рассказал Комоедов. Из военного ведомства был получен официальный ответ: «Афганские силовые структуры неспособны самостоятельно сдерживать экстремистский напор, полагается целесообразным продолжить взаимодействие с США и другими странами НАТО по вопросу транзита через российскую территорию нелетальных грузов. В соответствии с законодательством РФ грузы, перевозимые через территорию России, будут досматриваться таможенными органами. Перевалочный пункт в Ульяновске не является военной базой НАТО или США». В настоящее время содействие в обеспечении транзита через российскую территорию для нужд контингентов международных миротворческих сил безопасности (МССБ) осуществляется в рамках межправительственных соглашений с Германией, Францией, Италией, США, Испанией и Швецией о воздушном транзите военного персонала и имущества. Кроме того, в рамках договоренностей на саммите Совета Россия – НАТО в Бухаресте в апреле 2008 года о железнодорожном транзите в Афганистан через российскую территорию грузов невоенного характера для нужд контингентов МССБ (в соответствии с постановлениями правительства России от марта 2008 года). Более того, в ноябре 2010-го на саммите Совета Россия – НАТО в Лиссабоне были оформлены договоренности о распространении упрощенного порядка на железнодорожный транзит в обратном направлении – из Афганистана. Отказ от выполнения данных международных обязательств, взятых Россией на основе резолюции Совета Безопасности ООН 1386 в 2001 году, подорвал бы репутацию РФ как надежного партнера в сфере безопасности. Этот документ призывает оказывать МССБ такую необходимую помощь, которая может потребоваться, включая предоставление разрешения на пролет самолетов и транзитов. Даже в период охлаждения отношений с НАТО в 2008-м взаимодействие по транзиту в Афганистан Россией не прерывалось, что во многом способствовало прагматичному пониманию натовцами необходимости поскорее восстановить нормальные взаимоотношения с Москвой. Между тем вопрос о создании перевалочного пункта в Ульяновске пока находится лишь на стадии рассмотрения, причем речь идет о коммерческом проекте. результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru поддерживаете ли вы продолжение поставок российского вооружения и военной техники в Сирию? дА 57% НеТ 35% если в эпоху СССр экранопланостроение находилось на лидирующих позициях в мире, то в россии оно в ближайшей перспективе может стать зависимым от иностранных производителей. В Государственной программе вооружения на 2011–2020 годы строительство экранопланов для силовых ведомств не предусматривается. Нет и программы развития этого вида техники для коммерческого применения. ТеНдеНцИИ КоРРУПЦИоННЫЙ ПоТеНЦИаЛ ГоСЗаКаЗа прАКТИКА прИМеНеНИЯ Фз-94 пОКАзЫВАеТ, чТО пОбедИТелЯМИ ТОрГОВ НередКО СТАНОВЯТСЯ ФИрМЫ-«ОдНОдНеВКИ» ВоРоНеЖСКИе БРоНеаВТоМоБИЛИ Воронеж министр обороны РФ анатолий Сердюков побывал на совместном российскоитальянском предприятии, где осуществляется сборка спецавтомобилей «Рысь», и ознакомился с организацией учебного процесса в Военном авиационном инженерном университете. Глава оборонного веВ ходе поездки в домства в сопровождении губернатора Воронежской области Алексея Гордеева посетил совместное предприятие «Оборонсервиса» и итальянского концерна IVECO. По условиям контракНе зНАЮ 8% та, в 2012 году в Вооруженные Силы поступят первые 57 тактических защищенных автомобилей, произведенных в Воронеже. Этими машинами в первую очередь планируется оснастить войска Южного военного округа. В цехе конечной сборки предприятия министру обороны были продемонстрированы шасси автомобилей, которые в дальнейшем оснащаются отдельными бронекапсулами различных типов в зависимости от будущего предназначения машины: от эвакуации раненых с поля боя до транспортировки легких беспилотных летательных аппаратов. Локализация (российское участие) производства автомобилей «Рысь» на предприятии в настоящее время составляет десять процентов, а к 2014 году достигнет 50. В ходе рабочей поездки Анатолий Сердюков также посетил Военный авиационный инженерный университет, где ознакомился с использованием комплексных тренажеров вертолетов и самолетов различных типов в процессе обучения курсантов и слушателей. У НаШеЙ СТРаНЫ ВерТОлеТНЫЙ МАрТИрОлОГ за последние четыре года произошло шесть авиапроисшествий с российскими военными винтокрылами. 1 декабря 2009 года под Тулой совершил аварийную посадку вертолет Ми-8 Минобороны РФ, никто из находившихся на борту трех членов экипажа не пострадал. 23 июня 2010 года в Люберецком районе Подмосковья в результате аварии десантно-транспортного вертолета Ка-60 пострадали два летчика, находившихся на его борту. 13 июля 2010 года вблизи поселка Ботлих (Дагестан) потерпел аварию вертолет Ми-24 Вооруженных Сил РФ. Экипаж не пострадал. 2 ноября 2010 года на юге Сахалина во время учебнотренировочного полета произошла катастрофа вертолета Ми-8, принадлежащего региональному пограничному управлению береговой охраны ФСБ России. Погибли четыре человека. 15 февраля 2011 года в Ставропольском крае при выполнении планового полета совершил жесткую посадку вертолет Ми28Н «Ночной охотник» ВВС России. Погиб командир экипажа. 12 марта 2012 года в Тверской области потерпел катастрофу вертолет Ка-52 «Аллигатор» Минобороны РФ. Штурман погиб, пилот получил тяжелое ранение. ТоТ, Да Не ТоТ Россия вит новую модификацию танка Т-90 на оборонной выставке «Дефэкспо-2012», которая пройдет с 29 марта по 1 апреля в Индии. Наша страна проведет техническую презентацию боевой машины, чтобы потенциальные заказчики смогли с ней ознакомиться. В последней экспортпредстаОлег ФАЛИЧЕВ палате Российской Федерации состоялось заседание Экспертного совета «о федеральной контрактной системе». Читайте материал на стр. 05 САжАТь НАдО НАдОлГО В Госдуме предлагают увеличить с двух до 12 лет максимальное наказание за коррупцию в сфере оборонно-промышленного комплекса (ОпК). Соответствующие поправки в статьи 204 и 290 Уголовного кодекса рФ подготовила председатель думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции «единоросс» Ирина Яровая. В настоящее время законопроект направлен на отзыв в правительство и Верховный суд. «Инициатива предлагает установить максимальную ответственность за злоупотребления и коррупционное поведение в сфере ОПК, – пояснила парламентарий. – Совершенно очевидно, что противоправные действия в ОПК связаны с причинением ущерба интересам национальной безопасности, а следовательно, ответственность за такие преступления должна быть соразмерной». Ужесточение уголовного наказания коснется тех, кто определяет исполнителей