Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611274)
Контекстум
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №1 2012 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268284
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2012 .— №1 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268284 (дата обращения: 08.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 1 (418) 11– 17 января 2012 года выходит по средам НЕ РЕГИОН, А БУРЛЯЩИЙ КОТЕЛ Ближний и Средний Восток послереволюционной поры ТЕМА Денис ФЕДУТИНОВ ЕСТЬ КОЕ-КАКИЕ УСПЕХИ И В НАШЕМ ОТЕЧЕСТВЕ ИТОГИ УШЕДШЕГО ГОДА В БЕСПИЛОТНОЙ СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА ВСЕМ ЖИЗНЕННОМ ЦИКЛЕ Фирма «Туполев» в 2012 году завершит серти02 «НОЧНОЙ ОХОТНИК» НИЧУТЬ НЕ ХУЖЕ «АПАЧА» И вдобавок в отличие от него почти полностью бронирован 05 ЧТО ПОЧЕМ В ОПК? <...> В Общественной палате при президенте РФ обсудили вопросы ценообразования на продукцию военного назначения 10 фикацию нового самолета Ту-204СМ и приступит к его серийному производству. <...> Они в основном поступали из-за рубежа, однако кое-что интересное (в некоторых классах БПЛА) происходило и в нашей стране. <...> ТЕНДЕНЦИИ К-410 ПЕРЕВООРУЖАТ (МЦПЛ) «Смоленск» прибыла в центр судоремонта «Звездочка», в декабре ее подняли из воды и поставили в док. <...> Нужно признать, что Минобороны РФ пошло на налаживание отношений с нами, хотя поначалу они были очень напряженными». <...> До этого он должен пройти необходимый цикл наземных испытаний и проверок, затем во второй половине 2012 года начнутся государственные летные испытания. <...> Минобороны России планирует приобрести несколько десятков новых машин в варианте как топливозаправщика, так и самолета военнотранспортной авиации (ВТА) в рамках ГПВ на период до 2020 года. <...> На следующий финансовый год предполагается запросить – что Белый дом сделает в феврале – на военные нужды (базовый С ЛИШНИМ НА БРАТА Администрация президенбюджет Минобороны) 523,8 миллиарда долларов. <...> Коллаж Андрея СЕДЫХ № 1 (418) 11–17 января 2012 года ГЕОПОЛИТИКА 02 ЭКСПЕРТИЗА Рассуждать об итогах ушедшего и перспективах наступившего года на Ближнем и Среднем Востоке (БСВ), говоря об «арабской весне» как о торжестве демократии, которая, по мнению большинства западных экспертов, должна привести регион в состояние, близкое к европейскому, малоосмысленно. <...> Свержение правящих режимов в Тунисе, Египте и Ливии привело <...>
Военно-промышленный_курьер_№1_2012.pdf
№ 1 (418) 11– 17 января 2012 года выходит по средам НЕ РЕГИОН, А БУРЛЯЩИЙ КОТЕЛ Ближний и Средний Восток послереволюционной поры ТЕМА Денис ФЕДУТИНОВ ЕСТЬ КОЕ-КАКИЕ УСПЕХИ И В НАШЕМ ОТЕЧЕСТВЕ ИТОГИ УШЕДШЕГО ГОДА В БЕСПИЛОТНОЙ СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА ВСЕМ ЖИЗНЕННОМ ЦИКЛЕ Фирма «Туполев» в 2012 году завершит серти02 «НОЧНОЙ ОХОТНИК» НИЧУТЬ НЕ ХУЖЕ «АПАЧА» И вдобавок в отличие от него почти полностью бронирован 05 ЧТО ПОЧЕМ В ОПК? В Общественной палате при президенте РФ обсудили вопросы ценообразования на продукцию военного назначения 10 фикацию нового самолета Ту-204СМ и приступит к его серийному производству. К настоящему времени в рамках сертификационных испытаний выполнено более 150 полетов. В декабре прошлого года начался новый этап внедрения комплекса мер по совершенствованию технологий проектирования и оптимизации процессов производства. Специалистами ОАО «Туполев» для проектирования и разработки используются безбумажные технологии CAD (Сomputer-Aided Design – cистема автоматизированного проектирования) CATIA под управлением PDM (Product Data Management – система управления данными об изделии) WindChill. Важнейшими элементами формируемой новой системы послепродажного обслуживания самолетов семейства Ту-204 являются создание информационной поддержки, обеспечение доступа к электронной конструкторской документации, а также интегрированное логистическое обеспечение на всем жизненном цикле авиационной техники. Все, что касается беспилотных летательных аппаратов, – достаточно узкая и специфическая тема. Тем не менее новости, так или иначе связанные с ней, в прошедшем, 2011 году нередко обращали на себя внимание военно-технического экспертного сообщества. Они в основном поступали из-за рубежа, однако кое-что интересное (в некоторых классах БПЛА) происходило и в нашей стране. ТЕНДЕНЦИИ К-410 ПЕРЕВООРУЖАТ (МЦПЛ) «Смоленск» прибыла в центр судоремонта «Звездочка», в декабре ее подняли из воды и поставили в док. Крейсер проекта 949А пройдет средний ремонт с модернизацией, включающей замену ракетного комплекса (РК) П-700 «Гранит» на П-800 «Оникс» и установку РК «Калибр». По информации предприятия, после проведения работ В ноябре прошлого года многоцелевая подводная лодка срок службы корабля продлится на три с половиной года. Атомный подводный крейсер К-410 «Смоленск» вступил в строй в 1990-м. Место постоянного базирования – поселок Западная Лица Мурманской области. Помимо РК вооружен двумя 650- и четырьмя 533-миллиметровыми носовыми торпедными аппаратами (ТА). Скорость хода – до 32 узлов, глубина погружения – до 600 метров. Ракеты 3М55 для «Оникса» и ЗМ-54Э для «Калибра» Михаил БАРЯТИНСКИЙ ТАНКИ ХХI ВЕКА имеют некоторые сходные тактико-технические характеристики (длина – 8,9/8,22 метра, диаметр – 0,7/0,53 метра, стартовая масса – 3100/2300 килограммов, боевая часть – 250/200–400 килограммов, дальность применения – 120–300/220–300 километров). Судостроитель не сообщает конкретные варианты используемых ракет (в частности ПЛУР, ПКР или КРМБ), задействования ТА (например для «Калибра» в варианте «Клаб-С») и комплексирования двух различных ракетных комплексов. Заменяемые ПКР «Гранит» имеют больший стартовый вес, габариты, боевую часть и дальность применения. ОКОНЧАНИЕ – В 2012-м В Татищевском ракетном соединении (Таманской ракетной ордена Октябрьской Революции Краснознаменной дивизии. – Прим. ред.) продолжаются работы по перевооружению шестого по счету ракетного полка, вооруженного ракетным комплексом «Тополь-М» стационарного (шахтного) базирования. В декабре 2010 года этот полк заступил на боевое дежурство в составе двух пусковых установок (ПУ) и командного пункта части. 