Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №4 2011 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268236
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2011 .— №4 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268236 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 4 (370) 2–8 февраля 2011 года выходит по средам НЕЯСНОЕ БУДУЩЕЕ КИРГИЗИИ Возможно, России придется принять в свой состав эту республику ТЕМА 03 НА РЕЖИМ ЭКОНОМИИ затратных программ вызвал шквал критики в США Отказ Минобороны от реализации ряда 05 ПЕНТАГОН ПЕРЕХОДИТ НЕМЕЦКИЙ ТАНК ЧЕШСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ Бронированная машина, участвовавшая в трех кампаниях вермахта ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЗАКОНЧЕНЫ, НАС БЕДА ТОЖЕ НЕ ОБОШЛА СТОРОНОЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ РАЗВИТИЕ Продолжение на стр. <...> Всего в 2000–2004 годах американцы передали иностранным заказчикам 286 самолетов (30 процентов глобального рынка продаж) и в 2005–2009-м – 341 самолет (34 процента). <...> В общей сложности в 2000–2004 годах зарубежные государства получили от России 331 самолет (35 процентов глобального рынка) и в 2005–2009-м – 219 самолетов (22 процента). <...> На третьем месте идет Франция: в 2000–2004 годах – 34 новых самолета и 24 машины «секонд-хенд» (всего 58 самолетов, 6 процентов глобального рынка), в 2005–2009-м – 63 новых самолета и 13 машин «секонд-хенд» (в общей сложности 76 самолетов, 8 процентов глобального рынка). <...> Хотелось лишь подеКоллаж Андрея СЕДЫХ Коллаж Андрея СЕДЫХ (фото Алексея МАТВЕЕВА) № 4 (370) 2–8 февраля 2011 года ГЕОПОЛИТИКА 02 ПОДРОБНОСТИ МОРСКОЕ ПИРАТСТВО И БОРЬБА С НИМ В ВОДАХ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ Рисунок. <...> Методы отражения пиратских атак АДЕНСКИЙ ЗАЛИВ Николай ПОНИКАРОВ ОШИБКИ ВОЕННЫХ 18 ноября 2008 года индийский фрегат Tabar обнаружил небольшое судно, за которым шли на буксире две быстроходные лодки. <...> Фрегат приказал судну остановиться и стал готовить к высадке досмотровую партию. <...> Однако пираты не собирались сдаваться и открыли огонь. <...> Моряк рассказал, что его траулер Ekawat Nava 5, следовавший из Омана в Йемен, был захвачен пиратами. <...> Сейчас эта тактика применяется изредка, но некоторые эксперты предлагают расширить ее на все суда, следующие Аденским заливом. <...> Эффективность такого прикрытия заметно ниже, чем в Аденском заливе. <...> Если самолет обнаруживает в открытом океане <...>
Военно-промышленный_курьер_№4_2011.pdf
№ 4 (370) 2–8 февраля 2011 года выходит по средам НЕЯСНОЕ БУДУЩЕЕ КИРГИЗИИ Возможно, России придется принять в свой состав эту республику ТЕМА 03 НА РЕЖИМ ЭКОНОМИИ затратных программ вызвал шквал критики в США Отказ Минобороны от реализации ряда 05 ПЕНТАГОН ПЕРЕХОДИТ НЕМЕЦКИЙ ТАНК ЧЕШСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ Бронированная машина, участвовавшая в трех кампаниях вермахта ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЗАКОНЧЕНЫ, НАС БЕДА ТОЖЕ НЕ ОБОШЛА СТОРОНОЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ РАЗВИТИЕ Продолжение на стр. 04 ТЕНДЕНЦИИ США И РФ – ЛИДЕРЫ РЫНКА БОЕВОЙ АВИАТЕХНИКИ По итогам прошедшего десятилетия Россия заняла второе место после США среди крупнейших поставщиков боевых самолетов. Об этом свидетельствуют данные отчета, подготовленного Стокгольмским институтом исследований проблем мира (СИПРИ). Как отмечают аналитики института, только 11 стран в мире производят боевые самолеты (Китай, Франция, Индия, Япония, Россия, Швеция и США – самостоятельно, Германия, Италия, Испания и Великобритания – в составе консорциума «Еврофайтер»). При этом лидирующие позиции среди экспортеров боевой авиационной техники занимают Соединенные Штаты и Российская Федерация. В частности, США в 2000–2004 годах поставили 215 новых боевых самолетов и 71 самолет из состава ВВС («секонд-хенд»), а в 2005–2009-м – 331 новый самолет и 10 из состава ВВС. Всего в 2000–2004 годах американцы передали иностранным заказчикам 286 самолетов (30 процентов глобального рынка продаж) и в 2005–2009-м – 341 самолет (34 процента). Россия в 2000–2004 годах поставила 287 новых боевых самолетов и 44 самолета «секонд-хенд», а в 2005–2009-м – 215 и 4 соответственно. В общей сложности в 2000–2004 годах зарубежные государства получили от России 331 самолет (35 процентов глобального рынка) и в 2005–2009-м – 219 самолетов (22 процента). На третьем месте идет Франция: в 2000–2004 годах – 34 новых самолета и 24 машины «секонд-хенд» (всего 58 самолетов, 6 процентов глобального рынка), в 2005–2009-м – 63 новых самолета и 13 машин «секонд-хенд» (в общей сложности 76 самолетов, 8 процентов глобального рынка). Китай поставил в 2000–2004 годах 76 новых самолетов (8 процентов глобального рынка) и в 2005–2009-м – 41 новый самолет (4 процента). Продаж машин «секонд-хенд» за эти периоды не было. Аналитики СИПРИ обратили внимание на Украину, которая в течение прошедшего десятилетия довольно активно распродавала свою боевую авиационную технику из состава ВВС. Так, в 2000–2004 годах украинцы экспортировали 30 самолетов (3 процента глобального рынка), а в 2005–2009-м – еще 68 машин (7 процентов). Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Считаете ли вы предпринимаемые меры по борьбе с терроризмом в России достаточными и эффективными? НЕТ 91% ДА 5% НЕ ЗНАЮ 4% ТЕРРОРИСТЫ-САМОУБИЙЦЫ НЕУГОДНЫ АЛЛАХУ УМИРАТЬ… Читайте материал на стр. 07 С РАДОСТЬЮ БЕЗ СРЕДСТВ К СУЩЕСТВОВАНИЮ НЕ ОСТАЛИСЬ Статс-секретарь – заместитель министра обороны России Николай Панков заявил, что в Вооруженных Силах РФ выведены за штат, но не уволены с действительной военной службы 40 тысяч офицеров. Они, по словам статссекретаря, находятся в распоряжении МО и к ним относятся как к ближайшему кадровому резерву. «Ежедневно мы докладываем министру обороны, сколько человек из числа офицеров«распоряженцев» назначены на воинские должности или уволены в запас», – подчеркнул заместитель главы российского военного ведомства. Как следует из разъяснения Николая Панкова, за штатом оказались не только офицеры, которые расстаются с Вооруженными Силами потому, что выслужили положенное количество лет и теперь лишь ожидают постоянного жилья, но и значительное число молодых офиПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 ВОЗМОЖНО ЛИ ТАКОЕ? церов, покидающих армию и флот в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. «Мы рассчитываем, что основная часть офицеров«распоряженцев» в течение этого года при получении квартир будет уволена в запас», – отметил Николай Панков. Статс-секретарь