Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №6 2011 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268238
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2011 .— №6 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268238 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 6 (372) 16–22 февраля 2011 года выходит по средам ОТВЕТ ПРЕДСКАЗАТЕЛЯМ ВОЙНЫ Почему не состоится новое вооруженное противоборство между Арменией и Азербайджаном ОАК: ТЕМА НА СТРАЖЕ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ Продолжение на стр. <...> 07 ТЕНДЕНЦИИ ВСЕ ДЛЯ ВВС И ПВО Свыше 80 образцов вооружения и военной техники продемонстрировал Рособоронэкспорт в городе Бангалоре на авиационно-космическом салоне «Аэро Индия-2011», который завершил работу 12 февраля. <...> Посетители салона смогли получить полную информацию о российском истребителе МиГ-35, принимающем участие в индийском тендере MMRCA, победитель которого получит контракт стоимостью около 10 миллиардов долларов. <...> Большой опыт эксплуатации индийскими ВВС самолетов семейства МиГ-29, на базе которого создан перспективный МиГ-35, а также наличие в Индии соответствующей инфраструктуры предоставляют российской машине шансы на успех в конкурсе. <...> Не остался незамеченным посетителями Ми-28НЭ, который принимает участие в индийском тендере на поставку 22 ударных вертолетов. <...> 02 ВЫДЕРЖАЛИ МО ИСПЫТАНИЯНОПОЛЯРНОСТЬЮ НЕ ДЕЛАТЬ СТАВКУ НА МБР ОДНОГО ТИПА ОПАСНО Россия не должна отказываться от разработки тяжелых жидкостных межконтинентальных ракет взамен списываемых МБР РС-18 и РС-20, утверждают отечественные эксперты. <...> С точки зрения устойчивости и способности преодоления противоракетной обороны, жидкостные МБР как минимум не уступают твердотопливным. <...> Многолетняя эксплуатация подтверждает, что жидкостные МБР – достаточно эффективное, надежное оружие. <...> Не случайно в Советском Союзе наряду с мощными жидкостными ракетами были и твердотопливные МБР – мобильные «Тополя», «Скальпели» на боевых железнодорожных ракетных комплексах. <...> Вместе с тем необходимо выделить и тревожКоллаж Андрея СЕДЫХ № 6 (372) 16 –22 февраля 2011 года ГЕОПОЛИТИКА ТЕНДЕНЦИИ Александр ХРАМЧИХИН, заместитель директора Института политического и военного анализа аналитики Пентагона вполне адекватно оценивают ситуацию <...>
Военно-промышленный_курьер_№6_2011.pdf
№ 6 (372) 16–22 февраля 2011 года выходит по средам ОТВЕТ ПРЕДСКАЗАТЕЛЯМ ВОЙНЫ Почему не состоится новое вооруженное противоборство между Арменией и Азербайджаном ОАК: ТЕМА НА СТРАЖЕ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ Продолжение на стр. 07 ТЕНДЕНЦИИ ВСЕ ДЛЯ ВВС И ПВО Свыше 80 образцов вооружения и военной техники продемонстрировал Рособоронэкспорт в городе Бангалоре на авиационно-космическом салоне «Аэро Индия-2011», который завершил работу 12 февраля. В рамках объединенной российской экспозиции были, в частности, представлены в виде рекламных материалов и макетов учебно-боевой самолет Як-130, многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35, при создании которого использовались технологии пятого поколения, две версии военно-транспортного самолета Ил-76МД, самолет-заправщик Ил-78МК, самолеты корабельного базирования МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Посетители салона смогли получить полную информацию о российском истребителе МиГ-35, принимающем участие в индийском тендере MMRCA, победитель которого получит контракт стоимостью около 10 миллиардов долларов. Большой опыт эксплуатации индийскими ВВС самолетов семейства МиГ-29, на базе которого создан перспективный МиГ-35, а также наличие в Индии соответствующей инфраструктуры предоставляют российской машине шансы на успех в конкурсе. Потенциальным заказчикам предлагался широкий спектр российской вертолетной техники. Не остался незамеченным посетителями Ми-28НЭ, который принимает участие в индийском тендере на поставку 22 ударных вертолетов. Эта машина обладает широкой номенклатурой вооружений, уникальной живучестью, может действовать в любое время суток и в самых сложных погодных условиях. С 2009 года винтокрылы Ми-28НЭ поступают в Вооруженные Силы России. На авиасалоне предоставлялась информация о транспортнобоевом вертолете Ми-35М, вертолете радиолокационного дозора Ка-31, многоцелевых вертолетах «Ансат» и Ка-32А11ВС. Традиционно неотъемлемую часть российской экспозиции составили средства ПВО. Они позволяют создать комплексную противовоздушную оборону, обеспечивающую перехват и уничтожение целей на различных высотах и дальностях. Это зенитные ракетные системы «ТорМ2Э» и С-300ВМ «Антей-2500», ЗРК «Бук-М2Э», модернизированная версия хорошо зарекомендовавшего себя зенитного ракетнопушечного комплекса «Тунгуска-М1», ПЗРК «Игла-С». Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Связаны ли частые случаи заболевания пневмонией военнослужащих ВС РФ с качеством новой формы одежды? ДА 52% НЕТ 46% ВАШИНГТОН, ПОХОЖЕ, ПРИГЛАШАЕТ МОСКВУ К ДРУЖБЕ ПРОТИВ КИТАЯ В США недавно была обнародована Национальная военная стратегия, в которую впервые с 2004 года внесли серьезные изменения. Ее представил председатель Комитета начальников штабов адмирал Майкл Маллен. Читайте материал на стр. 02 ВЫДЕРЖАЛИ МО ИСПЫТАНИЯНОПОЛЯРНОСТЬЮ НЕ ДЕЛАТЬ СТАВКУ НА МБР ОДНОГО ТИПА ОПАСНО Россия не должна отказываться от разработки тяжелых жидкостных межконтинентальных ракет взамен списываемых МБР РС-18 и РС-20, утверждают отечественные эксперты. Сегодня, по их мнению, наименее затратный способ обеспечить потенциал сдерживания российской группировки стратегических ядерных сил в составе 1550 боевых блоков, которые может иметь наша страна по новому Договору о СНВ, – создание тяжелой жидкостной ракеты. НЕ ЗНАЮ 2% Этот путь обеспечивает заданную эффективность всей группировки межконтинентальных баллистических ракет. С точки зрения устойчивости и способности преодоления противоракетной обороны, жидкостные МБР как минимум не уступают твердотопливным. Тяжелые жидкостные ракеты имеют в разы больший забрасываемый вес, чем легкие твердотопливные носители. В результате получается большее количество боевых блоков и средств преодоления ПРО. В составе группировки межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования РВСН всегда преобладали жидкостные ракеты прежде всего по совокупной мощи и количеству боезарядов на них. Многолетняя эксплуатация подтверждает, что жидкостные МБР – достаточно эффективное, надежное оружие. ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 Тем не менее в стратегических ядерных силах обязательно нужно сохранить подвижные комплексы с твердотопливными ракетами. Но делать ставку на МБР одного типа опасно. Не случайно в Советском Союзе наряду с мощными жидкостными ракетами были и твердотопливные МБР – мобильные «Тополя», «Скальпели» на боевых железнодорожных ракетных комплексах. 03 НАСТАВНИКИ СОЛДАТ… И ОФИЦЕРОВ в армиях США и Англии О роли сержантов 04 УДАРНИКИ «ОБОРОНКИ» ТРЕТЬЕГО РЕЙХА Чешско-моравский протекторат – один из главных поставщиков оружия Гитлеру 09 ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ СЛОЖНОЕ НАСЛЕДСТВО, БЕСПОКОЙНОЕ БУДУЩЕЕ Андрей ФЛОРИНСКИЙ, генерал-майор милиции, заместитель начальника Организационно-инспекторского департамента МВД РФ – начальник Управления по обеспечению правопорядка в закрытых административно-территориальных образованиях МВД России. В ближайшее время предстоят значительное сокращение штатной численности, отказ от несвойственных функций, переход на полное федеральное финансирование, переаттестация личного состава в соответствии с изменениями нормативноправовой основы деятельности органов внутренних дел и вступающим в силу с 1 марта 2011 года федеральным законом «О полиции». В рамках реформы в августе прошлого года в центМинувший год стал годом начала модернизации домствами и госкорпорацией «Росатом» организует мероприятия по предотвращению, обнаружению и пресечению незаконного оборота ядерных и радиоактивных материалов на территории Российской Федерации, противодействию угрозам ядерного терроризма, проводит работу по внедрению в практику приборов обнаружения и предварительной диагностики радиоактивных источников. В первую очередь этими приборами будут оснащены подразделения МВД России в ЗАТО и на объектах атомной промышленности. Подводя итоги прошедшего года, можно отметить, что ральном аппарате министерства был упразднен Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах. Органы внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах (ОВДРО) подчинены теперь территориальным органам МВД России на региональном уровне. К МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации перешли полномочия по управлению и организации деятельности ОВДРО, которые поддерживают правопорядок на объектах оборонно-промышленного комплекса, осуществляют в пределах своей компетенции предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие преступлений и расследование уголовных дел, а также охрану и сопровождение специальных грузов. Одновременно в структуре Организационноинспекторского департамента МВД России образовано Управление по обеспечению правопорядка в ЗАТО, на особо важных и режимных объектах. Перед ним поставлены следующие задачи: организация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и нормативное правовое регулирование в области обеспечения правопорядка в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах; анализ эффективности деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне и выработка общей стратегии в области поддержания правопорядка на указанных выше объектах. Управление совместно с заинтересованными веные сигналы о потенциальных угрозах безопасному функционированию закрытых административнотерриториальных образований, особо важных и режимных объектов. Это прежде всего рост числа тяжких наркопреступлений в ЗАТО, значительное увеличение числа лиц, совершивших преступления и не имеющих постоянного источника доходов. Остается тревожной ситуация на дорогах. Несмотря на уменьшение общего количества дорожно-транспортных происшествий, число пострадавших в них граждан возросло. Требует пересмотра содержательная составляющая местных программ профилактики преступлений в части организации работы с лицами, нарушившими закон и совершившими преступления, их ресоциализации, в том числе по трудоустройству и медицинскому обеспечению, вовлечению и стимулированию общественности по поддержке этих лиц и контролю над ними. Необходимо дальнейшее развитие взаимодействия субъектов реализации государственной политики в сферах обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения. Вопросы обеспечения правопорядка и безопасности в ЗАТО в условиях реформирования органов внутренних дел обсуждались в ноябре 2010 года на совещании с представителями Ассоциации закрытых административно-территориальных образований атомной промышленности и руководящим составом ГУВД и УВД Красноярского края, Свердловской, Челябинской, Пензенской, Томской областей, с участием представителей ФСБ и госкорпорации «Росатом». По итогам состоявшегося обсуждения руководству МВД России направлено ходатайство об изменении нормативов создания Управлений и отделов внутренних дел в ЗАТО с целью сохранения статуса самостоятельных территориальных органов внутренних дел районного уровня. ОВДРО в целом сохранен контроль за состоянием оперативной обстановки на обслуживаемых объектах и не допущено остановок предприятий оборонно-промышленного комплекса вследствие противоправной деятельности. Вместе с тем необходимо выделить и тревожКоллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 6 (372) 16 –22 февраля 2011 года АРМИЯ НОВОСТИ ВОДА – ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ В Москве прошли штабные переговоры Совета Россия – НАТО по водоснабжению войск в полевых условиях. Вместе с представителями инженерных войск в переговорах с российской стороны участвовали специалисты Департамента планирования и координации тылового обеспечения Минобороны, а также Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. Начальник отдела тылового обеспечения международного секретариата НАТО Бруно Кантин отметил, что проблема водоснабжения имеет общегуманитарный аспект, поскольку, по прогнозам специалистов, в ближайшие годы 40 процентов населения планеты будут испытывать дефицит питьевой воды и запасы