государственного оборонного заказа, а также тех, кто выполняет управленческие функции в организациях, являющихся исполнителем оборонного заказа. «Если сегодня наказание по статье 204 предусматривает лишение свободы на срок до двух лет, то при принятии поправок этот срок возрастет до 12 лет со штрафом в размере до 50-кратной суммы коммерческого подкупа, – предупредила Яровая. – Практически в пять раз увеличивается наказание по 290-й статье за получение взятки». Статья 204 УК РФ – «Коммерческий подкуп». Фактически нормы данной статьи устанавливают ответственность за два различных состава преступления – незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества и аналогичные деяния лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Статья 290 – «Получение взятки». пОдпИСНЫе ИНдеКСЫ: КАТАлОГИ «преССА рОССИИ» – 39593, «рОСпечАТь» – 25933, «пОчТА рОССИИ» – 60514 и оборонно-промышленного комплекса, в том числе в ходе выполнения гособоронзаказа. На обсуждение была представлена концепция проекта федерального закона национальной безопасности. Рассматривались вопросы общественного контроля в сфере взаимоотношений силовых ведомств Комиссии по проблемам 6 марта в общественной ГлЯдЯ Из лОНдОНА британский еженедельник «джейнс дефенс уикли» (Jane's Defence Weekly) опубликовал статью о боевых самолетах холдинга «Сухой». В заметке, в частности, подчеркивается, что первые шесть серийных многоцелевых истребителей Су-35 ВВС россии получат до конца 2012 года. Эти самолеты входят в те 48 машин, которые фигурируют в контракте на их закупку Военно-воздушными силами, подписанном на салоне «МАКС-2009», отмечает лондонское издание. Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО), входящее в холдинг «Сухой», поставит все 48 истребителей к 2015 году. Кроме того, ВВС получили 16 дополнительных самолетов (12 Су-27СМ3 и четыре Су-30МК2), отремонтированных и модернизированных в 2011 году, сообщает журнал. Стоимость одного истребителя Су-35 – 50–65 миллионов долларов, хотя в случае возможной продажи Китаю 48 экспортных вариантов Су-35 фигурирует стоимость 85 миллионов за самолет. Другие традиционные заказчики российских боевых самолетов, включая Венесуэлу, также интересуются Су-35. Первоначально эта машина позиционировалась только как экспортный самолет, а для ВВС России предназначался истребитель пятого поколения T-50/ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), который проходит летные испытания в ЛИИ имени М. М. Громова в подмосковном Жуковском. Однако задержка реализации программы ПАК ФА и старение парка состоящих на вооружении истребителей вынудили ВВС приобрести три авиационных полка Су-35. По мнению ряда экспертов, ВВС продолжат закупки Су-35 после 2015 года, когда будут поставлены первые 48 самолетов, а срок достижения первоначальной боеготовности Т-50 начнет смещаться к 2020-му. Согласно большинству экспертных оценок Су-35 останутся наиболее совершенными боевыми самолетами в арсенале ВВС России по крайней мере до 2020 года, отмечает «Джейнс дефенс уикли». Не МоДа, Но ПоТРеБНоСТЬ объединенная судостроительная корпорация (оСК) и оао «Роснано» создали рабочую группу по внедрению инновационной продукции в судостроении. В ее состав вошли руководители ряда нанотехнологических проектов Роснано, специалисты инновационного блока и главные конструкторы проектноконструкторских бюро оСК. В ближайшие два месяца рабочей группе поручено определить общие технические требования к продукции наноиндустрии для использования в судостроении и проработать возможности применения на производствах ОСК продукции проектных компаний Роснано. В ОСК уточнили, что среди первоочередных направлений сотрудничества – продолжение программы внедрения в судостроении материалов на основе углеродных волокон, внедрение в отрасли солнечных и литий-ионных аккумуляторных батарей с возможным использованием суперконденсаторов, проработка использования нанопокрытий разного назначения, электрохимических элементов и различных видов специальных резин. ной модификации Т-90 выполнен ряд усовершенствований: установлена новая система управления огнем, переработаны си02 брОНеШлеМЫ СеГОдНЯ И зАВТрА 09 они не стальные и тем не менее спасают от пуль и осколков оТСТаВКа ПРеСТаРеЛоЙ «ЛеДИ ДРаКоН» Ветерана U-2 хотят заменить беспилотным шпионом 10 стема защиты и ходовая часть. Индия является крупнейшим зарубежным покупателем Т-90. В 1999 году был заключен предварительный контракт на поставку трех танков для испытаний. В 2001-м началась поставка партии из 310 Т-90С на сумму около одного миллиарда долларов. Здесь они получили название «Бхишма» в честь одного из главных героев индийского эпического произведения «Махабхарата». Вместе с Россией в «Дефэкспо-2012» примут участие 17 стран. Коллаж Андрея СЕДЫХ Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 11 (428) 21–27 марта 2012 года АРМИЯ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА НАДО УТИЛИЗИРОВАТЬ МИЛЛИОНЫ ТОНН СТАРЫХ РАКЕТ, СНАРЯДОВ, МИН, ПАТРОНОВ ся в полтора раза, то доля непригодных изделий выросла, причем значительно – с 5 до 26 процентов. Среди них есть даже боеприпасы времен Великой Отечественной войны, в том числе к легендарным «катюшам». В условиях преимущественно открытого хранения они вынужденно складируются совместно с годными изделиями или по соседству с ними, что недопустимо. Причем это касается всех видов Вооруженных Сил – Сухопутных войск, Военновоздушных сил, Военно-морского флота. Дополнительные угрозы для населения исходят от многочисленных нарушений местными органами власти Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах, утвержденного 12 лет назад постановлением правительства РФ № 135. В прошлом году Генеральная прокуратура по поручению президента РФ специально проверила данный вопрос и выявила, что повсеместно по решениям местных властей в недопустимой близости от технических территорий возведены жилые дома, дачи, коттеджи и другие сооружения. Такое соседство, с одной стороны, неЧТОБЫ НЕ БЫЛО Дмитрий БУЛГАКОВ, заместитель министра обороны, генерал армии КОТТЕДЖИ У АРСЕНАЛОВ Потребность в масштабной утилизации боеприпасов и взрывчатых материалов возникла не в один миг. Она вызревала десятилетиями. На арсеналах, базах и складах скопилось значительное количество смертоносных предметов, не имеющих перспектив к применению и представляющих угрозу для мирного населения по своему техническому состоянию, условиям хранения. На момент формирования новой системы материально-технического обеспечения армии и флота (сентябрь 2010 года) всего в запасах Вооруженных Сил содержалось более 9,5 миллиона тонн боеприпасов. Много