Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №23 2011 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268255
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2011 .— №23 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268255 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 23 (389) 15–21 июня 2011 года выходит по средам ОАК: ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ХОЛДИНГА Грядет возрождение Минавиапрома? <...> 02 ОБСужДЕНИЕ ПРЕЛЮДИЯ К НОВОй ФАЗЕ КАМПАНИИ ТЕНДЕНЦИИ БЕЗ ЮРИДИЧЕСКИх ГАРАНТИй В НАТО считают, что говорить о единой системе противоракетной обороны альянса и России нецелесообразно и нужно налаживать взаимодействие двух систем. <...> А натовская территориальная система ПРО будет частью такого механизма коллективной обороны, – сказал генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. <...> По мнению Расмуссена, с самого начала позиция альянса была очень четкой – все союзники по НАТО заинтересованы в развитии сотрудничества с Россией в сфере противоракетной обороны. <...> «Но говорим мы о тесном взаимодействии между натовской и российской системами, – подчеркнул он. <...> Андерс Фог Расмуссен также высказал уверенность, что его идея о сотрудничестве РФ и НАТО по ПРО была ненапрасной: «Я ни в коем случае не жалею, что активно выступил за сотрудничество России и НАТО в сфере противоракетной обороны. <...> 04–05 С РАСПАДОМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА РухНуЛА СИСТЕМА КООРДИНАЦИИ ДЕйСТВИй СИЛОВЫх СТРуКТуР И АДМИНИСТРАТИВНЫх ОРГАНОВ В уСЛОВИЯх ЧП ПОБЕДА ЛИВИЯ: СИРОТОЙ НЕ БЫВАЕТ НЕРЕшАЕМЫх ЗАДАЧ НЕ ВОЗНИКЛО Нью-Дели и Москва готовы развивать стратегическое сотрудничество. <...> При этом секретарь Совбеза РФ отказался обсуждать с представителями прессы такие проблемы, как выбывание российских МиГов из тендера на поставку 126 истребителей ВВС Индии, недавние сообщения прессы по поводу отмены совместных антитеррористических учений, передача Индии авианосца «Адмирал Горшков». <...> 06 ЗАТЯжНАЯ ГОНКА ЗА ПРОГРЕССОМ Родовые черты китайской «оборонки» 07 НЕСМОТРЯ НА ПРОТЕСТЫ МОСКВЫ СшА все равно продолжат создание противоракетной обороны 10 «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» В настоящее время восемь государств – США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан и Израиль имеют на вооружении 20,5 тысячи единиц ядерного оружия, 5 тысяч из них готовы к применению <...>
Военно-промышленный_курьер_№23_2011.pdf
№ 23 (389) 15–21 июня 2011 года выходит по средам ОАК: ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ХОЛДИНГА Грядет возрождение Минавиапрома? ТЕМА Сергей АЛЕКСАНДРОВ ПОХОЖЕ, В ПАРИЖЕ И ЛОНДОНЕ ЗАРАНЕЕ ПЛАНИРОВАЛИ БРОСИТЬ В БОЙ АРМЕЙСКИЕ в преддверии начала наземной операции НАТО против войск ливийского лидера Муаммара Каддафи, о вероятности которой многие политики и эксперты предупреждали еще на этапе подготовки печально известной Резолюции Совбеза ООН № 1973. Продолжение на стр. 02 ОБСужДЕНИЕ ПРЕЛЮДИЯ К НОВОй ФАЗЕ КАМПАНИИ ТЕНДЕНЦИИ БЕЗ ЮРИДИЧЕСКИх ГАРАНТИй В НАТО считают, что говорить о единой системе противоракетной обороны альянса и России нецелесообразно и нужно налаживать взаимодействие двух систем. «Причина этого проста: НАТО не может передавать странам, не входящим в альянс, обязанности по коллективной обороне, связывающие его членов. А натовская территориальная система ПРО будет частью такого механизма коллективной обороны, – сказал генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. – Кроме того, мы исходим из того, что и Россия не готова уступить кому-либо свой суверенитет». По мнению Расмуссена, с самого начала позиция альянса была очень четкой – все союзники по НАТО заинтересованы в развитии сотрудничества с Россией в сфере противоракетной обороны. «Но говорим мы о тесном взаимодействии между натовской и российской системами, – подчеркнул он. – В видении НАТО это две раздельные, но сопряженные системы, которые обмениваются данными и дают друг другу более ясную картину и лучший уровень предупреждения о возможных угрозах». Андерс Фог Расмуссен также высказал уверенность, что его идея о сотрудничестве РФ и НАТО по ПРО была ненапрасной: «Я ни в коем случае не жалею, что активно выступил за сотрудничество России и НАТО в сфере противоракетной обороны. Я считаю, что это имеет смысл как с политической, так и с военной точки зрения. Мою правоту, с тех пор как я сделал некоторые предложения по этому поводу в моей речи в 2009 году, подтверждает поддержка, которую я получаю на самом высшем уровне». Помимо всего прочего, в НАТО считают нецелесообразным давать России юридические гарантии ненаправленности против нее создаваемой системы ПРО. «Наиболее многообещающий путь к большему доверию – это больше обсуждения, больше политических дебатов и обмена мнениями, а не сложные юридические формулировки, которые трудно будет согласовать и ратифицировать во всех 29 странах Совета Россия – НАТО», – заявил генсек альянса. По его словам, на лиссабонском саммите РФ и НАТО уже заявили, что рассматривают друг друга не как противников или проблему, а скорее как партнеров, пытающихся выстроить стратегическое партнерство. «Могу вас заверить – и я публично заявлял об этом уже много раз – НАТО никогда не нападет на Россию и мы убеждены, что Россия рассматривает альянс в этом же свете», – подчеркнул Андерс Фог Расмуссен. В то же время он признал, что РФ и альянсу нужно больше взаимного доверия и уверенности друг в друге. «Это понятное наследие холодной войны, которая давно закончилась в реальности, но все еще застряла в умах некоторых людей», – сказал генеральный секретарь НАТО. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Опровергнут ли в ходе дискуссии по евроПРО тезис об открытости Запада к сотрудничеству с Россией, от которого якобы отмахивается подозрительная Москва? НЕТ 83% ДА Читайте материал на стр. 04–05 С РАСПАДОМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА РухНуЛА СИСТЕМА КООРДИНАЦИИ ДЕйСТВИй СИЛОВЫх СТРуКТуР И АДМИНИСТРАТИВНЫх ОРГАНОВ В уСЛОВИЯх ЧП ПОБЕДА ЛИВИЯ: СИРОТОЙ НЕ БЫВАЕТ НЕРЕшАЕМЫх ЗАДАЧ НЕ ВОЗНИКЛО Нью-Дели и Москва готовы развивать стратегическое сотрудничество. Об этом заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев по итогам переговоров со своим индийским коллегой – советником премьер-министра Индии по национальной безопасности Шив Шанкаром Меноном. «Мы (Индия и Россия) явНЕ ЗНАЮ 5% 12% ляемся стратегическими партнерами и продолжим развивать наши отношения в этом ключе», – подчеркнул Патрушев. На состоявшихся в Нью-Дели переговорах обсуждались вопросы военно-технического сотрудничества, афгано-пакистанская проблематика, отношения с Ираном, события на Ближнем Востоке и в Северной Африке, взаимодействие в сфере космоса и атомной энергетики. «По самым разным темам у России и Индии позиции в основном сходятся», – отметил секретарь Совбеза РФ. Во время встречи с Меноном, по словам Патрушева, были согласованы новые важные инициативы сотрудничества двух стран в разных сферах: «Предпосылки для достижения согласия по этим инициативам есть, важно, чтобы они были взаимовыгодны и реализуемы». На переговорах также достигнута договоренность о дальнейшем сотрудничестве по линии Советов безопасности двух стран. После 20 июля с этой целью Москву с визитом посетит заместитель советника индийского премьерминистра по национальной безопасности. Индия и Россия решили все задачи по модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». «На переговорах мы подробно остановились на вопросах военно-технического сотрудничества. Прошлись по теме модернизации авианосца «Адмирал Горшков», по срокам выполнения работ. У нас нет вопросов, у индийской стороны также», – подчеркнул Патрушев. Секретарь Совбеза РФ отметил, что при обсуждении на переговорах с Меноном военнотехнического сотрудничества двух стран нерешаемых задач не возникло. «Есть вопросы, которые нужно обсуждать и которые ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 требуют поддержки», – добавил он. По мнению Патрушева, ранее по линии ВТС «действительно возникали острые вопросы, требующие вмешательства руководителей двух стран. Сейчас все решается в рабочем режиме… Ранее требовалось принятие решений на уровне руководства России и Индии, в настоящее время таких проблем, в том числе касающихся модернизации авианосца «Адмирал Горшков», нет». При этом секретарь Совбеза РФ отказался обсуждать с представителями прессы такие проблемы, как выбывание российских МиГов из тендера на поставку 126 истребителей ВВС Индии, недавние сообщения прессы по поводу отмены совместных антитеррористических учений, передача Индии авианосца «Адмирал Горшков». Москва и Нью-Дели подписали соглашение по переоборудованию и модернизации авианосца «Викрамадитья» (бывший тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков») в 2004 году. Сроки окончания работ, которые ведутся на оборонной судоверфи Севмаш в Северодвинске, неоднократно переносились. Предполагается, что авианосец будет передан военно-морским силам Индии в конце 2012-го. ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ Судя по всему, мы находимся НАшИ ТАНКИ ЗА ОКЕАНОМ Венесуэла получила российскую бронетехнику – первую партию бронемашин, заказанных в сентябре 2009 года. В частности, на датском грузовом корабле прибыли 35 танков Т-72С1, 36 БТР80А, 16 БМП-3М и 13 120-мм самоходных артиллерийских установок 2С23 «Нона-СВК». Вся бронетехника поступит на вооружение переформиЭФФЕКТ руемой 25-й механизированной пехотной бригады. Ранее венесуэльская армия получила из России 24 122-мм реактивные системы залпового огня (РСЗО) 2С12 БМ21, 24 120-мм буксируемых миномета 2С12 и некоторое количество 23-мм зенитных установок ЗУ-23-2, доставленных на борту грузового корабля под мальтийским флагом. 06 ЗАТЯжНАЯ ГОНКА ЗА ПРОГРЕССОМ Родовые черты китайской «оборонки» 07 НЕСМОТРЯ НА ПРОТЕСТЫ МОСКВЫ СшА все равно продолжат создание противоракетной обороны 10 «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» В настоящее время восемь государств – США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан и Израиль имеют на вооружении 20,5 тысячи единиц ядерного оружия, 5 тысяч из них готовы к применению, 2 тысячи находятся в состоянии оперативной боеготовности. Об этом говорится в докладе Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ). Новый договор по СНВ, заключенный между США и Россией в апреле 2010 года, предусматривает незначительное сокращение стратегических ядерных вооружений. Однако обе страны либо уже размещают новые средства доставки, либо объявляют о подобных программах. Индия и Пакистан продолжают разработку новых баллистических и крылатых ракет, способных доставлять ядерные боезаряды. Они также расширяют свои возможности по производству расщепляющих материалов для военных целей. В документе отмечается, что дефицит ресурсов, растущий спрос и борьба за них являются следствием климатических изменений. Связанные с этим озабоченности в отношении безопасности вызваны активным ростом экономик Китая и Индии. «Арабская весна», во время которой народные демонстрации против высоких цен на продовольствие выступили в роли катализатора политических процессов, показала, что борьба за сырьевые рынки может иметь далеко идущие последствия для безопасности. СРАВНИМ ЯДЕРНЫЕ АРСЕНАЛЫ Москва сейчас располагает 1537 стратегическими развернутыми ядерными боевыми блоками (ББ) на 521 носителе, Вашингтон – 1800 такими ББ на 882 средствах доставки. Госдепартамент США обнародовал справку, которая содержит количественные данные о российском и американском стратегических ядерных арсеналах. Информация в документе приводится по состоянию на 5 февраля 2011 года. К категории носителей причисляются межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), баллистические ракеты на подводных лодках (БРПЛ) и тяжелые бомбардировщики. Помимо означенных цифр в справке фигурируют сведения о развернутых и неразвернутых пусковых установках таких носителей. У России их 865, у