ее по ценности сравнимы с нефтяными. Российскую сторону в ходе переговоров интересовали вопросы организации полевого водоснабжения войск в армиях стран НАТО, применяемые для этого средства и стандарты, а делегацию альянса – опыт России водоснабжения войск в специфических условиях Афганистана. В ходе переговоров была обсуждена возможность заключения соглашения о взаимном оказании услуг в области полевого водоснабжения и участия РФ в международном учении «Умелый тыловик-2013». Представитель НАТО отметил, что хотел бы видеть российских военнослужащих на всех этапах подготовки и проведения этого учения. Также в этом году намечено провести семинары – в Германии по инженерным вопросам, касающимся производства и хранения воды, в Чехии – по медицинским аспектам этой проблемы. СИСТЕМЫ ОТДЕЛЬНЫЕ – ПРИМЕНЕНИЕ СОВМЕСТНОЕ Председатель Комитета Госдумы РФ по обороне Виктор Заварзин считает, что РФ и НАТО должны формировать единый периметр Европейской противоракетной обороны. «Россия может участвовать в создаваемой системе ЕвроПРО исключительно на равноправной основе. Мы предлагаем строить данную систему на секторальном принципе, формировать единый периметр противоракетной защиты», – сказал Заварзин. Он отметил, что «наши западные партнеры намерены создавать региональную эшелонированную ПРО. Натовский и российский сегменты, по их мнению, должны иметь возможность взаимодействовать при отражении ракетных угроз, но при этом быть автономными». При существующих на сегодня по этому вопросу разногласиях будет сложно развивать нормальные взаимные отношения. Среди расхождений военные эксперты выделяют различные взгляды на возможные ракетные угрозы. Например, Россия уже неоднократно отмечала, что не видит опасности от Ирана, мнение же государств – членов НАТО на этот счет обратное. Камнем преткновения являются разногласия в подходах к принципам построения ЕвроПРО, ее архитектуре. Также существуют сложности в технологической совместимости российских и западных систем раннего предупреждения, не говоря уже о средствах поражения. В свою очередь глава МИДа РФ Сергей Лавров убежден, что ЕвроПРО будет фактически представлять две отдельные системы, но Москва и альянс найдут способ обеспечить их совместное функционирование. «Понятно, что эта система будет базироваться на американской схеме, что США не отдадут своего права, так сказать, на «кнопку» в противоракетной системе. То же относится и к российской «кнопке» этой системы. Но военные люди знают, как обеспечить функционирование системы, когда есть такие исходные условия, как гарантировать совместную работу», – сказал министр. IVECO S.p.A. И RHEINMETALL ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В РОССИИ Министр обороны РФ Анатолий Сердюков провел ряд встреч с представителями ведущих европейских производителей оборонной продукции. В ходе переговоров с генеральным директором итальянской компании Iveco S.p.A. Альфредо Альтавиллой обсуждался вопрос создания на территории России совместного предприятия по сборке с последующей локализацией колесных бронированных машин «Рысь». Как отметил глава оборонного ведомства, российская сторона крайне заинтересована в оснащении войск техникой, обеспечивающей максимальную защиту личного состава. На встрече с председателем компании Rheinmetall Клаусом Эберхардом подписано соглашение о начале проектирования центра боевой подготовки на территории полигона Мулино, отвечающего самым современным требованиям, вместимостью до бригады. Создание подобного центра позволит моделировать любую тактическую обстановку на поле боя и реально оценивать действия всего личного состава бригады. Достигнуты также договоренности о начале переговоров по созданию в России совместного предприятия с ОАО «Оборонсервис» по сервисному обслуживанию, ремонту и модернизации вооружения и военной техники. Стороны договорились рассмотреть предложения компании Rheinmetall по импорту в РФ мобильных комплексов, позволяющих производить утилизацию боеприпасов в непосредственной близости от места их складирования с применением современных экологичных и безопасных технологий. ПРОФЕССИЯ Дейл Р. ХЕРСПРИНГ, заслуженный профессор политологии Государственного университета штата Канзас, в прошлом дипломат и капитан ВМФ, автор 13 книг и более 100 статей, посвященных военным вопросам Роджер Н. МАКДЕРМОТТ, старший научный сотрудник отделения евразийских военных исследований Джеймстаунского фонда в Вашингтоне, почетный старший научный сотрудник факультета политики и международных отношений Кентского университета (Великобритания), соредактор книги «Российская военная реформа. 1992–2002 гг.» СЛОЖНЫЙ И ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В начале 50-х годов в Советской армии перестал существовать институт сержантов, по крайней мере в западном понимании этого слова. Конечно, у России своя культура, свое видение вещей и способ действий. И представление о том, что Москва просто выжидает, чтобы перенять американскую или британскую модель ВСС, абсурдно. Тем не менее чтение российской прессы наводит на мысль, что российские военные в целом не вполне понимают, что представляет собой современная западная модель управления армией. Кстати, отправная точка по ее формированию в Соединенных Штатах возникла после смятения и травмы, нанесенной вооруженным силам США в результате войны во Вьетнаме. В ту пору перед американскими ВСС стояла только одна конкретная задача: быть командирами подразделений. Тогда как армии нужны были разносторонние и умелые воины, знающие инструкторы. Назревшие перемены начались ственных решений, но начинающие командиры к этому еще не готовы. Вот почему им в значительной мере приходится полагаться на советы старших ВСС в подразделениях. Эта роль является такой значительной, что она может быть точным предсказателем будущего успеха молодого офицера. Если лейтенанта окружают неквалифицированные ВСС, которые дают командиру неверные советы, очень часто совершаются ошибки, негативно отражающиеся и на новичке, и на доверенном ему подразделении. Из молодых офицеров с очень лучают распределение в качестве командиров взводов, где они являются единственными офицерами. От них