Все, что относится к публикациям по вопросам теории циркового искусства, ограничивается изложением исторических этапов развития циркового искусства, мемуарами известных артистов или констатацией жанров и описанием трюков. <...> Философия в цирке приобретает особое значение в процессе формирования артиста как всесторонне развитой личности, формирования его мировоззрения, творческой позиции, культуры поведения. <...> Законы философии способствуют развитию в артисте продуктивного воображения, готового к выражению фантазий в пространстве цирка публично и открыто, раскрывая в этих выражениях эстетическую концепцию индивидуальной деятельности артиста. <...> Артист цирка, соприкасаясь с эстетической проблемой выражения, всегда черпает для себя много полезного, извлекает из познаний категорий эстетики необходимые знания для создания номера. <...> Поэтому эстетика как философия искусства находит свое применение и выражение в цирковой действительности, схваченной в ее живом и непосредственном течении, в ее внутреннем творческом начале, которому присуще философское содержание и смысл. <...> Общеизвестно, что как в центре искусства цирка, так и в центре философии, хотя и в разных отношениях, стоят проблемы, связанные с раскрытием природы познания возможностей человека, отношения артиста к окружающему миру. <...> Цирковое искусство – это концентрация философских общечеловеческих ценностей. <...> Искусство цирка всегда выступало и выступает в качестве модели свободной творческой человеческой деятельности. <...> Поволжский регион в одной из трех своих «Критик» был поставлен вопрос о переходе человека из царства необходимости в царство свободы. <...> Поэтому в цирке артист исполняет трюки не потому, что он этому обучился, а потому, что он должен исполнять трюки, согласно своей духовной необходимости создания циркового номера, исходя из своего внутреннего состояния и предлагаемых обстоятельств, реализованных им же «здесь и сейчас <...>