США – 1124. Новый ДСНВ рассчитан на 10 лет. Предусматривается, что в результате его выполнения у каждой из стран останется по 1550 оперативно развернутых ядерных ББ. Кроме того, стороны договорились ограничиться 700 стратегическими носителями ядерного оружия – МБР, БРПЛ и бомбардировщиками, которые находились бы на боевом дежурстве. «ЧЕРНЫЕ ПАНТЕРЫ» ВЫБИРАЮТ МиГ РСК «МиГ» передала ВМС Индии вторую партию из пяти палубных истребителей МиГ29К, которые присоединились к четырем аналогичным машинам на вооружении эскадрильи «Черные пантеры». Палубные истребители данного типа будут базироваться на авианосце «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков») после его модернизации в России. Считается, что новые МиГи существенно превосходят по эффективности имеющиеся на вооружении индийских ВМС палубные истребители «Си Харриер». В рамках контракта модернизации авианосца «Адмирал Горшков», заключенного сторонами в 2004 году, Москва должна поставить в интересах Дели 12 одноместных истребителей МиГ-29К и 4 двухместных учебно-боевых МиГ-29КУБ. По данным РСК «МиГ», первая партия из четырех МиГ29К/КУБ официально передана индийской эскадрилье «Черные пантеры» в феврале 2010 года. Российская корпорация также поставила заказчику тренажер и другое техническое оборудование. В марте 2010-го Россия и Индия подписали новое соглашение стоимостью 1,5 миллиарда долларов на поставки дополнительно 29 палубных истребителей МиГ-29К, начало которых запланировано на 2012 год. ИТАР-ТАСС Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 23 (389) 15–21 июня 2011 года КОНЦЕПЦИИ ТЕНДЕНЦИИ безопасности государства. На него возложены функции по координации действий. Это значит, что СБ будет создавать координационный орган, но… после того, как случится беда. Сегодня никто не занимается профилактикой и предупреждением, превентивными мерами по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Кроме, естественно, МЧС и некоторых других ведомств. А вот в масштабе страны, на федеральном уровне нет органа, который осуществляет превентивные меры. Не в этом ли причина многих бед? Я рад, что, например, Министерство обороны это хорошо понимает. Речь о вопросах военной безопасности и обороны, но мы должны понимать, что ЧС – это сфера деятельности, где требуется применение не только силовых, но и административных органов. бЕсХозНыЕ коНФлИкТы Игорь ШЕРЕМЕТ, генерал-майор, председатель Военно-научного комитета – заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ рЕЧЬ НЕ ТолЬко о прИроДНыХ каТаклИзМаХ был принят ряд решений о кардинальных преобразованиях в Вооруженных Силах. И в последующие два года проведены основные мероприятия по созданию нового облика Российской армии. Созданы боеготовые воинские части в новом составе. Принципиально обновлены системы боевой готовности, управления, материальнотехнического обеспечения и подготовки. Сформированы межвидовые группировки войск и сил на стратегических направлениях, способные в течение одного часа приступить к выполнению боевых задач. Для проведения этих реформ переВ сентябре – декабре 2008 года Начало на стр. 01 поЧЕМУ ГорИТ россИЯ? Анатолий КУЛИКОВ, генерал армии, президент Клуба военачальников РФ ногенных катастроф, ЧП значительно увеличилось. В чем причины возникновения чрезвычайных ситуаций? В нашей стране это связано со снижением роли, ослаблением и эрозией национального государства как устоявшейся системы управления и обслуживания общества, в том числе в области безопасности. К сожалению, был разрушен существовавший механизм подбора, подготовки и расстановки кадров. Новый же не создан. И как результат – отсутствие профессионализма, что мы наблюдаем в отдельных сферах. Люди, которые на протяжении минувших лет пришли на высокие должности, оказались, к сожалению, не подготовлены к управлению, не владеют его методикой, не умеют добиваться положительных результатов. Отсутствует и строгий спрос За последние годы количество техВедь горели не леса. Как выразился член нашего клуба Маршал Советского Союза Василий Иванович Петров, горела Россия. Трудно сказать точнее. Однако целых восемь суток понадобилось одному государственному органу, чтобы привлечь дополнительные силы и средства. Другое ведомство вообще отмахивалось от надвигающейся беды, а страна продолжала гореть. Полыхает она и в этом году – сейчас пламенем охвачено уже более 100 тысяч гектаров. Нынешний темп жизни требует оперативного реагирования и минимизации последствий таких ЧС. Чего, к сожалению, не понимают некоторые руководители, которые даже на нашу конференцию не посчитали нужным кого-либо прислать, говоря: «У нас нет проблем на этот счет». Вот корень зла – самоуспокоенность, когда руководитель на федеральном уровне заявляет об отсутствии проблем. А то, что на стыке ведомств до сих пор нет связи и четкого взаимодействия, его, похоже, не волнует. Это узковедомственный подход… Главная цель государства – созна государственном (федеральном) уровне за провалы на таких участках работы. Как следствие – повсеместная безответственность. К сожалению, постоянная реорганизация силовых структур вносит неразбериху, мешает качественному выполнению задач. Прежняя система управления по межведомственной координации и взаимодействию с распадом Советского Союза рухнула, а новая, увы, не появилась. Та же, которая сегодня создается, имеет существенные недостатки. Вспомним прошлый год. НовосТИ «азЕрбайДжаНскИй солДаТ оправДаЕТ НаДЕжДы НароДа» руководство армении постоянно срывает мирные переговоры по урегулированию нагорнокарабахского конфликта, чем делает неизбежным военный путь решения проблемы. Об этом заявил начальник пресс-службы Минобороны Азербайджана Эльдар Сабироглу. «В конечном итоге азербайджанский солдат оправдает надежды народа, руководства страны, верховного главнокомандующего и освободит оккупированные земли от врага», – заверил Эльдар Сабироглу на пресс-конференции, организованной в одной из прифронтовых воинских частей Азербайджана. По его словам, Азербайджан