Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 524560)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №2 2011 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268234
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер [Электронный ресурс] .— 2011 .— №2 .— 12 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/268234

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 2 (368) 19–25 января 2011 года выходит по средам «ЧЕРНЫЙ ОРЕЛ» С ПЛЮСОМ Какой же самолет поднялся в воздух в Китае? <...> 05 ТЕМА СОСТОИТСЯ ЛИ ПРОЕКТ ЕВРОПРО Продолжение на стр. <...> Пять из них отправятся в околоземное пространство с космодрома Байконур, арендуемого РФ у Казахстана, четыре – с космодрома Плесецк в Архангельской области и одна стартует из позиционного района Домбаровской ракетной дивизии РВСН в Оренбургской области. <...> В начале февраля в Плесецке состоится запуск конверсионной ракеты-носителя «Рокот», оснащенной разгонным блоком «Бриз-КМ», с новым геодезическим спутником «Гео-ИК-2». <...> 15 февраля с северного космодрома стартует ракета-носитель «Союз-2-1Б» с разгонным блоком «Фрегат» и навигационным космическим аппаратом нового поколения «Глонасс-К». <...> 19 марта на Байконуре стартует ракетаноситель «Союз-ФГ» с разгонным блоком «Фрегат» и пятью спутниками, в том числе российским ИСЗ «Канопус-В» и белорусским космическим аппаратом. <...> Она выведет на орбиту пилотируемый корабль «Союз ТМА-21» с тремя космонавтами, а на следующий день состоится запуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М», которая доставит в околоземное пространство американский телекоммуникационный спутник SES-3 и казахстанский коммуникационный аппарат «Казсат-2». <...> 04 ВОЕННОЙ ПЕНСИИ НУЖНЫ ПИРСЫ И ОХРАНЕНИЕ Военно-морской флот России приступил к определению мест дислокации двух вертолетоносцев типа «Мистраль», которые планируется приобрести у Франции. <...> Машина имеет новые двигатели с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги. <...> Истребитель обладает широкой номенклатурой В ОЖИДАНИИ МАШИНЫ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ В Военно-воздушных силах РФ в 2011–2015 РАСПРАВА НАД ПОДВИГОМ Извращение истории программирует отвращение к Отечеству 09 В ПРОШЛОМ И НА РЭБСТОЯЩЕМ Путь от вида оперативного и боевого обеспечения к составному элементу военных операций 11 вооружения большой, средней и малой дальности. <...> Радиолокационная заметность самолета <...>
Военно-промышленный_курьер_№2_2011.pdf
№ 2 (368) 19–25 января 2011 года выходит по средам «ЧЕРНЫЙ ОРЕЛ» С ПЛЮСОМ Какой же самолет поднялся в воздух в Китае? 05 ТЕМА СОСТОИТСЯ ЛИ ПРОЕКТ ЕВРОПРО Продолжение на стр. 02 – 03 ТЕНДЕНЦИИ СТАРТЫ – КАЖДЫЙ МЕСЯЦ Россия в первом квартале 2011 года планирует выполнить десять пусков ракет-носителей. Пять из них отправятся в околоземное пространство с космодрома Байконур, арендуемого РФ у Казахстана, четыре – с космодрома Плесецк в Архангельской области и одна стартует из позиционного района Домбаровской ракетной дивизии РВСН в Оренбургской области. Два пуска будут проведены в январе на Байконуре. 20-го числа ракета-носитель «Зенит-2SБ» с новым разгонным блоком «Фрегат-СБ» должна вывести на орбиту новейший геостационарный гидрометеорологический космический аппарат «Электро-Л», а 28-го ракета-носитель «Союз-У» – грузовой корабль «Прогресс М-09М», который пристыкуется затем к Международной космической станции. В начале февраля в Плесецке состоится запуск конверсионной ракеты-носителя «Рокот», оснащенной разгонным блоком «Бриз-КМ», с новым геодезическим спутником «Гео-ИК-2». 15 февраля с северного космодрома стартует ракета-носитель «Союз-2-1Б» с разгонным блоком «Фрегат» и навигационным космическим аппаратом нового поколения «Глонасс-К». Кроме того, на середину февраля намечен пуск конверсионной ракеты «Днепр» с семью спутниками (главный из которых – украинский «Сiч-2») из Оренбургской области. На март назначены четыре-пять пусков: три с Байконура и один-два с Плесецка. 19 марта на Байконуре стартует ракетаноситель «Союз-ФГ» с разгонным блоком «Фрегат» и пятью спутниками, в том числе российским ИСЗ «Канопус-В» и белорусским космическим аппаратом. 30 марта отправится в полет ракета-носитель «Союз-ФГ». Она выведет на орбиту пилотируемый корабль «Союз ТМА-21» с тремя космонавтами, а на следующий день состоится запуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М», которая доставит в околоземное пространство американский телекоммуникационный спутник SES-3 и казахстанский коммуникационный аппарат «Казсат-2». В конце марта в Плесецке будет проведен пуск ракетыносителя «Рокот» с разгонным блоком «Бриз-КМ» и тремя спутниками, два из которых – ИСЗ связи «Гонец-М». Надо отметить, что ранее Роскосмос сообщил о запуске в марте спутника «Глонасс-М», но не факт, что он стартует в этом месяце. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Приведет ли референдум в Судане к расколу страны и гражданской войне? ДА 57% НЕТ 31% НЕ ЗНАЮ 12% СТРАСТИ ВОКРУГ 1 ИЮНЯ 2011 ГОДА В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ПОСТУПИТ ЗАКОНОПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ДАСТ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ НА НАБОЛЕВШИЙ ВОПРОС Читайте материал на стр. 04 ВОЕННОЙ ПЕНСИИ НУЖНЫ ПИРСЫ И ОХРАНЕНИЕ Военно-морской флот России приступил к определению мест дислокации двух вертолетоносцев типа «Мистраль», которые планируется приобрести у Франции. Представители Главкомата ВМФ посетили базы Северного и Тихоокеанского флотов, где изучили условия для размещения кораблей. Члены комиссии, побывавшие во Владивостоке, доложили, что первый вертолетоносец можно направить в главную базу ТОФа только после проведения там комплекса работ по подготовке соответствующей инфраструктуры. При этом было признано, что «Мистрали» во Владивостоке и Североморске (второй вертолетоносец войдет в состав СФ) будут нуждаться не только в специальных пирсах, но и в обеспечении противолодочной и противовоздушной обороны, для чего потребуется охранение из фрегатов и корветов. Построенные на французских верфях корабли планируется привлекать для проведения десантных, миротворческих и спасательных операций. Кроме