это или мало? Мы привлекли лучших экспертов и военных ученых на каждом стратегическом направлении и в целом смоделировали множество сценариев развития военных действий с учетом их новых форм и способов ведения. Провели расчеты и определили, что для Вооруженных Сил в их новом облике необходимо содержать три миллиона тонн боеприпасов. Следовательно, свыше шести миллионов тонн остаются попросту невостребованными. Это одна – количественная сторона вопроса. НОВОСТИ ЗА ОХРАНУ И СЫСК БОЛЕЕ 50 СОТРУДНИКОВ ООО «ЧОП «ВПК-БЕЗОПАСНОСТЬ» ПРЕДСТАВЛЕНЫ К ЮБИЛЕЙНОЙ НАГРАДЕ ООО «ЧОП «ВПК-Безопасность» было создано в 1998 году для охраны предприятий, входящих в структуру ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей», после принятия решения на правительственном уровне о снятии военизированной охраны. Сохраняя преемственность традиций полка Внутренних войск, который долгие годы осуществлял охранную деятельность на режимных предприятиях, ООО «ЧОП «ВПК-Безопасность» оказывает полный спектр охранных услуг в соответствии с законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а также в полном соответствии с Трудовым и Налоговым кодексами РФ. Наличие лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, высокая степень подготовки сотрудников, оснащенность предприятия специальными средствами, служебным оружием и средствами связи позволяют предоставлять охранные услуги режимным предприятиям на высоком уровне. О чем свидетельствует отсутствие претензий к качеству работы со стороны Заказчиков и контролирующих органов. Однако рядом должностных лиц осуществляется попытка вытеснения ООО «ЧОП «ВПК-Безопасность» с некоторых режимных предприятий, где ТРЕБУЮТСЯ «ЭЛЕРОНЫ» Казанские производители беспилотников планируют превысить прошлогодние показатели поставки своей продукции. Компания «ЭНИКС» (Казань) в 2012 году намерена передать заказчикам более десяти комплексов беспилотной разведки, наблюдения и мониторинга, сообщил главный конструктор предприятия Ильдар Якупов: «К сегодняшнему дню заказаны семь комплексов с беспилотниками «Элерон-3». Кроме того, есть еще две заявки, которые будут реализованы с большой вероятностью, то есть всего имеются заказы на поставку девяти комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) «Элерон-3». Помимо этого, по словам Якупова, есть три заявки на поставку комплексов с БЛА «Элерон-10», договоры на их поставку находятся на стадии подписания. оно зарекомендовало себя многолетним качественным выполнением договорных обязательств. Данная попытка может привести к снижению качества охраны и антитеррористической защищенности режимных объектов. Предприятием накоплен большой опыт безупречной работы по обеспечению комплексной безопасности оборонных предприятий в регионах РФ. На всех охраняемых предприятиях ООО «ЧОП «ВПК-Безопасность» обеспечивает вооруженное сопровождение специальных грузов и закрытой документации, в том числе на полигон Капустин Яр Астраханской области совместно с нарядом ДПС Четвертого управления МВД России. Штат сотрудников ЧОПа более чем на 70 процентов укомплектован военнослужащими запаса, бывшими сотрудниками МВД и спецслужб, обладающими высоким профессиональным мастерством, физической и огневой выучкой. К награде юбилейной медалью «20 лет частной охране и сыску» представлены более 50 человек, многим сотрудникам вручены почетные грамоты от Четвертого управления МВД России, руководства предприятий-заказчиков. Среди них А. Гусев, В. Репин, З. Салахов, А. Исаев, Г. Сергеев, В. Карножицкий, Д. Захаров, В. Ульянов, А. Савельев, С. Карпунин, Э. Лис, С. Фокин, А. Горшков, С. Юдин, С. Павлов, которые своим добросовестным трудом обеспечивают надежную охрану объектов и качественное выполнение договорных обязательств. Портфель заказов на комплексы с БЛА в текущем году продолжает формироваться, подчеркнул главный конструктор. Он выразил уверенность, что в 2012-м поставки «Элерон-3» и «Элерон-10», по предварительным данным, превысят прошлогодний уровень. В 2011-м компания «ЭНИКС» отправила заказчикам 13 комплексов с БЛА «Элерон-3» и «Элерон-10». «В прошлом году поставки беспилотников были осуществлены в МВД и некоторые другие силовые структуры», – уточнил Якупов. В интересах Минобороны в 2011-м поставлены четыре комплекса с БЛА «Элерон-3». При максимальной взлетной массе 3,5 килограмма «Элерон-3» способен нести до 0,5 килограмма полезной нагрузки. В ее состав могут входить ТВ-камера, ИК-камера, фотокамера, ретранслятор, станции радиотехнической разведки и постановки помех. «Элерон-3» способен выполнять полеты в автономном, радиокомандном режимах, в режиме облета или многократного прохода над заданной точкой. Возврат к месту старта автоматический. Для навигации используются системы GPS и ГЛОНАСС. БЛА «Элерон-10» относится к классу малых беспилотников. Предназначен для разведки (радиоразведки), ретрансляции и наблюдения во многих диапазонах так же, как и «Элерон-3». На «Элерон-10» возможна установка помеховой аппаратуры. Под целевую нагрузку, прежде всего для силовых структур, «ЭНИКС» готовит только места целевой нагрузки, а заказчик устанавливает специальную аппаратуру и оборудование по своему усмотрению. УЧЕНЫЕ В ПОГОНАХ НА БЛАГО «ОБОРОНКИ» Военные научные организации Вооруженных Сил активно занимаются научными исследованиями по основным направлениям деятельности армии и флота, а также участвуют в проведении НИОКР в рамках гособоронзаказа. «Военные научные организации осуществили порядка 400 НИОКР, связанных с гособоронзаказом. Их общая стоимость – около 500 миллиардов рублей», – сказал председатель военного научного комитета ВС, заместитель начальника Генштаба генерал-майор Игорь Шеремет. Он сообщил, что в настоящее время ведется более 300 научно-исследовательских работ, из них две трети находится в подчинении военного научного комитета, а остальные – в НИИ, подведомственным другим военным органам управления. информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК», безопасно в первую очередь для самих проживающих, а с другой – увеличивается риск внешнего заноса огня через охранные периметры технических территорий, на которых в открытом виде хранятся взрыво- и пожароопасные изделия. А исторический опыт красноречиво свидетельствует: риски, если они есть, рано или поздно реализуются на практике. В данном случае – пожары и взрывы на объектах хранения ракет и боеприпасов. Почти за 20 лет российских Вооруженных Сил таких более или менее крупных эпизодов насчитывается 29. Об этом же свидетельствует и междуСМЕРТЕЛЬНО ОПАСНЫХ ЧП народная статистика: за последние 15 лет на складах боеприпасов в различных странах