Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №24 2011 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268256
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2011 .— №24 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268256 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Помимо этого, только 5 из 28 участников Североатлантического альянса (США, Великобритания, Франция, Греция и Албания) выделяют на военные нужды более двух процентов от своего ВВП, как предусматривает членство в НАТО. <...> ДА 63% НЕТ 33% Илья КРАМНИК СиСТЕМНЫй ПОДХОД и ПРОБлЕМЫ РАзВиТиЯ ПЕРСПЕКТИВНЫй ОБЛИК РОССИйСКОй ВОЕННОй АВИАЦИИ Читайте материал на стр. <...> Вместе с тем анализ имеющейся информации о планах переоснащения авиапарка ВВС наводит на мысль о недостаточно системном подходе к возможным проблемам поддержания его боеготовности в перспективе. <...> БАКУ ВЫДВИГАЕТ УСЛОВИЯ Работу над новым азербайджанскороссийским договором об аренде Габалинской радиолокационной станции (РлС) планируется завершить до конца 2011 года. <...> Оно сообщает, что сам договор об аренде РЛС на территории Азербайджана будет утвержден в феврале-марте 2012 года. <...> АПА также раскрывает некоторые условия, выдвигаемые Азербайджанской Республикой в случае продления срока аренды Габалинской РЛС, который завершается в конце декабря 2012-го. <...> В частности, наряду с повышением годовой платы за аренду станции, о чем уже ранее заявлял замминистра иностранных дел страны Араз Азимов, официальный Баку выдвигает предложения о минимизации воздействия РЛС на окружающую среду, что предусматривает модернизацию станции. <...> Кроме того, по утверждению источника, российской стороне предлагается выплатить компенсацию за экологический ущерб, нанесенный населению и окружающей среде Габалинского района, считающегося туристической зоной. <...> Что касается конкретной цены за аренду станции, которую собирается предложить Баку, то она пока не раскрывается. <...> МИД этой страны пока не комментирует сообщения отдельных СМИ и экспертов относительно нового договора об аренде Габалинской РЛС, официально именуемой информационно-аналитическим центром «Дарьял», и ведущихся переговоров по этому поводу. <...> СПОРЫ ВОКРУГ О ЦЕНЕ РАТНОГО ТРУДА ВОЕННЫМ ПЕНСиОНЕРАМ ПРЕДлАГАЮТ зАПАСТиСь <...>
Военно-промышленный_курьер_№24_2011.pdf
№ 24 (390) 22–28 июня 2011 года выходит по средам КТО, ЕСли НЕ ТУРКи Запад не прочь с помощью Анкары свергнуть нынешний сирийский режим ТЕМА ЕщЕ РАЗ Продолжение на стр. 06 ТЕНДЕНЦИИ СТРОГИй ВЫГОВОР СОЮЗНИКАМ НА ПРОщАНИЕ Организация Североатлантического договора рискует стать несостоятельной в военном плане, если европейские союзники США не начнут нести свою часть финансового бремени. С таким предупреждением выступил министр обороны США Роберт Гейтс в рамках своей прощальной речи перед уходом в отставку, намеченным на 30 июня. Как заявил шеф Пентагона, существует реальная возможность того, что трансатлантический альянс ожидает блеклое, если не кошмарное будущее. В настоящее время перед Североатлантическим альянсом маячит перспектива «коллективной военной несостоятельности», подчеркнул Гейтс. Он напомнил, что несколько лет назад прогнозировал угрозу превращения НАТО в альянс, страны-участницы которого по существу делятся на первый и второй классы: одни принимают непосредственное участие в боевых операциях, а другие уклоняются от этого и берут на себя лишь решение сопутствующих гуманитарных, миротворческих и иных схожих задач. «Это более не гипотетическая обеспокоенность. Сегодня мы к этому пришли. И это недопустимо», – заявил руководитель американского военного ведомства. По его данным, доля Вашингтона в общем объеме военных расходов НАТО превысила 75 процентов. При этом с сентября 2001 года ассигнования Европы на оборону сократились почти на 15 процентов. Помимо этого, только 5 из 28 участников Североатлантического альянса (США, Великобритания, Франция, Греция и Албания) выделяют на военные нужды более двух процентов от своего ВВП, как предусматривает членство в НАТО. «К сожалению, эта ситуация, если говорить реалистично, едва ли изменится», – отметил министр. По его словам, «грубая реальность» заключается в том, что в условиях астрономического дефицита бюджета и роста госдолга США не станут продолжать нести на себе основную финансовую нагрузку в НАТО. Американский конгресс и политический истеблишмент в целом демонстрируют «уменьшающиеся аппетит и терпение», когда речь идет о «трате все больших средств на благо наций, которые, очевидно, не готовы расходовать необходимые ресурсы или осуществлять необходимые изменения для того, чтобы быть серьезными и надежными партнерами по их собственной обороне», констатировал Гейтс. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Сможет ли ШОС бросить вызов американским стратегическим планам расширения военного влияния в Средней Азии? ДА 63% НЕТ 33% Илья КРАМНИК СиСТЕМНЫй ПОДХОД и ПРОБлЕМЫ РАзВиТиЯ ПЕРСПЕКТИВНЫй ОБЛИК РОССИйСКОй ВОЕННОй АВИАЦИИ Читайте материал на стр. 07 Недавно начавшая действовать Госпрограмма вооружения на 2011–2020 годы (ГПВ-2020) уделяет значительное внимание поставкам техники для Военно-воздушных сил России. Всего в текущем десятилетии они должны получить не менее 1500 новых и 400 модернизированных летательных аппаратов. Вместе с тем анализ имеющейся информации о планах переоснащения авиапарка ВВС наводит на мысль о недостаточно системном подходе к возможным проблемам поддержания его боеготовности в перспективе. БАКУ ВЫДВИГАЕТ УСЛОВИЯ Работу над новым азербайджанскороссийским договором об аренде Габалинской радиолокационной станции (РлС) планируется завершить до конца 2011 года. Такую информацию расНЕ ЗНАЮ 4% пространило азербайджанское информационное агентство АПА со ссылкой на дипломатические источники. Оно сообщает, что сам договор об аренде РЛС на территории Азербайджана будет утвержден в феврале-марте 2012 года. АПА также раскрывает некоторые условия, выдвигаемые Азербайджанской Республикой в случае продления срока аренды Габалинской РЛС, который завершается в конце декабря 2012-го. В частности, наряду с повышением годовой платы за аренду станции, о чем уже ранее заявлял замминистра иностранных дел страны Араз Азимов, официальный Баку выдвигает предложения о минимизации воздействия РЛС на окружающую среду, что предусматривает модернизацию станции. Кроме того, по утверждению источника, российской стороне