того, вертолетоносцы могут использоваться для борьбы с пиратами в Индийском океане. Между тем единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» вынужден ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 простаивать у заводского пирса под Мурманском, поскольку другого штатного места не имеет. Многоцелевой десантный вертолетоносец класса «Мистраль» предназначен для перевозки войск и грузов, высадки десантов, выполнения роли штабного корабля. Его стандартное водоизмещение – 16,5 тысячи тонн, полное – 21,3 тысячи, при заполненном доке – 32,3 тысячи тонн. Длина – 199 метров, ширина – 32 метра, осадка – 6,2 метра. Скорость полного хода – 18,8 узла, дальность плавания – до 19,8 тысячи миль. Экипаж – свыше 180 человек. годах будет сформировано до трех полков, оснащенных самолетами Су-35 поколения «4++». Су-35 – это глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель. Он представляет собой дальнейшее развитие знаменитого Су-27. В нем использованы технологии 5-го поколения, обеспечивающие превосходство над машинами аналогичного класса. Отличительными особенностями Су-35 являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационноуправляющей системы, интегрирующей все имеющееся на борту оборудование. На самолете также устанавливается новая радиолокационная станция (РЛС) с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения, увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей (сопровождение 30 и атака 8 воздушных целей, а также сопровождение 4 и атака 2 наземных целей). Машина имеет новые двигатели с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги. Истребитель обладает широкой номенклатурой В ОЖИДАНИИ МАШИНЫ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ В Военно-воздушных силах РФ в 2011–2015 РАСПРАВА НАД ПОДВИГОМ Извращение истории программирует отвращение к Отечеству 09 В ПРОШЛОМ И НА РЭБСТОЯЩЕМ Путь от вида оперативного и боевого обеспечения к составному элементу военных операций 11 вооружения большой, средней и малой дальности. Он способен нести управляемые авиационные средства поражения (АСП) антиРЛС, антикорабль, общего назначения, корректируемые авиабомбы (КАБ), а также неуправляемые АСП. Радиолокационная заметность самолета по сравнению с машинами 4-го поколения уменьшена в несколько раз за счет электропроводящего покрытия фонаря кабины, нанесения радиопоглощающих покрытий и малого количества выступающих датчиков. Ресурс Су-35 – 6 тысяч летных часов, срок службы – 30 лет, назначенный ресурс двигателей с управляемым соплом – 4 тысячи часов. Надо отметить, период с 2011 по 2015 год, когда планируется сформировать полки истребителей Су-35, считается в ВВС РФ переходным – до поступления машины 5-го поколения, которая в настоящее время проходит испытания. ВДВОЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ В ПРОШЛОМ ГОДУ Ракетные войска стратегического назначения планируют осуществить в 2011 году десять учебнобоевых и испытательных пусков межконтинентальных баллистических ракет. Это будут три МБР РС-12М «Тополь», четыре – PC-18, три – РС-24, новейшие ракеты с разделяющейся головной частью. Испытательные пуски проводятся в рамках опытноконструкторских работ по созданию перспективных образцов ракетной техники, а учебно-боевые, как правило, совмещаются с отработкой задач продления сроков эксплуатации стоящих на боевом дежурстве МБР. РВСН в 2010 году осуществили пять пусков межконтинентальных баллистических ракет, в том числе был произведен запуск МБР РС-20В (по западной классификации – «Сатана») из позиционного района Ясненской ракетной дивизии (Оренбургская область) в целях подтверждения летнотехнических характеристик ракеты и продления срока эксплуатации ракетного комплекса «Воевода» до 23 лет. Дважды стартовали ракеты РС-20Б (с космодрома Байконур и из позиционного района Ясненской дивизии), которые по конверсионной программе «Днепр» вывели на околоземные орбиты космические аппараты. В 2010-м осуществлены также два пуска РС-12М «Тополь» (один – с космодрома Плесецк в Архангельской области, второй – с полигона Капустин Яр в Астраханской области) с целью подтверждения стабильности основных летно-технических характеристик ракет этого класса в период продленных сроков эксплуатации, а также отработки различного типа измерительных комплексов в интересах Вооруженных Сил России, очередного испытания боевого оснащения МБР. ШКОЛЫ МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ Высшие военные учебные заведения России возобновят в 2011 году подготовку младших командиров. Пять лучших вузов Минобороны РФ в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Омске и Благовещенске в текущем году вновь приступят к обучению сержантов по программе среднего профессионального образования, рассчитанной на 2 года 10 месяцев. Это будут командиры мотострелковых, танковых, ремонтных, автомобильных взводов, заместители командиров парашютно-десантных, разведывательных взводов, взводов десантного обеспечения, связи, командиров разведывательных групп. Кроме того, из стен военных учебных заведений выйдут начальники станций связи, техники автоматической системы управления ракетной бригады, заместители начальников расчетов самоходной пусковой установки, командиры самоходного артиллерийского орудия. После завершения подготовки выпускники получат квалификацию «Техник», им присвоят воинское звание «Сержант», их ожидает назначение на соответствующую воинскую должность с денежным довольствием 35 тысяч рублей в месяц. С условиями приема в ближайшее время все, кто пожелает, смогут ознакомиться на официальном сайте Минобороны РФ. ? Коллаж Андрея СЕДЫХ (фото Михаила ХОДАРЕНКА) Коллаж Татьяны ЛЮТИКОВОЙ
Стр.1