мира произошло 40 крупных ЧП. Причем в государствах, где боеприпасы и взрывчатые материалы хранятся с соблюдением предъявляемых требований, подобное случается крайне редко. Таким образом, мы пришли к выводу о Еженедельник «Военно-промышленный курьер» в последнее время неоднократно обращался к вопросам ликвидации запасов старых боеприпасов (№№ 45 и 50 за 2011 год). Проблема эта остается достаточно острой, несмотря на меры, предпринимаемые и правительством РФ, и российским военным ведомством. Что уже сделано и что еще предстоит сделать для ее устранения? Что касается технического состояния, то советская промышленность вплоть до распада СССР производила значительные объемы боеприпасов: в среднем по 1–1,2 миллиона тонн в год. А темпы строительства, ввода дополнительных объектов хранения на арсеналах значительно отставали от темпов производства. К тому же современные железобетонные хранилища возводились в основном в группах советских войск за границей и в приграничных союзных республиках. В начале 90-х производство боеприпасов значительно сократилось, однако в это время при выводе войск из Восточной Европы на территорию Российской Федерации были перемещены запасы в объеме около трех миллионов тонн. Для их размещения все чаще стали использоваться открытые площадки. Из общего количества мест хранения только 30 процентов составляют железобетонные хранилища, в которых по нормативам должны размещаться боеприпасы. При этом если принять во внимание все типы хранилищ (железобетонные, кирпичные, деревянные), то две трети из них (67%) требуют капитального ремонта или реконструкции. Низкая степень укрытия и защищенности смертоносных изделий, ветхость имеющихся хранилищ привели к интенсивному износу тары, появлению значительного числа непригодных и опасных в обращении взрывчатых веществ. Если за весь постсоветский период общий объем хранимых запасов уменьшилнеобходимости приведения объемов запасов в соответствие с потребностью и создания для остающейся части условий хранения, гарантирующих взрывопожаробезопасность. Это сопряжено с выполнением опасных работ по перемещению, напомню, более шести миллионов тонн боеприпасов. Ведь их необходимо извлечь из мест хранения, погрузить в транспорт, перевезти, выгрузить и выполнить работы по утилизации. Только так в сжатые сроки можно решить проблему. А если продолжать ее «консервировать», то это неминуемо приведет еще не к одной трагедии. МЕТОДОМ ПОДРЫВА В первую очередь мы проанализировали возможности промышленности и убедились, что за последнее время они не превышали утилизацию 200 тысяч тонн боеприпасов ежегодно. В дополнение к этому на арсеналах и базах с учетом уменьшения их количества потенциал по разборке составляет не более 100 тысяч тонн в год. Исходя из суммарных возможностей 300 тысяч тонн в год на утилизацию понадобилось бы 20 с лишним лет. Имели мы на это право? Однозначно нет. Тогда было принято решение об организации уничтожения боеприпасов на военных полигонах. И с 2010 года специально сформированными подразделениями начаты работы по подрыву и сжиганию боеприпасов и взрывчатых материалов. Их масштабы таковы, что за неполные два года выполнен объем 19 лет. Основная работа проведена в 2011 году, когда были утилизированы все боеприпасы третьей категории, то есть смертоносные изделия, гарантийные сроки хранения которых истекли и конструкторы уже не могли их продлить. Уничтожено методом подрыва и сжигания 1341,2 тысячи тонн. Это производилось на 65 полигонах (местах уничтожения) силами 255 групп подрыва. К работам были привлечены 12 600 военнослужащих и 1700 единиц техники. Разобрано на арсеналах 148,4 тысячи тонн боеприпасов. Разборка осуществлялась на 23 арсеналах силами производственного персонала цехов (отделений) сборки и ремонта ракет и боеприпасов. Промышленным предприятиям на основании контрактов для утилизации в 2011 году передано 251,5 тысячи тонн боеприпасов (90% от запланированного объема). Но с арсеналов при этом вывезено только 84,7 тысячи тонн. Все остальные боеприпасы лежат на прежних местах. Учитывая данный опыт, работа в 2012 году организована по нескольким направлениям. 26 октября 2011-го с представителями Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, государственной корпорации «Ростехнологии», ОАО «Ремвооружение», ОАО «Оборонсервис» было проведено рабочее совещание, на котором обсуждались вопросы увеличения объема боеприпасов, подлежащих передаче предприятиям промышленности, и заключения долгосрочных контрактов по утилизации сроком на два-три года. При этом предприятиям предложено самим спланировать тот объем боеприпасов, который они смогут освоить. Это составило 181,1 тысячи тонн. С учетом последовательного расформирования объектов хранения на арсеналах будет разобрано 95,6 тысячи тонн. Методом подрыва спланировано к уничтожению 1723,1 тысячи тонн боеприпасов. Всего будут задействованы 56 мест уничтожения, 13 200 военнослужащих, 3,2 тысячи единиц автомобильной и специальной техники. Остальные 1762,5 тысячи тонн при сохранении плановых показателей могут быть утилизированы к концу 2013 года. Комплекс мер обеспечения безопасности зависит от того, к какой группе опасности принадлежат взрывчатые материалы, и от вида проводимых работ. Исходя из этого в теоретическом плане разработан классификатор боеприпасов третьей категории по группам опасности. Всего определены три группы: особо опасные, опасные, менее опасные. С учетом данного классификатора и опыта работ в 2010 и 2011 годах подготовлено единое методическое пособие по организации уничтожения боеприпасов методом подрыва и сжигания с охватом всех вопросов их отправки, производства погрузо-разгрузочных работ, транспортирования и непосредственно уничтожения, то есть всей схемы движения боеприпаса от хранилища до точки подрыва. Для каждого военнослужащего доведена соответствующая памятка, в которой просто, доступно, наглядно изложены все меры безопасности и приемы при выполнении работ. Первые два документа доведены до органов военного управления и должностных лиц, организующих работы, в конце прошлого года, третий – в начале этого. В практической плоскости в преддверии убытия на полигоны со всеми военнослужащими проведены инструкторскометодические занятия в зависимости от специальности: подрывник, такелажник или водитель. Офицеры – командиры групп взрывных работ (209 человек) прошли специальную подготовку на базе инженерных вузов Министерства обороны. Перед началом ра3. Перемещение запасов на арсеналы, включенные в перспективную систему хранения. 4. Строительство, ввод в эксплуатацию построенных и капитальный ремонт хранилищ и других объектов инфраструктуры. 