предлагается выплатить компенсацию за экологический ущерб, нанесенный населению и окружающей среде Габалинского района, считающегося туристической зоной. «Другим обсуждаемым вопросом является увеличение численности азербайджанских военнослужащих, работающих на станции, а также передача азербайджанцам основных обслуживающих участков, действующих в военном городке, где живут российские военнослужащие и их семьи, в том числе объектов общепита, торговли и т. д.», – сообщает информационное агентство со ссылкой на источники. Оно же утверждает, что Азербайджан выдвигает предложение и об увеличении тарифов за электричество, используемое на РЛС, приравняв их к экспортным ценам. Что касается конкретной цены за аренду станции, которую собирается предложить Баку, то она пока не раскрывается. По десятилетнему договору, подписанному сторонами в 2002 году, Россия ежегодно выплачивает Азербайджану арендную плату за РЛС – 7 миллионов ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 долларов. МИД этой страны пока не комментирует сообщения отдельных СМИ и экспертов относительно нового договора об аренде Габалинской РЛС, официально именуемой информационно-аналитическим центром «Дарьял», и ведущихся переговоров по этому поводу. В интервью местным СМИ на минувшей неделе посол России в Азербайджане Владимир Дорохин отметил, что Москва плодотворно сотрудничает с азербайджанской стороной в плане реализации условий соглашения о Габалинской РЛС. «Срок действия соглашения об аренде и условиях эксплуатации информационноаналитического центра «Дарьял» в Габале истекает 24 декабря 2012 года, – сказал глава диппредставительства. – Габалинская РЛС в полном объеме выполняет все задачи, которые она должна выполнять в интересах Российской Федерации, и смею надеяться, что эти задачи также соответствуют интересам других стран, в том числе Азербайджана». «ТЕРМИНАТОРЫ» ОБОСНОВАЛИСЬ НА ЮГЕ РОССИИ Десять Ми-8АМТШ прибыли из Улан-Удэнского авиационного завода в Краснодарский край своим ходом, преодолев расстояние более пяти тысяч километров. С началом летнего периода обучения экипажи на новых машинах приступили к выполнению полетов. Это вторая партия вертолетов, прозванных «Терминаторами», полученных авиабазой. Первые десять машин поступили на вооружение воинского коллектива в январе текущего года и уже удостоились положительных отзывов летного состава. Принципиальное отличие новых машин от своего предшественника Ми-8 – это включение в состав вооружения управляемых ракет «Атака» или «Шторм» и ракет класса «воздух-воздух» «Игла». Уникальность Ми-8АМТШ еще и в возможности его ночного применения. Ми-8АМТШ – ударный вертолет, предназначенный для поражения бронированных целей и огневой поддержки Сухопутных войск, перевозки и высадки десанта. Вертолет может оснащаться ракетным управляемым, стрелково-пушечным вооружением, системами защиты от поражения. Способен взять на борт до 37 десантников. Установленная спутниковая навигация ГЛОНАСС и GPS обеспечивает надежное ориентирование в любое время суток. Экипаж снабжается очками ночного видения, которые поставляются заводомизготовителем. СПОРЫ ВОКРУГ О ЦЕНЕ РАТНОГО ТРУДА ВОЕННЫМ ПЕНСиОНЕРАМ ПРЕДлАГАЮТ зАПАСТиСь ТЕРПЕНиЕМ НА 23 ГОДА Не успел «Военно-промышленный курьер» завершить публикацию материалов научно-практической конференции, организованной Клубом военачальников Российской Федерации (окончание на стр. 04–05), как он 16 июня провел «круглый стол», посвященный проблемам материального благосостояния защитников Родины. Учитывая тот резонанс, который вызвал напечатанный в № 14 «ВПК» за 2011 год проект федерального закона «О денежном довольствии и отдельных выплатах военнослужащим», редакция решила не мешкая ознакомить читателей с мнениями участников дискуссии. Тем более что 1 июля законопроект будет рассмотрен Государственной думой в первом чтении. МОРАТОРий ПРиКАзАл ДОлГО ЖиТь рыва начинают набор абитуриентов для получения высшего образования. Вступительные экзамены пройдут в течение июня в 20 Вузы Минобороны впервые после двухлетнего перевысших учебных заведениях Министерства обороны РФ. Будущих офицеров ждут в филиалах Военного учебнонаучного центра Сухопутных войск в Москве и Рязани, Военной академии войсковой ПВО в Смоленске, Военном авиационном инженерном университете в Воронеже, Военной академии войск РХБЗ в Костроме, филиалах Военнокосмической академии в Череповце и Московской области, филиале Военной академии РВСН в Серпухове, Военном университете в столице и некоторых других вузах. В Санкт-Петербурге набор курсантов проходит в Михайловской военной артиллерийской академии, Военно-космической академии, Военной академии связи, Военном институте физической культуры, Военно-медицинской академии, филиале Военной академии тыла и транспорта, а также в военно-морских вузах. В общей сложности в вузы планируется зачислить около 900 курсантов-первокурсников. В 2009 году Минобороны ввело мораторий на 02 ОТЦЫ-КОМАНДИРЫ РЫНОЧНОГО ОБРАЗЦА что подрывает боевой дух в воинских коллективах 03 «РУССКиЕ СРАЖАЮТСЯ ДО ПОСлЕДНЕГО чЕлОВЕКА» К 70-летию начала Великой Отечественной войны11 набор курсантов. С 2003 года реализуется федеральная программа реформирования системы военного образования, цель которой – создать оптимальную сеть вузов, отвечающую потребностям военной организации и возможностям федерального бюджета. В структуре Минобороны сейчас действуют 15 военных академий, 3 военных института, 15 военных университетов и 17 военных училищ. В них готовят слушателей и курсантов по 300 специальностям. ВОЕННОГО БЮДЖЕТА Комитет по ассигнованиям палаты представителей конгресса США согласился выделить 649 миллиардов долларов на нужды Пентагона в 2012 финансовом году, который начнется 1 октября текущего календарного года. В эту сумму входят почти 119 миллиардов долларов зать запрос администрации на затраты Минобороны на 9 миллиардов долларов. Они призвали Обаму ускорить вывод 100-тысячного контингента из Афганистана, что должно начаться в июле. Кроме того, выступили за формирование независимой группы экспертов, призванных подготовить доклад о нынешней ситуации в Афганистане, перспективах продолжения операции там и будущих интересах США в этой стране и соседнем Пакистане. По убеждению многих законодателей, в условиях гигантского бюджетного дефицита и госдолга страны становится нереальным финансировать военные операции на прежнем уровне. «Собираемся ли мы