ведет в этом направлении подготовку и враг должен это знать. В настоящее время азербайджанская армия по степени боеготовности намного превосходит армянскую. Как отметил Сабироглу, наряду с затягиванием мирного решения конфликта, армянская сторона нагнетает напряженность на линии соприкосновения войск, в том числе за счет провокаций, подобных недавнему убийству девятилетнего азербайджанца, находившегося во дворе своего дома в прифронтовой зоне. Пресс-конференция сотрудника Минобороны была организована по итогам посещения группой парламентариев, представителей общественности и работников СМИ Азербайджана прифронтовой зоны с целью ознакомления с ситуацией на передовой и степенью боеготовности вооруженных сил республики. арМИЯ арМЕНИИ ГоТова к аДЕкваТНоМУ оТвЕТУ вооруженные силы республики строго соблюдают установленный с азербайджаном режим прекращения огня. Такую позицию высказал пресс-секретарь Министерства обороны Армении Давид Карапетян. «На самом деле Азербайджан ежедневно увеличивает случаи нарушения режима перемирия и пытается приписать их армянской стороне. Однако вооруженные силы республики в состоянии дать адекватный ответ на провокации Азербайджана», – сказал Карапетян. По его словам, такая политика Баку обречена на неудачу, поскольку международному сообществу трудно объяснить, в чем заключается интерес армянской стороны постоянно накалять ситуацию и нарушать режим перемирия. «Думаю, что распространением дезинформации азербайджанская сторона готовит почву для совершения новых провокационных действий», – отметил пресс-секретарь Минобороны Армении. ЕслИ бы НЕ парТНЕр... сШа безвозмездно передали молдавской армии военную технику на сумму около одного миллиона долларов. Недавно в Кишиневе состоялась торжественная церемония передачи тягачей, санитарных автомобилей и джипов, которые были доставлены с американских баз в Европе. «Это мероприятие подтверждает, что США – важный партнер нашей страны, который содействует развитию Молдавии и ее институтов, включая национальную армию», – заявил министр обороны республики Виталий Маринуца. По его словам, в сегодняшних условиях, когда расходы на оборону страны крайне малы, а приобретение современного снаряжения просто невозможно, в ход идут любые способы укрепить обороноспособность. Как заверил присутствовавший на церемонии посол США в Кишиневе Асиф Чодри, США продолжат помогать республике. «Молдавия обязалась стать демократическим государством, содействующим укреплению мира и безопасности. Мы хотим быть уверенными, что она способна защищать свои стратегические интересы и в силах ответить на вызовы безопасности XXI века», – сказал посол. Молдавская армия – одна их самых маленьких в СНГ. За последние годы она была сокращена примерно до 6 тысяч человек. На ее вооружении находятся шесть истребителей дать соответствующие условия для жизни нашего общества и каждого его гражданина. Речь не только об эффективной экономике, передовой науке, лучшей культуре, но и об элементарных условиях безопасности. Люди должны чувствовать себя защищенными в повседневной жизни. Координация действий ведомств должна быть на федеральном уровне, а взаимодействие – на региональном, в том числе между воинскими частями различных ведомств. Недавно президент России уточнил в своем указе задачи Совета безопасности РФ. Там сказано, что СБ является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений президента по вопросам обеспечения смотрено военно-административное деление Российской Федерации. В июле 2010 года Верховным главнокомандующим принято решение на основе шести существующих военных округов сформировать четыре ВО, подчинив им флоты (флотилию), командования ВВС и ПВО, все соединения и воинские части, дислоцированные на их территории. В новой структуре, как и ранее, тера» трактует их как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения. Вместе с тем в деятельности органов государственной власти понятие ЧС часто употребляется значительно шире. С учетом федерального конституционного закона 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» под ЧС можно понимать не только чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, но и попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовку и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Но и такой перечень противоПОБЕДАСИРОТОИ НЕ БЫВАЕТ, кации, содержание ЧС частично дублируется. В целом же ЧС можно охарактеризовать как обстановку, при которой сил и средств обеспечения безопасности, а также служб жизнеобеспечения, дислоцированных на определенной территории, недостаточно для ее ликвидации. Отсюда вытекает необходимость координации действий сил и средств различных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. Но как сейчас распределяется ответственность между ними за разрешение конкретных видов ЧС? Сегодня не возникает проблем с ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в этой сфере, в том числе управление деятельностью других федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Министр МЧС несет ответственность за ненадлежащее выполнение подчиненными ему органами задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Обязанность по предупреждению, Как видно из данной классифизадач Вооруженных Сил и других войск, воинских формирований и органов. С другой – обстоятельства внутреннего вооруженного конфликта могут потребовать введения чрезвычайного положения, которое обеспечивается силами и средствами органов внутренних дел, уголовноисполнительной системы, федеральных органов безопасности, Внутренних войск и органов МЧС России. Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы для обеспечения режима ЧП могут привлекаться только в исключительных случаях. Комментарий к федеральному закону разъясняет: таковыми следует считать противоправные акции, в которых задействованы оснащенные стрелковым оружием, зенитно-ракетными комплексами, артиллерией, военной техникой формирования значительной численности или возникновение ситуаций, когда штатных сил и средств, определенных законом для обеспечения режима ЧП, по объективным причинам недостаточно. Таким образом, законодательно не командующий войсками военного округа несет персональную ответственность за обеспечение военной безопасности Российской Федерации в установленных границах своего ВО. Вот почему он должен обладать необходимыми полномочиями по объединению всех сил и средств военной организации государства, дислоцированных на его территории. Такие же полномочия необходимы руководителям иных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по координации действий других силовых структур. Однако если для большинства чрезвычайных ситуаций законодательная база обеспечивает координацию совместных мер, предпринимаемых различными министерствами и ведомствами, то в вопросах обеспечения военной безопасности существуют определенные проблемы, требующие законодательного разрешения. Юридические словари трактуют чрезвычайную ситуацию как состояние, при котором в результате наличия неблагоприятных факторов нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде. При этом в нашем законодательстве под чрезвычайными ситуациями понимаются только ситуации природного и техногенного характера. Федеральный закон 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харакправных действий, которые можно характеризовать как ЧС, не является исчерпывающим. В Военной доктрине Российской Федерации определяются основные внутренние и внешние угрозы государству, которые также могут привести к возникновению ЧС. Таким образом, условно чрезвычайные ситуации можно классифицировать следующим образом: – природного и техногенного характера; – проявления экстремизма (попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж); – террористическая деятельность (террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и выступления незаконных вооруженных формирований); – нарушение прав, свобод и завыявлению и пресечению экстремистской деятельности возложена на полицию, а в целом – на МВД России. Это положение стало действовать с 1 марта 2011 года. До этого момента за противодействие экстремизму не отвечало ни одно из силовых министерств, все только участвовали. Для координации этой деятельности полиция обладает необходимыми полномочиями. Об этом гласит статья 10 закона «О полиции»: «Полиция при выполнении возложенных на нее задач может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций». Основным предназначением полиции является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации. Поэтому предупреждение и пресечение массовых беспорядков, межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов также относятся к ведению МВД России. Наиболее полно ответственность конных интересов человека и гражданина (массовые беспорядки, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты); – внутренние вооруженные конфликты и другие проявления внутренних военных опасностей (попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности РФ, дезорганизация функционирования органов государственной власти); – предпосылки для развязывания международных вооруженных конфликтов (развертывание воинских контингентов иностранных государств на сопредельных с Россией территориях, применение военной силы на сопредельных с Россией территориях в нарушение Устава ООН и других норм международного права, распространение международного терроризма). федеральных органов исполнительной власти определена в области противодействия терроризму. Их компетенция установлена соответствующими положениями о министерствах, службах и агентствах, а также постановлением правительства Российской Федерации 2008 года № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму». Ответственность за координацию деятельности в этой области возложена на Национальный антитеррористический комитет, действующий под руководством ФСБ России. ТожЕ своЕГо роДа Чс Некоторые пробелы в законодательстве имеются при определении ответственности федеральных органов исполнительной власти, государственных структур за разрешение внутренних вооруженных конфликтов. С одной стороны, защита суверенитета РФ, целостности и неприкосновенности ее территории в мирное время является одной из основных определен федеральный орган исполнительной власти, ответственный за предупреждение и локализацию внутренних вооруженных конфликтов. Во всех случаях большинство федеральных органов исполнительной власти только участвует в данной деятельности. Теперь о предпосылках для развязывания международного вооруженного конфликта. Данная ЧС не подпадает под действие федеральных законов «О чрезвычайном положении» и «О военном положении», поэтому не может рассматриваться в их правовых рамках. Это еще не агрессия против Российской Федерации, но уже и не только внутренняя угроза государству. Вот почему мероприятия по сдерживанию и предотвращению международных вооруженных конфликтов можно рассматривать в рамках Военной доктрины, которая определяет основные задачи Российской Федерации в данной области. Основные из них – оценка и прогнозирование развития военнополитической обстановки, нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами, поддержание Вооруженных Сил и других войск в заданной степени готовности к боевому применению, а также ряд других. Как видим, спектр разрешения данной ЧС весьма широк и обеспечивается скоординированным решением задач различными федеральными органами исполнительной власти. Проблема в том, что в государстве отсутствует постоянно действующий координирующий орган управления, реализующий полномочия президента Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности государства. Так, документы по вопросам внутренней и внешней политики государства рассматриваются Советом безопасности России. Комплексные проблемы обеспечения национальной безопасности – на совместных заседаниях Совета безопасности, Государственного совета, Общественной палаты Российской Федерации с участием иных совещательных и консультативных