5. Закупка 20- и 40-футовых контейнеров, оборудование аэродромными плитами под них открытых площадок. 6. Обвалование объектов хранения. 7. Оборудование 50-метровых минерализованных полос и опашка охранных периметров. 8. Обеспечение пожарной техникой и имуществом. 9. Организационные мероприятия. С ПОМОЩЬЮ «ОБОРОНСЕРВИСА» Основные усилия по приведению системы хранения боеприпасов и взрывчатых материалов сосредоточены на выводе объектов хранения из крупных городов и населенных пунктов. К концу 2010 года сократили четыре объекта – в СанктПетербурге, Ярославле, поселке Обозерский Архангельской области и во Владивостоке. Из остальных планово вывозились запасы боеприпасов и другого имущества. В 2011-м расформировано еще 11 баз и складов с полным вывозом запасов. Добились полного укомплектования арсеналов пожарными командами, пожарной техникой и средствами тушения. Опахано 100 процентов охранных периметров и оборудованы 50-метровые минерализованные полосы с привлечением техники и рабочей силы сторонних организаций. Для доведения на арсеналах запасов воды до нормативного уровня в их адрес доставлено и смонтировано необходимое количество списанных резервуаров. Без привлечения капитальных вложений обваловано 670 объектов (в 2010 году 262 хранилища и площадки открытого хранения, в 2011-м – уже 408 объектов). Для организации закрытого хранения боеприпасов в контейнерах оборудуются площадки с твердым покрытием. В рамках проводимой работы заключен госконтракт на поставку 14,7 тысячи 20- и 40-футовых контейнеров, на расформированных аэродромах осуществляются демонтаж 37,2 тысячи железобетонных аэродромных плит и их отгрузка на арсеналы и базы. Для выработки методики хранения в контейнерах проведены испытания на взрывопожаробезопасность, а в нормативную базу (приказ министра обороны Российской Федерации 1996 года № 90) подготовлены соответствующие изменения. По итогам проведения испытаний в контейнеры загружаются патроны стрелкового оружия, ручные гранаты, бронебойные боеприпасы, учебные боеприпасы, стрелковое оружие. Параллельно на 32 объектах хранения с использованием металлических аэродрома также поставлен вопрос об их укомплектовании двумя бронированными пожарными автомобилями. Шесть бронированных пожарных автомобилей уже выпущены и пройдут опытную эксплуатацию. В рамках проводимой работы по повышению привлекательности специальностей военнослужащих и профессий гражданского персонала, связанных с ракетами и боеприпасами, для данных категорий проводится увеличение денежного довольствия и заработной платы, одновременно растут предъявляемые к ним требования, уменьшается возрастной ценз. Гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны и водителям многоосных машин приказом министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2011 года № 1550 повышена заработная плата в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки). В 2012 году мы продолжим работы по уже действующим направлениям. Это, в частности, вывод из городов 11 арсеналов и баз, их расформирование к концу 2012-го, обвалование 611 объектов, дообустройство 99 площадок контейнерного хранения и их загрузка боеприпасами (уложить плитами 58 оставшихся площадок, установить 14 тысяч контейнеров и загрузить в них 430 тысяч тонн боеприпасов), обеспечение непрерывного содержания периметров и технических территорий в требуемом состоянии (опашка и окос) на оставшихся 140 объектах хранения, перемещение боеприпасов на арсеналы и базы, остающиеся в перспективной схеме (6642 вагона). В основу дальнейшего развития системы хранения легли принципы и передовой опыт безопасного хранения и эксплуатации ракет и боеприпасов в различных странах. Предложено в рамках разрабатываемой ведомственной целевой программы «Совершенствование инфраструктуры системы хранения и эксплуатации ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов на 2012–2014 годы» предусмотреть подготовку инфраструктуры 35 объектов хранения перспективного облика, в том числе строительство порядка 1200 хранилищ. Превратить склады комплексного хранения в современные логистические центры с филиалами за счет создания подсистемы управления запасами, транспортной системы с охватом всех способов транспортировки грузов (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный). Производственная деятельность будет сосредоточена на сравнительно безопасной разборке выстрелов, а опасные производственные участки выплавки взрывчатых веществ и участки переработки высокоэнергетических материалов в промышленные взрывчатые вещества предполагается передать для работы предприятиям ОАО «Оборонсервис», профессионально осуществляющим данный вид деятельности и имеющим все необходимые разрешительные документы. При этом на первом бот ежедневно проводятся инструктажи по мерам безопасности. А уничтожение организовано по принципу «день – подрывы на одной площадке, следующий день – на другой с проведением зачистки местности на предыдущей». Неукоснительно соблюдаются нормы Было принято решение об организации уничтожения боеприпасов на военных полигонах. За неполные два года выполнен объем 19 лет труда и отдыха при ведении всех видов работ с учетом климатических и географических условий. В качестве примера представляется демонстрационный материал, как это выполняется на полигоне Ашулук. В целом в 2010–2011 годах совместно с утилизацией был предпринят комплекс практических мер по следующим направлениям: 1. Утилизация (уничтожение) ракет и боеприпасов. 2. Вывод арсеналов и баз из городов. ных плит с начала этого года оборудуются площадки для военной техники на арсеналах и базах ракетно-артиллерийского вооружения. Работы по строительству и капитальному ремонту хранилищ проводятся в комплексе с обустройством их инфраструктуры: обваловкой, автоматической пожарной сигнализацией, молниезащитными устройствами, подъездными дорогами и путями, охранными периметрами. В штаты военных команд противопожарной защиты и спасательных работ на арсеналах, базах и складах включены по два пожарных танка на базе Т-72, по одной инженерной машине разграждения (ИМР), месте будет стоять обеспечение взрывопожаробезопасности. Для исключения несанкционированного доступа на техническую территорию и к объектам хранения планируется перейти от содержания отрядов военизированной охраны (150–170 человек с заработной платой шестьсемь тысяч рублей и средним возрастом 50–55 лет) к внедрению перспективных технических средств, оборудованию по периметру двух рубежей охраны с установкой системы видеонаблюдения. Как показывает зарубежный опыт, это позволит ограничиться дежурством пяти смен сторожевых групп, оснащенных мобильными средствами передвижения (по четыре человека в смену). Мониторинг показал, что в местах размещения арсеналов и их филиалов появится возможность комплектовать сторожевые группы персоналом из мужчин в возрасте 25–45 лет на конкурсной основе, определив им за счет экономии фонда заработной платы оклады в размере 30–40 тысяч рублей. 