Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки  / №2 2008

Юридико-антропологические аспекты имени у мордвы (90,00 руб.)

0   0
Первый авторСушкова
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц10
ID263935
АннотацияВ статье рассматриваются обычно-правовые аспекты антропонимии у мордвы, описываются обычаи имянаречения, отражавшие тот или иной этно-социальный статус человека. Наиболее подробно описывается мордовская традиция обозначения в семье снох особыми "жизненными" именами. Автором анализируется история становления фамилий, прозвищ, характеризуется процесс государственно-правового упорядочения антропомических категорий в целях более объективного и полного учета населения официальными службами.
УДК81'37
ББК81.03
Сушкова, Ю.Н. Юридико-антропологические аспекты имени у мордвы / Ю.Н. Сушкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки .— 2008 .— №2 .— С. 16-25 .— URL: https://rucont.ru/efd/263935 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Поволжский регион УДК 340:394(=511.152) Ю. Н. Сушкова ЮРИДИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМЕНИ У МОРДВЫ В статье рассматриваются обычно-правовые аспекты антропонимии у мордвы, описываются обычаи имянаречения, отражавшие тот или иной этносоциальный статус человека. <...> Наиболее подробно описывается мордовская традиция обозначения в семье снох особыми «жизненными» именами. <...> Автором анализируется история становления фамилий, прозвищ, характеризуется процесс государственно-правового упорядочения антропомических категорий в целях более объективного и полного учета населения официальными службами. <...> Как верно отметил один из выдающихся отечественных ономастов В. А. Никонов, собственные имена людей несут в обществе многообразную, ответственную и незаменимую службу, будь это индивидуальное личное имя или его различные формы (ласкательные, презрительные), будь это фамилия, отчество или иные виды имен. <...> Помимо социально-экономических функций, имена собственные (личные имена, отчества, фамилии и другие виды антропонимов различных народов) наделены и другими функциями – этническими, сакральными, эстетическими, юридическими. <...> Но в быту они выступали в качестве вторых имен, ибо здесь продолжало превалировать так называемое банное или дохристианское имя, даваемое ребенку по традиционному обряду имянаречения (эрз. лемдяма, мокш. лемидня, от лем – имя, лемдямс – дать имя, именовать). <...> Например, в грамоте казанского митрополита Андриана, адресованной архимандриту Спасо-Юнгинского монастыря Мисаилу от 16 ноября 1687 г. о розыске беглых новокрещенных крестьян говорилось: «А буде где в приходе были новокрещены татаровья, и мордва, и черемиса, и чуваша, и иных вер новокрещены, мужеск пол и женск, оставя христианскую веру, перешли жить от верных к прежним своим иноверным сродцам… и о тех новокрещенных имать у них, приходских попов, сказки… описывая всему годы, и месяцы, и числа, кто в веру христианскую крестился и имена <...>