– № 3(52) УДК 629.735.33.015.4 Расчет контактных напряжений в фторопластовых рукавах* В.Л. ПРИСЕКИН, В.А. БЕРНС, В.Н. ЧАПЛЫГИН, А.А. КАЛАШНИКОВ Фторопластовые рукава, представляющие собой цилиндрическую фторопластовую трубку, покрытую проволочной оплеткой, и установленную на концах рукава присоединительную арматуру широко используются в бортовых системах самолетов. <...> В процессе эксплуатации рукавов отмечены случаи потери герметичности вследствие возникновения сквозной трещины в стенке фторопластовой трубки. <...> Исследования поврежденных рукавов показали, что на внутренней поверхности трубки имеются пятна износа фторопласта в зонах его соприкосновения с металлической оплеткой. <...> Возможной причиной этого износа являются значительные контактные напряжения, расчетному анализу которых посвящена настоящая работа. <...> ВВЕДЕНИЕ Фторопластовые рукава, предназначенные для гибкой связи трубопроводов и агрегатов, широко используются в различных системах самолетов. <...> Конструкция рукава состоит из гибкой части и присоединительной арматуры (рис. <...> Гибкая часть рукава состоит из фторопластовой трубки и металлической оплетки. <...> Фторопластовый рукав: 1 – гибкая часть; 2 – присоединительная арматура Металлическая оплетка (два слоя) из стальной проволоки плотно прилегает к фторопластовой трубке. <...> Продольные и поперечные пряди оплетки и ориентация проволок в них условно изображены на рис. <...> Каждая прядь оплетки образована десятью проволоками Схема взаимного положения трубки и оплетки (изображен один слой) показана на рис. <...> Схема структуры оплетки (а) и контакта фторопласта с оплеткой (б) * Статья получена 9 января 2013 г. 140 В.Л. ПРИСЕКИН, В.А. БЕРНС и др. <...> В процессе эксплуатации рукавов отмечены случаи потери герметичности. <...> Возможной причиной этого может быть кавитационный износ внутренней поверхности фторопластовой трубки. <...> Однако исследование поврежденных рукавов с применением оптического стереомикроскопа показало, что на внутренней <...>