Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №6 2010 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268188
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2010 .— №6 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268188 (дата обращения: 17.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДА 91% НЕТ 7% НЕ зНАю 2% ТЕНДЕНЦИИ ЯДЕРНОЕ РАзОРуЖЕНИЕ: ВОзМОЖЕН ЛИ «ГЛОБАЛЬНЫЙ НОЛЬ» НУЖНЫ НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ЭНЕРГИЧНЫЕ УСИЛИЯ Россия рассматривает ДНЯО как эффективный и действенный инструмент, предотвративший распространение ядерного оружия и создавший условия для настойчивого и необратимого продвижения к ядерному разоружению. этой теме было посвящено выступление первого вице-премьера правительства России Сергея Иванова на 46-й мюнхенской конференции по проблемам безопасности «Будущее контроля над вооружениями и Договора по нераспространению ядерного оружия: возможен ли «глобальный ноль», проходившей 5–7 февраля 2010 года. <...> Сегодня численность ГАИ равна боевому составу нескольких современных военных округов. <...> И что скрывать – примерно соответствует численности некоторых видов Вооруженных Сил и родов войск. <...> Для сравнения: в краткий вреНедавно утвержденная Военная доктрина, военная реформа и российские предложения по сокращению стратегических наступательных вооружений (Договор о СНВ-3) не только не согласуются между собой, но и принципиально противоречат друг другу. <...> Три важнейших события закручиваются в единый клубок, во многом определяющий уровень, концептуальные подходы и стратегию военной безопасности России на среднесрочную перспективу. <...> Системный априори документ, предопределяющий действия государства в сфере военной безопасности на долгосрочную перспективу. <...> 04 «ФЛОТ В 313 ВЫМПЕЛОВ» ВМС США принимают 30-летнюю кораблестроительную программу 06 ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ «Пойнт-Мугу». <...> ВОЕННАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАцИИ 09–11 PHOTOXPRESS Леонид ЯКУТИН РИА НОВОСТИ № 6 (322) 17–23 февраля 2010 года ГЕОПОЛИТИКА 02 НОВОСТИ нэкспорт заключил договор ВЬЕТНАМ – ОСНОВНОЙ ПАРТНЕР Россия поставит во Вьетнам 12 многофункциональных истребителей Су-30МК2 и авиационное вооружение на 1 миллиард долларов. <...> В начале 2009-гобыл заключен контракт на поставку во Вьетнам восьми истребителей Су-30МК2, а в конце года Рособорона <...>
Военно-промышленный_курьер_№6_2010.pdf
№ 6 (322) 17–23 февраля 2010 года выходит по средам МЮНХЕН-2010: МЕНЯЮЩИЙСЯ ЛАНДШАФТ БЕЗОПАСНОСТИ Новые вызовы налицо, но сенсаций не состоялось 02 ТЕМА СОТКАНЫ ИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ МИРНЫЕ СРЕДСТВА эФФЕКТИВНЫ ЛИшЬ ПРИ ОПОРЕ НА ВОЕННую МОщЬ ПРОБЛЕМА КАЗАКОВ ПОСТАВИЛИ В СТРОЙ Дмитрий Медведев подписал указ о чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ. Документ устанавПрезидент России ливает следующие чины членов казачьих обществ: казак, приказный, младший урядник, урядник, старший урядник – нижние чины; младший вахмистр, вахмистр, старший вахмистр – младшие чины; подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул – старшие чины; есаул, войсковой старшина, казачий полковник – главные чины; казачий генерал – высший чин. зидентом присваиваются генеральские чины, до полковника включительно – полпредом президента в федеральном округе, низшие чины – атаманом. Глава государства Непосредственно прегосударственный реестр. Установлены гербы и знамена войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», Волжского войскового казачьего общества, Енисейского войскового казачьего общества, Забайкальского войскового казачьего общества, Иркутского войскового казачьего общества, Кубанского войскового казачьего общества, Оренбургского войскового казачьего общества, Сибирского войскового казачьего общества, Терского войскового казачьего общества, Уссурийского войскового казачьего общества. Министерство оботакже подписал указ об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в роны РФ рассматривает возможность создания воинской части, в которой будут служить только казаки. Она будет подчинена не атаману, а Министерству обороны. Проект находится на стадии разработки. Когда все детали согласуют, его представят Дмитрию Медведеву. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Как вы считаете, оправданно ли решение о создании казачьих частей в России? ДА 91% НЕТ 7% НЕ зНАю 2% ТЕНДЕНЦИИ ЯДЕРНОЕ РАзОРуЖЕНИЕ: ВОзМОЖЕН ЛИ «ГЛОБАЛЬНЫЙ НОЛЬ» НУЖНЫ НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ЭНЕРГИЧНЫЕ УСИЛИЯ Россия рассматривает ДНЯО как эффективный и действенный инструмент, предотвративший распространение ядерного оружия и создавший условия для настойчивого и необратимого продвижения к ядерному разоружению. этой теме было посвящено выступление первого вице-премьера правительства России Сергея Иванова на 46-й мюнхенской конференции по проблемам безопасности «Будущее контроля над вооружениями и Договора по нераспространению ядерного оружия: возможен ли «глобальный ноль», проходившей 5–7 февраля 2010 года. Сергей ИВАНОВ Выступление на 46-й Мюнхенской конференции по проблемам безопасности особенно волнующе для меня по двум причинам. Во-первых, я уже десятый раз имею честь быть приглашенным на конференцию и обращаться к вам. Во-вторых, хотя я еще и не решил, каких ветеранских льгот требовать, но уже был вознагражден самой возможностью бросить ретроспективный взгляд на то, как изменение политического климата отразилось на работе Мюнхенской конференции. Окончание на стр. 03 ВТОРОЙ ПОЛЕТ В НОВОМ КАМУФЛЯЖЕ Испытания перспективного авиаИспытания нового российского истребителя пятого поколения состоялись на аэродроме Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения. ционного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) продолжались один час. Все агрегаты и системы самолета работали отлично. Пилотировал истребитель заслуженный летчикиспытатель России Сергей Богдан. Второй подъем в воздух прошел уже в новом облике: самолет был покрашен в цвета Военно-воздушных сил России – серо-белый ломаный камуфляж. В Комсомольске-на-Амуре планируется выполнить еще несколько испытательных полетов, после чего истребитель перебазируется в подмосковный Жуковский, в ЛИИ имени Громова, где пройдет основная часть летных испытаний. Что касается испытаний ПАК ФА на боевое применение, то они будут проходить в Государственном летноиспытательном центре Минобороны РФ в Ахтубинске (Астраханская область). Главнокомандующий ВВС России 2015 год. Его появление приведет к изменению терминологии в Военновоздушных силах России. «Мы отойдем от наименований истребительная, генерал-полковник Александр Зелин подтвердил срок начала поставок в войска самолета пятого поколения – ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 бомбардировочная, штурмовая и разведывательная авиация. По сути вся оперативная авиация решает задачи ПВО, поэтому у нас авиация будет называться дальней, стратегической, оперативно-тактической, военнотранспортной и армейской», – пояснил главнокомандующий ВВС. истребительно? КОМПАКТНО, ТАК ВСЕМ Если разговор заходит о численном составе перспекменной отрезок 31 января – 2 февраля 1943 года Красной армии в ходе Сталинградской операции удалось пленить 91 тысячу военнослужащих вермахта (в том числе 24 генерала). И это привело к коренному перелому в ходе Второй мировой войны. Сколько генералов в российской ГАИ, история умалчивает, но можно не сомневаться – больше, чем удалось взять в плен немецких высших офицеров под Сталинградом. Сегодня численность ГАИ равна боевому составу нескольких современных военных округов. И что скрывать – примерно соответствует численности некоторых видов Вооруженных Сил и родов войск. Для примера можно назвать только один – Ракетные войска стратегического назначения. Или же в рамках численности ДОБДД МВД можно содержать не менее трех флотов, соответствующих отечественному Северному. И опять-таки – только на минуту задумаемся – что такое Северный флот для России и что такое ДОБДД (при полном отсутствии автодорог европейского стандарта). С одной стороны – полосатые жезлы, предназначенные далеко не только для обеспечения безопасности дорожного движения, и с другой – баллистические ракеты морского базирования РСМ-50/52. Выглядит это явно несообразно решаемым по важности задачам. И самое главное – термин «компактность» надо применять к силовым структурам страны без исключений, а не только для армии и флота. ЦИФРЫ СМОТР ОРуЖИЯ В ДЕЛИ На VI международной выставке сухопутных и военноморских вооружений «Дефекспо Индия-2010», которая проходит с в Дели, представлена 31 российская организация, в том числе 6 субъектов военнотехнического сотрудничества. По информации ФСВТС, продукцию военного назначения представляют 14 российских предприятий: госкорпорация «Ростехнологии», Рособоронэкспорт, ЦКБ морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург), ГНПП «Сплав», КБ приборостроения (Тула) и другие. Всего на выставке продемонстрировано 495 экспонатов продукции военного назначения, из них 26 – натурные образцы. «Дефекспо Индия2010» проводится с 2000 года. В этот раз в ней участвуют 306 компаний из 29 государств. тивной Российской армии, то, как правило, в числе (наборе) характеристик этого параметра чаще всего употребляется термин «компактный». Однако, похоже, «компактность» относится только к Вооруженным Силам России и вовсе не распространяется на другие силовые структуры страны. В частности, численность Департамента по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ составляет 132 тысячи человек. Много это или мало? Для сравнения: в краткий вреНедавно утвержденная Военная доктрина, военная реформа и российские предложения по сокращению стратегических наступательных вооружений (Договор о СНВ-3) не только не согласуются между собой, но и принципиально противоречат друг другу. Три важнейших события закручиваются в единый клубок, во многом определяющий уровень, концептуальные подходы и стратегию военной безопасности России на среднесрочную перспективу. Какое из этих событий главное? Леонид ИВАШОВ, президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник ная доктрина. Системный априори документ, предопределяющий действия государства в сфере военной безопасности на долгосрочную перспективу. Она должна учитывать нынешнее и предстоящее состояние Вооруженных Сил, включая стратегическую ядерную компоненту. Именно Военная доктрина на основе глубоко научного геополитического анализа и стратегического прогнозирования мировых тенденций обязана определять основные направления строительства и развития ВС. Но никак не наоборот. Полагаю, главное – это ВоенОкончание на стр. 04 «ФЛОТ В 313 ВЫМПЕЛОВ» ВМС США принимают 30-летнюю кораблестроительную программу 06 ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ «Пойнт-Мугу». Согласно сообщению американского агентства «это была первая демонстрация успешного перехвата служившей целью жидкостной баллистической ракеты на разгонном участке траектории с помощью направленной энергии с платформы воздушного базирования». Лазер был размещен на НОВЫЙ ЛАзЕР СБИЛ РАКЕТу В СшА в ходе испытания впервые с помощью лазера воздушного базирования сбита баллистическая ракета. Как сообщило Агентство по ПРО США, американский лазер воздушного базирования высокой мощности (ALTB) сбил баллистическую ракету в ходе первого испытания будущего оружия направленной энергии. Ракета была уничтожена на разгонном участке траектории. Испытание проведено на полигоне в штате Калифорния в районе военной базы КАК ПОСМОТРЕТЬ модифицированном самолете «Боинг-747-400Ф». В работе над лазерным оружием задействованы корпорация «Боинг», поставившая модифицированный самолет, корпорация «Нортроп-Грумман», создавшая лазер высокой мощности, и корпорация «Локхид-Мартин», разработавшая системы управления лазерным лучом и ведением огня. Использование направленной энергии крайне привлекательно для выполнения задач противоракетной обороны, так как потенциал таких систем предполагает поражение множественных целей на скорости света, в радиусе сотен километров и при более низких затратах в сравнении с нынешними технологиями перехвата баллистических ракет. ВОЕННАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАцИИ 09–11 PHOTOXPRESS Леонид ЯКУТИН РИА НОВОСТИ
Стр.1