16 декабря 2011 года на боевое дежурство здесь были поОБ ИЗМЕНЕНИЯХ, КОТОРЫЕ ПРЕТЕРПЕЛИ ЭТИ БРОНИРОВАННЫЕ МАШИНЫ ПОСЛЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ Ну а если за только что минувшие 12 месяцев ничего не произошло, если это слишком маленький период для определения результатов развития какой-либо сферы промышленности? Тогда нужно взять другой временной отрезок – побольше. Применительно к мировому танкостроению в его нынешнем состоянии – два десятка лет. Перед очередным новым годом и в его начале принято подводить итоги года предыдущего. НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ НЕЗАЛЕЖНОЙ Россия уже не нуждается Продолжение на стр. 07 в услугах «Мотор Сич» для производства двигателей ракетного оружия, заявил управляющий директор научнопроизводственного объединения «Сатурн» Илья Федоров. «Мы создаем малоразмерные двигатели для тактических ракет воздушного и морского базирования и другие изделия. Проблема деликатная, мы о ней раньше мало говорили. Но теперь уже можно кое-что сказать. Главное – Россия перестала зависеть от украинского предприятия», – заявил Федоров. По его словам, госзаказ по ракетной тематике был серьезный. «Мы его выполнили и поставили двигатели для ракет предприятия «Радуга» и для компании «Тактическое ракетное вооружение». Это своеобразные вехи прошедшего года», – уточнил руководитель. Касаясь гособоронзаказа в более широком плане, Федоров сообщил, что он выполнен уже несколько недель назад. Для «Сатурна» это касается прежде всего поставок двигателей Д-30КП2 (новейшая модификация самолета Ил-76ТД-90А оснащается более современным двигателем ПС-90А-76. – Прим. ред.) для транспортных самолетов Ил-76 и самолетовзаправщиков Ил-78. «Тут важно понимать, – отметил директор, – что наши двигатели имеют большой запас по надежности. Но нельзя бесконечно его продлевать. Мы вынуждены были в определенный момент приостанавливать эксплуатацию самолетов, используемых в ВВС РФ, поскольку не можем допустить, чтобы даже гипотетически рисковали жизнью наших десантников. Нужно признать, что Минобороны РФ пошло на налаживание отношений с нами, хотя поначалу они были очень напряженными». ЕВРОПЕ НУЖЕН «СОЮЗ» Европейское космическое агентство (ЕКА) и компания ставлены еще две установки, а работы по вводу в строй другой пары ПУ продолжаются (по словам командующего РВСН генерал-лейтенанта Сергея Каракаева на краткой пресс-конференции ко Дню Ракетных войск стратегического назначения, планировалось до конца прошлого года поставить три ПУ). После окончания перевооружения шестого полка Татищевской дивизии на РК «Тополь-М» в 2012 году программа оснащения РВСН этими комплексами будет завершена. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Возможны ли в 2012 году на Ближнеи Средневосточном ТВД крупномасштабные военные конфликты? ДА 52% НЕТ 39% Читайте материал на стр. 08 ЛУЧШЕ, ЧЕМ В ТАШКЕНТЕ В Ульяновске на предприятии «Авиастар-СП» построен первый опытный образец глубоко модернизированного тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76ТД-90А, получившего обозначение «изделие 476». Накануне нового, 2012 года состоялась выкатка машины из сборочного цеха. Сейчас она находится на летно-испытательной станции предприятия. Ранее самолеты 76-го семейства собирались на КОНТРАКТ ВЫПОЛНЕН, ПРОИЗВОДСТВО ПРОДОЛЖАЕТСЯ авиазаводе в Ташкенте. Поднять в воздух новый борт планируется в апреле. До этого он должен пройти необходимый цикл наземных испытаний и проверок, затем во второй половине 2012 года начнутся государственные летные испытания. Первый собранный в Ульяновске самолет явРоссийская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ» в прошлом году завершила поставку ВМС Индии корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ, предназначенных для авианосца «Викрамадитья». Контракт на поставку ляется летным экземпляром. В ближайшее время планируется построить еще две машины, необходимые для проведения ресурсных и статических испытаний. Летно-технические характеристики «изделия НЕ ЗНАЮ 9% 476» будут выше, чем выпускаемых ташкентских машин. В конструкции крыла ульяновского борта применены длинномерные панели. Самолет «изделие 476», который иногда называют Ил-476, имеет практически новое крыло, новую авионику и новые пермские двигатели ПС-90А-76 с тягой 14,5 тонны каждый. Минобороны России планирует приобрести несколько десятков новых машин в варианте как топливозаправщика, так и самолета военнотранспортной авиации (ВТА) в рамках ГПВ на период до 2020 года. 16 боевых машин в одноместном – К (корабельный) и двухместном – КУБ (корабельный учебно-боевой) вариантах был подписан в 2004 году в рамках пакетного российско-индийского межправительственного соглашения на модернизацию авианосца «Адмирал Горшков» («Викрамадитья»). На вооружение индийских ВМС уже приняты 11 самолетов из этой партии. Они временно дислоцируются на авиабазе «Ханса» в индийском штате Гоа, где действует центр наземной подготовки летчиков этих палубных истребителей. Им наряду с противоПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 лодочными вертолетами предстоит базироваться на палубе «Викрамадитьи». Как заявил генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков, предприятие уже приступило к производству следующей партии из 29 таких истребителей в соответствии с дополнительным контрактом, подписанным с Индией в марте 2010 года. Многофункциональные корабельные истребители МиГ-29К/КУБ относятся к поколению «4++». Первые самолеты были поставлены ВМС Индии в 2009-м и хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации. В прошлом году российские истребители корабельного базирования впервые участвовали в параде ВМС Индии в акватории порта Мумбай. Как отметила индийская газета «Хиндустан таймс», выступление этих машин стало главным событием воздушной части парада. Arianespace заказали у России около 20 ракет-носителей (РН) «Союз-СТ» для запусков с космодрома Куру (Французская Гвиана, Южная Америка), сообщил на космодроме Байконур руководитель ЕКА Жан-Жак Дорден. «Всего по вопросу запуска с помощью «Союза» с Куру подписано восемь контрактов. Это, собственно, то, что заказано с нашей стороны, но я знаю, что есть и другие заказы. Так, компания Arianspace разместила предложение для промышленности на производство еще десяти таких РН», – сказал он. Генеральный директор ЕКА отметил, что в 2012 году будет осуществлено несколько запусков «Союза-СТ», из которых два – с космическими аппаратами (КА) европейской навигационной системы Galileo. По его словам, после этих двух ожидаются контракты на обслуживание еще пяти спутников. Также подписаны соглашения на вывод РН «СоюзСТ» научного космического аппарата Gaia и спутника дистанционного зондирования наблюдения Земли (ДЗЗ) Sentinel-1. РН производит самарское предприятие «ЦСКБ-Прогресс». ПО МИЛЛИОНУ та США Барака Обамы прогнозирует бюджет Пентагона на ближайшие десять лет в размере 5,65 триллиона долларов. На текущий, 2012 финансовый год, который начался в США 1 октября, конгресс уже согласился выделить Пентагону 662 миллиарда, в том числе 115 – на военные операции в Афганистане и Ираке, а также 16,9 миллиарда – на военные программы по линии Министерства энергетики. На следующий финансовый год предполагается запросить – что Белый дом сделает в феврале – на военные нужды (базовый С ЛИШНИМ НА БРАТА Администрация президенбюджет Минобороны) 523,8 миллиарда долларов. И еще 82,5 миллиарда – на афганскую войну. Ожидается, что к концу 2012 года численность американского контингента в Афганистане уменьшится до 68 тысяч военнослужащих. Эти 82,5 миллиарда соответствуют количеству войск, которое будет дислоцировано на указанный момент. В течение последних шести лет пребывание одного солдата в Афганистане обходилось США примерно в 1,2 миллиона долларов в год. От этой цифры отталкивались и составители бюджета на 2013 финансовый год. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 1 (418) 11–17 января 2012 года ГЕОПОЛИТИКА 04 ТОЧКА ЗРЕНИЯ Павел ЗОЛОТАРЕВ, заместитель директора Института США и Канады РАН, генерал-майор КРУПНОМАСШТАБНЫХ ВОЙН НЕ БУДЕТ Примечательно, что США впервые официально, на уровне национальной стратегии безопасности признали приход полицентричности. Элементы предсказуемого хаоса, закономерно сопровождающего появление нескольких центров силы, претендующих на регулирующую роль в глобальном масштабе, проявились в первую очередь на Африканском континенте. Именно на этом пространстве начинается столкновение геополитических интересов Китая, Европейского союза, Индии и США. В странах этого же региона проходят интенсивные процессы внутренних преобразований, создающих условия для использования другими странами механизмов управляемого кризиса. В Ливии этот механизм и был успешно применен. Ливийские события продемонстрировали на практике обозначенный в доктринальных документах США переход к использованию в своих интересах потенциала союзников и партнеров на таком уровне, который позволяет Соединенным Штатам оставаться на втором плане, оставляя решающие рычаги управления процессами в своих руках. Реализация планов по выводу войск США и их союзников из Афганистана и Ирака, нерешенность ядерных проблем с Ираном и КНДР, совпавших со сменой лидера в Северной Корее, нестабильность ситуации в Пакистане, мировой экономический кризис дали основания для аналогий с ситуациями перед мировыми войнами. Действительно, уровень накопившихся противоречий в сфере мировой экономики отличает нынешний кризис от предыдущих, требует системных решений. Но глобализация выдвинула на мировой уровень наряду с интересами отдельных государств интересы транснациональных экономических и финансовых структур. Их интересы связаны с обеспечением стабильности мировой экономики, и эти интересы оказывают непосредственное влияние на формирование национальных интересов ведущих мировых держав, проявляясь в деятельности таких организаций, как G 8 и G 20. Складывающаяся военно-политическая ситуация позволяет сделать вывод, что в дальнейшем нет оснований опасаться возникновения крупномасштабных войн, но в ближайшей перспективе нас ждет обилие внутренних вооруженных конфликтов и локальных военных конфликтов. Со стороны ведущих мировых держав вмешательство в эти конфликты неизбежно, но формы вмешательства в наименьшей мере будут опираться на прямое применение военной силы. Все в большей мере будет использоваться потенциал информационных операций и сил специальных операций. Применение вооруженных сил вероятнее всего будет ограничиваться сценариями так называемых бесконтактных войн – нанесение огневых ударов без ввода в действие группировок сухопутных войск. В Ливии этот сценарий получил свое дальнейшее развитие. ФУНДАМЕНТЫ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Несмотря на сложность военно-политической обстановки в мире и близость нестабильных регионов к южным рубежам России, можно считать, что для нашей страны обстановка благоприятна для внутреннего развития. Рост военных расходов оправдан, но он обусловлен не наличием внешнего врага, а необходимостью восстановления оборонно-промышленного комплекса страны и военной организации в целом после длительного и разрушительного периода экономического кризиса, многолетнего недостаточного финансирования. Более того, рост потенциала экономических связей, прежде всего с Европейским союзом, уже создал тот фундамент, который исключает возможность возникновения военных угроз на европейском направлении. На восточном направлении иной фундамент безопасности. Китай заинтересован в хороших отношениях с Россией. К этому НОВОСТИ ТОЛЬКО АВТОРИТЕТНЫЕ ЭКСПЕРТЫ Вневедомственный экспертный совет по проблемам воздушно-космической обороны (ВЭС ВКО) продолжит работу в этом году. 27 декабря 2011 года состоялось общее собрание членов Вневедомственного экспертного совета по проблемам воздушно-космической обороны под председательством доктора технических наук Игоря Ашурбейли. На собрании присутствовало подавляющее большинство Совета. Единогласно были приняты следующие решения: 1. О недопустимости оказания давления на ВЭС ВКО по принуждению его к самороспуску со стороны отдельных организаций и лиц. 2. О продолжении работы Вневедомственного экспертного совета по проблемам воздушно-космической обороны в 2012 году и в последующий период. 3. О представлении в месячный срок вице-премьеру правительства Российской Федерации Д. О. Рогозину предложений ВЭС ВКО по вопросу создания интегрированной структуры ВКО России. Из состава Вневедомственного экспертного совета по проблемам воздушно-космической обороны были исключены все юридические лица (четыре предприятия). В дальнейшем ВЭС ВКО будет состоять только из авторитетных экспертов в сфере создания ВКО. Двое членов Совета выведены из ВЭС ВКО на основании личных заявлений в связи с ухудшившимся состоянием здоровья. Указанные решения одобрили 15 из 20 экспертов. Мнение отсутствовавших на момент проведения общего собрания членов ВЭС ВКО выясняется. В работе ВЭС ВКО приняли участие (с учетом письменных мнений): Ашурбейли Игорь Рауфович, доктор технических наук, лауреат премии правительства РФ. Боев Сергей Федотович, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, почетный радист России, действительный член Международной академии связи и Академии военных наук. Горшков Леонид Иванович, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук, профессор. Джанджгава Гиви Ивлианович, лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии правительства РФ, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор. Колганов Сергей Константинович, генерал-майор, доктор технических наук, профессор, заслуженный военный специалист РФ. Лаговиер Александр Ильич, лауреат премии правительства РФ, доктор технических наук, профессор, заслуженный военный специалист РФ. Литвинов Владимир Васильевич, генерал-полковник, доктор экономических наук, профессор, почетный радист, действительный член Международной академии информатизации и Академии военных наук. Остапенко Сергей Николаевич, лауреат Государственной премии, доктор технических наук, генерал-лейтенант. Ситнов Анатолий Петрович, генерал-полковник, лауреат Государственной премии. Соколов Анатолий Васильевич, генерал-лейтенант. Суханов Сергей