№ 2 (368) 19–25 января 2011 года АРМИЯ ТЕНДЕНЦИИ Олег ФАЛИЧЕВ В самом конце 2010 года в Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности состоялось обсуждение проекта закона «О пенсионном обеспечении военнослужащих». Было отмечено, что пенсии, назначенные за службу, связанную с риском для жизни и здоровья, должны давать возможность вести достойную жизнь. Руководство Министерства финансов в свою очередь заявило на заседании о своем видении вопроса. Определенные подвижки появились и в позиции Министерства обороны, других заинтересованных ведомств. И хотя до выработки единого подхода еще, судя по всему, далеко, процесс формирования решения вступил в завершающую фазу. НЕ ПОВТОРИТЬ ОШИБОК Напомним: сейчас мичманы и прапорщики, отслужившие в Вооруженных Силах 25 и более лет, получают примерно 6–8 тысяч «пенсионных» рублей ежемесячно. Нынче на такие деньги, согласитесь, довольно проблематично и прокормиться, и купить себе необходимые вещи, не говоря уже о какой-либо бытовой технике. Не лучше ситуация у офицеров запаса и в отставке. Многим из них, по сведениям председателя ЦК Общероссийского профессионального союза военнослужащих (ОПСВ) Олега Шведкова, в 2010 году выплачивались пенсии, едва превышающие 7–8 тысяч рублей. Почти у 46 процентов военных пенсионеров размер пенсий оказался даже ниже средней пенсии по старости. Хотя еще в 2001-м, как отмечала заместитель министра обороны по финансово-экономической работе Вера Чистова, картина была совсем иной. Здесь позволю себе небольшое отступление. Конечно, кто-то спросит: а почему, собственно, далеко не преклонного возраста человеку, уволившемуся по выслуге лет из армии или флота, надо назначать пенсию большую, чем у какого-либо рабочего, инженера, учителя или, допустим, сельского труженика? Что ж, поговорите с кемнибудь из кадровых военных и тогда узнаете, каково это мотаться с женой и детьми по гарнизонам, не ведать, что такое выходные по субботам, воскресеньям и праздничным дням, с раннего утра и до позднего вечера (если ты, разумеется, настоящий командир и воспитатель подчиненных) находиться с личным составом подразделения, поскольку ты головой отвечаешь за доверенных тебе молодых парней – солдат и матросов, за их ратную выучку, поведение, поступки и проступки… митетах Совета Федерации и Государственной думы, в Минфине прекрасно понимают, что военная пенсия является основным источником существования сотен и сотен тысяч ветеранов Вооруженных Сил. От нее в основном зависит не только уровень их материального благополучия, но и подчас состояние здоровья. Но одного понимания мало. Необходимы консолидированная позиция, конкретные действия, чего пока не наблюдается. И все же хочется надеяться, что на этот раз будет проявНо вернемся к сути вопроса. В Минобороны, в соответствующих профильных коВОЕННОИ ПЕНСИИ лен государственный подход. Ведь если вспомнить, бывало и по-другому – например при перерасчете пайковых денег. Соответствующие ведомства тогда оказались завалены письмами, жалобами и обращениями ветеранов. Во многих городах прошли даже протестные акции. А суды РФ оказались просто не в состоянии разобраться с тысячами исковых заявлений. Только в один Мещанский суд Москвы их тогда поступили десятки. Особую озабоченность у запасников и отставников на сей раз вызвало реформирование денежного довольствия военнослужащих и связанное с этим изменение пенсионного законодательства. Об этом говорилось на форумах ветеранской общественности, в частности на V конференции Союза ветеранов Войск ПВО, президиум которого в связи с письмом министра обороны председателю правительства от 6 августа 2009 года «О реформировании оплаты воинского труда и пенсионного обеспечения военных пенсионеров с 1.01.2012 г.» определил ряд мер. В их числе – направить обращения в Общественную палату РФ и Российский комитет ветеранов войны и Вооруженных Сил (РК ВВВС) в связи с тем, что законопроекты создаются в закрытом режиме, без представителей ветеранских организаций. Конференция потребовала, чтобы они тоже участвовали в подготовке этих важнейших законодательных актов, слушаниях в Общественной палате по данным вопросам с участием разработчиков. Впрочем, это оговорено и в статье 25 Закона о ветеранах. Поэтому в обращении в РК ВВВС конференция попросила инициировать соответствующие слушания в Комитетах по обороне и по делам ветеранов Госдумы РФ с участием ветеранов и представителей Минобороны. РК ВВВС поддержал это обращение. Дал согласие и Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности. Поступало также предложение, чтобы перед внесениСТРАСТИ ВОКРУГ низация ветеранов Вооруженных Сил, Национальная ассоциация офицеров запаса Вооруженных Сил (МЕГАПИР), Московский городской и Московский областной комитеты ветеранов войны и военной службы… Все возглавляются известными в армейской среде военачальниками. Вместе с 40 региональными организациями они вправе выработать единую позицию по этой проблеме. После этого обсудить вопрос с руководителями трех ведущих комитетов Федерального собрания: по обороне, безопасности и по делам ветеранов. МИНОБОРОНЫ КАК ЛОББИСТ Повторим, что позиция Минобороны за последние полгода претерпела изменения. Еще в начале 2010-го в военном ведомстве полагали, что надо выбирать между благополучием действующих офицеров и ветеранов Вооруженных Сил, между боеготовностью и военными пенсионерами. Отчасти это было оправданно. Ведь денег всегда не хватает. Но в конце года даже министр Анатолий Сердюков заявил, что Минобороны будет выступать в Государственной думе в качестве лоббистов военных пенсионеров. – Я не сторонник того, чтобы каким-то образом ущемлять интересы военных пенсионеров, – сказал Сердюков. – У меня нет такого желания, как нет его ни у одного сотрудника Министерства обороны. Наоборот, мы за то, чтобы у людей, отдавших служению Отечеству многие годы, были достойные пенсии... Он добавил также, что принцип и подход, которые существовали ранее (пенсия должна быть увязана с размером денежного довольствия действующих офицеров), оправдан: «Мы в этом вопросе лоббисты. Будем и дальше лоббировать интересы военных пенсионеров, насколько это возможно». Но осуществимо ли все это с финансовой точки Федерации. Сенатор Виктор Озеров, в частности, считает, что возглавляемый им Комитет СФ по обороне и безопасности обязан решать проблемы армии при поддержке институтов гражданского общества. – Наша позиция неизменна и состоит в том, что базу пенсионных начислений должны составлять 80–85 процентов от денежного содержания военнослужащих, – подчеркнул Озеров. – Иначе мотивация к службе кадровых военных, на наш взгляд, будет низкой. Абсолютно справедливое замечание: пройдет