заниматься у себя решением проблем безработицы и образования или продолжать попытки строительства нового Афганистана? – отметил, в частности, демократ Норман Дикс. – Нам всем предстоит сделать такой выбор в предстоящие дни». Законопроект предусматривает выделение 108 милна продолжение войны в Афганистане и Ираке. Теперь законопроект должен получить одобрение нижней палаты полного состава. После процесса согласования единый документ поступит на подпись президенту Бараку Обаме. В ходе жарких дискуссий конгрессменам удалось урелиардов долларов на закупку перспективной боевой техники, в том числе 5,9 миллиарда для 32 истребителей пятого поколения F-35, 670 миллионов для 48 беспилотных летательных аппаратов «Рипер», 804 миллиона для спутников и 453 миллиона долларов для тяжелых танков М1А2 «Абрамс». На разработку вооружения и другие исследовательские проекты предполагается потратить 73 миллиарда долларов, включая 297 миллионов на создание нового стратегического бомбардировщика. На эксплуатацию и ремонт техники – 170 миллиардов долларов, на содержание войск, резервистов и национальных гвардейцев – 132 миллиарда. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 24 (390) 22 –28 июня 2011 года КОНЦЕПЦИИ АКЦЕНТ женному конфликту. Увы, вновь выяснилось: война, как и зима, для нас всегда наступает неожиданно. Я, например, узнал, что буду командующим группировкой на абхазском направлении всего за два часа до операции. Назначили меня с должности начальника Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил. А как фактор времени сказался на подготовке и выдвижении частей и подразделений? Для того, чтобы войсковые запасы 7-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии (продовольствие, ГСМ и т. п.) из Новороссийска доставить в район боевых действий, пришлось прикладывать героические усилия, борясь с нашими чиновниками, преодолевать различные административные барьеры на российской госгранице. На это ушло четверо суток! Столько времени потребовали различные согласования с доблестной российской таможней. Это же абсурд. Идет война, гибнут люди, выполняя поставленные государством задачи, а у таможни – свои законы и правила. Разве это нормально? В связи с этим вспоминаю первую чеченскую кампанию, когда мы захлебывались кровью и нас били по существу чабаны. Почему? Потому что армия тогда оказалась в нижней точке своего падения. Она никому в ту пору была не нужна и только ленивый ее не пинал. И все же армии вместе с Внутренними войсками, другими силовыми структурами не раз удавалось наносить противнику тяжкие поражения. Потом, во второй чеченской войне стали радоваться, как мы быстро разгромили бандитов. Но тогда почему, получив такой опыт, трое суток потеряли в 2008 году под Рокским перевалом и не могли сразу войти в Цхинвал, хотя успешно решали аналогичные задачи под Ботлихом, при входе в Грозный? Потому, что есть принципиальные различия. Между двумя чеченскими кампаниями прошло мало времени, и на вторую пришли в основном те люди, которые воевали в первую, сохранив полученный боевой опыт. Мы друг друга знали, нам не надо было притираться, учиться заново взаимодействовать. К чему это говорю? АмериканОкончание. Начало в № 23 ВОЙНА ИДЕТ, А ТАМОЖНЯ «ДОБРО» НЕ ДАЕТ Владимир ШАМАНОВ, генерал-лейтенант, командующий Воздушно-десантными войсками чеченских кампаний, «пятидневной» войны с Грузией в августе 2008 года с удовлетворением скажу, что наконецто нашлась организация, а именно Клуб военачальников Российской Федерации, которая по существу, на наКак участник первой и второй НОВОСТИ ОТМЕЧЕНЫ ГЛАВОЙ ГОСУДАРСТВА Дмитрий Медведев объявил благодарность коллективу ОАО «Уральский оптикомеханический завод им. Яламова», отметив большой вклад предприятия в развитие оптического приборостроения и достигнутые трудовые успехи. Благодарность от лица президента генеральному директору ОАО «ПО «УОМЗ» Сергею Максину вручил министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко. Предприятие на протяжении многих лет успешно реализует инновационные проекты в области военного и гражданского приборостроения, автоматизации ключевых бизнес-процессов, осваивает новые технологии, направленные на модернизацию производства. Сегодня УОМЗ достиг хороших финансово-экономических и производственных показателей, развивает быстрыми темпами научно-технический и кадровый потенциал. Опыт, накопленный объединением в ходе преобразований, используется в настоящее время при формировании научно-производственного концерна «Оптические системы и технологии». ДОХОДЫ ПОЗВОЛЯЮТ Более 443 миллионов рублей из прибыли ОАО «Корпорация «Иркут» направляется на выплату дивидендов. Годовое общее собрание акционеров и заседание совета директоров предприятия состоялись 8 июня. Согласно повестке дня акционеры утвердили годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность, в том числе о прибылях и убытках (счета прибылей и убытков) за 2010 год. Собрание решило из чистой прибыли компании в сумме 1 млрд 697 млн 925 тыс. рублей направить на развитие акционерного общества 1 млрд 226 млн 660 тыс. рублей, на выплату дивидендов – 443 млн 83 тыс. рублей (из расчета 0,38 рубля на одну обыкновенную именную акцию). Аудитором общества избрано ООО «ФинЭкспертиза». Образована ревизионная комиссия. В совет директоров ОАО «Корпорация «Иркут» избраны Олег Демченко, Ульяна Денисова, Анатолий Исайкин, Сергей Коносов, Владимир Михайлов, Михаил Погосян, Андрей Сливченко, Юрий Слюсарь, Александр Туляков, Алексей Федоров, Владимир Чириков. Председателем совета директоров стал президент ОАК Михаил Погосян. КТО ОБЕСПЕЧИТ СТАРТ? Роскосмос объявил конкурс на обеспечение запусков спутников «Глонасс». Россия потратит около 500 миллионов рублей на подготовку и запуск с космодрома Плесецк в 2011 году двух навигационных спутников «Глонасс». Согласно конкурсной документации победитель должен будет обеспечить подготовку и два пуска ракетыносителя «Союз 2-1Б» с разгонным блоком «Фрегат» и спутником «Глонасс» с космодрома Плесецк. Исполнителю контракта предстоит подготовить к запускам объекты наземной космической инфраструктуры на космодроме и составные части ракет космического назначения, провести заправку космических аппаратов и разгонных блоков, осуществить пуски. РОССИЙСКО-ИНДИЙСКАЯ «ЖЕМЧУЖИНА» До конца года сверхзвуковую ракету «БраМос» впервые запустят из-под воды. «Подготовка к этому событию идет полным ходом. Мы ожидаем, что