№ 6 (322) 17–23 февраля 2010 года АРМИЯ НОВОСТИ ПОдСЧИТАНЫ РАСХОдЫ НА ПРАЗдНИК ТЕМА Окончание. Начало на стр. 01 И Договор о СНВ-3 должен органично вписываться в логику Военной доктрины, стать ее стержнем, если мы декларируем, что ракетноядерная мощь – гарант безопасности Российского государства. ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ Военная доктрина-2010 Предварительная стоимость мероприятий, связанных с подготовкой и празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, – 1 миллиард 300 миллионов рублей, сообщил управляющий делами президента РФ Владимир Кожин. Также он отметил, что эта цифра неокончательная и еще может измениться. Для участия в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы, в Москву прибудут руководители государств и правительств из 40–45 стран – примерно столько же, сколько было на праздновании 60-летия Победы. Ожидаются также делегации международных организаций. В этот раз специальные приглашения от имени руководства России для участия в праздничных мероприятиях главам государств и правительств не направлялись. 8 мая в Москве пройдет очередной саммит СНГ, и все его участники будут гостями Парада Победы и других мероприятий. На праздник в Москву приедут руководители Китая, Франции, стран Восточной Европы. «Мы рады также увидеть в Москве президента США и премьер-министра Великобритании», – подчеркнул Кожин. Управляющий делами президента РФ сообщил, что на празднование Победы приглашены делегации ветеранов и участников Великой Отечественной войны из стран СНГ. «В общей сложности это 200–300 человек», – уточнил он. В праздничных мероприятиях примут участие ветераны и участники Великой Отечественной войны из Грузии, которые внесли большой вклад в общую Победу. Приезда президента Грузии Саакашвили в Москву не ожидают. ВОЕННАЯ ПОдГОТОВКА ВЕРНЕТСЯ В ШКОЛЫ Общероссийская общественно-государственная организация дОСААФ не удовлетворена существующей системой военнопатриотического воспитания школьников, заявил ее председатель Сергей Маев. «Вместе с Минобороны мы провели анализ существующего содержания подготовки молодого человека для службы в армии и пришли к выводу: главным недостатком является то, что в общеобразовательной программе в недостаточной мере закладываются основы военной службы, военно-патриотической и технической подготовки молодежи», – сказал Маев на заседании Совета при президенте России по делам казачества. Он видит крайне необходимым включение в школьную образовательную программу комплекса мероприятий по военно-патриотическому воспитанию, усиленной спортивной подготовке. «Молодежь, приступая к изучению военноучетных специальностей, могла бы быть уже морально и физически готова к службе в армии», – отметил он. Руководитель ДОСААФа рассказал, что основной задачей, стоящей перед организацией, остается подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах и обучение ее по военно-учетным специальностям. «В этих вопросах наша организация накопила богатый опыт. Несмотря на большое количество утраченных объектов, сейчас восстанавливается учебно-материальная база для подготовки молодежи к службе в армии в необходимом объеме», – сказал он. ПОГРАНИЧНИКИ ПОПОЛНЯЮТ КАЗНУ Российские пограничные органы за прошлый год изъяли контрабандных товаров более чем на 900 миллионов рублей. Общая сумма исков, наложенных на физических и юридически лиц, – 130 миллионов рублей, конфисковано 21 судно. Пограничниками было досмотрено свыше 30 тысяч судов, задержано более 180 судов и изъято около тысячи тонн рыбопродукции. За административные правонарушения в сфере охраны государственной границы к ответственности привлечены около 90 тысяч человек. КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС РЕШАЮТ АУКЦИОНЫ лагает наличие для России военной опасности, военной угрозы, а также возможности развязывания против нее военных и вооруженных конфликтов, локальной, региональной и крупномасштабной войн. Из старой доктрины перекочевало положение, что мировое развитие на современном этапе характеризуется ослаблением межгосударственной идеологической конфронтации. Мне же видится, что идеологическое противостояние не ослабевает, а обретает новое качество и выходит на новый, межцивилизационный уровень, обостряется борьба не только между государствами и союзами государств, но и союзами цивилизаций, различными системами ценностей. Главным содержанием (далее – доктрина) провозглашается как развитие доктрины 2000 года, как новый основополагающий документ российской военной политики. Однако принципиально новых отличий в ней не прочитывается. По содержанию и направленности она, как и ее предшественница, ориентирует российскую политику в сфере военной безопасности на оборонительные и сдерживающие действия. При этом, как и в ранее действовавшей доктрине, приоритет отдается мирным политико-дипломатическим, правовым, экономическим, военным и другим инструментам для защиты своих национальных интересов и интересов союзников. К сожалению, авторы забыли подчеркнуть, что мирные средства эффективны сегодня только тогда, когда опираются на военную мощь. Новая доктрина предпоной политики государства, деятельности государственных институтов по укреплению обороны и безопасности, порядок применения ВС и других войск, развитие ОПК, строительство и техническое оснащение ВС. Важнейший момент новой доктрины – положение о готовности военнополитического руководства России превентивно применить ядерное оружие, когда в результате агрессии с применением обычных средств под угрозу поставлено само существование государства. И это, пожалуй, самое волевое положение документа, ориентирующего ВС на разработку военной стратегии и плана их боевого применения. Но и оно переписано из прежнего документа и адресовано отнюдь не Западу. тирует США статус мировой державы № 1. И это четко зафиксировано в Стратегии национальной безопасности США. К ключевым районам мира американская элита относит те регионы, с территории которых можно активно влиять на региональную и глобальную ситуацию, воздействовать на своих соперников и партнеров. Это Балканы, Большой Ближний Восток, КавказскоЧерноморско-Каспийский бассейн, Афганистан – солнечное сплетение Евразии. Стратегические коммуникации – это прежде всего маршруты транспортировки углеводородного сырья, другие торговые пути. США уже контролируют Ормузский, Баб-эль-Мандебский, Малаккский проливы (через которые Китай импортирует 80% нефти). В перспекмирующихся геополитических процессов, потому что утрачивает цивилизационную сущность. Являясь матрицей двух соединенных воедино цивилизаций – православнославянской и русскоевразийской, она успешно разрушает и ту, и другую. С православной Грузией мы уже воевали, с Беларусью и Украиной находимся в состоянии холодной войны. Проект Евразийского А ЧТО РОССИЯ? Россия выпадает из форсоюза, неоднократно предлагаемый президентом Казахстана Назарбаевым, предполагающий, кстати, единое экономическое и оборонное пространство, российское руководство также успешно отвергло. На постсоветском пространстве у нас нет союзников, есть