ГОРЮШКИНА-СОРОКОПУДОВА В ПЕНЗЕНСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ УЧИЛИЩЕ В статье рассматривается педагогическая деятельность известного художника И. С. Горюшкина-Сорокопудова, преподавателя Пензенского художественного училища имени К. А. Савицкого, его педагогические принципы в разные периоды жизни, значение деятельности художника-педагога для Пензенского художественного училища и педагогической мысли в целом. <...> Немаловажным среди них является исторический опыт прогрессивных педагогов и мыслителей прошлого. <...> Без знания историко-педагогического наследия трудно найти оптимальные формы для новаций, преодолеть существующие педагогические предрассудки и стереотипы. <...> В этом смысле заслуживает внимания педагогическая деятельность видного художника-педагога Ивана Силыча ГорюшкинаСорокопудова (1873–1954), преподавателя Пензенского художественного училища первой половины XX в., его вклад в просвещение народных масс и развитие молодежи представляется особенно актуальным. <...> Деятельность − важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. <...> В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность [1, с. <...> Анализ работ педагогов, исследующих основные положения художественной педагогики (Б. М. Неменского, Д. Б. Кобалевского, Л. В. Горюновой и др.), позволил определить художественно-педагогическую деятельность как специально организуемый процесс, нацеленный на создание педагогических условий, способствующих формированию опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения учащихся к действительности. <...> Жизнь и творчество И. С. Горюшкина-Сорокопудова на пензенской земле складывались из нескольких периодов, в рамках которых происходили изменения в его отношении к искусству, появлялись новые формы реализации личности, художественного <...>