запуск состоится к концу нынешнего года», – сказал глава совместного предприятия «БраМос аэроспейс» Сиватхану Пиллаи. Базовая конструкция ракет «БраМос» такова, что без какихлибо изменений в конфигурации ее можно запускать и из подводного положения. Глава СП сообщил, что в индийских ВМС ракета установлена либо находится в стадии монтажа уже на девяти кораблях. Она может быть использована на самых разнообразных военно-морских платформах, включая большинство современных и будущих надводных кораблей. Первыми ракетами «БраМос» укомплектовали эсминцы проекта 61МЕ (класс «Кашин» модернизированный). Два из них – Ranvir и Ranvijay будут оснащены системами вертикального пуска по 8 ракет каждая. Кроме того, «БраМос» поступит на вооружение трех эсминцев проекта 15А (класс Kolkata), строящихся сейчас в Индии. Среди очередников три фрегата проекта 11356М (класс Talwar, партия 2), над которыми пока трудятся на калининградском заводе «Янтарь», и будущие эсминцы проекта 15В и будущие фрегаты проекта 17А. Будущие фрегаты класса Talwar третьей партии также будут вооружены новыми ракетами вне зависимости от того, где их станут строить. Помимо этого в планы индийских ВМС входит оснащение ракетами «БраМос» подводных лодок и, возможно, патрульных самолетов сухопутного базирования. Оценивая проект «БраМос», Cиватхану Пиллаи назвал его «жемчужиной в короне» отношений Индии и России: «Это лучший пример сотрудничества и слияния великих умов ученых из обеих стран. Проект с самого начала пользуется всемерной поддержкой правительств двух стран. Российская корпорация «НПО машиностроения» – отличный технологический партнер, который четко и в срок выполняет все обязательства. История нашего совместного предприятия – это пример успешного взаимодействия. «БраМос» стал образцом для подражания в сфере военно-технического сотрудничества». Россия и Индия разработают гиперзвуковую версию крылатой ракеты «БраМос». «Наши объединенные научно-исследовательские и инженерные группы уже начали работать над дизайном для новой ракеты поколения «БраМос-2», – сообщил глава СП, отвечая на вопрос, на какой стадии находятся работы по созданию гиперзвуковой версии. Он отметил, что за ракетами с гиперзвуковой скоростью будущее, они могут дать большое преимущество уже сейчас, когда все решают скорость, точность и мощность. Другой аспект сотрудничества – адаптация «БраМос» для многоцелевого истребителя Су-30МКИ. «Мы добились огромного прогресса в работе над воздушной версией «БраМос», которой будет оснащен Су-30МКИ. Ракета готова, завершены все наземные испытания. Сейчас идет процесс ее интегрирования с системами самолета. Первый запуск с его борта запланирован на вторую половину 2012 года, и мы намерены четко придерживаться установленного графика», – сказал Пиллаи. Совместное российско-индийское предприятие по выпуску сверхзвуковых крылатых ракет «БраМос» загружено заказами на ближайшие 10–15 лет, и с учетом зарубежных обязательств портфель контрактов оценивается в 10 миллиардов долларов. Между тем 12 июня исполнилось 10 лет со дня первого запуска противокорабельной ракеты «БраМос» с наземной платформы на полигоне Чандипур, расположенном в штате Орисса (Индия). Сегодня ракеты «БраМос» приняты на вооружение сухопутных войск и ВМС Индии. «Российско-индийское совместное предприятие «БраМос аэроспейс» получило крупные заказы от вооруженных сил Индии на три вида модификации сверхзвуковых крылатых ракет «БраМос» на сумму 4 миллиарда долларов. Это версия для ударов по наземным целям для армии и ВВС, а также противокорабельная – для размещения на ряде военных кораблей ВМС. Заказы от сухопутных войск, ВМС и ВВС Индии будут выполнены в течение пяти-шести лет», – отметил Сиватхану Пиллаи. Сегодня на мировом рынке вооружения отсутствуют другие предложения противокорабельных ракет, обладающих аналогичным сочетанием характеристик: сверхзвуковой скоростью, высокой точностью и огромной разрушительной силой. «Залп из девяти таких противокорабельных ракет способен уничтожить соединение из трех надводных кораблей класса «фрегат». Эксперты считают «БраМос» лидером в семье крылатых ракет, имеющим огромный экспортный потенциал. В список их потенциальных покупателей на текущий момент входят 14 стран. Пока контрактов на поставки ракет третьим странам не подписано, поскольку предприятие выполняет первоочередной заказ индийского правительства. «Спрос на «БраМос» в индийских вооруженных силах оценивается по меньшей мере в 1000 единиц. Кроме того, Россия также выразила намерение оснащать ракетами «БраМос» новые корабли, которые закладываются или строятся для российского ВМФ. Таким образом, первый экспортный контракт подпишут, как только будут закрыты потребности в ракетах обеих стран и улажены все формальности, получены соответствующие разрешения от обеих стран», – сказал глава СП. Индия и Россия наращивают мощности по производству ракет для удовлетворения текущего спроса. «Индийская промышленность, поставляющая компоненты для ракет, как ожидается, в течение ближайших двух-трех лет почти в два раза увеличит свои инвестиции для расширения мощностей. Компания уже привлекла некоторых индийских подрядчиков – поставщиков комплектующих для повышения конкурентоспособности ракеты и снижения стоимости ее компонентов. На текущий момент ракета «БраМос» комплектуется двигателем и головкой самонаведения российского производства. В перспективе компания планирует производить их в Индии», – подчеркнул в заключение Сиватхану Пиллаи. По сообщениям корреспондентов «ВПК», информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН учной основе взялась за обсуждение очень непростых и жизненно важных вопросов. Хорошо известен парадокс: беда ном этапе Великой Отечественной умели прекрасно действовать, штурмуя европейские города. Но полвека спустя мы не воспользовались этими навыками. Какие уроки мы извлекли из нашей страны в том, что у нас всего с избытком. Однако речь на сей раз пойдет не о территории или энергоносителях, а совсем о другом. Советские войска на заключительмноголетнего пребывания Советской армии в Афганистане? Нет внятного ответа. Как мы изучаем опыт, накопленный в ходе контртеррористических операций в Чечне? Никак. Вспомним, как развивались события в ходе принуждения Грузии к миру три года назад, насколько мы были подготовлены к этому вооруские вооруженные силы в основном готовятся сражаться вне территории Соединенных Штатов. И