конкурируюкапиталов» новые хозяева отправят в места отдаленные. А что же нам, простому населению, 140 миллионам жителей России? Все предусмотрено, и не ней постепенно оттеснять русский народ к Северу… Так как по всем законам природы с прекращением роста начинаются упадок и медленное умирание, то наглухо запертый в своих северных широтах русский народ не избегнет своей только в позиции Тэтчер, Олбрайт и Бжезинского. Еще в начале ХХ столетия американский геостратег адмирал Мэхэн в знаменитой по сей день работе «Влияние морской силы на историю» (М., МЛ. 1941) писал: «…приступить к овладению всей полосой Южной Азии между 30– 400 северной широты и с СОТКАНЫ ИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ холодной войны было не идеологическое, а геополитическое противостояние двух социально-политических систем, центров двух цивилизационных сущностей. Таково оно и по сей день. И не стоит надеяться, что если мы будем следовать путем западного либерализма, нас не тронут. Доктрина к числу внешних военных опасностей относит: – расширение и глобализацию НАТО (при этом жестко «стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права» – в этом, пожалуй, единственная новизна); – попытки дестабилизаконстатируется ции государств и регионов, подрыв стратегической стабильности; – развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств, нарушение сложившегося баланса сил вблизи госграницы РФ и границ ее союзников; – создание и развертывав сущности новой Военной доктрины. Общее впечатление о содержании Военной доктрины-2010 как о документе, синтезирующем совокупность взглядов по проблемам военной безопасности энного государства, неплохое. Доктрину вполне можно представлять слушателям военно-учебных заведений в качестве универсального образца для теоретического изучения. Но если этот основополагающий военнополитический документ приложить к российской реальности, можно сделать вывод: доктрина писалась не для современной России и ее ВС. Это некий идеал, не учитывающий даже среднесрочные перспективы. Военная доктрина, военПопытаемся разобраться ние систем стратегической ПРО, размещение оружия в космосе, развертывание стратегических неядерных высокоточных систем оружия; – вмешательство во внутренние дела и территориальные претензии к РФ. К числу других военных Министерство обороны РФ по результатам открытого аукциона приобретает у группы компаний «СУ-155» 1412 квартир общей площадью 97 326 кв. метров. Речь идет о квартирах в Твери, Костроме, Нижнем Новгороде, Калуге, Калининграде и Ярославле, общая сумма контрактов превышает 3,1 миллиарда рублей. В результате аукциона Минобороны выкупит в Твери 601 квартиру, во Владимире – 304, в Костроме – 200, в Нижнем Новгороде – 200, в Калининграде – 38, в Ярославле – 69 квартир. Министерству обороны РФ предоставляются двух- и трехкомнатные квартиры площадью соответственно от 36 до 63 кв. метров и от 62 до 97 кв. метров. Все квартиры передаются с муниципальной отделкой. Это не первый в этом году аукцион Минобороны, в результате которого заключаются контракты на приобретение квартир, построенных «СУ-155». В середине января по результатам открытого аукциона МО приобрело у ГК «СУ-155» 622 квартиры в Калуге. Общая стоимость лотов – 1,27 миллиарда рублей. Общая площадь жилья – 42 249 кв. метров. информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК», опасностей отнесены также традиционные: распространение ОМП и ракетных технологий, терроризм, эрозия международных договоренностей в сфере разоружения, применение военной силы на территории соседних государств в нарушение Устава ООН. К основным внутренним военным опасностям отнесены попытки насильственного изменения конституционного строя, нарушение единства, суверенитета и территориальной целостности, дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры. Описывается категория веческой цивилизации (и не только экономики) устойчиво перемещается с Запада на Восток. Как будет происходить «передача» глобального лидерства – мирным или иным путем, никому неизвестно. Американские исследователи утверждают: выход из мирового финансовоэкономического кризиса и смена планетарного лидера невозможны без большой войны, инициаторами которой выступят страны новой Оси: США – Великобритания – Израиль. То, что это будет война против Востока, сомнений не вызывает. Да и симптомы уже проявляются – в противостоянии США и Китая по проблемам Ирана и Тайваня. 2. Главными объектами основных военных угроз. Ничего практически нового, обычный набор. В новой доктрине обстоятельно прописываются вопросы военглобальных противоречий становятся ключевые районы мира, стратегические коммуникации и планетарные ресурсы. По мнению американских стратегов, контроль над этими объектами гараннальной безопасности-2009, ни Военная доктрина-2010 не дают ответа: под какой миропорядок, под какие войны и военно-стратегические операции должна создаваться система безопасности и обороны России? Сегодня отчетливо проявляются следующие мировые тенденции: 1. Центр развития челоная реформа и наш «встречный» план по сокращению стратегических наступательных вооружений не только не согласуются между собой, но и принципиально противоречат друг другу. Ни Стратегия нациотиве развернется борьба за контроль над Северным морским путем. И, конечно, Панамский, Суэцкий каналы, Гибралтар. Основные планетарные ресурсы – это разведанные и освоенные запасы углеводородов, прогнозируемые и предполагаемые залежи в неосвоенных регионах. К таковым относятся Арктика, где прогнозируется наличие около четверти всех углеводородов планеты, Афганистан, территория которого в силу исторических причин не подвергалась активному геологоразведочному процессу, но где прогнозируются огромные запасы урана-235, газа, медных и других руд, драгоценных камней и благородных металлов. Третий неразведанный ресурсный район планеты – Антарктида. 