рассказал, что офицеры, находящиеся за штатом, проходят военную службу не на воинской должности. «Все офицеры, зачисленные в распоряжение, получают денежное содержание за воинские звания и выслугу лет», – заявил он. Эмиль ДАБАГЯН Недавно мексиканская газета La Jornada опубликовала статью под шокирующим заголовком «В 2011 году Латинскую Америку ждут пять войн». Однако речь в ней идет не о вооруженных столкновениях между государствами континента, с некоторыми из которых Россия в последнее время налаживает партнерские и даже дружеские отношения. Это все тот же разговор о кровавых делах наркомафии, отстаивающей свое «место под солнцем». Соглашаясь в принципе с автором, я бы уточнил: скольких десятилетий с существующим режимом сражаются группировки партизан-леваков. Причем верхушка повстанцев, развернув поначалу борьбу за интересы обездоленных бедняков, постепенно превратилась в пособника наркомафии. А почему бы и нет? Вожаки Революционных вооруженных сил Колумбии, например, прекрасно обустроились в труднодоступных горных районах, обзавелись новейшими средствами связи, компьютерами, мобильными телефонами. Этим людям неплохо живется, не то что рядовым бойцам. В самое последнее время, в период восьмилетнего водилось рассказывать на страницах «ВПК» (№ 37, 2010), наркокартели – грозная, подпитывающая различные слои общества сила, которая не откажется без боя от баснословных доходов. К сказанному ранее нелишне добавить, что кровавые схватки в стране не прекращаются, число жертв катастрофически растет. Брошен открытый и наглый вызов властям всех уровней. Предпринимаемые же ими контрмеры, к сожалению, недостаточно эффективны. Колумбия. Там, как известно, на протяжении неправильнее было бы говорить об одной большой войне, развернувшейся в регионе. Как показывают события в Мексике, о которых мне до10 правления энергичного президента Альваро Урибе благодаря комплексу продуманных мер удалось слегка прищемить хвост колумбийскому наркобизнесу. Он слегка приутих, но готовится к новому раунду противостояния, пытаясь теперь вовлечь в свою орбиту незаконные военные формирования правого толка, так называемых парамилитарес, которым власть тоже «подрезала крылья». Панама, расположенная на узком перешейке, связывающем север и юг Западного полушария, похоже, обретает роль удобного транзитного коридора для переброски наркотиков, контролируемого колумбийскими мафиози. Ныне наркомафия взялась за Гватемалу, стремясь дестабилизировать в ней ситуацию, дабы «выловить рыбку в мутной воде». Легкой добычей вездесущих наркодельцов, независимо от национальной принадлежности, становятся орудующие в ряде центральноамериканских стран молодежные преступные группировки. Их главари за сравнительно большое по местным меркам вознаграждение вербуют из своей среды наркокурьеров, готовых за мизерную плату выполнять любую грязную работу, обеспечивающую сравнительно безбедное существование. Венесуэла, где бесчинствует уличная преступность, – тоже объект интереса наркомафии. Хотя президент Уго Чавес буквально на днях экстрадировал одного колумбийского полевого командира, это не меняет существа дела. Ведь сравнительно недавно официальный Каракас всемерно поддерживал партизан соседней страны – заклятых врагов капитализма. Увлеченных, правда, производством и продажей смертельного зелья. Таковы лишь отдельные фрагменты общей панорамы, мятся уничтожить всемирное наркотическое зло, ассигнуя на это значительные денежные средства. Воздвигаются заслоны вдоль дырявой по существу южной границы США, сквозь которую практически беспрепятственно проникают наркокурьеры. С военных баз, расположенных на территории зарубежных государств, взлетают американские самолеты, барражирующие над зонами, где сосредоточены плантации, на которых произрастает сырье для изготовления наркотиков. С берегов Потомака звучат упреки в адрес других стран за то, что они не следуют примеру северного соседа. Вашингтон вводит санкции в отношении Венесуэлы и Боливии. Но по большому счету Белый дом борется не с приобъять которую целиком – задача чрезвычайно трудная. И последнее. Соединенные Штаты вроде бы стречинами, а со следствиями. Ведь именно жители США являются крупнейшими на планете потребителями наркотиков. Тут не избежать расхожих штампов типа «спрос рождает предложение». Пока он есть, найдутся и поставщики. Свято место пусто не бывает. Вслед за Колумбией возникла Мексика, затем появится кто-то другой. Это многомиллиардный бизнес, с ним теснейшим образом связаны таможня, полиция, чиновники в центре и на местах. Все они имеют свою немалую долю в соответствии с занимаемой должностью. И никто из них лично не заинтересован в том, чтобы иссяк этот источник дополнительных доходов… Недавно я спросил колумбийского специалиста по литься с читателями тревогой, навеянной великолепной статьей в мексиканской газете, которая в очередной раз поведала о страшной болезни человечества, которая, увы, не обошла стороной и Россию. международному праву, почему мы сталкиваемся со столь парадоксальной ситуацией: мировое сообщество делает немало для ликвидации наркоугрозы, а «белая смерть» продолжает распространяться по планете? Собеседник ответил: «Я не эксперт в этих вопросах, но может быть стоит разрешить употребление легких наркотиков, как, к примеру, в скандинавских странах. Там эта проблема не стоит так остро». Лично у меня рецептов нет. Хотелось лишь подеКоллаж Андрея СЕДЫХ Коллаж Андрея СЕДЫХ (фото Алексея МАТВЕЕВА)
Стр.1
№ 4 (370) 2–8 февраля 2011 года АРМИЯ НОВОСТИ ПРО ПО-РОССИЙСКИ Продолжается работа над развитием средств национальной системы противоракетной обороны. По словам командующего Космическими войсками генерал-лейтенанта Олега Остапенко, «развитие средств системы ПРО проводится в плановом порядке. Необходимые финансовые средства заложены в Госпрограмме вооружений (до 2020 года). Ведутся работы по модернизации существующих средств системы ПРО». «В настоящее время проводятся работы по изготовлению опытных образцов, испытаниям отдельных составных частей, систем и агрегатов, – сообщил Остапенко. – Новые технические решения по модернизации и созданию средств ПРО отрабатываются при проведении испытаний вооружений и военной техники на полигоне Сары-Шаган в Казахстане». Он также сообщил, что систему предупреждения о ракетном нападении пополнят радиолокационные станции, строящиеся близ Калининграда и Иркутска. В частности, командующий сказал: «Строительство РЛС идет по графику, РЛС в Калининградской области уже работает, хотя ее строительство еще продолжается, под Иркутском осуществляется сборка еще одной РЛС». ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ Двухдневная КШТ штабов военных округов, объединений и соединений прошла с 27 по 28 января в Южном военном округе под руководством начальника Генштаба ВС РФ генерала армии Николая Макарова. Ее цель – отработка действий по предупреждению и локализации экологических и техногенных катастроф в районах дислокации войск с использованием новых цифровых средств связи, управления и автоматизации. Сценарием тренировки предусмотрено выполнение ряда учебных задач по организации сбора и анализа поступающей информации, ее оперативному обмену между органами военного управления с использованием инновационных технологий в автоматизированных системах оповещения, управления и передачи данных. Особое внимание при этом было уделено совершенствованию практических навыков должностных лиц при работе на новых цифровых средствах связи, управления и автоматизации. Тренировка была призвана проверить готовность руководителей всех уровней, штабов военных округов, объединений, соединений и воинских частей принимать решения на применение войск в реальном масштабе времени с использованием новых комплексов автоматизированного управления войсками. При этом командование ЮВО организовало взаимодействие с силами МЧС и МВД Южного и СевероКавказского федеральных округов. В рамках тренировки проведен обмен большими объемами информации, для передачи которой использованы совершенно новые, недавно внедренные в войсках ЮВО средства связи и автоматизации. АНГЛИЧАНЕ ЗАТЯГИВАЮТ ПОЯСА Вооруженные силы Великобритании продолжают пересмотр статей оборонного бюджета в сторону их сокращения и в следующем финансовом году (2011–2012) сократят военные расходы еще на 1,6 миллиарда фунтов стерлингов. В частности, будет уменьшен парк истребителейбомбардировщиков «Торнадо» со 134 до 60 единиц, что позволит сэкономить до 300 миллионов фунтов стерлингов в год. Несмотря на решение предыдущего правительства о поддержке вертолетного парка английских сил в Афганистане, количество ранее заказанных вертолетов «Чинук» будет, вероятно, сокращено на 12 машин. В дальнейшем Минобороны страны продолжит пересмотр статей военного бюджета, анализируя возможности их сокращения. Могут быть уменьшены расходы на истребители «Харриер», разведывательные самолеты «Нимрод», фрегаты и авианосцы «Арк Роял» и «Илластриаз». В настоящее время военное ведомство Великобритании имеет 34 основные программы закупки вооружений. В ближайшей перспективе намечено принять решение, какие программы останутся без изменений, а какие из них будут сокращены с целью экономии военных расходов. ПРОГРАММА ОПРЕДЕЛЯЕТ РЕШЕНИЯ ТЕМА С УЧЕТОМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА – Николай Егорович, возможно, одним из самых заметных международных политических событий, которые имеют прямое отношение к оборонной стратегии России, стал саммит НАТО в Лиссабоне. Возникла ли после него необходимость уточнения нашей Военной доктрины? – Военная доктрина Российской Федерации разработана на основе всестороннего анализа факторов политического, военного, социально-экономического и иного характера, оказывающих влияние на военную безопасность нашего государства. Одним из таких факторов является приближение военной инфраструктуры НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока. Изучив Стратегическую концепцию альянса, принятую на лиссабонском саммите, вы сможете убедиться, что изложенная в Военной доктрине России оценка деятельности НАТО находит подтверждение в положениях этого основного руководящего документа Организации Североатлантического договора. Так, наряду с декларируемым в нем стремлением к стратегическому партнерству с Россией предусматривается продолжение политики «открытых дверей», в том числе в отношении государств, граничащих с Россией, – Украины и Грузии. Поэтому необходимость уточнения Военной доктрины Российской Федерации в связи с принятием новой Стратегической концепции НАТО отсутствует. – Что за последнее время принципиальным образом изменилось в Концепции строительства Вооруженных Сил Российской Федерации? – Действующая Концепция строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года утверждена президентом России 19 апреля 2010 года и представляет собой систему взглядов военно-политического руководства государства на развитие Вооруженных Сил в указанный период. При разработке концепции мы постарались учесть положительный опыт реформирования Вооруженных Сил за последние 60 лет. С привлечением научных организаций Министерства обороны был проведен всесторонний анализ основных направлений развития армий ведущих иностранных государств. Изучен опыт войн и вооруженных конфликтов последних лет с учетом изменения форм и способов ведения военных действий. Все проводимые сегодня мероприятия в рамках формирования нового облика Вооруженных Сил соответствуют целям, задачам и направлениям строительства, утвержденным в концепции. Основными из них на период до 2020 года являются: – создание системы воздушнокосмической обороны Российской Федерации; – формирование оптимального состава межвидовых группировок войск (сил) на стратегических направлениях; – обеспечение мобильности воинских формирований и группировок войск; – создание современной системы управления Вооруженными Силами; – развертывание военных городков новой системы базирования войск; – реализация мероприятий по переоснащению соединений и воинских частей новыми и перспективными образцами ВВСТ; – решение комплекса вопросов социальной защищенности военнослужащих. – Как бы вы оценили состояние военной науки на современном этапе? Есть ли новации в сфере оперативной подготовки и какие перед ней стоят задачи на 2011 год? – В 2010 году проведена значительная работа по коренной реорганизации военно-научного комплекса Вооруженных Сил. Она направлена на повышение его эффективности в решении всех проблемных вопросов, стоящих перед Министерством обороны. Проведенные преобразования поУкраинско-российская подкомиссия по вопросам присутствия Черноморского флота РФ на территории Украины 27 января рассмотрела вопрос о готовности к подписанию межправительственного соглашения о передвижении военных формирований ЧФ РФ за пределами мест дислокации на украинской территории. Украинскую делегацию возглавлял первый заместитель министра иностранных дел Руслан Демченко, российскую – статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин. Стороны также проанализировали подготовку межправительственного соглашения об урегулировании вопросов юрисдикции и предоставлении правовой помощи в уголовных делах на период