История детского рисунка – часть истории художественного образования 20 В т о р о й р а з д е л . <...> История детского рисунка – часть истории художественной культуры 30 Т р е т и й р а з д е л . <...> Возрастные особенности детского рисунка 51 П я т ы й р а з д е л . <...> Детский рисунок – отражение педагогической системы П р и л о ж е н и я 62 68 77 91 99 107 Приобщение к искусству в школах дореволюционной России (конец Х1Х – начало ХХ века) Рисунки учащихся школы кустарного ученичества в Абрамцеве «Тайная титаническая гордость духа» (Репин, о котором мы мало знаем) «Саврасов создал русский пейзаж…» <...> Русские сезаннисты 1910-х годов «Социалистический реализм» – художественный стиль или метод государственного руководства искусством Р И С У Н К И П Р О Г Р АММА ДЕТСКИЙ РИСУНОК КАК ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ От автора Предлагаемая вниманию читателя программа будет интересна студентам педагогических вузов, стремящимся понять творческий потенциал ребенка, который автор пытается раскрыть, обращаясь к истории детства, воплощенной в художественном творчестве детей разных периодов истории культуры. <...> Заложенный в программе метод «исторического наблюдения» предполагает опору на вещественные «следы»: произведения детей и подростков, программно-методические материалы, являвшиеся руководством для художников и учителей искусства, произведения профессионального и народного искусства, мемуарную литературу. <...> Общение с произведениями детского творчества обеспечит студенту условия для духовного общения с ребенком, творчество которого с самого начала (с каракуль) обращено к другому человеку, диалогично. <...> На семинарских занятиях студенты приобретают навыки описания и анализа детского рисунка, достаточные для квалифицированной художественно-педагогической и исторической оценки произведений детского творчества. <...> Зная историю коллекции, в которой он находится, нетрудно определить время его создания: коллекция японских рисунков <...>
Я_вхожу_в_мир_искусств_№12_Н.ФОМИНА_Детский_рисунок_как_феномен_художественной_культуры_Программа_2014.pdf
НАТАЛЬЯ ФОМИНА, доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент Российской академии образования,
зав. лабораторией изобразительного искусства Института
художественного образования РАО
© Н.Фомина, автор, 2014 г.
Н.ФОМИНА
Детский рисунок как феномен художественной культуры: Программа – М.:
ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2014, - с.
Стр.2
Содержание
4 От автора
5 Пояснительная записка
14 П е р в ы й р а з д е л . История детского рисунка – часть
истории художественного образования
20 В т о р о й р а з д е л . История детского рисунка – часть
истории художественной культуры
30 Т р е т и й р а з д е л . Детский рисунок – «память культуры»
41
Ч е т в е р т ы й р а з д е л . Возрастные особенности детского
рисунка
51 П я т ы й р а з д е л . Детский рисунок – отражение педагогической
системы
П р и л о ж е н и я
62
68
77
91
99
107
Приобщение к искусству в школах дореволюционной
России (конец Х1Х – начало ХХ века)
Рисунки учащихся школы кустарного ученичества
в Абрамцеве
«Тайная титаническая гордость духа»
(Репин, о котором мы мало знаем)
«Саврасов создал русский пейзаж…»
«Здоровье, сила, дарование в живописи…»
Русские сезаннисты 1910-х годов
«Социалистический реализм» – художественный стиль
или метод государственного руководства искусством
Р И С У Н К И
Стр.3