3. ХХI век прочитывается щие с нами бизнес-партнеры. ОДКБ – военная фикция. Ни один из ее участников даже политически не поддержал Россию в событиях августа 2008 года. В Шанхайской органиучасти… Затем в отношении местного населения не следует забывать принцип, что естественное право на землю принадлежит не тому, кто сидит на ней, а тому, кто добывает из нее богатства». И эти идеи автора «Стратегии анаконды» для России осуществляются планомерно и настойчиво. Не жалуют нас и на Восзации сотрудничества далее борьбы с пресловутым терроризмом мы не продвинулись в плане безопасности. Не следует, однако, забывать, что российская территория – это не просто огромное заснеженное пространство, но планетарного масштаба ресурсный район с 40% мировых природных запасов. Это и важнейшее коммуникационное пространство, соединяющее Запад с Востоком, Север с Югом. Наконец, это хартленд – сердце мира, центр земной суши планеты. На наши территории и как век мировых цивилизаций, а не государств, как было ранее. И в борьбу за контроль за названными объектами, доступ к ним будут включены не отдельные государства, а цивилизационные образования и транснациональные финансово-экономические структуры. Запад здесь скорее всего будет един. Но и на Востоке проявляется тенденция к формированию единой геополитической системы. Изменяется характер отношений между Китаем, Индией, Японией: от враждебности к межцивилизационному взаимодействию и партнерству. Идет процесс формирования больших экономических пространств, опять же на основе этнокультурных цивилизационных матриц. И под таковую ситуацию США беспрецедентно наращивают военную мощь, трансформируют НАТО в глобального монстра, Китай также стремительно развивает все компоненты вооруженных сил, Индия активно закупает и создает собственные вооружения, вооружаются страны исламского мира и даже Тайвань. Создается впечатление, что мир готовится к большой войне или к серии региональных войн. ресурсы с жадностью поглядывают транснациональная элита, англосаксы и европейцы с запада, китайцы и японцы – с востока, турки – с юга. Пока такая геополитическая ситуация есть некая гарантия нашей безопасности, но только до тех пор, пока мы обладаем военной силой, достаточной для нанесения неприемлемого ущерба каждому претенденту на наши пространства в отдельности, или же у нас будут серьезные союзники (в том числе из состава мировых цивилизаций, например исламский мир, Индия, Южная Америка и, конечно, СНГ). Надеяться, что после разрушения оборонного потенциала страны и отвержения союзных сил нас не тронут или передерутся между собой за наши богатства, по крайней мере глупо. Представляется, что о нашей судьбе и Восток, и Запад спокойно могут договориться, поделив территорию на зоны, секторы, колонии. Нынешние собственники российских ресурсов в лице сырьевых олигархов, класса чиновников и международного криминала поторгуются и согласятся. Кто-то выедет за рубеж, кто-то войдет в долю, но большинство нынешних владельцев «непомерным трудом нажитых нии военной реформы в РФ это обязательно случится. Весной 2009 года в КНР вышла многомиллионным тиражом книга «Китай недоволен».Авторы – члены КПК. В ней утверждается, что китайцы очень недовольны русским головотяпством, когда огромные плодородные просторы не используются под земледелие, а в Китае таких земель остро не хватает. И следует вывод: восточтоке. Японский парламент принял год назад закон о принадлежности так называемых северных территорий (четыре российских острова Курильской гряды) Японии. Правительство Страны восходящего солнца во исполнение закона издало ряд исполнительных актов, в том числе о безвизовом для японцев посещении этих территорий. Осталось только физически взять острова под свою юрисдикцию. Полагаю, по завершеенной доктрине более решительно звучал пункт 16: ВС и другие войска должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору ведением активных боевых действий (оборонительного и наступательного характера). Полагаю, что доктрина-2010 не добавляет нам ни безопасности, ни уверенности в завтрашнем дне. Она не ориентирует государство и общество на решительные действия по возрождению потенциала оборонной достаточности, прекращению разрушительных процессов в армии, ОПК, экономике. Не нацелена она и на создание международного потенциала безопасности России и ее союзников. ные земли должны отойти к китайцам, они станут их обрабатывать, что будет хорошо и для русского малочисленного населения – им дадут работу. Возможно, эта книга подтолкнула авторов доктрины к повтору положения о превентивном применении ядерного оружия. Применять превентивно ядерный арсенал против США или их союзников – самоубийство. Это хорошо было усвоено еще во времена СССР. Военная доктрина не дает глубокого анализа современных мировых и региональных процессов. Но даже там, где четко выявляются опасности и угрозы, не следует четкого и ясного ответа. Например, говорится об опасностях со стороны глобализирующегося НАТО, развертывании и наращивании иностранной военной силы на территориях сопредельных государств, угрозе в результате резкого обострения военнополитической обстановки и создания условий для присофию международной безопасности, исключающую международный разбой и превращение НАТО в инструмент глобального силового диктата (и вынести проблему на обсуждение ООН). Активизировать работу в рамках ШОС. Реализовать на практике провозглашенную в 90-х годах прошлого столетия идею стратегического партнерства с Индией в сфере безопасности. Задействовать во имя совместной военной безопасности потенциал российско-иранского сотрудничества. Подтянуть к своей политической позиции во имя сохранения мира страны исламского ареала, Монголию, Латинскую Америку, Республику Корея. Активно и доверительно работать с КНР, формируя временные и среднесрочные альянсы по проблемам безопасности (ПРО, высокоточное стратегическое оружие, милитаризация космоса, глобализация НАТО и др.). «Приморозить» так нашенно новые подходы к проблеме обеспечения военной безопасности России. Полагаю, необходимо (возможно, в закрытом документе) предложить и реализовать в кратчайшие сроки доктринальные установки по формированию единого оборонного пространства (пространства безопасности) на территории СНГ (с учетом президентских выборов на Украине). Выдвинуть новую филоЧТО дЕЛАТь? Видимо, нужны совершит некоторой запуганностью, пассивностью, стремлением никого не обидеть. Что-то похожее на «нападут – будем отстреливаться». Нет в тексте слов «разгром агрессора, принуждение к капитуляции», звучит другое: «принуждение к прекращению военных действий». Кстати, в прежней Вого нападения на Беларусь «РФ рассматривает как акт агрессии против Союзного государства и осуществит ответные меры». Белорусов интересует: будет ли Россия воевать за них, нанесет ли мощный контрудар по агрессору или ответит мидовским возмущением и нотой протеста? Весь текст доктрины гременения военной силы, а в качестве ответа звучит (п. 20) маловразумительное: «РФ считает правомерным применение ВС… в соответствии с принципами