04 Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 КОРРУПЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГОСЗАКАЗА Начало на стр. 01 Олег ФАЛИЧЕВ Ожидается, что принятие ние изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс и иные документы. Федеральный закон от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» будет признан утратившим силу. нового законодательного акта создаст стимулы для модернизации отечественной экономики, надежного управления технологическими и экономическими рисками, развития добросовестной конкуренции. Проект предполагает внесеПРАВОВЫЕ ПРОБЕЛЫ В настоящее время в России различные стадии государственного заказа в разной мере нормативно регламентированы, методически обеспечены и организационно структурированы. Существующее законодательство не обеспечивает единства подходов к регулированию всего цикла госзакупок. Очевидны и правовые пробелы, затрудняющие прохождение отдельных закупочных этапов и процессов. Так, на стадии планироваслучаев преувеличено. А персональная ответственность заказчика размыта. При этом не в полной мере учитываются особенности приобретения продукции для нужд обороны и безопасности, обусловленные рядом специфических отличий рынков вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Во-первых, это рынки либо отсутствующей, либо несовершенной конкуренции. Во-вторых, весомая часть контрактов на закупку ВВСТ относится к категории долгосрочных. В-третьих, в сфере обороны и безопасности фиксируется необходимость организации эффективного управления портфелями заказов (программами приобретения). И наконец, использование ВВСТ рассчитано на многолетний период (20–30 лет), что требует дополнительного учета планируемых затрат на содержание, гарантийное обслуживание и утилизацию приобретаемых изделий, определения соответствующих контрактных условий и организации их выполнения. Действующее законодательния госзаказа действует бюджетное законодательство, которое ориентировано на обеспечение целевого и эффективного расходования бюджетных средств. Не установлены критерии и порядок определения объемных и качественных показателей государственных (муниципальных) нужд. При этом взаимосвязь бюджетного процесса и планирования госзакупок осуществлена не в полной мере. В результате отсутствует должная связь между параметрами бюджетных ассигнований, объемными и качественными показателями предоставляемых государственных услуг – с одной стороны и параметрами государственных контрактов, их результатами – с другой. Не полностью используется инвестиционный потенциал госзаказа. Реальный сектор экономики не обладает своевременной информацией по планируемым поставкам товаров, работ и услуг. Не задействован и инновационный потенциал ГЗ в интересах модернизации отечественной экономики. В ФЗ-94 крайне ограничены варианты допустимых способов размещения заказа. Значение цены как критерия оценки конкурсных предложений в ряде НОВОСТИ ИЗ КИЕВА НА ПОЛУОСТРОВ ИНДОСТАН Украина передала Индии третью партию легких транспортных Ан-32, модернизированных на мощностях украинского ОПК по заказу индийских ВВС. Группа в составе пяти машин отбыла из Киева в Канпур. На церемонии передачи самолетов, которая прошла на ГП «Завод 410-й гражданской авиации» (Киев), отмечалось, что очередная, четвертая партия модернизированных Ан-32 будет поставлена заказчику нынешней весной. Первые 10 модернизированных самолетов поставлены в Индию в 2011 году: первая партия – в мае, вторая – в сентябре. Контракт на сумму около 400 миллионов долларов на ремонт и модернизацию 105 машин Ан-32 индийских ВВС подписан в июле 2009 года между ВВС Министерства обороны Индии и «дочкой» государственной компании «Укрспецэкспорт» – компанией «Спецтехноэкспорт». Согласно контракту на Украине будут модернизированы 40 самолетов, остальная техника – на авиазаводе индийских ВВС BRD-1 в Канпуре (Северная Индия). Исполнителями контракта выступают ГП «Антонов» и ГП «Завод 410-й гражданской авиации». В рамках модернизации на индийской авиатехнике установят современное оборудование украинского и зарубежного производства порядка 25 наименований, позволяющее повысить безопасность полетов, в частности оборудование предупреждения столкновения самолетов в воздухе, раннего предупреждения столкновения с землей, систему спутниковой навигации, самолетные дальномеры, модернизированные радиовысотомеры, новый радиолокатор с двумя многофункциональными индикаторами, новое кислородное оборудование, улучшенные кресла экипажа. Модернизированный Ан-32 сможет выполнять посадку по II категории ICAO. При этом расход топлива, масса пустого модернизированного самолета станут значительно ниже по сравнению с базовым вариантом. Кроме того, в соответствии с заключенным в декабре 2009 года ОАО «Мотор Сич» (Запорожье) с ВВС Индии трехлетним контрактом объемом 110 миллионов долларов будет проведена модернизация двигателей АИ-20 индийских Ан-32. Легкий транспортный Ан-32 имеет максимальную коммерческую нагрузку 7,5 тонны, дальность полета – 800 километров. Его крейсерская скорость составляет 470–530 километров в час. Способен перевозить 42 военнослужащих. По оценкам экспертов, на сегодня продано свыше 350 Ан-32 в 20 стран. В настоящее время украинский морской патрульный Ан-74 участвует в тендере на поставку самолетов для береговой охраны Индии. ПРОДЛЯТ жИЗНЬ «ГЕРКУЛЕСАМ» ВВС США и компания «Роллс-Ройс» в ближайшее время приступят к летным испытаниям по оценке топливной эффективности модернизированных турбовинтовых двигателей (ТВД) T56, установленных на военно-транспортных самолетах (ВТС) С-130H. Модернизированные двигатели T56 серии 3.5 должны обеспечить снижение расхода топлива, иметь повышенную надежность и меньшую стоимость жизненного цикла (СЖЦ). Как сообщила компания «Роллс-Ройс», она поставила модернизационные комплекты для двигателей испытательного самолета С-130H «Геркулес» ВВС США. Летные испытания планируется начать в середине этого года. Усовершенствования, вносимые в ТВД T56 серии 3.5, основаны на апробированных технологиях, внедренных в гражданские и военные двигатели компании «Роллс-Ройс», включая новые материалы лопаток и улучшенную аэродинамику турбины. Программа модернизации моторов парка самолетов