органов. Нынешние же реалии требуют, чтобы в государстве постоянно дей04 МиГ-29, которые выставлены на продажу, полтора десятка транспортных самолетов и вертолетов, около двухсот бронетранспортеров и 150 орудий и минометов. В настоящее время большая часть вооружения, доставшегося еще от Советской армии, устарела и нуждается в ремонте. Несмотря на то, что в этом году бюджет армии был увеличен, средств хватает лишь на содержание личного состава, сообщил министр обороны. По сообщениям корреспондентов «ВПК», информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 КОНЦЕПЦИИ На днях Дмитрий Медведев выразил недовольство существующей в России архаичной системой управления. По его словам, зачастую то, что не координируется президентом, не координируется никем. «Но это плохо, это означает, что у нас абсолютно устаревшая, несовершенная система управления, которую необходимо менять» – подчеркнул глава государства. Понятно, подобное положение тем более нетерпимо при чрезвычайных ситуациях, когда возникает опасность жизни тысяч людей. Насколько сегодня согласуются действия административных органов и силовых структур в условиях ЧС? Эту острую проблему рассмотрели участники научно-практической конференции в Военной академии Генерального штаба, которая прошла по инициативе Клуба военачальников Российской Федерации под руководством генерала армии Анатолия Куликова. «ВПК» публикует ряд выступлений, прозвучавших на этом форуме. ВСЕМ ствовал орган управления, обеспечивающий национальную безопасность посредством реализации механизма стратегического планирования по предотвращению внезапно возникающих стратегических рисков. А это сбор и обобщение первичной информации, сценарный прогноз развития ситуации, подготовка правительством комплекса соответствующих мер, представление на утверждение президента плана действий и иных распорядительных документов. Однако для обеспечения эффективдили от налогов. Русский разведчик полковник Лазарев привлек на свою сторону и оторвал от Шамиля его соратников. В итоге война на Кавказе на долгое время прекратилась. Надо, чтобы и сейчас все государности данной работы в государстве еще не создан механизм информационной и информационно-аналитической поддержки реализации президентом его полномочий за счет привлечения информационных ресурсов заинтересованных органов государственной власти и государственных научных учреждений с использованием системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия. Все эти проблемы требуют решения, и Минобороны России проводит активную работу в данном направлении. ТЕсНаЯ взаИМосвЯзЬ В последнее время в наших СМИ все чаще утверждается, что для России главными опасностями являются внутренние конфликты. Но при этом авторы тревожных прогнозов порой забывают, что данные конфликты – как в прошлом, так и теперь – подогреваются извне. Вся история нашего государства учит тому, что внутренние и внешние угрозы нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, они всегда тесно переплетены и взаимозависимы. В связи с этим и сегодняшними событиями на Кавказе можно было бы напомнить такой примечательный факт. С 1816 по 1856 год министром иностранных дел Российской империи был Карл Васильевич Нессельроде. Все долгих четыре десятилетия его нахождения на этом посту шла Кавказская война. Он нередко пытался вмешиваться в дела командиров Отдельного Кавказского корпуса – Ермолова, Паскевича, Воронцова. Но вот в 1856 году на место Нессельроде пришел Александр Михайлович Горчаков. Он поехал не на Кавказ, а во Францию, царя уговорил отправиться к британскому королю, добился заключения ряда выгодных торговых соглашений, наступил в ряде пунктов на мозоли Турции на Балканах и добился того, что Шамиль перестал получать извне деньги, инструкторов, оружие. Горское население на несколько лет освобоНовосТИ с «ТрИУМФоМ» На боЕвоЕ ДЕжУрсТво осенью этого года еще один полк пво будет оснащен новой зенитной ракетной системой с-400 «Триумф». Как сообщил замглавкома ВВС России генерал-майор Виктор Бондарев, «в сентябре мы получим этот комплекс и еще один дополнительный полк будет перевооружен на С-400». Расчеты ПВО уже завершили переучивание на новую ЗРС «Триумф». С 1 сентября полученные от промышленности комплексы будут поставлены на боевое дежурство. ЗРС С-400 «Триумф» разработки и производства ГСКБ «Алмаз-Антей» им. академика А. А. Расплетина предназначена для высокоэффективной защиты важнейших политикоадминистративных, экономических и военных объектов от ударов авиации, стратегических, крылатых, тактических и оперативно-тактических баллистических ракет, а также баллистических ракет среднего радиуса действия в условиях боевого и радиоэлектронного противодействия. С-400 обеспечивает поражение воздушных целей на дальностях до 250 километров, а нестратегических баллистических ракет – до 60 километров. Минимальная/максимальная высота поражаемой аэродинамической цели – 0,01/27 километров, баллистической – 2/7 километров. Максимальная скорость поражаемой цели – 4800 м/с. Количество одновременно обстреливаемых целей – 36, одновременно наводимых ракет – 72. Время развертывания средств системы С-400 с марша – 5 минут. райоН НаДЕжНо прИкрыТ в Центральном военном округе заступило на боевое дежурство соединение с системами пво с-300. Дежурные силы одного из соединений противовоздушной обороны Центрального военного округа, оснащенные зенитными ракетными системами С-300 разработки ГСКБ «Алмаз-Антей» им. академика А. А. Расплетина, заступили на боевое дежурство и приступили к выполнению задач в новом позиционном районе. Основной задачей, которую теперь выполняет соединение, является пресечение несанкционированных полетов авиации, нарушения порядка использования воздушного пространства. Соединение оснащено современными мобильными ЗРС С-300, способными поражать все виды воздушных целей, в том числе баллистических, а также летящих на предельно малых высотах. ка-226 НаЦЕлЯТ На палУбУ конструкторское бюро имени камова, которое входит