и нормами международного права… по решению президента… в порядке, установленном законодательством» и т. д. Даже случай военно04 зываемое сотрудничество Россия – НАТО – ширму для превращения последнего в мирового жандарма. Перейти в сотрудничестве с Европой на двусторонние и многосторонние отношения в плане формирования системы коллективной безопасности (Германия, Франция, Бельгия, Греция, Болгария, Сербия, Турция, северные страны). И, конечно, пересмотреть концепцию осуществляемой военной реформы и не сдавать ни одной позиции по СНВ-3. Безопасность – главная функция государства, всех государственных структур и главная задача общества и гражданина. И относиться к ней необходимо соответственно. А что касается обновления доктринальных установок, то можно в прежние документы вносить поправки, принимать новую редакцию. Но не дело провозглашать старый документ в качестве нового. Алексей МАТВЕЕВ Рисунок Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 ТОЧКА ЗРЕНИЯ БУдЕТ ЛИ ПРЕдОТВРАЩЕНА КАТАСТРОФА? НОВЫЙ ДОгОВОР О СНВ МОжЕТ СТАТь ПРОЛОгОМ ДЕСТАбИЛИЗАцИИ И КАТАКЛИЗМОВ Ядерные вооружения (ЯВ) России не предназначены для силового диктата, а призваны исключить его по отношению к России. Ядерное оружие России – это оружие мира, существующее в интересах мира. для США ядерное оружие с самого начала было инструментом прежде всего силового диктата, хотя налицо и объективная оборонная роль ЯВ США как великой державы с разветвленными интересами. Сергей БРЕЗКУН, профессор Академии военных наук В военно-политическом отношении ядерная проблематика включает в себя такие вопросы: – ретроспективные суть и роль ЯВ; – суть и роль ЯВ в масштабе текущего времени; – перспективные суть и роль ЯВ. За прошедшие десятилетия ядерная проблематика трансформировалась из апокалипсической в разумно воспринимаемую всеми здравомыслящими и информированными экспертами и профессионалами-оружейниками (как в форме, так и в штатском). АНАЛИЗ Александр ХРАМЧИХИН, заместитель директора Института политического и военного анализа ление понятий «военная опасность» и «военная угроза» (в старой использовался один термин – «военные угрозы» без расшифровки). Военная опасность – «состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы». А военная угроза – «состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию)». Говоря предельно упрощенно, опасность может превратиться при определенных обстоятельствах в угрозу. На первом месте в списке военных опасноВ новой доктрине дано специальное опредестей в новой доктрине стоит «стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран – членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока». В старой доктрине было: «Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации» (понятно, что блок и союз имелся в виду одинединственный). Следующая опасность – «попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность». В предыдущей доктрине этого не было. На третьем месте – «развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях». Вариант старой доктрины был, пожалуй, конкретнее: «Создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи государственной границы РФ и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях». СТАРЫЕ ОСНОВЫ НОВОЙ ДОКТРИНЫ КАК ИЗМЕНЕНИЯ И дОПОЛНЕНИЯ ОТРАЖАЮТ ТРЕБОВАНИЯ МОМЕНТА Военная доктрина РФ, утвержденная президентом Дмитрием Медведевым 5 февраля, в значительной степени основана на предыдущей Военной доктрине, утвержденной Владимиром Путиным 21 апреля 2000 года. Хотелось бы обратить внимание на самое важное – описание военных опасностей и военных угроз. Ведь в конечном счете строительство Вооруженных Сил ведется (или по крайней мере должно вестись) исходя из существующих для страны военных опасностей и угроз. и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия». Тут, что называется, no comments. Следующая опасность – «территориальные Далее еще одна новая опасность – «создание претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела». В старом варианте доктрины за этим следовали еще такие слова: «Попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира». Видимо, теперь данная проблема снята. Затем следуют еще две опасности, коих в старой доктрине не было: «распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием» и «нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений». В первом случае, видимо, имеются в виду Иран и КНДР, во втором скорее всего речь идет о выходе США из Договора о ПРО и об отказе стран НАТО ратифицировать «адаптированный ДОВСЕ». силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права». В старом варианте это звучало так: «Ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств». Следующие два пункта за десять лет практиВосьмая опасность – «применение военной чески не изменились: «наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств» и «распространение международного терроризма». Наконец, последняя опасность в предыдущем военных угроз заслуживает гораздо большего внимания, чем список военных опасностей. Итак, первая из военных угроз – «резкое обоварианте доктрины не фигурировала – «возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира». Можно предположить, что речь здесь идет в первую очередь о ситуации в Афганистане. Как уже было сказано выше, в новом варистрение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы». В доктрине 2000 года подобный пункт отсутствовал. Далее – «воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов». Здесь все достаточно ясно, это почти полное повторение положения старой доктрины. Третья угроза – «создание и подготовка незаанте доктрины «военная опасность» – это лишь потенциальная угроза. А вот уже «военная угроза» ведет к «реальной возможности возникновения военного конфликта». Поэтому список конных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников». В предыдущем варианте доктрины это звучало так: «Создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников». То есть теперь считается, что противник может создавать и готовить НВФ прямо на нашей территории. Наконец, четвертая и пятая угрозы – «демонрацией или ее союзниками государств с провокационными целями» и «активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени» – в предыдущем варианте доктрины отсутствовали. Надо заметить, что последняя угроза (проВ конце жизни Альберт Эйнштейн подписал текст антиядерного манифеста, ставшего идейной базой Пагуошского движения, однако не стоит забывать, что