пребывания российского флота на территории Украины. Демченко и Карасин обсудили проблемы регистрации военнослужащих ЧФ РФ и членов их семей, степень готовности к подписанию соглашения между правительствами Украины и России о навигационном обеспечении мореплавания в Черном и Азовском морях, а также готовность к подписанию меморандума о сотрудничестве в области информационного обмена. Представители МИД Украины и России проанализировали сотрудничество в вопросах инвентаризации земельных участков и объектов госимущества Украины, переданных в пользование ЧФ РФ, вопросы обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в местах дислокации флота на территории Украины. Кроме того, был рассмотрен вопрос реализации межправительственного соглашения об участии России в развитии социально-экономической сферы Севастополя и других населенных пунктов, в которых дислоцируются военные формирования ЧФ РФ. Украина и Россия в апреле 2010 года договорились продлить пребывание Черноморского флота России на севастопольской базе на 25 лет после 2017-го – до 2042 года. Арендная плата за пребывание Черноморского флота РФ начиная с 28 мая 2017-го складывается из платежей России Украине в размере 100 миллионов долларов ежегодно, а также из дополнительных средств, получаемых за счет снижения цены на газ, поставляемый на Украину. информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК», зволили создать единую систему управления военной наукой, повысить ее роль в формировании военно-технической политики, Государственной программы вооружения (ГПВ) и государственного оборонного заказа. В 2011 году приоритетной целью военно-научного комплекса будет исследование актуальных проблем обеспечения подготовки и применения Вооруженных Сил в новом облике. Помимо этого в основной спектр задач входят совершенствование деятельности научноисследовательских организаций путем преобразования в федеральные бюджетные учреждения, а также развитие системы подготовки научных кадров. Что касается оперативной подготовки, основное внимание уделяем повышению профессиональных знаний и навыков всех категорий генералов и офицеров. С этой целью на базе Военной академии Генерального штаба, других военно-учебных заведений проводим сборы с указанной категорией военнослужащих. Создание объединенных стратегических командований ставит перед нами необходимость интенсивно проводить межвидовую подготовку органов военного управления военных округов. Не отказываемся от испытанных форм оперативной подготовки – стратегических командно-штабных военных игр и тренировок, а также оперативно-стратегических и оперативных учений. В 2011 году наиболее крупным мероприятием подготовки войск будет учение «Центр-2011» с Центральным военным округом. ШИРОКИЙ КРУГ ЗАДАЧ – К сожалению, Вооруженные Силы Российской Федерации значительно отстали от вооруженных сил РАЗВИТИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ Минувший 2010-й стал для российских Вооруженных Сил годом завершения крупномасштабных реформ, которые кардинально изменили их облик. Полковую организационно-штатную структуру войск сменила бригадная. Расформированы все кадрированные воинские части и соединения, а ныне существующие – только полнокровные – обрели статус постоянной боевой готовности, в связи с чем значительно сократилась численность офицерского состава. Армия и флот перешли на трехзвенную систему управления. Вместо шести военных округов образованы четыре объединенных стратегических командования (ОСК). Произошел целый ряд других серьезных перемен. Министр обороны России Анатолий Сердюков на недавней встрече с журналистами отметил, что 2010 год как бы подвел черту под проведенными оргштатными и другими мероприятиями в войсках и теперь одной из важнейших задач становится последовательное обновление парка вооружений и боевой техники. Но не только. Будет ли скорректирована отечественная Военная доктрина после достигнутых в последнее время Москвой и Вашингтоном договоренностей в оборонной сфере? Появятся ли поправки в Концепции строительства Вооруженных Сил до 2020 года? На эти и другие вопросы обозревателя «ВПК» отвечает начальник Генерального штаба ВС РФ – первый заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Николай МАКАРОВ. развитых стран мира в сфере разведки и управления. Что предпринимается для исправления ситуации? – Я бы сказал, что есть отставание по ряду средств управления и разведки. На сегодня Вооруженные Силы в основном оснащены комплексами разведки и связи, созданными в 90-х годах прошлого века. Другая проблема заключается в том, что каждый вид Вооруженных Сил, род войск развивал собственные средства автоматизации и связи без оглядки на других. Системы управления Сухопутных войск, ВМФ и ВВС не сопрягались между собой, что снижало возможности по управлению группировками войск на оперативно-стратегическом и оперативном уровне. В настоящее время Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации подготовлены требования к оборонно-промышленному комплексу по разработке высокотехнологичных цифровых систем разведки и связи. Промышленностью уже создается принципиально новый комплекс радиосредств шестого поколения. Внедряются методы цифровой обработки сигналов, позволяющие реализовать сетевой принцип организации радиосвязи. Она строится как единая интегрированная сеть на всех уровнях: от Генерального штаба до отдельного солдата на поле боя. Кроме того, в перспективе планируется развертывание интегрированной системы спутниковой связи и ретрансляции за счет существенного наращивания орбитальной группировки космических аппаратов. Могу сказать, что только на создание и развитие систем управления в рамках ГПВ-2020 спланировано выделение более 300 миллиардов рублей. Главная наша задача заключается в формировании единого информационнотелекоммуникационного пространства, объединяющего возможности средств разведки, навигации, управления войсками и оружием нового поколения. – Несмотря на увеличение расходов на оборону, в составе Военновоздушных сил до сих пор на новую технику не перевооружена ни одна часть. С чем это связано? – Наши Военно-воздушные силы, как и другие виды и рода войск Вооруженных Сил России, получают новую технику в плановом порядке. Обделенных у нас нет. Могу сказать, что в 2009– 2010 годах на оснащение российских ВВС приняты новые боевые машины Су-34, Ми-28, Ка-52 и зенитные ракетные системы С-400. В текущем году и в последующем предусмотрена закупка достаточного количества лучших образцов отечественной авиационной техники для эффективного решения боевых задач. Кроме того, большой модернизационный