ожидают принятия ответучился у ВСС – старого седого боцманмата, от которого позже услышал: «Рад видеть, что вы знаете, как работает военноморской флот, сэр». Молодые лейтенанты поофицер так и сделал. Позже его перевели в надзор за палубной командой и он опять-таки НА КОМ в 1973 году. В тот день на четвертом этаже дома номер 4 в ФортБеннинге (штат Джорджия) произошло нечто необычное. Во время собрания подкомитета по вопросам ВСС при Комитете по вопросам командования и руководства в Департаменте руководства сержант первого класса Эрл Бригхэм написал буквы «В», «С» и «С» на листе бумаги, а затем начал совещание в виде мозгового штурма. В итоге пришли к результатам, которые позднее (в 1984 году) были приняты в качестве концепции ВСС (каждый из трех параграфов в концепции начинается с одной из этих букв). Между прочим в середине ЖИЛЬЕ: АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС Число бесквартирных военнослужащих Северного флота РФ в текущем году значительно сократилось. Как сообщил заместитель командующего СФ по инженерному обеспечению, расквартированию и обустройству контр-адмирал Александр Денскевич, в постоянном жилье нуждаются 1593 военнослужащих, что уже значительно меньше по сравнению с прошлым периодом. Из них 415 человек выразили согласие на получение в текущем году государственных жилищных сертификатов (ГЖС). По его оценке, ситуация с жилищным обеспечением военнослужащих Северного флота не вызывает серьезных опасений в том, что задачи по решению квартирного вопроса людей в погонах будут своевременно выполнены. С начала 2009 года на удовлетворение потребностей флота было направлено 2692 ГСЖ и 1883 квартиры. Причем большая часть сертификатов и извещений на квартиры пришла на флот в конце прошлого года. Около 230 военнослужащих не получили распределенное им жилье в Санкт-Петербурге и Московской области из-за расторжения контракта с застройщиком. В ближайшее время им предложат квартиры в микрорайонах Петербурга – Шушарах и Осиновой роще, которые будут готовы к заселению уже в конце 2011 – начале 2012 года. В феврале этого года начал работу североморский отдел Департамента жилищного обеспечения МО РФ, задачами которого являются учет и обеспечение военных служебным жильем, а также проверка и прием документов от них для постановки на учет нуждающихся в постоянном жилье. информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК», 90-х годов прошлого века генераллейтенант Андрей Николаев, заместитель начальника российского Генерального штаба, посетил военные базы в США. Побывав на первой и увидев в действии сержантов, генерал решил, что перед ним американские офицеры, одетые в сержантскую униформу. К концу поездки генерал Николаев понял, что никакого маскарада нет. И сказал тогдашнему министру обороны США Вильяму Пери: «Нигде в мире военные не обладают такими высокими качествами, как ВСС в США». Подобные контакты между британскими и российскими военными усиливали на Западе впечатление, что российские планирующие военные чиновники не поняли роль западных ВСС, как не поняли смысл взаимодействия между офицерами и сержантами. В США реформа ВСС представляла собой сложный и длительный процесс, который дал значительные результаты. Эта реформа перекликается с сегодняшними российскими военными переменами. На то, что они происходят, указывает, в частности, открытие в 2009 году нового центра в Рязани, предназначенного для подготовки профессиональных сержантов на курсах продолжительностью 34 месяца. Однако Москве еще предстоит принять концептуальное решение, какой конкретно должна быть модель ВСС. Понятно, что они должны отвечать требованиям современных методов ведения войны и быть способными укреплять дисциплину, а также решать нравственные проблемы в подразделениях. РУКОВОДЯЩАЯ РОЛЬ На Западе ВСС в мирное время выполняют повседневную работу по управлению подразделением. Во многих случаях обычный солдат может не видеть офицера целыми днями. Это не означает, что офицеры не важны, они важны. Тем не менее за повседневную работу подСЕРЖАНТСКИЙ СОСТАВ: КОНЦЕПЦИИ США И АНГЛИИ разделения отвечает ВСС. Именно сержант служит примером для солдата или матроса. Когда это возможно, перед выполнением повседневных функций руководство подразделения проводит собрание. И почти всегда командир обращается к старшему ВСС с вопросом: какие у личного состава есть проблемы? Старший ВСС сообщает командиру о проблемах, которые он (или она) не может решить (например малосъедобная пища, отсутствует место для ночлега). Сержанты также докладывают предложения по взаимодействию с личным составом (например подразделение X отличилось в учениях Y, солдата A необходимо привлечь к ответственности). Руководящее положение ВСС распространяется также на административные обязанности. Сержант должен обеспечивать выполнение повседневных задач: например, кто стоит в карауле, или идет в отпуск, или выполняет обязанности X или Y. В военное время ВСС часто косвоем подразделении. Проступки в армии и на флоте будут иметь место всегда, но о них сообщается офицеру лишь тогда, когда произошло серьезное нарушение дисциплины (например подчиненный ударил своего начальника). Однако в иных случаях (допустим, униформа солдата или матроса не соответствует уставу, солдат или матрос опоздал на построение) с провинившимся разбирается ВСС – если только поведение первого не выходит из-под контроля. В данном случае дело передается соответствующему вышестоящему офицеру для принятия мер. Дочь одного из авторов этой малым опытом службы можно вырастить высококвалифицированных профессионалов благодаря качественному наставничеству и руководству добросовестных старших ВСС. Последние (а их, заметим, подавляющее большинство в вооруженных силах США) понимают свою роль в подготовке младших офицеров и воспринимают эту задачу всем сердцем. Они сознают: для того, чтобы их взвод был успешным, нужно хорошее руководство офицеров, а также ВСС. ЗИЖДЕТСЯ ВОИСК БОЕСПОСОБНОСТЬ Однажды маршал Жуков заметил: «Армией управляем я и сержанты». Жуков, как многие великие командующие, понимал исключительную важность военнослужащих сержантского состава (ВСС). Сегодня британскими или американскими