поэтому заранее думают о том, как будут воевать на чужой земле. Создают различные органы управления, проводят командно-штабные учения… Когда есть управление, сформированная группировка выполнит задачу. А когда мы все это, извините, ляпаем на ходу, когда амбиции у некоторых руководителей различных ведомств превышают разумные пределы, о чем можно говорить? К сожалению, сегодня даже в Воздушно-десантных войсках, где относительно устойчивая кадровая политика, уже почти не осталось военнослужащих, участвовавших во второй чеченской кампании, их единицы. В июле начинается планомерное сокращение численности войск международной коалиции в Афганистане. Но уже сейчас исламисты-террористы осыпают упреками лидеров некоторых среднеазиатских республик за то, что они предоставили базы для переброски грузов в Афганистан, грозя местью за ПОБЕДАСИРОТОИ НО ЗА ПОРАЖЕНИЕ помощь в борьбе с талибами и «АльКаидой», за пресечение экстремистской деятельности. А ведь с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном мы связаны Договором о коллективной безопасности. Так что нам, полагаю, надо готовиться к нелегким испытаниям, уже сегодня думать, как действовать в условиях ЧС. Самым серьезным образом надо подойти и к оценке существующих угроз. В прошлом году, например, горели леса. Звонит мне губернатор Рязанской области и обижается, что не могу отдать приказ курсантам Рязанского училища ВДВ на тушение пожара. Но как может военный человек без команды сверху послать подчиненных выполнять несвойственную задачу? Этот факт говорит о том, что у нас даже при тушении пожаров до сих пор не определена роль силовых структур. Нет соответствующих механизмов по реализации их потенциала в таких ситуациях. Нынешней весной опять начались пожары. И вновь раздаются звонки от губернатора. Значит, нужны соответствующие решения правительства, Совета безопасности России. Надо определить наконец порядок применения сил и средств в ЧС. Все должно быть четко прописано. Армия никогда не была и не остатакой подход: те или иные силовые министерства являются головными и отвечают за решение задач обеспечения различных видов безопасности. Вооруженные Силы – за оборону страны, в том числе территориальную. Министерство внутренних дел – за общественную безопасность, включая борьбу с экстремизмом. ФСБ – за государственную безопасность, а также противодействие терроризму. Пограничная служба – за безопасность государственных рубежей России. Зона ответственности МЧС – гражданская оборона, предупреждение и устранение последствий стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф и т. п. В определенной степени такой В настоящее время превалирует коменданта территории рассматривается представитель МВД. В этом случае все силы и средства в зоне ЧП, в том числе и подчиненные оперативным штабам, должны переходить в подчинение коменданту, но законодательно данный переход нигде не закреплен. Возникают правовые нестыковки и двойное, а порой тройное подчинение войск (сил) и средств, выделенных в состав ГрОУ и ОШ, а также других сил и средств, решающих задачи в зоне ЧП. Фактически это предопределяет необходимость поиска универсальных подходов к организации руководства и решения задач нейтрализации ЧС. Координация действий силовых нется в стороне в случае какой-либо беды. Вместе с тем необходимо серьезно подойти к вопросам координации действий при чрезвычайных ситуациях. Ведь есть такие ЧС, которые могут напрямую повлиять на целостность и дееспособность нашей страны. Шутить с этим нельзя. ГОТОВЫ ЛИ К НЕЛЕГКИМ ИСПЫТАНИЯМ? Владимир МОЛТЕНСКОЙ, генерал-полковник, первый заместитель генерального директора ФАПРИД КАЖДОМУ СВОЕ Эффективная ликвидация кризисных и чрезвычайных ситуаций невозможна без ответа на вопрос: кто должен осуществлять общее руководство и управление разноведомственными войсками (силами) и органами, организовывать взаимодействие между ними? подход оправдан. В то же время при его реализации требуется учитывать, что решение этих задач нельзя разделять. Они взаимосвязаны, дополняют и уточняют друг друга даже в условиях мирного времени. Поэтому строгое разграничение, кто и когда должен осуществлять общее руководство проводимыми мероприятиями по нейтрализации вышеназванных угроз, представляется крайне проблематичным. При резкой эскалации конфликта (как это наглядно видно на примере событий в Северной Африке, на Ближнем Востоке) периодическая передача командования от одной силовой структуры к другой сопряжена с опасностью потери управления, чревата нерациональным использованием и без того ограниченного количества войск (сил) и органов. Сегодня, например, в соответствии с Законом о противодействии терроризму в субъектах Федерации действуют оперативные штабы (ОШ) под эгидой ФСБ. Для них выделены силы и средства. В республиках Северного Кавказа функционируют группы оперативного управления (ГрОУ) с подчиненными им силами и средствами. Охрана общественного порядка, борьба с экстремизмом, протестными выступлениями – это дело органов МВД. В то же время при эскалации конфструктур предполагает наличие органа управления (должностного лица), осуществляющего ее и фактически стоящего по иерархии над силовыми структурами, участвующими в данном процессе. На общегосударственном уровне это президент Российской Федерации (Верховный главнокомандующий). А вот на уровне федеральных округов, субъектов Федерации однозначного понимания данного вопроса нет. Полномочные представители президента и губернаторы, их аппарат не в состоянии руководить силовой составляющей при разрешении ЧС (конфликтов). Их роль и место в руководящих документах по данному вопросу не определены. Также не прописано участие исполнительных органов власти в мероприятиях оперативной подготовки, планировании и отработке вопросов несиловых мер разрешения конфликта. По опыту учений совместные зада04 ликта и необходимости введения режима ЧП по Закону о чрезвычайном положении руководство возлагается на коменданта территории. В настоящее время нет конкретизации того, кто именно может быть данным должностным лицом или от какого министерства такой человек назначается. На мероприятиях оперативной подготовки, как правило, в качестве чи порой отрабатываются формально или вообще не решаются. В лучшем случае от других министерств и органов исполнительной власти присылаются представители, играющие роль наблюдателей. Зачастую они присутствуют только на заслушиваниях. Алгоритм совместных действий не отрабатывается, в том числе с реальным прохождением всех управленческих команд (документов). Надо понимать, что отсутствие опыта совместных действий и практических тренировок рано или поздно окажет негативное влияние на эффективность разрешения потенциально возможных кризисных ситуаций. Ни одно министерство не в состоянии самостоятельно решать весь спектр задач разрешения конфликта или ЧС. В то время как координация и объединение усилий различных министерств осуществляются порой под конкретную, уже имеющую место Коллаж Андрея СЕДЫХ www.pro.guns.ru
