Поволжский регион УДК 316.3.33 Г. Б. Кошарная, В. П. Кошарный ТРАДИЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Аннотация. <...> В статье анализируются социокультурные детерминанты моделей предпринимательства в различных странах, доказывается, что различия в сущности и формах предпринимательства в России и на Западе в основном определяются господствующими традициями, религией, менталитетом. <...> Для формирования и развития предпринимательства нужны не только определенные социально-экономические условия, но и социокультурные основания в виде определенных традиций, ценностей, архетипов, т.к. социокультурные факторы являются органической частью всех процессов в обществе – экономических, социальных, политических, нравственных. <...> Результаты социологических исследований показывают, что традиционные ценности и нормы, характерные для советского времени, все еще широко распространены в современном российском обществе [1]. <...> Российская культура и специфическая ментальность народа, складывавшиеся на протяжении столетий и отражающие особенности его исторического становления, в значительной степени определяют формирование культуры предпринимательства. <...> В культуре любой страны можно найти установки на активное отношение к миру, хозяйственное развитие, накопление богатства, но они поразному встраиваются в общую систему ценностных ориентаций, а значит, оказывают различное влияние на формирование предпринимательства. <...> Таким образом, предпринимательство, хозяйственная практика в любой стране не являются нейтральными структурами. <...> В основе каждой из них лежат социокультурные основания. <...> Это связано с тем, что культура выступает, с одной стороны, как традиция, способная тормозить определенные новации, если они не соответствуют ее архетипам, с другой стороны, как инстанция, которой дано легитимировать те или иные начинания, давать им духовную санкцию. <...> В отличие от институтов традиция – более <...>