Поволжский регион УДК 008.001.14 Н. В. Розенберг ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ1 Статья посвящена рассмотрению феноменологии как методологической основы изучения различных аспектов повседневности. <...> Автором анализируется понятие «жизненный мир» как одно из основных понятий феноменологии Гуссерля. <...> Гуссерль развил идею «жизненного мира», мира нашей обычной повседневной деятельности и здравого смысла. <...> В то же время непризнаваемая реальность жизненного мира является основой и матрицей всякой научной деятельности. <...> Феноменология как философское направление, возникнув в начале ХХ в., плодотворно развивалась и стала междисциплинарной гуманитарной методологией. <...> Существование человека всегда рождало вопрос о способах и основаниях его пребывания в мире, и в каждую историческую эпоху оно несло в себе ответ в форме миропонимания и мирочувствования. <...> Поэтому все большую значимость приобретают исследования многообразия сознания, внутреннего опыта переживаний, различных форм повседневности. <...> Пристальное внимание к теме повседневного усиливается в последние десятилетия из-за стремления философской мысли отыскать скрытые, неявные структуры в жизнедеятельности человека, определенным образом полагающие различные состояния его бытия. <...> Развитая теория указывает перспективное направление дальнейшего анализа, т.е. выполняет методологическую функцию. <...> Мир повседневности – мир здравого смысла – является объектом социальной феноменологии, философской традиции, берущей свое начало в трудах Э. <...> Гуссерля, его теория «жизненного мира» явилась импульсом для феноменологической социологии (П. Бергер <...> Феноменология с ее установкой на множественность реальностей, в которых существует социальный субъект, стала методологической основой изучения различных аспектов повседневности. <...> Ее влияние так или иначе можно проследить во всех направлениях современной философии и дисциплинах <...>