Александрович, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный конструктор РФ, доктор технических наук, профессор. Фатеев Вячеслав Филиппович, генерал-майор, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор. Хюпенен Анатолий Иванович, генерал-полковник, доктор военных наук, профессор. Чикин Игорь Борисович. Шипунов Аркадий Георгиевич, академик РАН, доктор технических наук. МОДЕРНИЗИРОВАЛИ, РЕМОНТИРОВАЛИ, ОБСЛУЖИВАЛИ Предприятия дивизиона специальной техники ОАО «Научнопроизводственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) полностью выполнили гособоронзаказ (ГОЗ) 2011 года. Несмотря на то, что контракт был заключен лишь весной, УВЗ как основной исполнитель гособоронзаказа полностью и вовремя отчитался по своим обязательствам перед государством. Всего корпорацией было выполнено 18 контрактов. В денежном выражении ГОЗ этого года оказался сравним с заказом 2010 года: общая сумма по корпорации составила 8,2 миллиарда рублей. Согласно пресс-релизу в прошлом году головное предприятие корпорации – Уралвагонзавод (Нижний Тагил) осуществил модернизацию танков Т-72Б с установкой новой системы управления огнем с тепловизионным прицелом. ОАО «Уралтрансмаш» занималось модернизацией самоходной артиллерийской установки (САУ) 2С19М1 с модернизацией системы управления огнем. ОАО «КБТМ» (Омск) в настоящее время начало отгрузку завершающей партии танков Т-80БВ, ремонт которых с учетом технического состояния машин проводился в течение прошлого года. Кроме того, коллектив КБТМ осуществлял сервисное обслуживание танков этой модели в войсках, а также производство и поставку по ГОЗ транспортно-заряжающей машины ТЗМ-Т для тяжелой огнеметной системы ТОС-1А «Буратино». Уралвагонзавод – многоотраслевой машиностроительный комплекс. Владельцем 100 процентов акций является Росимущество. Компания выпускает около 100 видов продукции, в частности военную технику, дорожно-строительные машины, полувагоны, спецвагоны и железнодорожные цистерны. ДЕСЯТЬ ЧАСОВ ВМЕСТО ПЯТИ На беспилотном летательном аппарате (БПЛА) «Инспектор-402» разработки компании «Аэрокон» (Москва) успешно испытаны водородные топливные элементы, позволяющие намного увеличить продолжительность полета, заявил главный конструктор компании Александр Корнушенко. Данная машина претендует на звание аппарата с рекордной дальностью полета среди отечественных БПЛА, использующих электрические двигатели. «Применение такой батареи на беспилотнике позволило увеличить продолжительность полета почти в два раза – с 5 до 10 часов», – проинформировал Корнушенко. Он отметил, что работы по апробации водородных топливных элементов на БПЛА проводились в течение прошлого года по заказу ОАК: «Топливные водородные элементы отечественной разработки созданы в Курчатовском НИИ». По его словам, по массе батарея топливных водородных элементов сопоставима с массой литий-полимерного аккумулятора. Топливный элемент – электрохимический генератор, обеспечивающий прямое преобразование химической энергии в электрическую. В отличие от электрических аккумуляторов новые топливные элементы имеют две важные особенности: они функционируют до тех пор, пока топливо и окислитель поступают из внешнего источника; химический состав электролита в процессе работы не изменяется, то есть топливный элемент не нуждается в перезарядке. А СЛЕДУЮЩАЯ – «КАЗАНЬ» Головная атомная подводная лодка (АПЛ) нового, четвертого поколения «Северодвинск», построенная на оборонной верфи «Севмаш» (город Северодвинск), вернулась к причалу предприятия из испытательного похода. Программа очередного этапа испытаний подлодки выполнена полностью. Этим походом завершен весь объем тестов, запланированный на прошлый год. Ходовые испытания «Северодвинска» проекта 885 «Ясень» начались 12 сентября 2011 года. Первый поход перспективной многоцелевой подлодки (МЦПЛ) длился три недели. Тогда, со слов гендиректора Севмаша Андрея Дьячкова, испытания пришлось прервать из-за незначительных неисправностей, возникших на борту. Во второй испытательный поход АПЛ отправилась в конце октября. В ходе его продолжилась проверка комплексов и систем корабля. К-329 «Северодвинск» спроектирован ОАО «СанктПетербургское морское бюро машиностроения «Малахит» в Санкт-Петербурге и заложен на Севмаше в 1993 году. Как пояснили на судоверфи, длительный период строительства корабля обусловлен не только экономическими трудностями, но и принципиально новыми техническими решениями, в частности архитектурой корпуса и вооружением. МЦПЛ была спущена на воду 15 июня 2010 года в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева. «Северодвинск» – двухкорпусная, одновальная АПЛ с пониженным уровнем акустического поля. Рубка имеет обтекаемую овальную форму, прочный корпус разделен на десять отсеков. Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу подлодки, а за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности габаритную гидроакустическую антенну. Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок (ВПУ). Комплекс вооружения включает сверхзвуковые крылатые ракеты, универсальные глубоководные самонаводящиеся торпеды и мины. Корабль также получил перспективные комплексы связи и навигации, оснащен принципиально новой ядерной энергетической установкой. Водоизмещение корабля – 9,5 тысячи тонн, длина – 120 метров, предельная глубина погружения – 600 метров. Полная скорость подводного хода – 31 узел (около 57 километров в час). Экипаж АПЛ насчитывает 85 человек. Как заявило ранее командование ВМФ, «Северодвинск» пополнит российский флот в 2012 году. В июле 2009 года в стапельном цехе Севмаша заложена вторая АПЛ проекта 885 – «Казань». 9 ноября 2011 года в Северодвинске Минобороны РФ и Объединенная судостроительная корпорация подписали контракт на строительство Севмашем серийных кораблей данного проекта. «Хорошая серия, минимум из пяти кораблей», – отметил Дьячков. ЖДУТ ПАССАЖИРЫ И КУРСАНТЫ Три летных экземпляра легкого двухмоторного турбовинтового российского самолета «Рысачок», спроектированного ООО «Научно-коммерческая фирма «Техноавиа», и две машины для наземных испытаний космическим центром «ЦСКБПрогресс» построены, но проведению сертификации мешает отсутствие достаточного финансирования. Машины готовы к этой процедуре и их будущее зависит от решения вопроса о денежных средствах на тестовую программу. На нее требуется около 200 миллионов рублей. Если вопрос с финансированием удастся решить в ближайшее время, то в 2013 году предприятие сможет выпустить первые десять серийных аппаратов. Кроме летных экземпляров самолетов, предприятием построены два образца наземной проверки. Ранее сообщалось, что производственными планами ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» предусматривается выпуск до 12 самолетов «Рысачок» в год. Начиная с 1992 года «Техноавиа» спроектировала и запустила в производство более семи типов самолетов. Данная машина разработана по заказу Минтранса РФ. Проект был признан победителем проведенного в 2007-м конкурса на лучший легкий многоцелевой и учебно-тренировочный самолет (УТС). УТС представляет собой двухмоторный низкоплан. Он должен прийти на смену знаменитому Ан-2 и предназначен для обучения пилотов гражданской авиации. «Рысачок» способен перевозить десять пассажиров или 1500 килограммов груза. Дальность полета – до 2,5 тысячи километров. Крейсерская скорость – 250–400 километров в час. Самолет может эксплуатироваться на грунтовых взлетно-посадочных полосах длиной 500 метров. «ЦСКБ-Прогресс» – ведущее российское предприятие по разработке, производству и эксплуатации ракет-носителей среднего класса и автоматических космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли и научного назначения. Всего запущено более 1740 ракет-носителей и 980 космических аппаратов разработки «ЦСКБ-Прогресс». ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОДВОДНЫХ «АНТЕЕВ» В этом номере на первой полосе наша газета уже сообщала о начале модернизации АПЛ Северного флота К-410, второй модернизируемой в последнее время лодки проекта 949А. Приводим подробности. По завершении ремонтных работ срок службы будет продлен на три года, а в боевой строй «Смоленск» вернется летом 2013-го. На ракетном крейсере, уже поднятом из воды и поставленном в док, специалисты «Звездочки» в течение нескольких месяцев проведут основной объем корпусных работ. Весной текущего года корабль спустят на воду и его достройка продолжится на плаву. В частности, будут перегружены активные зоны главной ядерной энергетической установки. «Возвращая в строй корабли проекта «Антей», мы готовим производство и наших специалистов к перспективным работам по их переоборудованию, – отметил гендиректор предприятия Владимир Никитин. – Опыт, который мы получили на «Воронеже» и приобретем на «Смоленске», станет базой для эффективной работы при последующей модернизации и этих кораблей, и других атомных субмарин третьего поколения, в частности «Щук-Б». По завершении срока службы крейсеров проекта 949А предполагается их модернизация с установкой современных систем вооружения – ракетных комплексов «Оникс» и «Калибр». «Антеи», несущие службу на Северном флоте, пройдут переоборудование на «Звездочке», а корабли Тихоокеанского флота – на судоремонтном заводе «Звезда». Сегодня МЦПЛ этого проекта являются основной ударной силой флота, способной, как полагают некоторые специалисты, эффективно противостоять любым надводным целям, в том числе и авианосным группам вероятного противника. информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК», его подталкивает борьба за лидерство на региональном уровне с Индией, а также Соединенные Штаты, проявляющие все большее беспокойство ограничением своего влияния в регионе из-за нарастающей военной мощи КНР. Нарастающая мощь Китая одновременно вынуждает США стремиться к развитию партнерских отношений с Россией. В целом можно сделать вывод, что восстановление военной мощи России может осуществляться без ущерба для социальных обязательств государства, без поиска внешнего врага для концентрации ресурсов и внимания на внутреннюю военную политику. НО РОССИЯ МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ, НЕ ОПАСАЯСЬ ВНЕШНЕЙ УГРОЗЫ Соединенные Штаты, имеющие все возможности для наращивания своего ядерного потенциала. Тот факт, что администрация Обамы обеспечила оперативную ратификацию нового договора по стратегическим вооружениям, преодолев активное противодействие республиканцев, уже достаточен для признания уникальности этого документа. По всей видимости, значительную роль сыграло понимание обеими сторонами его важности не только для двусторонних отношений Российской Федерации и Соединенных Штатов, но и для режима нераспространения ядерного оружия. Не исключено, что данный фактор в современном мире гораздо важнее, чем двусторонние ограничения стратегических вооружений России и США. Как и предполагалось, после заключения нового договора по стратегическим вооружениям основной акцент позиции по противоракетной обороне необходимость сохранения стратегической стабильности, требует юридического закрепления того, что она не может быть нарушена. Если исходить из того, что внешняя политика – это искусство возможного, то российская позиция по противоракетной обороне направлена на достижение невозможного. В условиях, когда вполне реально сотрудничество в информационной области противоракетной обороны, позволяющее нейтрализовать любые опасения в ущемлении российских интересов, выбор непримиримой и бесперспективной позиции лишен логики. Сложившаяся в итоге к концу года тупиковая позиция по противоракетной обороне может оказать крайне негативное влияние на дальнейшее развитие отношений России с западными странами в военно-политической сфере, несмотря на отсутствие реальных объективных для этого причин. К положительным итогам прошедшего года в сфере внешней военной политики можно отнести окончательное снятие в ближайшей перспективе с повестки дня вопросов дальнейшего расширения НАТО на постсоветское пространство. Этому способствовало изменение внутриполитической ситуации в Украине и ставшая очевидной авантюристичность военной акции Грузии в августе 2008 года. Положительные сдвиги в рамках деятельности ОДКБ были достаточно скромными. Вместе с тем достигнутое решение об обязательном согласии всех государств – членов организации на размещение иностранных военных баз на их территориях будет иметь долгосрочный положительный эффект, нейтрализующий попытки внесения раскола в ряды союзников Москвы и расширение влияния на постсоветском пространстве США и НАТО в ущерб интересам России. чТО ЕЩЕ ВПЕРЕДИ? МИР ВОКРУГ НЕСПОКОЕН ЗНАчИМЫЕ СОБЫТИЯ Для России уходящий год в военно-политической сфере можно охарактеризовать итогами по двум составляющим – во внешней военной политике и во внутренней военной политике. Во внешней военной политике прошедший год характерен тем, что поставлена точка в обозначенном курсе на перезагрузку российско-американских отношений. Но эта точка обусловлена не тем, что себя исчерпала перезагрузка. Потенциал взаимного недоверия и нерешенные вопросы остаются. Однако неопределенность второго срока президентства Барака Обамы вынуждает говорить о точке в процессе перезагрузки, хотя существует объективная необходимость многоточия на период президентской кампании с надеждой на продолжение процесса перезагрузки в дальнейшем. Наиболее примечательное событие из области внешней военной политики – ратификация СНВ-3, завершившая процесс выработки нового российско-американского договора по стратегическим вооружениям. Этот договор уникален. Ракетно-ядерный потенциал России не нуждался в ограничении рамками