военными руководят не генералы или адмиралы, а сержанты и любой хороший офицер, особенно старший, знает это. Зять одного из авторов воевал в Афганистане, будучи майором танковых войск. Его старший ВСС, сержант первого класса, ранее служил в войсках специального назначения. Когда они устраивали засаду, планирование осуществлял именно этот сержант и утверждал у майора. А тот в свою очередь при проведении подобных операций предоставлял руководящую роль сержанту. Оба знали, кто «за старшего», но они также понимали, у кого больше знаний и опыта. НАСТАВНИК Сержант помогает подчиненмандует подразделением. Поскольку войска привыкли идти за сержантом в мирное время, естественным является принятие им руководящей роли в боевых условиях. Когда это возможно, ВСС получает приказы от офицера. Тем не менее во многих случаях офицеров в непосредственной близости нет, и тогда ВСС обязан проявлять инициативу как при осуществлении повседневного построения подразделения, так и решая, что подчиненным надлежит делать в бою. Западные войска не могли бы действовать, если бы сержанты должны были ждать, когда им скажут, что предпринять в боевой обстановке. ВСС знают, в чем заключается боевая задача и что может потребоваться в соответствии с обстановкой. ДИСЦИПЛИНА ВСС непосредственно отвечает за дисциплину. Сержант добивается нужного поведения в статьи служила в армии военным юристом. Когда требовалось ее вмешательство в ситуации, вызванные какими-либо дисциплинарными проступками, она первым делом проводила беседы со старшими ВСС провинившихся. Иногда, исходя из того, что сказал ВСС, не было оснований для предъявления обвинений («вообще рядовой X является солдатом первого класса, и это нарушение представляется единичным случаем»). Понятно, что при необходимости на сцене появляется офицер (например солдат вел себя дерзко по отношению к офицеру). В любом случае роль ВСС в отправлении правосудия трудно переоценить. ВСС знает солдат достаточно хорошо, чтобы сообщить командиру, был ли дисциплинарный проступок единичным случаем, который можно простить, или нет. Офицеры не располагают необходимой информацией, чтобы давать такие объяснения старшему командиру. ТЕХНИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРТ ВСС настолько хорошо знает свою специальность, что может выступать в роли эксперта. ным осваивать воинские профессии. Например, после курса подготовки пехотинцев в часть прибывают молодые солдаты с базовыми знаниями. Этих парней приписывают к подразделению, где им предстоит обрести конкретные навыки гренадера, пулеметчика и так далее, за что отвечают ВСС. Кроме того, они должны заниматься с солдатами, чтобы те могли выполнять обязанности сержантов в отсутствие последних. ВСС постоянно готовят из молодых солдат младших командиров. Хороший сержант прекрасно понимает свою роль в обучении подчиненных. Для россиянина может прокоторый работает с ВСС, знает, что этот человек раньше был на его месте. Сержант заслужил свои нашивки, и это вызывает у подчиненных чувство уважения. Возможно, это самая важная ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ Каждый солдат или матрос, канском военно-морском флоте такой тип двигателя имели только два корабля). Сын обратился за помощью к старшине. Тот дал ему чашку кофе и сказал: «Садись вон там и смотри». Молодой что новичок оказался на корабле, оснащенном двигателем, изучение которого не было предусмотрено учебной программой академии (во всем америофицера. Скажи ему: «Я Энсин Херспринг, я здесь главный. Что вы хотите, чтобы я сделал?». Вскоре выяснилось, 04 работа ВСС – служить образцом для подражания рядовых. ВСС, которые не демонстрируют высоких моральных принципов, не добиваются уважения, которое вдохновляет солдат идти за ними в бой. Солдаты, которых ведут ВСС без твердых принципов и устоев, находятся в значительно менее выгодном положении в своем развитии. НАДЕЖДА И ОПОРА В американской армии, в военно-воздушных и военноморских силах, в Корпусе морской пехоты США есть капелланы и военные юристы, которые наряду с обычными офицерами готовы помочь рядовым с решением их проблем. Тем не менее значение ВСС невозможно переоценить. Он видит непосредственную реакцию солдата или матроса, когда тот, например, получает известие, что умерла его мать или его девушка разрывает с ним отношения. Почти каждый день сержанты дают солдатам советы. Хорошие ВСС знают мотивы поступков своих подчиненных. Они знают об их семьях и могут уловить признаки того, что парня, похоже, что-то беспокоит. Они находятся в непосредственном контакте с солдатами в течение почти всего рабочего времени. Каждый день ВСС следят за благополучием своих солдат или матросов. Если они тренируются в жару, ВСС следит, чтобы подчиненные не испытывали жажды. Он обеспечивает солдат питанием в течение длительных учебных мероприятий и доставляет им почту. Смысл работы ВСС заклюзвучать странно, но ВСС также участвуют в подготовке младших офицеров. Многие сержанты собьются со счета, если их спросить, скольким младшим офицерам они передали знания и опыт. Сын одного из авторов окончил Военно-морскую академию США. Затем он учился в Школе подготовки офицеров по боевым действиям надводных сил. Перед отправкой к месту службы он спросил у отца: «Есть ли какие-нибудь советы?». В ответ услышал: «Иди в любое отделение, куда тебя припишут. Найди старшего унтерчается в том, что он участвует в выполнении задач, устанавливая время и стандарты. Это требует навыков планирования, управления ресурсами. Хороший ВСС старается оставить свое отделение или расчет в лучшей форме, чем он его принял, он формулирует для себя краткосрочные и среднесрочные задачи. Роль ВСС в обучении полностью основана на улучшении стандартов, при этом он помогает солдатам выполнять свои обязанности технически и тактически. Теперь понятно, почему ВСС на Западе находятся практически на одном уровне с офицерами и, следовательно, обладают большой делегированной властью. Обычно сержант управляет своим подразделением с незначительным вмешательством со стороны офицера. Нет никаких сомнений в том, что правильная концепция ВСС, удовлетворяющая потребностям военных, служит основой любой успешной реформы или модернизации. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 КОНЦЕПЦИИ РЕЦЕПТ ПРЕЖДЕ ЧЕМ РЕФОРМИРОВАТЬ ВООРУЖЕННЫЕ Виталий ШЛЫКОВ, член Общественного совета при Минобороны РФ ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОЯЛИ Тем не менее заявление Никсона 23 апреля 1970 года, в котором он согласился с тем, что Америке теперь нужны ДВС, было воспринято Пентагоном как указание приступать к конкретному планированию жизни вооруженных сил США без призывников. А еще примерно через шесть месяцев, 12 октября шеф военного ведомства направил письменные уведомления министрам видов ВС и начальнику Комитета начальников штабов о том, что целью Министерства обороны является достижение нулевого призыва к концу 1973 финансового года. В сущности впервые появилось четкое распоряжение руководству американских ВС: пора переходить от планирования к конкретным действиям, дабы получить в результате боеспособные добровольные вооруженные силы. Первым на указание главы Пентагона отреагировал начальник штаба армии (сухопутных войск) генерал Уильям Уэстморленд. Уже 13 октября он объявил, что намерен назначить одного из высших военачальников руководителем проекта по созданию добровольных СВ. 25 октября этот пост занял генерал-лейтенант Джордж Форсайт, подчинявшийся напрямую министру и начальнику штаба этого вида вооруженных сил. Так как бюджет на 1971 финансовый год не предусматривал средств на программу перехода к ДВС, министр армии Стэнли Резор собственным решением перебросил 39,8 миллиона долларов на вербовку, рекламу и улучшение бытовых условий военнослужащих. Из этой суммы 25 миллионов направили на так называемый проект «Волар» (Volar, сокращенно от Volunteer Army), призванный облегчить повседневную жизнь солдат в расположении части и прежде всего устранить главные поводы для недовольства с их стороны. Реализация проекта в порядке эксперимента началась в январе 1971 года на четырех базах сухопутных войск (Форт Беннинг, Форт Брэгг, Форт Карсон и Форт Орд). Среди примерно сотни мер, принятых в рамках «Волара», были в том числе следующие: наем гражданского персонала для выполнения работ на кухне и по уборке баз, повышение комфорта в комнатах отдыха и казармах, придание им большего уюта, ликвидация очередей в столовых и т. д. Многие из нововведений, направленных на смягчение условий службы, не требовали дополнительных затрат. На некоторых базах, например, отменили сигналы отбоя и подъема, а также церемониальные построения. Солдатам разрешили украшать свои казармы в стиле, принятом гражданской молодежью, носить более длинные волосы, приносить в казарму пиво и т. д. Стал строго соблюдаться восьмичасовой «рабочий день», в кое-каких солдатских клубах разрешили выступления танцовщиц и прочее. Попутно развернулась энергичная рекламная кампания в электронных СМИ. В частности, заключены и оплачены контракты более чем с двумя тысячами радиостанций. При этом ставилась задача охватить рекламой 70–80 процентов молодежи не менее 22 раз в неделю. В послании конгрессу 28 января 1971 года президент Никсон объявил, что намерен просить о формировании в 1972 финансовом году специального бюджета в размере 1,52 миллиарда долларов, предназначенного только для создания ДВС. Таким образом, 1972 финансовый год, начавшийся 1 июля 1971-го, явился первым полным годом выполнения программы перехода к ДВС. Как видно из таблицы 1, второй по величине после денежного довольствия оказалась статья расходов на «Инициативы видов вооруженных сил», то есть на проект «Волар» сухопутных войск (75 миллионов долларов) и аналогичные проекты ВМС (25 миллионов), ВВС (25 миллионов) и Корпуса морской пехоты (16 миллионов). В рамках их осуществления количество военных баз, на которых проводились эксперименты по устранению «раздражителей», снижающих привлекательность военной службы, увеличилось до 12. Контроль над расходованием средств по бюджету на ДВС возлагался на Комитет по проекту «Доброволец». На самом деле затраты на смену принципа комплектования вооруженных сил были значительно выше. Ко времени составления бюджета ДВС стало очевидно, что ассигнования на возведение семейного жилья для военнослужащих, рекомендованные в докладе Комитета по проекту «Доброволец», оказались слишком велики для того, чтобы включить их в данный бюджет. К тому же жилищное строительство в предложенном объеме не могло быть закончено к моменту завершения перехода к добровольным вооруженным силам. Поэтому министр обороны Мелвин Лэйрд принял решение дополнительно профинансировать эти расходы вне рамок бюджета ДВС. Впрочем, потребовалось куда больше денег, чем было намечено (110 миллионов долларов в 1972 финансовом году), и на вербовку (по-английски recruiting – рекрутирование) контрактников. Как говорилось ранее, выполнению данной задачи придавалось едва ли не решающее значение в процессе перехода к военной службе по найму. Таблица 2 показывает, насколько резко возросли в 1971–1976 годах расходы на то, чтобы привлечь в вооруженные силы добровольцев в рамках общего бюджета Министерства обороны. За период создания ДВС аппарат вербовочной службы американского военного ведомства увеличился почти на четыре тысячи человек (в том числе в СВ – на 2347 человек, в ВВС – на 656, в ВМС – на 500 и в Корпусе морской пехоты – на 418), а к имеющимся вербовочным бюро прибавилось еще 996 (в СВ – 556, в ВВС – 115, в ВМС – 150, в Корпусе морской пехоты – 175). Ряд принятых мер способствовал повышению привлекательности работы их сотрудников. В частности, была введена прибавка к зарплате, компенсировались также некоторые «карманные расходы» (плата за парковку, покупка кофе для кандидатов на военную службу и т. д.). Помещения уже существовавших бюро переоборудовали и обставили новой мебелью, а открываемые теперь, как правило, размещались в престижных районах или торговых центрах. О НЕОБХОДИМОСТИ НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ОБОРОННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ СИЛЫ… Окончание. Начало в №№ 4, 5 Изучив доклады комиссий – как Гейтса, так и Пентагона, президент Ричард Никсон в отношении сроков отказа от призыва на военную службу и порядка перехода к добровольным вооруженным силам (ДВС) принял в основном точку зрения Минобороны США, о чем и объявил в публичном выступлении 23 апреля 1970 года. Поддержав комиссию Гейтса в вопросе о необходимости создания ДВС, хозяин Белого дома одновременно отверг ее предложения упразднить призыв с 1 июля 1971 года. Президент вообще не пожелал связывать данный шаг с определенной, четко зафиксированной датой, отметив, что в условиях продолжения войны во Вьетнаме это может быть интерпретировано противником как фактическое установление администрацией Соединенных Штатов срока вывода своих войск из Индокитая. Таблица 1 РАЗБИВКА СПЕЦИАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 1972 ФИНАНСОВЫЙ ГОД (МИЛЛИОНЫ ДОЛЛАРОВ) Увеличение денежного довольствия .......................... 