Эйнштейн писал и так: «Сегодня атомная бомба коренным образом изменила мир; мы знаем об этом, но люди оказались в новом положении и их мышление должно приспособиться к нему... В будущем при оценке любых внешнеполитических акций каждого государства следует применять один-единственный критерий – ведут ли они нас в мир справедливости и законности или назад, в мир анархии и гибели». Из этого логично вытекала глубоко стабилизирующая роль ЯВ как средства сдерживания тенденций анархии и гибели тенденциями справедливости и законности. Но ЯВ не могут быть инструментом стабильного мира, если одна сторона обладает подавляющим превосходством. ЯВ становятся таковыми лишь взятые в условиях системного паритета, то есть примерно равных возможностей сторон по взаимному сдерживанию. К концу 70-х годов ядерные страхи сменились пониманием того, что возникший системный паритет в ракетно-ядерных вооружениях между СССР и Америкой гарантирует миру прочный режим ядерной стабильности. Напомню лозунг стратегического авиационного командования США: «Мир – наша профессия». Этот лозунг полностью совпадает с самооценкой своей деятельности также всеми теми, кто имеет профессиональное отношение уже к российским ракетно-ядерным вооружениям. Ныне вновь начали говорить о «безъядерном мире», о «глобальном ноле», но не имели ли мы уже эффективный «глобальный ноль» в 70–80-е годы в том смысле, что вероятность реальной войны между СССР и США и вообще новой мировой войны тогда фактически снизилась до ноля за счет массирования ядерных вооружений СССР? Однако не стала ли возрастать, причем даже необязательно в форме конфликта между РФ и США и даже необязательно в форме агрессии США против России, вероятность мирового конфликта по мере ослабления ракетно-ядерного статуса России? Под системным же паритетом надо понимать такую ситуацию, когда Россия сохраняет возможность глубокого ответного удара даже после нанесения обезоруживающего удара агрессора по СЯС РФ. Нет этого условия – нет глобальной стабильности. Пока что системный паритет сохраняется, и если он не изменится, то сохранится и режим глобальной стабильности. Ведь сегодня, как и тридцать лет назад, правомерны следующие констатации: 1. Если Россия и США обладают массированными ЯВ, это не увеличивает угрозу мирового ядерного конфликта, а фактически устраняет ее. Отказ прежде всего России и в меньшей мере США от массирования ЯВ не снижает опасности мирового крупномасштабного конфликта, а резко повышает ее. 2. Ядерное разоружение России и США, рассматриваемое в отрыве от проблем полного и всеобщего разоружения, – не благо, а угроза миру. Сформулируем вопрос так: «Готовы ли мы сохранять и далее устойчивый мир, в котором ядерные вооружения разумно оптимизированы?». Если ответом будет «да», глобальный мир сохранится. Но сразу можно сказать, что оптимизация ядерных вооружений нетождественна их минимизации. И вот тут мы подходим к перспективным аспектам ядерной проблематики. А для них наиболее значимы такие вопросы: – условия сохранения и упрочения режима глобальной ядерной стабильности; – возможность дальнейших сокращений ЯВ; – условия и пределы дальнейших сокращений ЯВ, не нарушающих режим стабильности; – вовлечение в формирование атмосферы и содержания переговорного процесса мировой общественности и экспертов различных взглядов. Все предыдущее развитие ядерной проблематики доказывает, что необходимое и достаточное условие сохранения и упрочения режима глобальной ядерной стабильности – сохранение и упрочение режима системного паритета между РФ и США. При этом сама возможность дальнейших сокращений ЯВ, а также условия и пределы этих сокращений, не нарушающих режим стабильности, могут базироваться только на идее системного паритета между РФ и США. Однако Россия уже давно исчерпала разумные пределы сокращения своих СЯС. Не вдаваясь в подробную численную раскладку, напомню, что, по данным Стокгольмского международного института исследований мира (SIPRI), к 2009 году соотношение боезарядов сторон составило 5900 к 2825 в пользу США при существенном (для МСЯС – подавляющем) перевесе в пользу США во всех трех компонентах стратегической триады. По моему глубокому убеждению, ни о каких сокращениях российских СЯС после 1991 года не могло быть и речи. Ведь положивший начало крупномасштабному уничтожению наших СЯС Договор о СНВ-1 разрабатывался в военнополитической ситуации, принципиально отличной от той, что возникла после его подписания в 1991-м. Военно-политическое и геополитическое положение СССР и РФ, формат СЯС СССР и формат СЯС РФ несопоставимы. После развала СССР России следовало немедленно выйти из СНВ-1, сохраняя максимальный потенциал сдерживания. Затем наступил черед договора о СНВ-2, выполнение которого привело бы к полному слому стратегического паритета со всеми вытекающими последствиями. К счастью, этот договор не вступил в силу. Если бы СНВ-2 был выполнен, к 2009 году в РВСН РФ имелось бы всего 245 боезарядов на 180 ПГРК «Тополь» и 65 РК «Тополь-М» шахтного и мобильного базирования. То есть наземный ядерный потенциал России был бы на уровне Англии, Франции, Китая, а США обладали бы примерно той же мощью, что и сейчас. При ретроспективном и перспективном анализе недопустимо оперировать исключительно количеством боезарядов, выводя за рамки даже открытого анализа количество носителей, структуру СЯС СССР и РФ и триады США, несравнимые противолодочные возможности РФ и США и т. д. Недопустимо включать в двусторонний баланс сил между РФ и США ту часть наших СЯС, которая представлена российскими тяжелыми бомбардировщиками. Проблематично, по моему мнению, и включение в баланс сил российских МСЯС. Крайне малое число наших РПК СН на боевом дежурстве и противолодочные возможности США позволяют США превентивно выбить наши РПК СН до начала своего удара по РВСН РФ. Можно ли не брать в расчет фактор американских крылатых ракет морского базирования? КРМБ всегда рассматривались в США как важнейшее средство превентивного удара, даже более важное, чем МБР и БРПЛ. А куда надо приплюсовывать ядерные вооружения Англии и Франции? Ведь куда-то приплюсовывать их надо! На мой взгляд, необходимо отстаивать идею не крупных сокращений ЯВ РФ и США, а их оптимизацию. Она не имеет ничего общего с минимизацией и означает: 1) отказ от потенциально дестабилизирующих систем типа широкомасштабной ПРО территории страны; 2) сближение структур триад с упором на наземную компоненту; 3) ведение любых ядерных многосторонних переговоров