время, и уже 19 марта 2010 года № пр-769 и от 31 марта 2010 года № пр-911 по вопросам совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих и повышения размеров пенсий граждан, уволенных с военной службы. Четкая позиция по этому вопросу сложилась в Совете опасности РФ от 17 апреля 2009 года, а также поручений президента России от 18 ноября 2009 года № пр-3081, от действующие офицеры, выйдя в запас, попадут в ту же ловушку, если не будут учтены законные требования ветеранов. Ничего подобного допустить нельзя. Ведь свои социальные гарантии ветераны завоевали добросовестной службой, кровью, пролитой в боях. Именно поэтому Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности недавно инициировал рассмотрение вопросов совершенствования законодательства о денежном довольствии военнослужащих. Выступая на заседании комитета, заместитель министра финансов РФ Антон Силуанов сказал, что переход с 2012 года на новую систему денежного довольствия военных обойдется России в один процент ВВП – 500 миллиардов рублей. Введение ее будет поэтапным. А законопроект разработают к 1 июня 2011-го. Это необходимо для того, чтобы осталось время на подВ 2010 году «ВПК» дважды (№№ 18, 29) обращался к этой острой теме. Причем в редакцию еженедельника до сих пор поступают отклики читателей на опубликованные в нем материалы, что говорит об актуальности поднятых вопросов. Ибо именно пенсии Министерства обороны нередко являются своего рода фундаментом благосостояния как самих людей, посвятивших многие годы Вооруженным Силам, делу защиты Родины, так и членов семей вчерашних кадровых военнослужащих. А какова ситуация сегодня, какие подвижки в решении наболевшей проблемы произошли за последнее время? – с отменой всех компенсационных выплат военным пенсионерам, положенных по закону «О статусе военнослужащих», некоторыми другими положениями. ТЕНДЕНЦИЯ, ОДНАКО Как считают ветераны, только консолидированная поем в Государственную думу проекты таких законов, как и других затрагивающих социальные права и гарантии ветеранов, публиковались в СМИ, размещались на сайтах МО РФ для информирования военной общественности. Когда в апреле 2010 года, например, в Интернете был выложен проект закона «О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации», его изучение на том этапе показало, что некоторые положения не могут быть поддержаны нашим ратным сословием. Поэтому Советы ветеранов выработали конкретные предложения по этому закону, и 14 июля 2010 года на расширенном заседании президиума РК ВВВС, которое проводил маршал авиации Александр Ефимов, они были переданы для включения в обращение на имя президента и в Государственную думу. С какими положениями проекта трудно было согласиться? Прежде всего: – с уменьшением процентной надбавки за выслугу лет (в прежнем законе за 25 лет службы было 70 процентов, предлагалось – 40); – с новой методикой исчисления пенсий и особенно с назначением пенсии в размере 30 процентов от денежного содержания; – с отрывом увеличения пенсии от роста денежного содержания военнослужащих; ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ В РОССИИ Президент России Дмитрий Медведев произвел ряд кадровых перестановок в Вооруженных Силах РФ. Глава государства своим указом назначил генерал-майора Евгения Бурдинского начальником организационно-мобилизационного управления – заместителем начальника штаба Западного военного округа по организационно-мобилизационной работе, освободив его от должности заместителя начальника 2-го управления (по призыву) Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба. Генерал-майор Юрий Бухтеев назначен заместителем командующего 20-й армией, генерал-майор Игорь Галезник – начальником разведки – заместителем начальника штаба Западного военного округа по разведке. Он освобожден от должности начальника разведки зиция поможет избежать ситуации, как, например, при рассмотрении Федерального закона № 122 от 22 августа 2004 года о монетизации льгот. Тогда были исключены из закона все натуральные льготы, многие выплаты и надбавки и заменены деньгами, которые уже давно обесценились. К сожалению, в последнее время продолжается также постепенное отлучение ветеранов от услуг военных поликлиник, госпиталей и санаториев, урезание льгот, социальных гарантий и компенсационных выплат. Если в 2001 году средняя военная пенсия была, повторим, выше средней гражданской в 2,3 раза, то в 2010-м она стала ниже ее. И многие ветераны вынуждены теперь переходить на гражданские пенсии, чего никогда не было. Военное ведомство в связи с этим в прошлом году вернуло в бюджет около 3 миллиардов невостребованных по линии МО РФ пенсионных средств («ВПК» № 46, 2010). Вряд ли найдутся подобные примеры в других странах. Как считают ветераны, нельзя в одном законе смешивать денежное довольствие и пенсионное обеспечение. У них разные правовые обоснования. – На наш взгляд, надо или доработать действующий закон (базовые положения в нем нормальные), или принять новый, – говорит генерал-майор запаса Владимир Береза. – Действующий закон о военных пенсиях был принят еще в 1993 году в условиях пустой казны, неработающей промышленности, разваленного сельского хозяйства и отсутствия стабильности. Сегодня политическая, экономическая и социальная ситуация в стране значительно улучшилась. Поэтому старый закон перестал отвечать реалиям и современным требованиям к материальному обеспечению ветеранов войны, боевых действий и военной службы. Сейчас государство может обеспечить им достойную жизнь. Нужна только политическая воля. Действительно, многое зависит, видимо, от политической зрения? То, что так долго проходит обсуждение законопроекта, как раз связано именно с поиском денежных средств. Понятно, что бюджет не резиновый, чем-то придется поступиться. Однако подвижки налицо. По словам премьера Владимира Путина, который в 2010 году также обращался к данной проблеме, деньги у государства есть. Сейчас правительством Российской Федерации проводятся мероприятия по реализации решения Совета без04 ровать свои штаты примерно на 15 процентов. То есть проделать тот путь, который уже прошло Министерство обороны. Введение новой системы денежного содержания