908,0 Субсидии на наем жилья ................................................ 79,0 Специальные денежные выплаты ................................. 40,0 Повышение комфортности казарм ................................ 68,0 Инициативы видов вооруженных сил .......................... 141,0 Привлечение офицерского состава ............................... 57,2 Вербовочная работа ..................................................... 110,8 Резервный фонд ........................................................... 116,1 Итого ............................................................................ 1520,1 Вне бюджета ДВС финансировались и другие мероприятия, напрямую связанные с повышением привлекательности военной службы по найму. Примером может служить включение в общий бюджет Министерства обороны на 1973 год отдельной статьи расходов – «Высвобождение солдат от неквалифицированного труда». Ее появление стало реакцией на доклад командования сухопутных войск о том, что 45 тысяч рядовых военнослужащих ежегодно отвлекаются от своих прямых обязанностей для выполнения различных заданий по поддержанию чистоты и порядка на базах, иным хозяйственным нуждам. В докладе также отмечалось, что согласно опросам 88 процентов потенциальных кандидатов в добровольцы считают наиболее важным аспектом армейской службы «интересную и требующую самоотдачи работу». Причем менее половины полагают, что СВ предоставляют им шанс получить ее. Из бюджета на 1973 год выделили 99,4 миллиона долларов на наем гражданского персонала для приготовления пищи и обслуживания кухонь, 50 миллионов – на замену солдат, занятых на базах работами, не имеющими отношения к их военным специальностям, и 7 миллионов – на закупку уборочной и другой устраняющей ручной труд техники. Было подсчитано, что эти дополнительные ассигнования позволят высвободить 14 тысяч солдат для выполнения ими своих прямых обязанностей. Кроме того, Пентагон за счет собственных средств заказал проведение большого числа исследований по темам, касающимся перехода к ДВС (таблица 3). Эти и другие дополнительные расходы затрудняют получение обобщенной цифры, показывающей, во что обошелся американцам отказ от призыва. Но в любом случае затраты были много больше официального бюджета на ДВС, который составил в 1973 финансовом году 3,5 миллиарда долларов и в 1974-м – 3,3 миллиарда. С 1975 финансового года, поскольку переход на добровольный принцип комплектования завершился, отдельный бюджет на ДВС уже не формировался и все мероприятия по их дальнейшему развитию финансировались через бюджеты видов вооруженных сил. Получение интегрированной оценки ассигнований затрудняется и тем, что создание ДВС сопровождалось значительным (на одну треть) сокращением численности вооруженных сил США в период с 1970 по 1975 год (таблица 4). ЭТО НАДО ИМЕТЬ В ВИДУ Расхождения в подсчетах американских экспертов, определявших, сколько стоил Соединенным Штатам переход к ДВС, весьма значительны. Однако эти показатели не могут служить даже приблизительным ориентиром для определения цены перевода Вооруженных Сил России на контрактный принцип комплектования, ибо они разительно отличаются от ВС США начала 70-х годов. Во-первых, в Америке обязательный призыв в регулярную армию или на флот не являлся национальной традицией. За два с лишним столетия существования Соединенных Штатов призывная система действовала в общей сложности менее 40 лет (1863–1865, 1917–1918, 1940–1947, 1948–1973). Как правило, сразу же после окончания больших войн (например Гражданской или Первой мировой) американцы возвращались к добровольному принципу комплектования. Так, вслед за завершением Второй мировой войны США 31 марта 1947 года отменили призыв. Правда, заокеанская сверхдержава возродила его год спустя – 24 июня 1948-го потому, что началась холодная война. Россия же практически не обладает опытом комплектования Вооруженных Сил на добровольной основе. Лишь с января до июля 1918 года в Красную армию набирали только тех, кто желал вступить в ее ряды. При этом срок службы равнялся трем месяцам. Во-вторых, даже в условиях призыва основная часть американских вооруженных сил комплектовалась контрактниками. Из 2 миллионов 690 тысяч человек, находившихся в период Гражданской войны в США в армии северян, лишь 2 процента попали туда в принудительном порядке. Остальные были добровольцами. В 1957–1965 годах ВВС, ВМС и Корпус морской пехоты полностью удовлетворяли свои потребности в новобранцах за счет контрактников и РАСХОДЫ НА ВЕРБОВКУ КОНТРАКТНОГО СОСТАВА (МИЛЛИОНЫ ДОЛЛАРОВ) Финансовый год 1971 1972 1973 1974 1975 1976 Расходы на вербовку 162,4 229,9 326,0 386,3 413,2 451,0 В том числе на рекламу 22,5 40,4 68,8 96,1 102,1 67,0 лишь сухопутные войска прибегали к призыву. Даже в разгар войны во Вьетнаме (1970–1971), как видно из таблицы 5, пополнение американских вооруженных сил более чем на две трети состояло из добровольцев. Между тем в армии и на флоте РФ доля контрактников никогда не была превалирующей. Более того, в последние годы их число постоянно снижается. То есть в России, если будет принято решение об отказе от призыва, создавать добровольные Вооруженные Силы придется практически с нуля. В-третьих, в Соединенных Штатах переход к ДВС (точно так же, как сейчас в Германии) осуществлялся путем сокращения набора по призыву с последующей его отменой (выходом на нулевой призыв), а не через