СОЗНАНИЕ КАК ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ В статье делается попытка онтологической интерпретации интенциональных состояний как нейрофизиологических состояний относительно лингвистических объектов. <...> Данные состояния также могут быть интерпретированы как функциональные состояния. <...> Это позволяет трактовать сознание как способность формировать интенциональное отношение его носителя к усвоенным или самостоятельно сконструированным лингвистическим объектам. <...> Ключевые слова: теория сознания, интенциональность, язык, нейрофизиология Зависимость между ментальными фактами Со времен Декарта в понимании природы психического можно различить две противоположные тенденции: радикальный редукционизм и радикальный антиредукционизм. <...> В философии самого Декарта они присутствовали одновременно как в форме механицизма и психофизического дуализма. <...> С другой стороны, существуют весомые философские аргументы в пользу того, что некоторые феномены субъективной и интерсубъективной жизни людей такому объяснению не поддаются. <...> Представляется целесообразным начать с описания субъективных фактов сознания: ментальных свойств и состояний, относительно которых наблюдается более или менее сформированная философская традиция. <...> Среди состояний сознания принято различать качественные и интенциональные состояния. <...> Качественные ментальные состояния субъек* Публикуется в авторской редакции. г Моисеева А.Ю., 2013 108 А.Ю. Моисеева та x заключаются в переживании им некоторых ментальных свойств, включая физические ощущения и эмоциональные состояния, и описываются следующим образом: 1.1. <...> Sq (x) ≡ M (x), где M – предикат, означающий ментальное свойство. <...> Примерами могут служить субъективно переживаемые x боль, страх, ощущение красноты и т.п. <...> Интенциональные ментальные состояния субъекта x заключаются в модальном отношении его к некоторому высказыванию и описываются так: 1.2. <...> Sin (x) ≡ Kx p, где К – интенциональный оператор, p – высказывание <...>