военнослужащих повлечет и рост их пенсий. По расчетам рабочей группы Минфина, пенсии ветеранов армии и флота, других силовых структур должны быть больше трудовых на 30–40 процентов. Это, по словам Силуанова, не менее 13–15 тысяч рублей в месяц. Такова позиция Минфина. Свою точку зрения, более понятную служивым людям, наготовку ряда подзаконных актов. Кроме того, некоторые силовые структуры должны будут к 2012 году оптимизиволи. Ведь когда нам говорят, что в стране нет средств, то вспоминается 18 июня 1944 года. Третий год кровопролитной войны, в экономике и сельском хозяйстве тяжелейшее положение. Но ГКО принимает постановление № 1616, в соответствии с которым были повышены размеры пенсий офицерского состава. Генералы, прослужившие 25 лет и более, получали 90 процентов от всего денежного довольствия, а старшие офицеры – 80 с добавкой к пенсии трех процентов за каждый прослуженный сверх 25 лет год, но всего не более 90 процентов. Сейчас же один из вариантов законопроекта предлагает сомерено отстаивать военное ведомство. Руководитель департамента социальных гарантий МО РФ Анна Кондратьева заявила: «Минобороны рассчитывает, что военные пенсии ветеранов армии и флота в рамках новой системы денежного содержания военнослужащих должны быть увеличены на 70 процентов». Она пояснила, что МО провело огромную работу, связанную с разработкой концепции новой системы денежного довольствия, и в результате пришло к конкретным цифрам. «Сумма – 13–15 тысяч, о которой заявил заместитель министра финансов, это, на наш взгляд, маловато», – сказала Кондратьева на заседании Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Она особо подчеркнула, что ни в коем разе нельзя допустить серьезного разрыва в новой системе денежного содержания военнослужащих и военных пенсий. Это очень важное заявление, которое, надо полагать, вершенно иную концепцию исчисления пенсии. 30 процентов от денежного довольствия плюс 3,5 процента за каждый год службы сверх установленного срока. Хотя инфляция в 2010 году составила более 8 процентов. Кроме того, заранее ставятся в неравное положение те офицеры, которые уже на пенсии, и те, что выйдут на нее после принятия закона. Но главное – законопроект отрывает размер пенсий от денежного довольствия кадровых офицеров. То есть входит в прямое противоречие с ранее принятым и действующим сейчас законодательным актом, в соответствии с которым пенсии всегда индексировались, находясь в прямой зависимости от повышения денежного довольствия военнослужащих. Не говоря уже о том, что с введением нового закона планируется отменить и все компенсационные выплаты (льготные путевки, бесплатный проезд к месту лечения, компенсации на оздоровление и другие). В Москве находятся руководящие органы по меньшей мере пяти крупнейших ветеранских организаций армии и флота. Это РК ВВВС, Общероссийская общественная оргаотражает и позицию министра обороны. Понятно, что Министерство финансов у нас главнее всех других. Дискутировать с ним непросто даже Министерству обороны. А потому данные выкладки пока лишь рабочие варианты. Какая точка зрения победит, покажет ближайшее время. 7 июня 2010 года на совещании в Горках глава Российского государства Дмитрий Медведев отметил: «Ни для кого не секрет, что доля окладов денежного содержания в общей структуре денежного довольствия... снизилась с 70–80 процентов до 20, соответственно снизились и размеры пенсии уволенных с военной службы». Он подчеркнул, что структура денежного довольствия в конечном счете должна быть унифицирована, а размеры выплат – повышены. Остается заметить, что если будут реализованы самые худшие варианты, то произойдет расслоение военнослужащих и ветеранов армии по материальному признаку. Каждый офицер сразу поймет, что пока он служит, то обеспечен. Но стоит ему уйти в запас, он автоматически превратится в малоимущего. Спрашивается: зачем тогда служить, если нет никакой уверенности в собственном будущем? – заместителя начальника штаба Московского военного округа по разведке. Верховный главнокомандующий назначил генерал-майора Василия Дорогавцева начальником управления подготовки войск Западного военного округа, освободив его от должности начальника управления боевой подготовки ЛВО, генерал-майора Дмитрия Коваленко – заместителем командующего 6-й армией, освободив его от должности командира 21-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады 2-й гвардейской армии. Генерал-майора Кирилла Макарова президент назначил начальником войск противовоздушной обороны и авиации Западного военного округа, освободив его от должности заместителя начальника Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского. Генерал-майора Александра Панасюка – начальником автомобильной службы Западного военного округа, освободив его от должности начальника автомобильной службы МВО. Генерал-майора Владимира Тихонова – начальником управления технического обеспечения Западного военного округа, освободив его от должности начальника вооружения – заместителя командующего войсками ДВО по вооружению. Генерал-майор Андрей Топоров назначен заместителем командующего войсками Западного военного округа по материально-техническому обеспечению и освобожден от должности начальника тыла – заместителя командующего войсками СибВО по тылу. Генерал-майора Евгения Устинова президент назначил командующим 6-й армией, освободив его от должности заместителя командующего войсками Ленинградского военного округа, а генерал-майора Юрия Ухарова – начальником оперативного управления – заместителем начальника штаба Западного военного округа. Всего перестановки коснулись 11 генерал-майоров, 15 полковников и одного капитана 1-го ранга. Новым руководителем департамента информации и печати МИДа России стал Александр Лукашевич. Бывший глава этого департамента Андрей Нестеренко в соответствии с ротационным принципом замены руководящего кадрового состава МИДа РФ назначен на высокопоставленный дипломатический пост за рубежом. Ранее Лукашевич занимал должность заместителя постоянного представителя России при ОБСЕ. До этого работал старшим советником в посольстве России в США. За годы своей дипломатической службы он дважды побывал в длительных