увеличение абсолютного числа контрактников. Более того, как следует из таблицы 4, ежегодный контингент добровольцев, принятых на военную службу в 1974–1976 годах, даже уменьшился по сравнению с 1970–1971-м. Огромный комплекс мероприятий, проведенный американцами в 70-е годы для создания ДВС, был направлен на то, чтобы сохранить число контрактников хотя бы на прежнем уровне в условиях отказа от призыва. Ведь именно угроза попасть вопреки желанию в армию была основным средством давления на молодежь с тем, чтобы она подписывала контракт с вооруженными силами. Точно так же у нас первоначальные «успехи» в выполнении Федеральной целевой программы (ФЦП) 2003–2007 годов достигались в значительной мере благодаря принуждению солдат и матросов срочной службы к подписанию контрактов. Кстати, даже при наборе сокращенного по сравнению с прошлыми годами контингента контрактников Пентагон вскоре после перехода к ДВС столкнулся с такими трудностями, что в Соединенных Штатах серьезно рассматривали возможность возврата к призыву. В России, наоборот, предполагалось едва ли не одним махом увеличить число добровольцев в Вооруженных Силах почти втрое (со 135 тысяч в 2003 году до 400 тысяч в 2007-м) не только при сохранении существовавшего уровня призыва, но и его увеличении посредством отмены ряда отсрочек. В-четвертых, важным аргументом в пользу отмены всеобщей воинской повинности в США было постоянно растущее по демографическим причинам число будущих рекрутов, которых армия просто не могла поглотить. Президенту Никсону пришлось в декабре 1969 года ввести лотерейную систему призыва и только среди потенциальных новобранцев 19-летнего возраста. У нас в стране ныне сложилась прямо противоположная демографическая ситуация. Во всяком случае российский Генштаб уверяет, что призывников не хватает для удовлетворения текущих потребностей военной организации государства. Таблица 2 КРУГ ВОПРОСОВ И КОЛИЧЕСТВО ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВЕДЕННЫХ С 1968 ПО 1972 ГОД ПО ПОРУЧЕНИЮ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ОБОРОНЫ США ПО ЛИЧНОМУ СОСТАВУ Отношение к военной службе ............................................16 Влияние денежной оплаты, бонусов и льгот .....................14 Демография предложения людских ресурсов .................12 Давление призыва на принятие решения о подписании контракта ......................................................22 Изучение нулевого призыва в других странах ....................6 Влияние уровня заработной платы в гражданском секторе и безработицы ...............................4 Возможность привлечения на военную службу врачей и юристов ...................................................................4 Стоимость содержания личного состава ДВС ..................28 Вербовка и реклама ............................................................47 Условия контракта и опционы ..............................................5 Процедуры тестирования ......................................................3 Физические стандарты .........................................................9 Умственные стандарты и отбор кандидатов ....................73 Имидж военной службы ........................................................9 Мотивация заключения контракта .....................................18 Подготовка офицеров резерва .............................................8 Итого ..................................................................................310 Таблица 4 ЧИСЛЕННОСТЬ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ США (ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК) Финансовый год 1970 1971 1972 1973 1974 1975 Численность вооруженных сил 3066 2715 2323 2253 2162 2081 В-пятых, в США одной из важнейших статей расходов при комплектовании добровольцами стали затраты на вербовку и рекламу. На данные цели выделялось до полумиллиарда долларов в год (в современных ценах это в несколько раз больше). Наивно думать, что наши убогие военкоматы станут центрами притяжения для молодых и образованных контрактников. В-шестых, в США была разработана детальная система стимулирования редких, дефицитных или опасных специальностей. По особым расценкам заключались, например, контракты с врачами с тем, чтобы денежное вознаграждение за их труд не уступало заработкам коллег-медиков в гражданском секторе (хорошо известно, что в Америке врач – высокооплачиваемая профессия). На эти цели также предусматривались отдельные ассигнования. В-седьмых, американская программа перехода к ДВС опиралась на детальное изучение комплектования на добровольной основе иностранных вооруженных сил. Отдельный раздел доклада комиссии Гейтса был посвящен обобщению опыта Великобритании (она первой среди развитых стран Запада отказалась от призыва еще в 1957 году), ряда стран Латинской Америки, а также германского рейхсвера в 20-х – начале 30-х годов. Не обошли вниманием в Соединенных Штатах даже непродолжительный период набора в РККА одних добровольцев. В России иностранный опыт не только не систематизирован, но и нет в наличии ни одного экспертно-аналитического центра, который мог бы квалифицированно проделать эту важную работу. У меня нет сомнений, что если бы анонимные разработчики российской ФЦП 2004–2007 годов были знакомы с американским опытом создания ДВС, то они скорее всего избежали бы элементарнейших ошибок, допущенных при планировании и осуществлении программы. Ибо точно такие же ошибки первоначально совершили и за океаном. Правда, впоследствии, хотя и с огромными усилиями, в США их исправили. Но только после того, когда поняли, что одних только денег для создания эффективной контрактной армии недостаточно. (См. статью автора в «ВПК» № 23 за 2010 год.) Таблица 5 ПОПОЛНЕНИЕ АМЕРИКАНСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РЯДОВЫМ СОСТАВОМ (ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК) Финансовый год 1970 Контрактники 1971 1972 1973 1974 1975 1976 424 396 397 428 391 415 397 Призывники 207 156 27 36 – – – (ранее служившие и резервисты) 47 60 47 52 47 56 41 Прочие Всего 678 612 471 516 438 421 438 Таблица 3 Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.5