потенциал имеют уже состоящие на вооружении российских Военно-воздушных сил самолеты типа МиГ-31, Ту-160, Ту-95, Ил-76. После соответствующей доработки этими авиационными комплексами также будут оснащаться части боевого применения. Отмечу, что на сегодня в составе ВВС все воинские формирования являются частями постоянной готовности, на 100 процентов укомплектованными личным составом и техникой от штатов военного времени. Данный фактор в сочетании с современным вооружением значительно повышает боевые возможности отечественной военной авиации. – Вы уже сказали, что одной из основных задач в Концепции строительства Вооруженных Сил до 2020 года является создание российской воздушно-космической обороны. Насколько реальны эти перспективы и как на этом может отразиться высказанное на лиссабонском саммите НАТО намерение создать Европейскую ПРО? – Создание системы воздушнокосмической обороны является современным реагированием на существующие и перспективные угрозы военной безопасности государства. Область применения современных средств нападения стирает грань между воздушным и космическим пространством. Идея создания системы ВКО заключается в объединении усилий и возможностей всех огневых и информационных средств противовоздушной и противоракетной обороны, систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. С формированием данной системы ответственность за обеспечение военной безопасности в воздушно-космической сфере будет сосредоточена в руках одного должностного лица. Эффективность воздушнокосмической обороны планируется повышать путем ее оснащения перспективными образцами вооружения и военной техники. Такие средства будут обладать возможностью перехвата воздушных целей со скоростями вплоть до гиперзвуковых во всем диапазоне высот, а баллистических – до класса МБР. Хотелось бы подчеркнуть, что это будет не простое механическое слияние разновидовых воинских организмов под руководством нового стратегического командования. Предусматриваются их глубокая интеграция и эшелонирование по задачам, информационному обмену, огневому перехвату. К выполнению первоочередных мероприятий в этом вопросе мы уже приступили. Что касается создания ЕвроПРО, то Российская Федерация готова принять участие в этом проекте в качестве равноправного партнера и на условиях, озвученных президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым на лиссабонском саммите. Заделов у нас для этого достаточно уже сегодня. – Генеральный штаб должен координировать планы строительства других войск Российской Федерации. Как это осуществляется на практике? – Полномочия по координации и контролю вопросов строительства других войск, воинских формирований и органов закреплены в соответствующем положении о Министерстве обороны России, которое утверждено указом президента Российской Федерации. В рамках реализации данных полномочий Минобороны осуществляет согласование соответствующих проектов планов, при этом учитываются принятые ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЗАКОНЧЕНЫ, СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ВОЗДУШНОКОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ – ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ДО 2020 ГОДА по вопросам военного строительства нормативные правовые акты, решения президента нашей страны и правительства Российской Федерации. Контроль осуществляется по отчетам, представляемым в Министерство обороны заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в составе которых имеются войска, воинские формирования и органы, а также в ходе работы межведомственных комиссий и рабочих групп с выездом непосредственно в контролируемые структуры. О ходе выполнения другими войсками, воинскими формированиями и органами своих планов строительства в рамках совершенствования военной организации Минобороны систематически информирует президента Российской Федерации и правительство России. СОХРАНИТЬ КАДРЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ – Тема призыва в последнее время является одной из актуальных. В каких формированиях и органах сегодня проходят военную службу по призыву граждане Российской Федерации, есть ли тенденция к их сокращению? – В настоящее время российские граждане проходят военную службу по призыву только в Вооруженных Силах, Внутренних войсках МВД России, спасательных воинских формированиях нашего МЧС и Федеральной службе охраны. В соответствии с решением президента Российской Федерации с 2010 года мы не направляем призывников в воинские формирования Спецстроя России, а в дальнейшем планируется сократить их число для комплектования войск и воинских формирований названных федеральных органов исполнительной власти. – Насколько успешно проводится кадровое обеспечение мероприятий по формированию нового облика армии и флота нашей страны? – На сегодня укомплектованность войск и сил офицерскими кадрами соответствует требованиям, предъявляемым к воинским частям постоянной готовности, и составляет от 95 до 100 процентов. Учитывая, что проводимые мероприятия реформирования Вооруженных Сил связаны с оптимизацией их численности, одной из основных задач в этот период является сохранение профессионального потенциала офицерских кадров. Так, большую полемику в обществе вызвало решение Минобороны России отказаться в 2010 году от набора курсантов и слушателей в высшие военноучебные заведения. Это обусловлено тем, что сейчас есть достаточное число офицеров, которые в обозримые годы могут и должны служить. По той же причине мы не можем набирать курсантов и одновременно увольнять опытных офицеров. Гораздо эффективнее переподготовить действующие кадры в целях дальнейшего их использования на военной службе. Особое внимание в 2010 году было уделено выпускникам военных вузов с первичной подготовкой. 