Стр.4
05 КОНЦЕПЦИИ С РАСПАДОМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА РУХНУЛА СИСТЕМА КООРДИНАЦИИ ДЕЙСТВИЙ СИЛОВЫХ СТРУКТУР И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ЧП «ВПК» публикует выступления, прозвучавшие в Военной академии Генерального штаба на научно-практической конференции, которая прошла по инициативе Клуба военачальников Российской Федерации под руководством генерала армии Анатолия Куликова. НЕ БЫВАЕТ, ВСЕМ ПРИДЕТСЯ ОТВЕТИТЬ кризисную ситуацию и с существенной задержкой, влекущей значительные людские и материальные потери. В качестве примера можно назвать первую и вторую чеченские кампании, грузинско-южноосетинский конфликт, Беслан, «Норд-Ост», пожары 2010 года и т. д. В ЛАБИРИНТЕ ЧЕРЕСПОЛОСИЦЫ В целом пока не создан действенный централизованный механизм руководства (управления) в субъектах РФ силовыми компонентами военной организации, максимально адаптированный к изменениям военно-политической обстановки и решению задач территориальной обороны. Нет единого понимания и того, кто должен направлять или координировать действия силовых структур для достижения единых целей, не уточнены функции, полномочия, обязанности и ответственность этих людей за возлагаемые задачи. Создание же дополнительных инстанций типа антитеррористических или антикризисных центров ведет к двойной, а порой и тройной подчиненности войск (сил), размыванию системы управления и отходу от принципа единоначалия. Определенные шаги по устранеПограничное управление ФСБ представляет информацию ежеквартально по разделам: места компактного проживания диаспор некоренного населения, районы возможных внутренних вооруженных конфликтов и действий НВФ вблизи государственной границы. О внутриполитической обстановке информация разделяется на пять составляющих: общественнополитическая, социально-экономическая, криминогенная, миграционная и экологическая. Анализ общественно-политищих выводов, не готовит предложения по недопущению вероятной ЧС. НЕЭФФЕКТИВНА ДАЖЕ В МИРНОЕ ВРЕМЯ Существенное негативное влияние нию негативных моментов делаются. Так, совсем недавно при главах субъектов Федерации созданы совещательные координирующие комиссии, членами которых являются представители различных силовых структур. В системе военной организации государства пока, к сожалению, не удалось ликвидировать ведомственную разобщенность, что не позволяет рассматривать вопросы создания единой структуры обеспечения безопасности РФ – военной организации с взаимосвязанными и взаимодополняющими ее элементами. Поэтому на уровне регионов, федеральных округов, субъектов РФ не удается достигнуть необходимого взаимодействия войск (сил) и органов, участвующих в решении задач ЧП. Не снят с повестки дня вопрос о единой системе мониторинга обстановки в федеральных округах (субъектах Федерации), объединяющей информацию всех информационноаналитических структур различных министерств. Например, информация о военно-политической обстановке готовится разведывательным управлением военного округа раз в полгода и ежемесячно делается анализ публикаций по информационнопсихологическому противоборству. НОВОСТИ НЕЗАМЕНИМЫЕ ВИНТОКРЫЛЫ В Твери состоялся Второй авиатранспортный форум, чьим генеральным партнером выступил холдинг «Вертолеты России», входящий в объединенную промышленную корпорацию «Оборонпром». На открытии директор департамента маркетинга Михаил Дубровин заявил: «Сегодня «Вертолеты России» предлагают руководителям регионов России и расположенным в них государственным авиационным подразделениям и коммерческим операторам участвовать в развитии региональной вертолетной инфраструктуры и приглашают к сотрудничеству в рамках инициатив по развитию региональной авиации. Мы открыты для новых контактов, встреч и конструктивного партнерства на уровне регионов». Специалисты отмечают, что модельный ряд геликоптеров российского производства предоставляет широкие транспортные возможности в различных весовых сегментах. Холдинг производит современные винтокрылые машины для выполнения самых разных миссий, включая пассажирские перевозки, транспортировку грузов, поиск и спасение, медицинскую эвакуацию, борьбу с лесными пожарами. Эксперты подчеркивали, что вертолеты типа Ми-8/17, средние Ка-32А11ВС, легкие Ка-226/226Т и Ми-34С1, а также новые Ми-38 созданы с учетом российских реалий на основе интересов компаний-операторов и государственных эксплуатантов. Ка-32 используются авиационными подразделениями МЧС России в том числе для обеспечения экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на трассе Москва – Санкт-Петербург, которая проходит через Тверскую область. В мае холдинг передал МЧС России очередной новый Ка-32А11ВС в санитарном варианте с возможностью применения оборудования для пожаротушения. Легкие Ка-226 используются в ряде регионов в интересах полицейских ведомств. Машины этого типа в варианте Ка-226Т, представленном на недавней выставке HeliRussia-2011 в Москве, могут также оснащаться современным медицинским оборудованием и вылетать по вызовам как «скорая помощь». Знаменитые Ми-8/17 и Ми-26Т в летний сезон участвуют в пожаротушении по всей стране. Сегодня «Вертолеты России» совместно с компаниями-операторами развивают актуальный модельный ряд и предлагают рынку новые летательные аппараты с новыми возможностями и функционалом. Легкий Ми-34С1 помимо частных и корпоративных полетов может применяться для наблюдения и мониторинга. Планируется, что новый среднетяжелый Ми-38, который находится в финальной стадии испытаний, станет незаменимым как эффективный транспортный и пассажирский вертолет. ДВИГАТЕЛЮ 5-го ПОКОЛЕНИЯ – ЗАВОД 5-го ПОКОЛЕНИЯ Пермский моторный завод планирует в течение 10 лет удвоить объем выпускаемой продукции. Согласно разработанной новой стратегии развития ПМЗ до 2020 года выручка предприятия должна вырасти в два раза