командировках в Афганистане. Предыдущий глава департамента информации и печати МИДа РФ Нестеренко находился на этом посту с 2008 года. *** В СНГ Парламент Казахстана единогласно принял поправки в конституцию, предусматривающие проведение референдума по продлению полномочий действующего президента страны Нурсултана Назарбаева без выборов до 2020 года. Президент Республики Казахстан Назарбаев находится у власти более 20 лет. В 2012 году должны были пройти очередные выборы главы государства, на которых Назарбаев планировал выдвинуть свою кандидатуру. В стране уже есть опыт проведения всенародного референдума по продлению полномочий действующего президента: в 1995-м были продлены полномочия Назарбаева до конца 1999 года. информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК», Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 РЕАЛИИ НЕ ИСТРЕБИТЕЛЬ ЭТО ТАКОВ НЕИЗБЕЖНЫЙ ВЫВОД, ЕСЛИ ИЗУЧИТЬ КИТАЙСКИЙ «ЧЕРНЫЙ ОРЕЛ» И ВОЗМОЖНОСТИ АВИАПРОМА КНР ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ Пекин сделал первый ход в разработке собственного истребителя пятого поколения. Прогресс авиастроения КНР впечатляет, но вместе с тем жизнь китайским конструкторам существенно осложняет целый ряд системных инженерно-технологических проблем. В ближайшие годы внимание мировой авиационной общественности будет приковано к тому, как Китай станет решать эту амбициознейшую задачу и что у него получится в результате. Константин БОГДАНОВ На прошлой неделе со взлетной полосы аэродрома испытательного центра в Чэнду поднялся нескладного вида тяжелый самолет с двумя разваленными килями и зализанными очертаниями, выдающими архитектуру «Стелс». Предновогодние утечки в китайских блогах, демонстрировавшие скверного качества фотографии нового истребителя, сделанные на камеры мобильных телефонов, нашли свое подтверждение. 11 января источники Поднебесной официально подтвердили факт первого полета J-20, прозванного в западной прессе «Черным орлом», – прототипа китайского истребителя пятого поколения. КНР вступает в игру «больших мальчишек», вслед за Россией и Соединенными Штатами пытаясь своими силами создать самолет, отвечающий высоким технологическим стандартам авиации XXI века. САМОЛЕТ С ТЫСЯЧЬЮ ИМЕН J-14, J-20, J-XX, XXJ, «Черный орел», «Черная лента», «Могучий дракон»... Как только не называли в прессе и в Интернете эту гипотетическую машину, которую в сущности на тот момент еще никто и в глаза не видел, довольствуясь скудными графическими изображениями «вероятного вида» (различной степени фантастичности). Хоть какую-то информацию о параметрах и облике нового самолета удалось получить только с визуальных материалов о первом испытательном полете, обильно представленных после 11 января 2011 года в китайском Интернете. И это несмотря на то, что о самом факте разработки в Поднебесной «перспективного истребителя» было известно достаточно давно. Еще в 1995 году появились утечки о том, что Пекин финансирует исследования по элементам авиации пятого поколения. Эти сведения вызвали шквал иронии: китайская экономика середины 90-х при всех ее неоспоримых успехах совершенно не вязалась по своему технологическому оснащению с задачами такого масштаба. Вердикт был однозначен: Срединной империи сначала бы надо научиться делать авиацию предыдущего, четвертого поколения, чьи детища наподобие российского Су-27 тогда еще не ставились даже на «отверточную» сборку (напомним, Поднебесная осилила эту задачу только к 2000 году). В 2005-м было подтверждено, что в КНР завершены исследовательские работы по формированию аванпроекта такого самолета. Мнение общественности звучало по-прежнему скептично, но уже куда более уважительно. Термин «пятое поколение» при обсуждении будущих китайских машин применялся, но с традиционной снисходительно-извинительной оговоркой: понимаете, поколение, возможно, и пятое, но все равно – это ж Китай, как ни крути... Кроме того, целый ряд систем четвертого поколения в КНР к тому моменту по-прежнему не был отработан и страна все так же зависела от импорта. Однако китайская экономика образца 1995 года уже значительно отличалась от ее облика в 2005-м: переключение промышленной политики Пекина с наращивания валового индустриального производства на точечную технологическую модернизацию все отчетливее давало о себе знать. 11 января Китай сделал новую заявку: миру показали первый «демонстратор технологий» пятого поколения. Трудно отрицать огромный шаг вперед, сделанный авиастроителями Поднебесной во главе с Ян Веем – главным конструктором таких самолетов, как FC-1 и двухместная версия истребителя J-10. «Черный орел», судя по всему, имеет длину около 22 метров (официальных данных нет, приходится делать относительные замеры по наземным фотоснимкам) и нормальный взлетный вес порядка 35 тонн. В компоновочных элементах двухдвигательного самолета применены «дежурные» для современной авиации элементы обеспечения малозаметности. Довольно интересно и возможное устройство машины, «читаемое» по ее внешнему виду: насколько можно судить, она обладает достаточно емким внутренним отсеком для установки вооружений. Практически все наблюдатели отмечают, что истребитель вышел крупноватый: для самолета завоевания превосходства в воздухе он явно перетяжелен. Совершенно очевидно, что преждевременно и трудно говорить о тактическом назначении испытательной платформы-демонстратора, однако если искать наиболее вероятное применение боевой машины сходных параметров, то это скорее всего ударный истребитель-бомбардировщик наподобие российского Су-34. Предположительно «Черного орла» нагружают противокорабельными функциями (чем и может быть обусловлен потенциальный размер внутреннего отсека), возможно, с установкой габаритных тяжелых ракет С-802 или их аналогов. «Я НЕ УЗНАЮ ВАС В ГРИМЕ» Аэродинамическая компоновка самолета сразу выдает несколько источников заимствования. Вопервых, отчетливо видна «рука» российского авиапрома. Некоторые решения дотошно скопированы с отечественных «демонстраторов технологий» 90-х годов: С-37 «Беркут» фирмы «Сухой» и «МиГ 1.42» – конкурирующей микояновской машины, делавшейся в рамках проекта перспективного многофункционального истребителя (МФИ). Конструкция носовой части выдает «близкое родство» с единственным на сегодня серийным истребителем пятого поколения – F-22 Raptor. Доходит до смешного: к примеру, беспереплетный фонарь кабины сделан практически один к одному, как на американском «хищнике», вплоть до заметных на снимках мелких деталей. А вот при внимательном рассмотрении компоновки воздухозаборников сразу всплывает в зрительной памяти другой самолет – так и не вставший пока в серию американский же F-35. Если для вывода о происхождении визуально наблюдаемых компоновочных решений еще имеются какие-то основания, то предположения о «начинке» самолета порой выдвигаются самые противоречивые. Так, массу вопросов вызывает двигательный блок J-20. Первоначально западные СМИ утверждали, что на самолете стоит не что иное, как российский АЛ-41Ф-1С, он же «изделие 117С» – штатный двигатель истребителя Су-35С. Однако после анализа фотографий хвостовой части это предположение отпало: конфигурация сопел явно не соответствовала известным изображениям «117-го». Да и сведения о фактических поставках данного агрегата в Китай отсутствуют. Несколько помог в поисках официоз Поднебесной: опубликованное сообщение о награждении создателей двигателей для самолета J-20. В нем указано, что речь идет о WS-10G – последней модификации «десятого» семейства, китайского функционального аналога российских двигателей АЛ-31Ф. Серия G отличается от своих предшественников увеличенной до 14,5 тонны тягой и новым блоком FADEC (электронно-цифровой системой управления двигателем) собственного производства. Однако и здесь остается ряд сомнений. К примеру, некоторые любители авиации, сопоставив несколько фотографий задней части «Черного орла» с известными изображениями двигателей, пришли и вовсе к ошеломляющему выводу: якобы китайское «пятое поколение» взлетело... на российском АЛ-31ФН, штатном двигателе истребителя J-10. Как бы то ни было, очевидно, что китайцы тоже не избежали временного варианта: их прототип пятого поколения поднялся в воздух на промежуточном двигателе, как и наш Т-50, ожидающий доводки штатного «изделия 127». Однако в отличие от российской ситуации обусловлен этот шаг куда как более серьезными системными проблемами в двигателестроении. ЧТО ВМЕСТО СЕРДЦА? Двигатели – это, вне всякого сомнения, наипервейшая головная боль разработчиков «Черного орла» и всего китайского авиапрома. Продвижение в области двигателестроения сильно отстает от темпов развития авиационной отрасли в целом. Здесь китайцы уперлись в целый ряд фундаментальных проблем, в первую очередь – в отсутствующую у них технологию материалов и сплавов специального назначения. Можно заполучить (вполне легально, по контрактам с Москвой) относительно современные (спроектированные в начале 80-х годов) двигатели из семейства АЛ-31Ф. Однако просто скопировать их и начать выпуск не представляется возможным. Эта задача требует создания новых производств в области металлургии и металлообработки, способных снабжать конструкторов современными материалами и обеспечивать требуемую точность изготовления и сборки, доводящую ресурс моторов хотя бы до минимально приемлемых значений. Медленный, болезненный рост китайского двигательного семейства WS-10 демонстрирует правоту этого тезиса. Особенно тяжелые проблемы наблюдаются с деталями турбин. Ряд специалистов отмечают, что Китай закупает в России целый набор комплектующих для авиадвигателей, но особый интерес проявляет к лопаткам и дискам турбин. Их технология – самое слабое звено моторостроения КНР. Вполне возможно, что в ближайшие несколько лет мы будем наблюдать картину, когда китайские в основе своей двигатели будут использовать импортные «критические элементы», сделанные в России. Тем не менее эта отрасль прогрессирует. А ведь еще несколько лет назад изделия двигателистов Поднебесной можно было назвать не иначе как «поделками»: и в самом деле, их ресурс не превосходил 20 часов даже на стенде. Сейчас эти показатели значительно улучшились, однако все равно далеки от требуемых китайскими военными 1000 часов. Напомним, штатный ресурс российского АЛ-31Ф составляет 800–900 часов, а версия АЛ31ФН производства ММПП «Салют», предназначенная для истребителей J-10, по сообщениям из Китая, доведена до 1500 часов (здесь за скобками остается вопрос о реальной эксплуатационной надежности – ведь на подобное повышение ресурса КНР идет не от хорошей жизни). Не получается пока ничего хорошего и при ковремя недавнего визита в КНР министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Однако зная устоявшиеся правила отечественного военпрома, можно говорить о том, что «117-й» Китай увидит не раньше, чем у России на руках окажется хотя бы испытанный прототип двигателя следующего технологического уровня (то самое «изделие 127»). А до того «Черным орлам» придется довольствоваться малым: недостаточно мощными WS-10G либо пока весьма туманными и перспективными WS-15, на которых предполагается получить до 18 тонн тяги. Однако тот факт, что J-20 взлетел на «неродных» двигателях, не столь важен в сравнении с некоторыми предварительными выводами, касающимися, к примеру, конструктивных особенностей воздухозаборников. Некоторые специалисты указывают, что их форма оптимизирована под дозвуковой бесфорсажный режим. Таким образом, китайский «перспективный демонстратор пятого поколения» с некоторой долей вероятности не предназначен для отработки крейсерского «сверхзвука» – по крайней мере в ныне наблюдаемом виде. Это решение довольно логично: у китайцев сейчас и близко нет двигателей, которые способны выдавать более 9 тонн тяги без форсажа, что совершенно недостаточно. Вместе с тем размер воздухозаборников «Черного орла» дополнительно подтверждает вероятность установки в дальнейшем более мощного двигателя. ГЛАЗА И УШИ Совершенно недостаточен и технологический уровень развития китайской радиоэлектронной промышленности. Поднебесная сильно проигрывает России и США в вопросах разработки и производства современного БРЭО. Максимум, о чем можно говорить в терминах устойчивого серийного производства надежных образцов, – это «локализация аналогов» российских радаров семейства Н001, входивших в состав бортовых