документа, подписанного в Праге Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Его ограничителем является не это соглашение, а состояние экономики и военно-промышленного комплекса России. В результате предусмотренный договором порог в 700 стратегических носителей и 1550 ядерных боезарядов для РФ не порог ограничения, а рубеж для достижения. Фактически СНВ-3 ограничивает лишь В области внутренней военной политики главный итог состоит в завершении основных структурных преобразований, связанных с реформой Вооруженных Сил. Высокий темп реформ, неоднозначность ряда оперативных решений, неизбежные отрицательные последствия решений, принимаемых по методу проб и ошибок, обусловливают содержание следующего этапа строительства Вооруженных Сил. Он должен быть связан с «тонкой Военно-политическая обстановка в 2011 году примечательна тем, что полицентричный характер складывающегося миропорядка проявил себя в полной мере. Желаемый (по принципу – что плохо для Соединенных Штатов, то хорошо) целым рядом политиков крах однополярного мира практически состоялся. со стороны США был сделан на начало процесса сокращения тактических ядерных вооружений, а российская сторона сосредоточила свои усилия на проблеме возможных угроз стратегической стабильности развертываемой американской системы противоракетной обороны. Логичность российской позиции о необходимости первоочередного, по отношению к вопросу сокращения тактических ядерных вооружений, решения проблемы противоракетной обороны обусловила тот факт, что проблема ПРО стала основной в военно-политической области не только в российско-американском формате. Фактически проблема противоракетной обороны превратилась в ключевую и в отношениях Россия – НАТО. В итоге противоракетная оборона за прошедший год превратилась в один из ключевых факторов, влияющих на перспективу отношений России с США и НАТО. Парадокс заключается в том, что создание Соединенными Штатами многоэшелонной системы ПРО не может в течение всей обозримой перспективы нарушить стратегическую стабильность. Россия же, ставя во главу угла своей настройкой» вновь созданных структур и органов управления, а также с последовательным и вдумчивым исправлением ошибочных решений. Важное значение имеют принятые в прошедшем году меры в области социального обеспечения военнослужащих и военных пенсионеров. Несмотря на то, что в полном объеме заявленные рубежи не будут достигнуты, положительный сдвиг окажется достаточно ощутимым. К сожалению, в минувшем году не удалось реализовать намеченные планы по формированию органов управления Федеральной контрактной системы. Это не позволяет надеяться на эффективное использование больших средств, выделяемых на оснащение войск современными системами вооружения и военной техники. В то же время к концу года удалось выйти на завершающую стадию подготовки проекта закона о Федеральной контрактной системе и начался процесс последовательного выстраивания отношений Министерства обороны с предприятиями промышленности, соответствующих рыночной экономике. Тем не менее отставание темпов роста финансирования оборонно-промышленного комплекса от темпов развития системы государственного управления не позволит избежать коррупции и неэффективного использования выделяемых средств в ближайшие год или два. Но курс на последовательное переоснащение Вооруженных Сил современными образцами вооружения и военной техники уже дает результаты. Особо хотелось бы отметить, что четко обозначился правильный акцент на приоритет развития всех элементов системы управления. В современном мире борьба за информационное превосходство выходит на первый план и отодвигает традиционную гонку вооружений. Коллаж Андрея СЕДЫХ vitaly.livejournal.com wikipedia.org
Стр.4
05 СО ЗНАНИЕМ ДЕЛА КОГДА ВРАГ НЕ ГДЕ-ТО ТАМ, А ВЕЗДЕ «НОЧНОЙ ОХОТНИК» МОЖЕТ ПРИМЕНЯТЬСЯ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ СУТОК, ПРИ ЛЮБОЙ ПОГОДЕ И ГОТОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ шие технические и технологические решения в области как бортового радиоэлектронного оборудования, так и вооружения. Достаточно сказать, что недавно Ми-28Н без какихпоследующего усовершенствованного варианта Ми-28Н постарались реализовать все самые новейлибо дополнительных доработок успешно совершил вания летного состава в Торжке по научноисследовательской работе полковник Игорь Бутенко: «Важнейшая особенность Ми-28Н, отличающая его, например, от американского «Апача», – то, что он практически полностью бронирован. Кабины летчика и штурмана полностью защищены, стекла бронированы. То же самое – основные агрегаты на вертолете, они все защищены: и двигатели, и редуктор, и др. Лопасти несущего винта выдерживают попадание снарядов калибра до Ми-28Н –не просто очередной новый боевой вертолет, «Ночной охотник» – машина совершенно нового типа «Ночного охотника» стал новейший интегрированный комплекс бортового оборудования, призванный обеспечить вертолету круглосуточность его применения по назначению и включающий оптико-электронную обзорно-прицельную станцию с телевизионным и тепловизионным каналами, совмещенную с лазерным дальномером и системой управления противотанкового ракетного комплекса, и турельную оптикоэлектронную систему с телевизионным и тепловизионным каналами, которая позволяет существенно повысить эффективность пилотирования боевой машины. Первая система размещается в носовой в полном смысле этого слова рекордный полет на Эльбрус. Одной из отличительных особенностей части вертолета в поворотном цилиндрическом контейнере, а вторая – в небольшом поворотном «шаре» над этим контейнером. Здесь же, в носовой части, под специальным обтекателем находится аппаратура командной радиолинии управления противотанкового комплекса. В состав интегрированного комплекса AH-64D «Апач Лонгбоу» Габариты (м) Мировой рынок вертолетной техники – один из крупнейших как в гражданской, так и в военной области. Однако и требования здесь заказчики предъявляют «нешуточные». Яркий пример жесткой конкуренции на этом рынке – ситуация с тендером, объявленным Минобороны Индии на 22 боевых вертолета. Несмотря на то, что Дели – наш стратегический партнер по ВТС, предпочтение было отдано не Ми-28НЭ, а американскому AH-64D. Владимир ПОДЫМОВ Причины, по данным индийских источников, кроются в том, что российский вертолет не соответствует или уступает своему заокеанскому визави по двум десяткам позиций требований, заложенных в конкурсной документации заказчиком, а также в том, что AH-64D «Апач Лонгбоу» превосходит Ми-28НЭ по такому параметру, как возможность круглосуточного боевого применения. Но насколько оправданны такие претензии? Ми-28 поступили в строевые части Российской армии. Неужели Минобороны России совершило ошибку? НЕПРОСТАЯ ИСТОРИЯ Судьба «Ночного охотника» оказалась не из легких – реализация