и составить 30–31 миллиард рублей. Об этом сообщил управляющий директор Алексей Михалев. Анализ рынка показывает, что спрос на продукцию моторостроителей будет расти. «Сегодня семейство двигателей ПС-90А и семейство газотурбинных установок промышленного применения востребованы на рынке. Скоро мы начнем реализовывать силовую установку 5-го поколения ПД-14, словом, объемы будут увеличиваться, – сказал Михалев. – Вместе с тем мы понимаем, что двигателю 5-го поколения нужен завод 5-го поколения, поэтому стратегия развития предполагает существенную модернизацию». На предприятии планируют менять принципы производства, обучать имеющийся персонал, внедрять новые технологии. Модернизация Пермского моторного завода устройств (СВУ), в 2011 году оценивается в 25,1 миллиарда долларов. В течение предстоящего десятилетия спрос будет сокращаться в связи с прекращением военных операций и выводом войск из Афганистана и Ирака. По данным нового прогноза ASD, в рассматриваемый период темпы изменения рынка составят - 0,43 процента, и в 2021 году его объем уменьшится до 24,1 миллиарда долларов. Совокупная стоимость рынка ББМ и СВУ за десять лет достигнет 265 миллиардов долларов. Несмотря на высокий дефицит бюджета в странах Северной Америки, этот регион, как ожидается, займет наибольшую долю на рынке с показателем 31,9 процента. Страны Европы также сталкиваются с высокой финансовой задолженностью, которая повлияет на снижение европейской доли рынка в прогнозируемый период, которая, как ожидается, в итоге составит 26,5 процента от общего объема. В то же время существенный экономический рост, территориальные споры, внутренние напряженности и усиление региональных ВС создают спрос на бронированные машины в Азии, на долю которой будет приходиться до 24,1 процента от общего рынка. Вместе с тем растущие цены на нефть и высокое экономическое развитие стран Ближнего Востока, как ожидается, обусловят долю рынка в 8,8 процента. Согласно прогнозу страны Южной Америки не будут модернизировать свои ВС в рассматриваемый период и как следствие – их ниша будет достаточно узкой и составит 4,7 процента. Зато высокий спрос на бронированные машины ожидается в Африке в связи с открытием новых минеральных и нефтяных ресурсов, а также территориальных и этнических споров. Однако небольшой оборонный бюджет стран в этом регионе приведет к доле рынка лишь в 4,1 процента. НАУКА И ТЕХНИКА ПРИРАСТАЮТ КОСМОСОМ будет проходить в трех направлениях: развитие центров технологических компетенций (ЦТК), работающих на всю структуру Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), совершенствование существующих производств и технологий, создание технопарка. В начале 2011-го было организовано отдельное производство турбинных лопаток, которое должно стать основой ЦТК «Лопатки ГТД». До 2016 года планируется создать ЦТК по выпуску камер сгорания и корпусов. Появится отдельное производство роторов турбин и компрессоров. Будут реорганизованы и технологически обновлены сборочное и ремонтное производства, которые разместятся в поселке Новые Ляды. В этом же поселке запланировано строительство двух новых испытательных стендов в дополнение к четырем действующим. Создание производственных центров позволит сократить цикл изготовления продукции, повысить ее качество и улучшить управляемость производственными процессами. Инвестиции в модернизацию завода составят около 15 миллиардов рублей. В ходе реконструкции предполагается высвободить более 30 процентов производственных площадей, на которых разместится технопарк. В планах ПМЗ создание управляющей компании «Технопарк-Пермские моторы», которая в течение трех лет будет сдавать инновационным предприятиям производственные площади и услуги по льготной цене. Один из корпусов уже сегодня готов для предоставления предприятиям технопарка. БРОНИ ПОТРЕБУЕТСЯ МЕНЬШЕ Мировой рынок бронированных машин ждет сокращение. Глобальный рынок боевых бронированных машин (ББМ) и транспортных средств, оснащенных электронными системами для защиты от самодельных взрывных Актуальные проблемы ракетно-космического приборостроения обсудили специалисты в Москве. IV Всероссийская научно-техническая конференция по актуальным проблемам ракетно-космического приборостроения и информационным технологиям прошла в Москве 15–17 июня. Форум проводился в целях повышения научно-технического уровня разработок предприятий ракетно-космической отрасли и развития творческой инициативы научных и инженерных кадров. Мероприятие проходило под эгидой Федерального космического агентства и при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. В конференции приняли участие 505 ученых, руководителей и технических специалистов более 50 организаций Роскосмоса, Минобороны РФ, госкорпорации «Росатом», Росгидромета, а также Российской академии наук и ведущих высших учебных заведений страны, в том числе МГУ, МГТУ имени Баумана, МЭИ. Тематические направления конференции: навигационные космические системы, системы и технологии дистанционного зондирования Земли и спутникового мониторинга, проект Международной аэрокосмической системы глобального мониторинга, наземные комплексы управления и системы, автоматизированные системы управления, системы связи и ретрансляции, информационные технологии, системы для космических исследований, новые технологии в космосе и др. В частности, в ходе пленарного заседания были заслушаны доклады о текущем состоянии и перспективах развития ГЛОНАСС и о Международной аэрокосмической системе глобального мониторинга как новом подходе к проблеме борьбы со стихийными бедствиями и техногенными катастрофами. По сообщениям корреспондентов «ВПК», информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН ческой обстановки периодически осуществляет Центр противодействия экстремизму главного управления МВД в каждом федеральном округе по разделам: события, связанные с предупреждением террористических угроз; общественные акции, проведение которых планируется на предстоящей неделе; общественные акции, состоявшиеся в течение недели; информация о внеплановых общественных акциях. Тенденции социально-экономической обстановки выявляет департамент социальноэкономического развития регионов аппарата полномочного представителя президента РФ в ФО. Результаты обобщения кримискладывающейся на эффективность межведомственного взаимодействия оказывают отсутствие единого территориального деления между формированиями