C-130H позволит продлить эксплуатацию этих летательных аппаратов до 2040 года, обеспечив при этом снижение расхода топлива на восемь процентов, повышение надежности и характеристик силовой установки. Усовершенствования в серии 3.5 улучшат характеристики высокотемпературного тракта двигателя. По данным ВВС США, модернизации могут подвергнуться примерно 220 ВТС C-130H. По расчетам аналитиков, усовершенствования двигателей T56 серии 3.5 обеспечат экономию 3,5 миллиарда долларов на протяжении оставшегося срока службы парка ВТС C-130H. Как сообщили в компании «РоллсРойс», модернизация может быть проведена в процессе обычного ремонта моторов и не потребует внесения изменений в систему автоматического управления двигателя или в конструкцию самолета. Модернизация двигателей обеспечит ВВС США достижение поставленной цели – снижение расхода авиационного топлива на 10 процентов к 2015 году. ТВД T56 имеет мощность на валу 3250–5800 лошадиных сил. Этот мотор находится в эксплуатации наибольший период времени в классе больших ТВД – свыше 50 лет. Усовершенствования в серии 3.5 рассчитаны на внедрение не только в двигатели T56 парка ВТС C-130H, но и в двигатели морских патрульных самолетов P-3 и коммерческих самолетов L-100. АЛЬЯНС РЕЗИНОВЫЙ? В конгресс США представлен законопроект о расширении НАТО, призванный ускорить присоединение к блоку Боснии и Герцеговины, Македонии, Черногории и Грузии. Его автор – известный сенатор-республиканец от штата Индиана Ричард Лугар. В законопроекте констатируется, что США продолжают поддерживать политику открытых дверей в отношении приема в НАТО новых стран, включая Боснию и Герцеговину, Грузию, Македонию и Черногорию. Документ призывает президента Обаму представить четкую дорожную карту для членства в НАТО указанных государств на саммите альянса в Чикаго в мае этого года. В отличие от Боснии и Герцеговины, Македонии и Черногории Грузии пока так и не был предоставлен План действий для членства в альянсе. Как отметили в аппарате Лугара, законопроект также поощряет дальнейшие усилия по развитию партнерства с Украиной и оперативной совместимости (с ее войсками). «Расширение НАТО является ключевым элементом, способствующим укреплению стабильности и проведению политических реформ в новых демократиях Центральной и Восточной Европы, а также на Балканах, – заявил сенатор. – Перспективы членства в НАТО не только укрепили региональную безопасность, но и помогают странам становиться близкими партнерами США в сфере экономики и национальной безопасности». Согласно тексту законопроекта отдельный раздел посвящен ядерным силам США в Европе. В нем, в частности, провозглашается, что союзники по НАТО должны расширить систему сдерживания в целях борьбы с рядом угроз в XXI веке, в том числе посредством разработки противоракетной обороны. «На будущих переговорах, – говорится в документе, – необходимо убедить Российскую Федерацию усилить транспарентность в вопросах нестратегических ядерных вооружений в Европе и отвести эти вооружения подальше от территорий стран – членов НАТО». Лугар выразил надежду, что его законопроект получит одобрение сената еще до майского саммита НАТО в Чикаго. СМЕНИЛИ ГНЕВ НА МИЛОСТЬ гулирования приводят к сбою в основной деятельности организации заказчика, а именно – к распространению случаев поставки товаров, выполнению работ ненадлежащего качества. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ Одним из результатов прищее время процедуры позволяют участвовать в размещении заказа и побеждать поставщикам с низкой квалификацией, не обладающим реальными производственными возможностями. Предусмотренные законодательством механизмы обеспечения качества в основном направлены на применение санкций к поставщику по факту невыполненного контракта. В результате недобросовестных действий поставщиков заказчики несут двойной ущерб: не выполнен заказ по закупке товаров, работ и услуг необходимого качества, не освоены бюджетные средства. Недостатки правового рество только частично закрепило особенности закупок у единственного поставщика. К примеру, не полностью отражены вопросы ценообразования на продукцию российского производства, не имеющую аналогов, при закупках вооружения, военной и специальной техники. Существующие в настоязрачной является лишь стадия размещения заказа, а не весь цикл государственных закупок. Коррупционный потенциал чаще всего формируется уже на стадии планирования: обоснование завышенных бюджетных заявок, установление завышенной начальной цены на торгах, подготовка технического задания, «заточенного» на заранее предполагаемого поставщика, выставление нереальных сроков осуществления заказа. Все эти вопросы не отрегулированы действующим ФЗ-94. Итог – частые победы в конкурсной основе. Это свидетельство исчерпания антикоррупционного потенциала нормативного правового регулирования в области госзакупок. Так, объем закупок (по цене), осуществленных в результате неконкурентных процедур (без торгов), в 2006 году составлял 23 процента, в 2007-м – 45, в 2008-м – 49, в 2009-м – 56, в 2010-м – 57,7 процента (расчеты произведены на основании данных Росстата). Кроме того, процедура закупок у единственного источника не получила исчерпывающего регулирования. Ныне относительно променения ФЗ-94 стало кардинальное увеличение государственного заказа, размещаемого на вненения госконтрактов ограничивается применением общих положений гражданского законодательства, специфические механизмы регулирования практически не применяются. Процедуры внесудебного разрешения споров между заказчиками и исполнителями не предусмотрены. Стадия приемки также ограничивается применением общих положений гражданского законодательства. Специфические процедуры подтверждения соответствия качества, оценки контрактных результатов системно не проводятся. Первоначальная антикоррупционная направленность ФЗ-94 не реализована в полной мере, наоборот – созданы новые торгах фирм-«однодневок», «вывод» денег, их обналичивание за счет сговора с конкретным поставщиком по завышенной цене, по коротким срокам исполнения заказа, ограничение добросовестной конкуренции за счет демпинга. При этом качество закупаемых товаров и услуг не обеспечивается. Финансовые гарантии, запрашиваемые у поставщиков, не стали инструментом исполнения контракта в случае сговора. Регулирование стадии исполАРМИЯ ТЕНДЕНЦИИ регламентированных видов госконтрактов. В США применяются разные экономические модели государственного контракта. В их числе контракты твердой цены и возмещения затрат. Используются и гибридные контракты, например так называемые результативные. Они предусматривают