78,5 процента молодых офицеров определены на офицерские должности. Остальные выпускники, пожелавшие продолжить военную службу, временно размещены на должностях нижестоящего состава. Подчеркну: мера эта временная. В соответствии с требованиями министра обороны обеспечено полноценное участие этой категории военнослужащих в системе командирской подготовки. Они при соответствующей подготовке в первую очередь рассматриваются к назначению на освобождающиеся воинские должности, подлежащие замещению офицерами. Отдельно хотелось бы сказать о военнослужащих, зачисленных в распоряжение различных командиров и начальников. Мы делаем все возможное, чтобы сохранить их в Вооруженных Силах или других силовых структурах. Окончательное решение об увольнении таких офицеров принимается только на основании четкого убеждения, что все возможные варианты их сохранения на военной службе исчерпаны. В этом случае проводится комплекс мероприятий, связанных с обеспечением всех положенных социальных гарантий, включая предоставление жилья, по установленным законодательством нормам. – На недавнем совещании с офицерами в поселке Мулино Нижегородской области президент России Дмитрий Медведев сказал о трехкратном повышении денежного довольствия с 1 января 2012 года. Как это отразится на пенсиях офицеров запаса? – Минобороны России разработан проект федерального закона, которым предусматривается введение с 1 января 2012 года новой системы денежного довольствия, а также совершенствование пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Подходы к пенсионному обеспечению сохранят существующий в настоящее время принцип исчисления пенсий, обеспечивающий равенство их размеров независимо от даты увольнения военнослужащих с военной службы. Кроме того, Минобороны России настаивает, чтобы средний размер пенсии военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава при выслуге 25 лет нахождения на военной службе, был не ниже среднего размера трудовых пенсий в Российской Федерации. В настоящее время в целях выработки единых подходов по данному вопросу в соответствии с указанием президента Российской Федерации создана соответствующая комиссия под руководством Министерства финансов Российской Федерации. Беседовал Олег ФАЛИЧЕВ 04 Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 АСПЕКТ ПЕНТАГОН И ЭТО НЕ ВЫЗВАЛО ВОСТОРГА У МНОГИХ АМЕРИКАНСКИХ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВПК США В начале января министр обороны Соединенных Штатов Роберт Гейтс заявил о новой программе экономии бюджетных средств. Предлагается остановить разработку некоторых видов вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ), а также уменьшить другие статьи расходов Пентагона. В результате его шеф в течение пяти лет вроде бы планирует сберечь для американской госказны 178 миллиардов долларов. Владимир ЩЕРБАКОВ Программа Гейтса не осталась незамеченной в Соединенных Штатах. Предложенный им план один из заокеанских экспертов в области оборонной политики и безопасности охарактеризовал как великолепный превентивный удар перед началом дебатов в конгрессе по вопросу оборонных расходов. Надо сказать, что прежде Гейтс уже предотвратил трату около 300 миллиардов долларов американских налогоплательщиков. ЗДЕСЬ УРЕЖЕМ, ТАМ ПРИБАВИМ Как же удалось выйти на новые рубежи? Наиболее весомый вклад в «копилку бережливости» внесет морское ведомство. Сумма, которая определяет решимость Министерства ВМС США умерить свой аппетит на следующие пять лет, довольно внушительная – 35 миллиардов долларов. Данного показателя удастся достигнуть за счет сокращения численности берегового персонала, перехода на многолетний график закупок ВВСТ (только по этой статье будет сэкономлено 1,3 миллиарда долларов), расформирования штаба одной авианосной боевой группы, нескольких авиаэскадрилий (самолеты передадут другим подразделениям) и дивизионов подводных лодок (субмарины поступят в сохранившиеся части). Прекратит свое существование и штаб 2-го оперативного флота (военно-морская база «Норфолк»). Выполнением его задач займется Командование флота ВМС, в ведение которого отойдет и зона ответственности упраздняемой структуры. Министерство ВВС США также постаралось не ударить в грязь лицом. Оно готово недополучить из федерального бюджета 34 миллиарда долларов. Таким окажется результат осуществления организационно-штатных мероприятий и оптимизации штатной численности подчиненных ведомству организаций, подразделений и частей, сокращения расходов на закупки ГСМ для обеспечения операционной деятельности Командования воздушных перевозок (порядка 500 миллионов долларов), усовершенствования работы логистических подразделений и уменьшения на 25 процентов объема ассигнований на обеспечение связи министерства. А вот Министерство армии не пожелало идти наравне с полнительное количество беспилотников, включая БПЛА «Грейхаунд» и дроны вертолетного типа (последние, правда, еще надо создать), и разведывательных самолетов МС-12. Что касается флота, то он направит сэкономленные «ОБОРОНКА» УМЕРИЛ АППЕТИТ серийных поставок, то, на мой взгляд, данную подпрограмму необходимо будет закрыть», – подчеркнул министр обороны. Напомним, что по состоянию на начало 2011 года Пентагон имеет заказ на 325 самолетов F-35 в трех модификациях (обычный F-35A – для ВВС, палубный F-35C – для ВМС и модификация F-35B – с укороченным взлетом и вертикальной посадкой), которые должны быть поставлены трем видам вооруженных сил США в течение следующих пяти лет. Недавно заказ был существенно урезан – на 124 машины. Следует также отметить, что Гейтс официально объсредства на совершенствование своих систем РЭБ и ремонт или замену вооружений и военной техники морской пехоты, которые были выведены из Афганистана и Ирака. Не забыли военно-морские силы и о разработке палубного разведывательно-ударного беспилотника, о закупке дополнительного количества «Суперхорнетов» (также будет продлен срок службы еще 150 самолетов данного типа, находящихся на вооружении авиации ВМС и Корпуса морской пехоты), эсминца и литорального боевого корабля, а также океанографического судна и нескольких танкеров. ОТМЕНА И РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ В сфере разработки и закупки вооружений, военной и специальной техники согласно плану Роберта Гейтса предполагается прикрыть затянувшуюся программу создания плавающей боевой машины пехоты EFV (Expeditionary Fighting Vehicle), которая должна была стать главным средством КМП США в ходе проведения морских десантных операций против хорошо вооруженного противника. По мнению министра обороны, высокие требования, предъявляемые к данной БМП со стороны заказчика (что обусловлено комплексностью боевого применения и сложностью географических условий, в которых приходится действовать подразделениям американских морпехов), привели к тому, что специалисты корпорации «Дженерал дайнэмикс» (главный подрядчик по программе) столкнулись с целым рядом весьма серьезных технических проблем, решить которые с ходу у них не получилось. Как итог – увеличение сроков разработки БМП и рост расходов по программе: Пентагон уже вложил в проект более трех миллиардов долларов, но для появления эффективного образца плавающей машины и последующей закупки ее серийного варианта в запланированном количестве, по оценке Гейтса, потребуется еще порядка 12 миллиардов долларов. Следовательно, проще поставить на проекте крест. Аналогичный