программы создания и серийного выпуска Ми-28 совпала с очень тяжелым периодом в истории нашей страны, характеризовавшимся распадом одного государства и созданием целой плеяды новых, включая нынешнюю Россию. В связи с общей непростой ситуацией в российской экономике существенному секвестру подвергся и национальный оборонный бюджет. В итоге если в течение 1982–1991 годов удалось собрать четыре опытных вертолета Ми-28, включая два – в усовершенствованном варианте Ми-28А, то первые два прототипа вертолета модификации Ми-28Н поднялись в воздух соответственно в ноябре 1996 и марте 2004 года. Винтокрылую машину спас «взрывной» длина с вращающимися винтами высота с вращающимися винтами диаметр несущего винта Основные массы (кг) пустой взлетная нормальная взлетная максимальная внутренний запас топлива 17,73 3,87 14,63 5165 8000 9500 1108 Ми-28Н «Ночной охотник» 21,1 4,69 17,20 8500 10 800 12 100 1270 30 миллиметров». Причем в бронировании конструкторами были широко применены композиционные материалы, впрочем, как и при изготовлении других элементов конструкции вертолета. УЧЕБНО-БОЕВОЙ ВАРИАНТ Одна из «модных» сегодняшних тем – обеспечение так называемой сетецентричности в ходе боевых действий. Насколько, если можно так сказать, «сетецентричен» вертолет Ми-28Н? Ответ генерального конструктора ОАО бортового оборудования «Ночного охотника», построенного на базе БЦВМ последнего поколения, кроме того входят современная навигационная система, пилотажный комплекс, а также новейший комплекс средств связи. При этом вся прицельная, пилотажно-навигационная и остальная информация, необходимая экипажу, отображается на индикаторе на лобовом стекле в кабине летчика и на четырех цветных многофункциональных ЖКИ – по два у пилота и штурмана-оператора. Для пилотирования в ночных условиях экипаж использует очки ночного видения. «При этом в отличие от тех же аме«МВЗ имени М. Л. Миля» Алексея Самусенко лаконичен: «Мы провели летные испытания вертолета Ми-28Н на возможность его встраивания в единую систему управления войсками уже достаточно давно, еще в 2006 году, и были здесь одними из первых среди разработчиков боевой авиатехники. В рамках тех испытаний мы решили комплексную задачу, включавшую поиск и обнаружение цели, ее классификацию и передачу данных о цели на другой летательный аппарат, и наоборот – получили данные о цели с наземных средств и уже по ним осуществили поиск цели, ее обнаружение и уничтожение». Естественно, что решить указанные ге«ОБОРОНКА» ных Ми-28Н надвтулочной РЛС отнюдь не означает, как утверждают некоторые источники, отсутствие круглосуточности или всепогодности их боевого применения, – подчеркивает генеральный конструктор ОАО «МВЗ имени М. Л. Миля» Алексей Самусенко. – Серийное производство вертолета начато потому, что он и в таком варианте обеспечивает возможность круглосуточного применения, а также позволяет эксплуатировать его в сложных метеоусловиях – пусть и с некоторыми ограничениями. Хотя, надо отметить, сегодня даже самый современный боевой вертолет не может применяться в любых метеоусловиях – все равно имеются те или иные ограничения». Летные испытания экспериментальноне отработана и до настоящего времени. Решить проблему, по данным представителей компании-разработчика, намечается в рамках модернизации вертолета Ми-28Н, заказанной Министерством обороны России. «Хочу подчеркнуть – отсутствие на серийподъем российской экономики, связанный по большей части с ростом цен на энергоресурсы – как ни парадоксально, но на этот раз пресловутая «нефтяная игла», на которую по многочисленным заявлениям критиков «подсела» Россия, в отношении программы Ми-28 сыграла роль «палочки-выручалочки». В итоге в 2003 году двухместный бронированный армейский боевой вертолет круглосуточного боевого применения Ми-28Н был определен командованием Военно-воздушных сил России, в которые влилась армейская авиация, основным ударным вертолетом последней. В перспективе «Ночной охотник» должен был заменить огромный парк боевых вертолетов семейства Ми-24, в большинстве своем уже не соответствующих – ни технически, ни, как принято говорить, «морально» – современным требованиям, предъявляемым к машинам данного класса военными. Впрочем, ряд экспертов подвергли сомнению правильность и своевременность решения российского Минобороны принять на снабжение боевой вертолет, приводя в качестве аргумента недоведенность отдельных систем, включая радиолокационную систему с надвтулочной РЛС. Доля истины в этом, конечно, есть – особенно в части, касающейся РЛС, которая на момент решения о принятии вертолета Ми-28Н на снабжение российских Вооруженных Сил находилась только в стадии опытно-конструкторской работы. Пришлось отечественной «оборонке» начать серийный выпуск нового боевого вертолета без надвтулочной РЛС, которая го образца РЛС, которая может также использоваться для картографирования земной поверхности, были начаты на опытном «Ночном охотнике» 16 февраля 2007 года. Причем модернизированный ударный вертолет – Ми-28НМ получит РЛС, способную как решать задачи по поиску и обнаружению целей для обеспечения эффективного применения бортового оружия (экипаж сможет обнаруживать и измерять координаты неподвижных и подвижных наземных целей, а также различных воздушных целей), так и выполнять роль метеорадара. Решение же о начале эксплуатации и поособенно хорошо заметны, если сравнить его с теми боевыми машинами, которые в настоящее время имеются на вооружении российской армейской авиации. Как, впрочем, и с машинами данного класса, которыми располагают военные многих зарубежных стран. Однако – и это надо подчеркнуть особо – данное обстоятельство накладывает свой отпечаток на достаточно сложный и трудоемкий процесс освоения в полном объеме нового вертолета. Вот почему скорейшее поступление в войска новой машины – пусть и не в «полном комплекте» – так важно для повышения боевого потенциала российской армейской авиации. Первые Ми-28Н переданы ВВС России в начале 2008 года – они сразу же поступили в Центр боевого применения и переучивания летного состава в Торжке, где начались их войсковые испытания. А в следующем, 2009-м два Ми-28Н приняли участие в крупном учении «Запад-2009», причем с практическим применением оружия. 