в состав холдинга «вертолеты россии», разрабатывает вертолет палубного базирования на основе легкого многоцелевого вертолета ка-226. По словам генерального конструктора Сергея Михеева, создание палубного вертолета на базе Ка-226 потребует разных по объему доработок. Они необходимы для придания вертолету возможности эксплуатироваться с подвижных платформ, какими являются корабли. «Мы будем стараться, чтобы основная часть конструкции, которая к тому времени пройдет сертификацию, осталась бы на вертолете неизменной», – сказал генеральный конструктор. Как известно, в России есть целый ряд кораблей, которые остались без авиации. Например, ледоколы, оборудованные взлетно-посадочными площадками, не имеют вертолетного обеспечения для ледовой разведки. По словам Сергея Михеева, эти задачи могла бы решать новая винтокрылая машина. Легкий многоцелевой вертолет Ка-226 с двумя газотурбинными двигателями Allison250-C20R/2 Роллс-Ройс и максимальной взлетной массой 3,4 тонны предназначен для перевозки пассажиров (до 7 человек), транспортировки грузов внутри транспортной кабины (до 1046 кг), патрулирования экономических зон, мониторинга и решения других специальных задач. Масса взлетная – 3400 килограммов, максимальная масса груза внутри транспортной кабины – 1046 килограммов, максимальная масса груза, перевозимого на внешней подвеске, – 1300 килограммов, максимальная скорость – 210 км/ч, максимальная высота полета – 3500 метров, экипаж – один человек, максимальная высота взлетной площадки – 3000 метров. По сообщениям корреспондентов «ВПК», информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН ских событий 2008 года на Северном Кавказе, июньских событий 2010 года в Киргизской Республике, когда отсутствие единого, постоянно действующего органа управления силовыми структурами и «межведомственные барьеры» сковывали инициативу и не позволяли оперативно принимать согласованные решения, своевременно ставить задачи войскам, силам и средствам. Этому же способствовало и то, что сроки межведомственного согласования принимаемых решений и отсутствие единых алгоритмов работы министерств и ведомств в различных кризисных ситуациях не обеспечивали своевременного применения сил и средств, а заблаговременное планирование совместных действий армии и других войск по нейтрализации возможных кризисных ситуаций не осуществлялось. Положение дел и сейчас остается без изменений. ственные органы выполняли свои прямые обязанности по созданию благоприятных внешнеполитических условий для проведения военных акций, формированию общественного мнения в поддержку действий войск, решали другие экономические и социальные задачи. Но для этого необходимо, повторю, определить государственный орган, ответственный за координацию усилий всех министерств и ведомств. Такая задача ставилась в предыдущей Военной доктрине 2000 года, но, к сожалению, до настоящего времени не решена. Все это привело к тому, что сейчас все компоненты военной организации государства разрознены, их деятельность между собой не согласована. Это подтвердилось в ходе августовНУжЕН ЕДИНый орГаН По мнению Минобороны России, в мирное время целесообразно создать систему военного управления, приближенную к тому, что может потребоваться во время войны. Для этого нужно, чтобы Министерство обороны в соответствии с его задачами (пункт 4 ст. 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного указом президента Российской Федерации от 2004 года № 1082) координировало деятельность всех силовых ведомств в решении оборонных вопросов, не вмешиваясь при этом в выполнение данными структурами их специфических обязанностей. Без этого невозможНО ЗА ПОРАЖЕНИЕ ПРИДЕТСЯ ОТВЕТИТЬ но организовать централизованное управление всеми силами и средствами как в масштабе государства, так и на стратегических направлениях. Опыт прошлых войн подтверждает необходимость подчинения всех сил и средств военной организации единому оперативно-стратегическому командованию. Так, во время боев у озера Хасан в 1938 году действиями одной-двух дивизий попытались руководить командир корпуса, командующий армией, оперативная группа округа во главе с Григорием Штерном, командующий войсками округа Василий Блюхер, а также прибывшие из Москвы Лев Мехлис, заместитель главы НКВД Михаил Фриновский... В результате управление было дезорганизовано. Совсем по-другому повел себя Георгий Константинович Жуков на Халхин-Голе. Там тоже в руководство войсками пытались вмешиваться заместитель наркома обороны Кулик и опять Штерн. Но Жуков сразу же поставил себя хозяином положения и добился того, чтобы приехавшие военачальники занимались только возложенными на них задачами. Когда в сентябре 1941 года Сталин направлял Жукова в осажденный Ленинград, Георгий Константинович сразу потребовал, чтобы член политбюро Жданов не вмешивался в оперативные дела. Ибо без соблюдения принципа единства управления всеми силами и средствами при выполнении общей задачи в боевой обстановке ничего путного сделать нельзя. Этот принцип в полном объеме применим и в мирное время при локализации ЧП. Министерство обороны в настоящее время прилагает определенные усилия по совершенствованию системы управления военной организацией государства в ЧС и в военное время. При возникновении ЧП, непосредственной угрозы агрессии против РФ необходимо создание государственных органов, обеспечивающих скоординированное выполнение задач государственного и военного управления. И развертывание этих органов лучше проводить на основе уже созданных структур. Это сэкономит время, которого может потом не оказаться. В целях решения данной проблесообразно осуществлять через Федеральный оперативный штаб, создаваемый на основе Генерального штаба с привлечением оперативных групп заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. В зависимости от обстановки эти органы управления могут стать основой для построения системы государственного и военного управления в военное время. Учитывая исторический опыт, такими органами в