комплексов передававшихся Пекину истребителей Су-27СК и Су-30МКК, а также РЛС «Жемчуг», которая была поставлена позднее. Как отмечают ряд специалистов, собственные китайские РЛС (например 149Х, лишенная даже пассивной фазированной решетки, или имеющая ее «тип 1473», созданная на базе российского «Жемчуга») обладают довольно ординарными параметрами и, несмотря на внушительные темпы прогресса, отставание в области системного проектирования радиоэлектронных комплексов сов лучшем случае «демоверсию», пустую оболочку пировании другого семейства российских моторов. Уже упоминавшийся китайский легкий истребитель FC-1, более известный под экспортной маркировкой JF-17 Thunder, до сих пор не переведен на двигатели WS-13 (они находятся в разработке около десяти лет), а серийные машины продолжают летать на наших РД-93 – близких родственниках РД-33, установленных на семействе истребителей МиГ-29. Причины ровно те же: надежность и ресурс собственных двигателей по-прежнему недостаточны для передачи машин с ними в рабочую эксплуатацию, а уж тем более для заметных поставок на экспорт (для чего JF-17 во многом и предназначен). Отсюда же и настойчиво декларируемый интерес Пекина к закупкам уже упоминавшегося «изделия 117С». Трудно судить, удастся ли в конечном итоге китайцам заполучить этот мотор. По некоторым данным, наша страна принципиально не против такой продажи, что было подтверждено во храняется. К примеру, радиолокационных систем с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), по своему заделу хотя бы близких к принятию на вооружение, у КНР в распоряжении нет. Это значит, что в комплексе БРЭО «Черного орла» скорее всего нет аппаратуры, ультимативно требующейся ему как истребителю якобы пятого поколения. Как видим, и здесь речь идет скорее об испытательном самолете-платформе, нежели о боевой машине (даже предсерийного исполнения) с полным набором требуемых тактико-технических параметров. Развивая проблему БРЭО, можно упомянуть и авионику. Требования к машинам пятого поколения в этой области достаточно высоки, и пока совершенно неясно, в какой степени Китай способен обеспечить «Орлов» мощными информационно-управляющими комплексами, в особенности в части совмещения с системами управления вооружением. С другой стороны, нельзя не отметить, что Поднебесная в последнее время достигла вполне осязаемых успехов в развитии авионики для своей техники третьего поНам показали коления, поэтому эта часть задачи выглядит несколько более решаемой на фоне, скажем, куда более жестких проблем с двигателями. Вопросы есть даже к такой вещи, как беспереплетный фонарь кабины, который возвращает нас к уже упоминавшимся сложностям со специальными материалами. Китайцы впервые продемонстрировали, что способны производить подобные изделия (особо отметив, что фонарь изготовлен на серийном оборудовании). Однако в настоящий момент совершенно нет ясности относительно его качества и способности работать в режиме длительного сверхзвукового полета – овладели ли китайские материаловеды должными технологиями? Те же вопросы остаются и когда мы переходим еще к одному технологическому элементу авиасистемы пятого поколения – радиопоглощающему покрытию. Насколько адекватны китайские «стелс-материалы» поставленным задачам (и вообще способны ли они их решать хоть в какой-то степени), в данный момент сказать нельзя. ПЯТИЛЕТКУ В ЧЕТЫРЕ ГОДА Итак, что же получил на руки Китай? Для начала это все, что угодно, кроме истребителя пятого поколения. На первый взгляд «Черный орел» производит впечатление «свалки» перспективных элементов мирового авиастроения, перенятых по принципу «в хозяйстве все сгодится». Возможно, творческая оригинальность китайского изделия состоит в неповторимой синергии комплекса этих заимствованных решений, которая даст на выходе высокую тактическую эффективность, но судить об этом пока явно преждевременно. Вполне вероятно, что из этого сырого прототипа получится вполне удачная машина, однако ее конструкция и потенциальная «начинка» уже сейчас вызывают больше вопросов и сомнений, чем ответов и утверждений. Устойчиво и самостоятельно Китай способен выпускать сейчас только добротные машины третьего поколения с усовершенствованным вооружением, авионикой и БРЭО. Уже переход к технологиям четвертого поколения сопровождается радикальным падением качества производства комплектующих и ослаблением тактико-технических характеристик изделий. Выпуск современной техники четвертого поколения, впрочем, также возможен, однако он пока требует импорта целого ряда критических элементов. Отстает в развитии и школа китайской аэродинамики, несмотря на плотную и многолетнюю поддержку со стороны высококлассных российских специалистов. В этих условиях говорить о способности Поднебесной спроектировать и устойчиво производить авиасистему пятого поколения невозможно. Более того, как мы уже сказали, «Черный орел», по всей видимости, и не является такой системой. Наиболее вероятна его принадлежность к поколению «4+» с отдельными элементами пятого – и то только в том случае, если на нем успешно реализованы технологии малозаметности. Ни по характеристикам имеющихся на сегодня двигателей, ни по бортовой радиоэлектронике этот самолет истребителем пятого поколения считаться не может. С высокой вероятностью он не является таковым и с точки зрения параметров бесфорсажного крейсерского полета. Нам показали в лучшем случае «демоверсию», пустую оболочку, и в ближайшие годы она будет постепенно наполняться современными конструктивными элементами, которые, возможно, кардинально перевернут текущие представления о будущей китайской машине. С одной стороны, к этому выводу подталкивают совершенно фантастические темпы технологической модернизации китайского ОПК и активнейшая политика Пекина в области трансфера оборонных технологий (не всегда легального, впрочем). С другой – столь же очевидно, что чудес не бывает и авиапрому Поднебесной придется пройти весь путь целиком, научившись сначала делать менее сложные машины. До 2020 года, который американские аналитики полагают самым оптимистическим сроком принятия наследников «Орла» на вооружение, еще довольно много времени. «ОБОРОНКА»
Стр.5