№ 2, 2008 УДК 159.9:37.015.3 О. В. Краснова КОМПЛЕКС ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛИЧЕСТВЕННО-КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В данной работе представлен комплекс показателей, при помощи которых можно формализованно представить сложный механизм развития систем педагогических взаимодействий на уровне микропроцессов эволюции структуры и функции. <...> Предложенный комплекс позволяет иллюстрировать содержание концептуальных положений, обрабатывать результаты практических наблюдений, связывать их с теоретической основой, проверяя тем самым истинность теории, а также строить и изучать математические модели, прогнозировать динамику конкретных систем. <...> Педагогические явления за историю их изучения всегда относились исследователями к сложным, с особой спецификой объекта и предметов исследования, обособленным от законов природы, не поддающимся прямому наблюдению и т.п. <...> Синергетическая методология, к сожалению, не единожды примененная в педагогике на дилетантском уровне, добавила в рассмотрение педагогических процессов термины «самоорганизация», «неравновесность», «нелинейность», «стохастичность» и др., не выстроившие, однако, какой-либо серьезной теории и не предложившие ничего полезного для практики. <...> Но заложенные в синергетике методологические возможности в союзе с незамысловатым, доступным математическим аппаратом и такими же доступными технологиями компьютерного моделирования позволяют представить синергетические идеи о развитии систем педагогических взаимодействий убедительно и обоснованно. <...> В данной работе представлена система показателей, при помощи которых можно иллюстрировать содержание концептуальных положений, описывать практические наблюдения, связать их с теоретической основой, проверив тем самым их истинность, а также строить и изучать математические модели, прогнозировать динамику конкретных систем. <...> К базовым <...>