с привлечением прежде всего Китая, Англии и Франции; 4) обеспечение максимально возможной эксплуатационной безопасности оружия (для этого нужны ядерные испытания). Пока же новый Договор о СНВ направлен прежде всего против российских МБР типа Р-36, срывающих планы НПРО США. Вот почему масштабные сокращения ЯВ, особенно ЯВ РФ, не уменьшают угрозу войны, а напротив – создают угрозу безопасности мира, в том числе России и США. Возвращаясь к новому Договору о СНВ, можно сказать, что в спешке разработанный и аврально готовящийся к подписанию документ может стать прологом дестабилизации. Причем смысл спешки в этом случае не совсем ясен. Ведь Россия и США до 2012 года находятся в режиме другого действующего договора – СНП, не позволяющего наращивать сторонам ядерный арсенал. И последнее. Есть очевидная необходимость вовлечения в формирование атмосферы и содержания переговорного процесса более широкого круга экспертов (всех направлений и взглядов). Представляется, по этому вопросу вполне возможна общенациональная дискуссия, подправляющая ход и ожидаемые результаты переговоров о СНВ. ПОЛЕМИКА НОВОСТИ ЧАСТНЫЙ дОМ ЧЕЛОВЕКУ В ПОГОНАХ Комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям рекомендовал нижней палате принять в первом чтении законопроект, который предусматривает возможность предоставления жилья военнослужащим не только в квартирах, но и в частных домах. Соответствующие изменения глава этого комитета Мартин Шаккум предлагает внести в Земельный кодекс РФ, законы «О статусе военнослужащих» и «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». В настоящее время служебное жилье военным может предоставляться только в квартирах. Чтобы решить эту проблему, предлагается статью 24 Земельного кодекса дополнить положением о том, что служебное жилье военнослужащие смогут получить в виде жилого дома или части дома. Земельный участок, на котором находится такое жилье, предоставляется на праве безвозмездного срочного пользования. При этом военным, которые имеют право на получение бесплатного жилья в собственность, земельные участки предоставляются тоже бесплатно по решению федерального органа исполнительной власти. Норма предоставления такого земельного участка составляет 600 кв. метров. Также предлагается увеличить предельный размер превышения площади предоставляемого бесплатного жилья с 9 кв. метров до 16 кв. метров с учетом конструктивных особенностей квартир и домов. Это позволит предоставлять бесплатно жилой дом, например, семье из трех человек площадью до 70 кв. метров. Законопроект предусматривает норму, в соответствии с которой с согласия военнослужащего площадь предоставляемого ему бесплатного жилья может быть увеличена. Но в этом случае он должен возместить стоимость дополнительной площади квартиры или частного дома, а также земельного участка. НОВОЕ ОБЪЕдИНЕНИЕ ПОдВОдНЫХ СИЛ В гарнизоне Северного флота «Заозерск» состоялась передача исторического знамени и ордена Красного Знамени от эскадры атомных подводных лодок СФ новому объединению – Краснознаменным подводным силам Северного флота. В мероприятии приняли участие начальник штаба Северного флота вице-адмирал Владимир Королев и командующий подводными силами СФ контр-адмирал Андрей Воложинский, который принял знамя от врио командира эскадры АПЛ СФ капитана 1-го ранга Сергея Ласточкина. В состав нового объединения – подводных сил Северного флота – вошли все соединения атомных подводных лодок, базирующиеся на СФ. Цель созданного образования – повысить качество выполнения учебно-боевых задач, оперативность и мобильность управления подводными силами в море, их поддержание в постоянной боевой готовности. Воссозданные подводные силы унаследовали почетное наименование «Краснознаменные», которое было присвоено 22 февраля 1968 года 1-й флотилии атомных подводных лодок вместе с награждением орденом Красного Знамени за большой вклад в дело укрепления оборонной мощи страны и ее вооруженной защиты. С момента вступления в строй Северного флота первой атомной подводной лодки подводники-североморцы освоили 22 проекта и модификации атомных подводных лодок, более 20 комплексов ракетного и более 30 – минно-торпедного оружия. Успешно выполнены сотни ответственных задач, многие из которых были решены впервые: кругосветный поход в подводном положении, групповой межфлотский переход атомных подводных лодок, успешные стрельбы баллистическими ракетами с Северного полюса, освоение Арктического бассейна и Северного морского пути и другие. Служба подводников СФ получила высокую оценку руководства страны – 35 из них удостоены звания Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации, более 6 тысяч – государственных наград. информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК», ведение некими странами мобилизационных мероприятий), как и первая (резкое обострение военно-политической обстановки), не относится к каким-либо нынешним реальным событиям, а лишь описывает то, что может произойти. А вот четвертая угроза (демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с РФ или ее союзниками государств с провокационными целями) представляется интересной. Возможно, это тоже всего лишь описание того, что может произойти. Но есть и другой вариант – речь идет о нескольких последних учениях НОАК, на которых совершенно открыто и в нарастающих масштабах отрабатывалась крупномасштабная агрессия против РФ. По крайней мере никак иначе трактовать эти учения нельзя. Три военные угрозы, имевшиеся в доктрине 2000 года, в новой доктрине отсутствуют. Это «нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане», «враждебные, наносящие ущерб военной безопасности Российской Федерации и ее союзников информационные (информационно-технические, информационнопсихологические) действия» и «дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах». Почему эти проблемы стали менее актуальными – сказать сложно. Очень многие комментаторы обратили внистрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федемание на упоминание в новом варианте доктрины блока НАТО, причем на первом месте в списке военных опасностей. Можно отметить следующее. Во-первых, подобный пункт был и в старой доктрине, только в нем НАТО было названо эвфемизмом «военные блоки и союзы». Во-вторых, как уже было сказано, теперь НАТО – это не угроза, а лишь опасность. А угроза – демонстрация военной силы в ходе проведения учений. В последние годы подобные учения проводила лишь одна страна – КНР. Георгий ДАНИЛОВ
Стр.5