вердикт от главы Пентагона – «прекраколлегами и решило отказаться всего лишь от 29 миллиардов долларов. Эти деньги постараются сэкономить благодаря прекращению разработки сухопутного варианта управляемой ракеты «воздух-воздух» AMRAAM и нового комплекса ракетного оружия NLOS-LS, входившего ранее в грандиозную программу «Перспективные боевые системы», сокращению 1000 штатных должностей (в том числе вследствие расформирования нескольких «неэффективных» подразделений и уменьшения количества командований с шести до четырех), урезанию объемов строительства военных объектов (что позволит отказаться от 1,4 миллиарда долларов), а также оптимизации IT-инфраструктуры (значит, не придется выпрашивать у конгресса 500 миллионов долларов). Впрочем, воплощение в жизнь названных выше мер отнюдь не означает, что Пентагону совершенно не потребуются все сбереженные 178 миллиардов долларов. Например, 28 миллиардов его руководство собирается направить на другие программы и в другие сферы своей деятельности. Таким образом, полагают в Министерстве обороны США, удастся компенсировать растущие цены на операционные расходы, поднять престиж военной службы и улучшить положение военнослужащих и гражданских специалистов (хотя это не было изначально, по признанию самого Гейтса, запланированным решением в отношении сэкономленных сумм). Еще чуть более 70 миллиардов долларов тоже не останутся в американской госказне – их потратят на выполнение других программ, имеющих целью поддерживать на должном уровне боевой потенциал вооруженных сил Соединенных Штатов. Скажем, ВВС смогут приобрести дополнительное количество беспилотных летательных аппаратов «Риппер», переведя данные расходы из так называемого бюджета войны на баланс стандартного оборонного бюджета США, а также реализовать программу модернизации бортовых радаров истребителей F-15 и приобрести большее количество новейших ракет-носителей EELV (Evolved Expendable Launch Vehicle). Кроме того, Министерство ВВС закупит дополнительное количество тренажеров для подготовки летчиков на F-35. Армия же решила инвестировать средства «в людей», в том числе и с целью снижения высокого процента самоубийств среди военнослужащих. Кроме того, сухопутные войска проведут модернизацию основного боевого танка М-1 «Абрамс», БМП «Брэдли» и ББМ «Страйкер», внедрят новейшие системы связи тактического звена, приобретут доявил о размораживании программы создания перспективного стратегического бомбардировщика, в тендере на разработку которого будут участвовать компании «Нортроп Грумман», «Боинг» и «Локхид Мартин». Последняя получает дополнительную выгоду и от решения ускорить работы по созданию самолета РЭБ нового поколения. Серьезные перемены ожидают согласно плану Гейтса и ния в вопросах финансирования ждут и другие, «невооруженческие» программы. Так, шеф Пентагона посчитал необходимым пересмотреть – на этот раз в сторону увеличения – выплаты по программе TRICARE (программа страхования военнослужащих ВС США), которые не менялись с момента ее ввода в действие в 1995 году. С другой стороны, к ежегодной экономии в размере одного миллиарда долларов должны привести сокращение IT-центров и IT-структуры Министерства обороны, удаление дублирующих организаций и элементов в этой сфере деятельности ведомства. В феврале его руководитель обещал представить более подробный план реструктуризации данного сегмента. Еще одно направление, где запланировано получение знаамериканские военно-морские силы. Одобрена их заявка на дополнительную закупку 41 самолета F/A-18 «Суперхорнет» (главный подрядчик – корпорация «Боинг», производитель двигателей – корпорация «Дженерал электрик») совокупной стоимостью около двух миллиардов долларов. Это позволит поддержать на требуемом уровне боевой потенциал авиации флота, что особенно актуально ввиду задержки с реализацией программы F-35. Наконец, Агентство по ПРО получит дополнительное финансирование на приобретение РЛС системы противоракетной обороны и ракет-перехватчиков (в данных проектах главными подрядчиками выступают компании «Рейтеон» и «Локхид Мартин»). Однако и это не все. По плану Гейтса серьезные изменетить разработку» – получили реализуемая компанией «Рейтеон» программа создания зенитно-ракетного комплекса на базе варианта сухопутного базирования знаменитой управляемой ракеты класса «воздух-воздух» AMRAAM и «дальнобойный» комплекс ракетного оружия XM501, работы по которому вели компании «Локхид Мартин» и «Рейтеон» (в рамках совместного предприятия «НетФайрз»). Причем изначально ХМ501 должен был в несколько модифицированном виде устанавливаться и на литоральные боевые корабли, однако флот отказался от этого с самого начала: система зарекомендовала себя как ненадежная, она не оправдала возлагавшихся на нее надежд. Армейским же генералам «отбояриться» от данной ракетной системы, как видим, помог Роберт Гейтс. Однако сухопутные войска в накладе не останутся: дано добро на приобретение дополнительного количества разведывательных самолетов МС-12 (главный подрядчик – компания «L-3 комьюникейшнс холдингс», базой для машины послужил коммерческий самолет «Кинг Эйр 350» компании «Бичкрафт»). В области авиационных вооружений Гейтс прежде всего намерен внести очередные серьезные поправки в программу создания и серийного выпуска истребителей F-35 корпорации «Локхид Мартин». Сегодня это один из самых амбициозных проектов Пентагона, его стоимость уже достигла 382 миллиардов долларов, к тому же проект не чисто американская разработка – в нем принимает участие, в том числе и финансовое, большая группа стран. Естественно, что военнополитическое руководство этих государств «с нервным тиком» наблюдает за каждым случаем перекраивания выделяемых средств. Впрочем, программу F-35 на сей раз не сократили. Наоборот, министр обороны официально одобрил принятое ранее решение о продлении еще на два года срока создания варианта истребителя, предназначенного для морской пехоты США и отличающегося возможностью выполнения укороченного взлета и вертикальной посадки (модификация F-35B). Правда, Роберт Гейтс отметил, что при неудовлетворительном результате разработка данного варианта «Молнии» нового поколения будет закрыта. «Если в течение этих двух дополнительных лет мы не смочительной экономии (порядка 6 миллиардов долларов в течение трех последующих лет), – сокращение обслуживающего Пентагон персонала сторонних организаций (примерно по 10 процентов в год в течение трех лет). Сэкономить предполагается также на реструктуризации военной разведки, где, по словам Роберта Гейтса, существенно уменьшится число генералов и старших