военное время на стратегическом уровне могут быть: – Государственный комитет обороны; – Ставка Верховного главнокомандования. Данная структура позволит обеспеподдержку в аппарате Совета безопасности нашли только частично. На оперативном совещании СБ 17 декабря 2010 года приняты решения, одно из которых – повышение полномочий Генерального штаба в вопросах обеспечения военной безопасности государства. Это должно способствовать приданию Генштабу статуса высшего органа стратегического руководства, обеспечивающего скоординированное применение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в ЧС, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время. ТрЕбУЕТсЯ апробаЦИЯ В течение последних лет произошмы МО РФ полагало бы целесообразным образовать постоянно действующий Комитет по вопросам обороны и военной безопасности Российской Федерации, осуществляющий подготовку решений президента России в области военного строительства, применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, реализацию иных важнейших решений Совета безопасности РФ по стратегическим вопросам обороны и военной безопасности. При возникновении чрезвычайных ситуаций, угрожающих военной безопасности РФ, выполнение возложенных на комитет задач и функций целемеханизмов государственного и военного управления в ЧС адмирал Муллен в 2010 году ввел в действие новую серию стратегических КШУ по типу «Кризисное реагирование» и одобрил для доклада президенту США концепцию перспективных межведомственных учений «Национальное кризисное реагирование», которые предполагается проводить начиная с текущего года под общим руководством Совета национальной безопасности. ли изменения в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, в их полномочиях в сфере обороны. В связи с чем, думается, назрела необходимость на практике проверить, как наши властные органы способны реагировать на возможные ЧС, угрозы и вызовы государству. В развитых зарубежных странах этому придается все большее значение. Военнополитическое руководство США, например, считает недостаточными меры, предпринимаемые в последние годы для оптимизации действий органов военного и государственного управления при реагировании на террористические акты, стихийные бедствия и иные ЧС. Особое внимание обращается на уроки грузино-югоосетинского конфликта 2008 года, в ходе которого деятельность американской администрации, по мнению председателя Комитета начальников штабов адмирала Муллена, привела к серьезному ослаблению уверенности союзников в возможностях Вашингтона. В интересах совершенствования чить эффективное централизованное руководство экономикой и военной организацией государства в рамках единого планирования и взаимодействия министерств и ведомств на стратегическом уровне и оперативное управление в ходе совместного ведения военных действий межведомственными группировками войск (сил). К сожалению, наши предложения обороны ведет работу по совершенствованию руководства совместным планированием и применением разноведомственных сил и средств на стратегических направлениях. Одной из главных проблем является недостаточность полномочий командующих войсками военных округов для привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории ВО, к выполнению задач в области обороны. Решение проблемы видится в совершенствовании системы территориальной обороны в РФ, которая была сформирована в 90-е годы прошлого века. Ее основу составляли соединения и воинские части Вооруженных Сил, в составе которых для этого имелись достаточные силы и средства, а дислокация войск практически во всех субъектах РФ обеспечивала эффективность их применения. Но сегодня мы не можем иметь территориальную оборону в том виде, в котором она была. Ни один федеральный орган исполнительной власти не может самостоятельно и в полном объеме выполнить все задачи территориальной обороны. О чем доложено президенту Российской Федерации. В соответствии с его поручением Минобороны прораны в сентябре-октябре намечены шаги по подготовке органов государственной власти к действиям в условиях кризиса. Пройдут мероприятия под непосредственным руководством президента России. Итогом станет стратегическое учение «Центр-2011», где практически отработаем вопросы планирования, применения и управления разноведомственной коалиционной группировкой войск (сил) в Центрально-Азиатском регионе с привлечением вооруженных сил Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Украины. Одновременно Министерство И у нас по инициативе Минобороботаны все возможные варианты организации территориальной обороны и самым реальным в настоящее время представляется следующий. Общее руководство территориальной обороной осуществляет президент Российской Федерации – Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами. Правительство Российской Федерации организует и контролирует территориальную оборону. Генеральный штаб планирует и управляет территориальной обороной в масштабах государства. В военных округах организация и руководство территориальной обороной возлагается на командующего войсками военного округа. В субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях планирование и управление территориальной обороной осуществляется руководителями территориальных органов МВД России. Реализация подходов МО РФ к организации территориальной обороны позволит объединить под руководством командующих войсками военных округов выполнение всех задач обеспечения военной безопасности государства в границах ответственности, реализовать в полном объеме предназначение Вооруженных Сил, сосредоточив войска и силы на отражении агрессии и вооруженной защите государства. Сегодня обеспечить национальную безопасность возможно, повторю, только комплексным применением сил и средств всех федеральных органов исполнительной власти. Выполнение вышеназванных условий позволит адекватно реагировать на угрозы и вызовы государству. Подготовил Олег ФАЛИЧЕВ Окончание следует Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.5