26 декабря 2008-го были успешно завершены государственные совместные испытания Ми-28Н, в которых принимали участие два опытных и семь предсерийных вертолетов, а 15 октября 2009 года распоряжением президента РФ новый боевой вертолет официально принят на вооружение ВВС РФ. Примечательно, что в начале 2006 года в бою – вертолет Ми-28Н получил современные высокоэффективные системы обороны, а именно – станции лазерного, радиолокационного облучения и устройства отстрела ИК ловушек (последние располагаются в съемных контейнерах на законцовках крыла). Кроме того, в целях дальнейшего повышения живучести боевого вертолета, по данным компании-разработчика, на модернизированном варианте, получившем обозначение Ми28НМ, намечается установить новый бортовой комплекс обороны. Будут реализованы и другие мероприятия, которые существенно повысят боевой потенциал вертолета. Особо следует отметить, что оба члена части Ми-28Н даже в варианте без надвтулочной РЛС позволяет осуществить главное – начать подготовку летчиков на боевой вертолет нового поколения, а не сидеть сложа руки. Ведь даже обучение летчиков маловысотному полету на новом вертолете, а это один из важных элементов боевой живучести современного ударного вертолета, является весьма непростой задачей. «Летчик должен постоянно летать и леследующем принятии на вооружение вертолета Ми-28Н является верным как с точки зрения оснащения армейской авиации российских ВВС новейшей боевой авиационной техникой, которой ей сегодня сильно не хватает, так и с точки зрения обеспечения высокого экспортного потенциала данной машины (последнему, впрочем, пока еще предстоит реализоваться). При этом поступающий в строевые – не просто очередной новый боевой вертолет, «Ночной охотник» – машина совершенно нового типа, действительно полноценный вертолет нового поколения. Его уникальность и техническое превосходство тать на маневренной боевой машине, способной к тому же выполнять фигуры высшего пилотажа, – говорит Алексей Самусенко. – Поэтому чем больше будут летать российские летчики на Ми-28Н – тем лучше, а вскоре они получат и его модернизированный вариант, отличающийся расширенными возможностями по боевому применению». Здесь особо следует отметить: Ми-28Н главнокомандующий ВВС России генерал армии Владимир Михайлов сообщил: к 2010 году планируется иметь в войсках уже 50 вертолетов Ми-28Н. Однако на сегодня ОАО «Роствертол» выпустило и поставило в войска около 40 боевых вертолетов Ми-28Н. Впрочем, темп производства постепенно набирает обороты и только в прошлом году ВВС получили 10 машин. Очередные шесть «Охотников» были переданы военным в Ростовена-Дону в начале октября 2011-го, тогда как Минобороны России и холдинг «Вертолеты России», в который входят ОАО «МВЗ имени М. Л. Миля» и ОАО «Роствертол», подписали многолетний контракт на поставку боевых вертолетов Ми-28Н до 2020 года. Причем с 2015-го согласно имеющимся планам завод должен приступить к выпуску модернизированной модификации «Ночного охотника». УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС Современный боевой вертолет – это сложнейший боевой авиационный комплекс, причем комплекс универсальный, который не просто способен выполнять полет и применять различные виды средств поражения, но в состоянии эффективно решать самый широкий круг задач, а также отвечающий всем требованиям, предъявляемым к машинам данного класса в рамках современных методов и способов ведения боевых действий. При этом решать возлагаемые на него задачи современный боевой вертолет должен в любых условиях – днем и ночью, в сложных метеоусловиях, на малой высоте и в условиях высокогорья, при низких температурах и в жарком климате. Вот почему разработчики в процессе проектирования базовой модификации Ми-28 и экипажа «Ночного охотника» размещаются в бронированной кабине, в креслах, обеспечивающих выживаемость летчиков при аварийных посадках со значительными перегрузками – это было наглядно продемонстрировано во время нештатной ситуации, в которую во время учений на Гороховецком полигоне попал один из эксплуатирующихся в войсках Ми-28Н. Сильное бронирование вообще одна из важных особенностей Ми-28Н, дающая ему преимущества перед российскими и зарубежными аналогами. На это, в частности, указывал в 2010 году заместитель начальника Центра боевого применения и переучириканцев, – говорит генеральный конструктор ОАО «МВЗ имени М. Л. Миля» Алексей Самусенко, – мы, основываясь на опыте, полученном в том числе и в Афганистане, реализовали в новом боевом вертолете такое важное требование, как высокая боевая живучесть. То есть вертолет имеет эффективную защиту – активную и пассивную – от различных средств поражения, начиная от стрелкового оружия и заканчивая различными видами ракетного оружия. К примеру, тех же управляемых ракет с тепловыми ГСН. Фактически наши боевые вертолеты приспособлены к действиям в условиях, когда враг внизу и вокруг. Не где-то там, а везде – вплоть до того, что рядом с аэродромом базирования». В этих целях – для повышения живучести неральным конструктором задачи можно, только в том случае, если «Ночной охотник» обладает соответствующим набором БРЭО, отвечающим самым современным требованиям. Так что к работе в условиях сетецентрической войны вертолет вполне готов и не уступает здесь американскому «Апач Лонгбоу», но окончательное решение по вопросу полного встраивания машины в «сетецентричный контур» за заказчиком – командованием ВВС России. С другой стороны, остается пока нерешенным вопрос с созданием учебно-боевой модификации Ми-28Н, имеющей двойное управление. Вопрос о необходимости наличия такой машины подняли российские вертолетчики – переучивание на новый образец вертолетной техники оказалось, как и предполагали эксперты, довольно сложным и дополнительно осложнялось как раз отсутствием двойного управления. По данным компании-разработчика, конструкторская документация на учебнобоевой вертолет Ми-28УБ готова, в настоящее время компания «Роствертол» полным ходом осуществляет подготовку к практической реализации проекта – постройке первого опытного образца. Разработчик планирует поднять в воздух учебно-боевой вертолет в ближайшее время и провести определенный объем испытаний, по результатам которых и станет понятно, когда же такая модификация «Охотника» поступит в распоряжение российских военных, пока осуществляющих перевооружение на Ми-28Н второй эскадрильи армейской авиации. Наконец, холдингом «Вертолеты России» и Рособоронэкспортом ведется активная работа по продвижению на мировой рынок экспортной модификации вертолета – Ми28НЭ. Активный интерес к машине проявили Алжир и Венесуэла. В частности, в июле 2007 года вертолет участвовал в серии демонстрационных полетов в Алжире, которые проходили в условиях пустыни и в летние, самые жаркие месяцы. По словам знакомых с ситуацией специалистов, «Ночной охотник» прошел испытания, которые включали применение управляемого и неуправляемого ракетного, а также стрелково-пушечного вооружения по реальным мишеням, весьма достойно. Тогда же, в июле 2007-го, большой интерес к вертолету проявил побывавший с визитом в России венесуэльский президент Уго Чавес. Высокой была вероятность поставки партии Ми-28НЭ в Ливию, но, как говорится, «не срослось». Впрочем, экспортная жизнь «Ночного охотника» только начинается, поэтому главные новости здесь еще впереди. Ю. А. ВОРОНЦОВ Ю. А. ВОРОНЦОВ
Стр.5