офицеров (всего порядка 200 должностей), и на ликвидации различных подразделений центрального подчинения. В частности, намечено упразднить Командование объединенных сил, хотя почти половина его личного состава будет все же переведена в другие структуры Пентагона. Принято решение – в свете общей политики сокращения бюджетных расходов в стране – пересмотреть программы аутсорсинга и штатное расписание Пентагона, а также бочены будущим состоянием Корпуса морской пехоты США. Выступая недавно на собрании одной из «военно-направленных» ассоциаций, глава подкомитета по вопросам ВМС и КМП в составе Комитета по делам вооруженных сил палаты представителей Тодд Акин заявил, что Корпус морской пехоты – и это, по словам конгрессмена, подтвердил ряд высокопоставленных его представителей – останется без плавающей боевой машины, способной не только транспортировать подразделение морских пехотинцев, но и оказывать достаточно ощутимую огневую поддержку. Конечно, по вооружению данная БМП уступает, можно сказать, «на порядок» российской БМП-3, но в то же время существенно превосходит остальные амфибийные боевые бронированные машины, которые сегодня имеются в распоряжении американских морпехов (по большей части эти ББМ оснащены лишь пулеметами, иногда имеют гранатометы). Вопрос с решением прекратить работы по плавающей БМП тем более спорен, что в этом случае не предвидится никакой экономии для военного бюджета Соединенных Штатов. Ведь запланированные на программу 2,5 миллиарда долларов, как уже заявлено командованием КМП США, будут израсходованы на другие программы по легкой и тяжелой бронетехнике, реализуемые в интересах Корпуса морской пехоты. Значительная часть средств пойдет и на восстановление или замену ВВСТ, пострадавших во время операций в Афганистане и Ираке (ремонтом своих ВВСТ займется и армия США, тоже понесшая чувствительные потери в указанных операциях). Расстроены также разработчики и производители авиации экономии оборонный бюджет Соединенных Штатов может быть быстро пересмотрен в сторону увеличения заморозить зарплату военных и гражданских служащих Минобороны США (причем в рамках данной меры будет уменьшен и объем выполняемой ими работы), что принесет порядка 54 миллиардов долларов экономии. ШКВАЛ КРИТИКИ У целого ряда конгрессменов и сенаторов новый проект руководителя военного ведомства вызвал неприкрытые опасения. Есть, кстати, замечания иного плана: звучат мнения, что реализация многих положений плана Гейтса потребует очень большого финансирования либо же будет и вовсе невозможной. Главная трудность в том, что новации надо «пропихнуть» через американских законодателей, но именно они уже сформировали два противоборствующих лагеря: одни считают такой кардинальный план слишком поспешным и несвоевременным, а другие, напротив, требуют еще более серьезного урезания «пирога Пентагона». Как и ожидалось, новость о намерении главы Пентагона жем довести до конца работы по модификации F-35B и получить приемлемые показатели по надежности, цене и срокам «прикрыть» реализуемую корпорацией «Дженерал дайнэмикс» программу создания «экспедиционной БМП» для американских морпехов вызвала настоящую бурю эмоций как на Капитолийском холме, так и в войсках. Американские парламентарии озаПолученный в результате сокращений сложившейся в области оборонных программ, вполне вероятна тенденция все большего ухода промышленных корпораций в сегмент гражданской продукции, вложения туда большей доли корпоративных инвестиций, поскольку то же коммерческое авиастроение сегодня оказалось более прогнозируемой областью, чем военное авиастроение, да и прибыли там более высокие, чем по подрядам Пентагона. «Оставленный же без инвестиций сегмент через некоторое время просто атрофируется, а используемые в данной сфере технологии станут устаревшими», – подчеркнул топ-менеджер корпорации «Боинг», хотя и отметил, что его компании удалось «пережить» период урезания оборонных расходов 2009–2010 годов относительно хорошо. Кроме того, значительная часть руточники в военно-промышленном комплексе отмечает, что в Соединенных Штатах практически свернуты работы по проектированию перспективных боевых самолетов и вертолетов, военных спутников связи и ряда других важных образцов ВВСТ (по мнению опрошенных агентством экспертов и топменеджеров компаний ВПК, практически все усилия в данных сферах сосредоточены лишь на доведении уже известных образцов ВВСТ и запуске их в серийное производство – «думать о будущем» пока никто не стремится). Не исключено, однако, что в действительности дело ководителей американских компаний, научно-исследовательских и аналитических организаций, а также военных экспертов высказывают серьезные опасения по поводу сильного сокращения количества НИОКР, проводимых в интересах Пентагона. В частности, агентство «Рейтер» со ссылкой на исобстоит совсем не так, критика же плана Гейтса – неплохой способ выбить дополнительное финансирование в посткризисный период. Да и как подчеркнул на презентации своего плана сам Роберт Гейтс, полученный в результате сокращений и экономии оборонный бюджет Соединенных Штатов является минимально необходимым для обеспечения национальной безопасности государства, но учитывая постоянно меняющие свой характер старые и возникающие новые угрозы, может быть быстро пересмотрен в сторону увеличения. Однако принимать такое решение будет скорее всего уже другой министр. Ведь Гейтс неоднократно заявлял о своем намерении покинуть в скором времени Пентагон. онной техники различного назначения. Более того, «невразумительная», по мнению ряда американских экспертов и политических деятелей, оборонная политика администрации Обамы вызывает серьезные опасения руководства ряда крупных промышленных корпораций США. Например, в начале января исполнительный вице-президент авиастроительной корпорации «Боинг», глава подразделения «Боинг – Гражданские самолеты» Джим Албау, являющийся также председателем управляющего совета национальной Ассоциации предприятий аэрокосмической промышленности, заявил, что в настоящее время практически все ведущие компании американского военнопромышленного комплекса находятся в «состоянии неуверенности» за свое будущее. По его словам, гигантские сокращения оборонного бюджета – уже осуществленные и планируемые в ближнесрочной перспективе – ставят под вопрос само участие в обеспечении национальной безопасности многих ведущих американских компаний, занимающихся разработкой, производством или ремонтом продукции военного назначения. По мнению Джима Албау, в нынешней ситуации, Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.5