фиксированную цену госконтракта, однако подрядчик может возместить некоторые затраты дополнительно. Существуют и контракты комплексного поощрения. В данном случае используется формула цены, учитывающая как минимум четыре параметра – затраты, норму прибыли, объемные и качественные характеристики поставляемого товара, сроки предоставления результата. В США значительная часть по предварительной оценке необходимости рисков, связанных с решением отраслевого органа исполнительной власти разместить государственный заказ. Другая характерная особенность контрактной системы Великобритании – ее «сервисный» характер. Управление по делам государства не только уполномочено на проведение единой государственной политики в области госзаказа, но и призвано оказывать отраслевым органам исполнительной власти услуги по отбору проектов, сопровождению процесса размещения госзаказа, управлению контрактами. Таким образом, анализ текуусловия для коррупции. Закону требуются не отдельные поправки, а системные изменения, направленные на повышение прозрачности всего цикла закупок. МЕжДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ Указанные проблемы не являются специфичными для Российской Федерации. Наиболее эффективно они решаются, как свидетельствует опыт ряда стран, в рамках создания национальных контрактных систем. Анализ данных в таблице показывает – практически во всех исследуемых государствах реализуются элементы управления процессом обеспечения государственных нужд. В США и Великобритании функционируют целостные национальные контрактные системы, включающие механизмы управления всем жизненным циклом заказа. В странах Европейского союза детально регламентированы процедуры размещения публичного заказа. Эти правила носят обязательный характер для исполнения всеми странами – членами ЕС. В США объем бюджетных Административно-бюджетного управления США и уполномочен осуществлять функции по проведению политики в области планирования, размещения и исполнения госзаказа. Основным исполнительным элементом ФКС США являются контрактные офицеры. Они занимаются планированием и обоснованием контракта, мониторингом его исполнения, а также утверждением этапных результатов проекта, согласованием выплат подрядчикам, изменением и закрытием госконтракта. Ключевой инструмент планирования госзакупок – составление прогнозных планов. Процесс их подачи обеспечивается специальными информационными ресурсами. В частности, функционирует федеральный портал FAAPS (Прогнозная система предварительных планов закупок). Библиотека контрактов насчитывает более 100 детально функций по организации поставок централизована. Специализированная закупочная организация «Администрация общих услуг» (General Service Administration) была сформирована как независимая в 1949 году. В перечень ее задач входит полное обеспечение всех федеральных агентств и организаций недвижимостью, движимым имуществом и услугами, включая управление и использование движимого и недвижимого имущества. А также частичное обеспечение властей штатов и муниципалитетов, международных организаций и формирование политики развития Федерального свода норм осуществления закупок, перевозок и управления материальными активами. го характера национальной контрактной системы Великобритании ключевую роль в ней играет Управление по делам государства, подведомственное казначейству (Office of Government Commerce – OGC). Этот исполнительный орган наделен полномочиями Центральными звеньями администрации являются Федеральная служба закупок (Federal Acquisition Service) и Служба публичных зданий (Public Building Service). В силу централизованнощих проблем и оценка международного опыта показывают, что повышение качества обеспечения государственных (муниципальных) нужд и снижение коррупции требуют существенного развития системы управления организацией обеспечения государственных нужд за счет формирования ФКС. закона, подготовленном Минэкономразвития России, учтены многие недостатки ФЗ-94. Однако и в этом варианте есть немало слабых мест, о которых в Общественной палате, в частности, говорили аудитор Счетной палаты РФ Александр Пискунов, заместитель начальника департамента СП Ольга Анчишкина, руководитель Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств Надежда Синникова, другие представители федеральных органов исполнительной власти, члены межведомственной рабочей группы по разработке законопроекта, эксперты в сфере оборонной промышленности. От редакции. В проекте рьер» готов предоставить свои страницы всем желающим принять участие в конструктивном обсуждении документа. В следующем номере «ВПК» расскажет о некоторых изменениях, предложенных Минэкономразвития на заседании Общественной палаты. «Военно-промышленный куКраткий перечень функций контрактных систем ветвленная организационнофункциональная структура, координируемая Офисом госзаказа. Офис учрежден в 1974 году как структурное подразделение средств, управляемых в рамках федеральной контрактной системы, составляет более 500 миллиардов долларов. Участниками ФКС выступают более 160 тысяч коммерческих организаций. Нормативно деятельность ФКС США регулируется Федеральными правилами планирования, размещения и исполнения госзаказа (FAR – Federal Acquisition Regulations). По разным подсчетам они содержат от 3200 до 4300 тысяч норм и правил. ФКС США – это разСША Великобритания Франция Канада Норвегия Австралия Сингапур Новая Зеландия Саудовская Аравия Тайвань + + + + – + + + – + + + + + – + – + – – + + + + – – – – – – + + + + + – – – – – + + + + – + + +/– + + + + + + – – + – + + Власти Пакистана готовы восстановить в последнюю неделю марта коридор для снабжения войск НАТО на территории Афганистана. Такое решение было принято на основе рекомендаций комиссии, которая занималась пересмотром отношений с США. Как сообщалось, снабжение сил НАТО в Афганистане оказалось в тяжелом положении в прошлом году, Исламабад заблокировал два маршрута поставок грузов в Афганистан. Это случилось после того, как вертолеты Североатлантического альянса нанесли удар по пакистанскому блокпосту, в результате которого погибли 24 военнослужащих армии Пакистана. До закрытия маршрутов через территорию Пакистана переправлялось около 40 процентов всех военных грузов для миссии НАТО в Афганистане. информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК», Планирование обеспечения государственных нужд Библиотека типовых контрактов Регламентация и методическое обеспечение исполнения Оценка и управление рисками Контроль исполнения контрактов Оценка результатов контрактов Коллаж Андрея СЕДЫХ государственных контрактов
Стр.5