силовых структур в регионах, несовпадение границ их ответственности с границами военных округов, федеральных округов, субъектов Федерации. У ВО, региональных командованогенной обстановки, оперативнослужебной деятельности органов внутренних дел с начала года и статистики о состоянии преступности в федеральном округе ежемесячно представляет ГУ МВД по ФО. Оценка миграционной обстановки осуществляется управлением ФМС РФ по разделам: численность иностранных граждан и лиц без гражданства; количество оформленных разрешений на временное проживание и привлечение иностранных рабочих, оформленных административных правонарушений; места компактного проживания иностранных граждан (не менее 100 человек) с указанием адреса. Постоянный мониторинг эколомативная правовая база совместного применения Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, правоохранительных органов требует глубокой проработки. Ее анализ свидетельствует: данные документы рождались по мере возникновения потребности в законодательном закреплении тех или иных позиций. Вот почему в этих документах нет единой, основополагающей концепции, определяющей деятельность органов военного управления, воинских формирований и правоохранительных органов при выполнении ими своих задач в различных условиях обстановки. Более того, положения некоторых документов не взаимоувязаны, а в ряде случаев противоречат друг другу. Тем более не взаимоувязаны нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность органов военного управления и воинских формирований различной ведомственной принадлежности. Ряд проблем обусловливается Все это говорит о том, что норний Внутренних войск МВД, региональных управлений Пограничной службы ФСБ и региональных центров МЧС свои собственные границы и районы ответственности. В пределах территории любого военного округа находится часть или несколько административных образований других силовых министерств и ведомств. Это вызывает нарушение системы военно-государственного управления при чрезвычайных обстоятельствах даже в мирное время. Из-за большого пространственного разноса пунктов управления, несопрягаемости ведомственных систем связи, АСУВ могут возникнуть значительные трудности в налаживании взаимодействия при разрешении кризисных ситуаций. При осуществлении режима гической обстановки проводит региональный центр МЧС РФ. Однако никто не объединяет данную информацию, не делает соответствуюконтртеррористической операции (КТО) нередки проблемы со своевременным выделением сил и средств в оперативное подчинение ее руководителю. Порой по данному вопросу, как это ни парадоксально, приходится обращаться в Москву. Так, например, в Северо-Кавказском регионе были случаи, когда армейские подразделения (причем включенные в состав сил и средств ОШ, ГрОУ) отправлялись для проведения контртеррористических операций только с личного разрешения начальника Генштаба. Для этого требовалось до трех, а иногда и более суток. Хотя для того, чтобы начать КТО и своевременно блокировать (окружить) террористов в том или ином месте (здании, участке местности), необходимо минимально возможное время (иногда счет идет на часы или минуты). отсутствием четко регламентированных правил, касающихся применения военной силы, режимноограничительных и иных мер силового воздействия и принуждения при выполнении формированиями ВС РФ, других войск и органов своих задач в условиях мирного времени, в угрожаемый период, когда не наступило особое состояние, именуемое военным временем. Приходится признать и факт недостаточной, слабой подготовки привлекаемых к решению задач в кризисных ситуациях органов управления и войск (сил). В связи с вышесказанным видится целесообразным выработать перспективную единую концепцию решения задач при чрезвычайных обстоятельствах (ситуациях). При этом необходимо: – создать постоянно действующую систему мониторинга не только внешнеполитической, но и внутриполитической обстановки. Целью ее функционирования должно быть обеспечение возможности руководству страны своевременно реагировать на негативное развитие внутриполитической обстановки, иметь достаточный ресурс времени на принятие обоснованного решения и своевременное развертывание системы руководства (управления) и Объединенной группировки войск (сил); – объединить на весь период резависимости от складывающейся обстановки; – объединить в единую систему решение задач противодействия терроризму, гражданской и территориальной обороны (на военное время); – централизовать в одних руках жима ЧП (чрезвычайной ситуации) две вертикали власти – как силовую (правоохранительную, военную), так и гражданскую, все силы и средства, которые можно привлечь к решению этих задач. В федеральном округе – это полномочный представитель президента, в субъекте Федерации – губернатор; – определять приоритеты в перераспределении выделенных сил и средств, в соотношении силовых и несиловых мероприятий на основе постоянного единоначалия, действовать оперативно, без характерного для таких случаев длительного межведомственного согласования в органы и войска (силы), предназначенные для решения задач при чрезвычайных обстоятельствах. Данный подход обеспечивает централизованный порядок подчиненности и управления такими структурными компонентами группировки, как войска, силы МВД (ОМОН, СОБР, оперативные и следственные бригады), ФСБ, ГУИН, возможности прокуратуры, органов местной власти и средств массовой информации, находящихся в федеральном округе (зоне, районе); – осуществлять все управление оперативно подчиненными войсками, силами и средствами только через руководителя в зоне ЧП, исключая параллельное управление ими со стороны тех министерств, в состав которых они организационно входят. Этим снимаются проблемы двойного управления и достигаются ответственность одного лица за проводимые мероприятия, возможность сосредоточения основных усилий на выполнении главных задач; – развивать систему нормативных правовых документов в области разрешения чрезвычайных ситуаций (обстоятельств) в канве единой идеологии, не допуская разночтения и разногласий по одним и тем же вопросам. Именно такой порядок координации и подчиненности сил и средств разноведомственных структур может значительно упростить организацию и улучшить качество взаимодействия всех войск, сил и средств, привлекаемых к разрешению чрезвычайных ситуаций. Подготовил Олег ФАЛИЧЕВ Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.5