Протоиерей Георгий Урбанович
Церковь и советская власть
в Смоленске в 20-å годы XX века
(по материалам смоленских архивов)
Смоленская Православная Духовная Семинария
Смоленск 2012
Стр.2
УДК 322(47+57)(091)<1292>
ББК 86.2
У69
Рекомендовано к публикации Издательским Советом
Русской Православной Церкви
ИС 12 – 217 – 1494
Рецензенты:
Гавриленков А.Ф., доктор исторических наук, заведующий кафедрой
социологии Смоленского государственного университета
Георгий Митрофанов, прот., канд. философских наук, канд. богословия,
профессор Санкт-Петербургской Православной Духовной
Академии
Протоиерей Георгий Урбанович
У69 Церковь и советская власть в Смоленске в 20-е годы XX века
(по материалам смоленских архивов) - Смоленск, 2012. –
ISBN 978-5-9902770-2-1
В настоящем исследовании представлен анализ политики коммунистической
партии в отношении Русской Православной Церкви в начале 20-х годов ХХ века
на основе смоленских архивных материалов. Каждый отдельный период взаимоотношений
Церкви и государства показан в развитии: механизм выработки
и принятия ключевых политических решений в высших органах власти и реализации
принятых решений по церковному вопросу в губернии и уездах. Борьба с
Православной Церковью в провинции позволяет наиболее ясно определить и понять,
с какой страшной силой пришлось столкнуться Церкви в XX веке. Особое
внимание уделено описанию процесса изъятия церковных ценностей из храмов
Смоленска и Смоленской области и последовавших за этим трагических событий
– репрессий весны 1922 года.
Книга предназначена историкам, краеведам всем интересующимся историей
России и Смоленского края.
ISBN 978-5-9902770-2-1
УДК 322(47+57)(091)<1292>
ББК 86.2
© Г. Урбанович, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ................................................................................. 5
ГЛАВА I. Формирование государственной политики советской
власти в отношении Русской Православной Церкви ....... 10
ГЛАВА II. Антицерковная политика в 1917–1919 гг. ............. 24
Реквизиция монастырей и их имущества ................................ 25
Изъятие метрических книг ....................................................... 31
Вскрытие мощей ...................................................................... 35
ГЛАВА III. Церковь и государство в 1920–1921 гг. ................ 38
Церковь в годы военного коммунизма ..................................... 40
Первые попытки церковных общин узаконить свое
существование в новом государстве ........................................ 42
Ликвидация Смоленского Епархиального Совета .................... 47
Дело по обвинению епископа Варлаама (Ряшенцева) и монахинь
Мазолевского монастыря в контрреволюции ........................... 56
Дело по обвинению духовенства в пьянстве ............................ 63
Дело по Обществу пособия бедным иудейского вероисповедания
...................................................................................................65
Обвинительный приговор .........................................................68
Последствия судебных процессов 1920–1921 гг. ..................... 78
ГЛАВА IV. Изъятия церковных ценностей 1922–1923 гг. ..... 82
Голод в Поволжье и декреты Советского Правительства ........ 82
Подготовка кампании по изъятию церковных ценностей ....... 90
Изъятие церковных ценностей в Смоленском Кафедральном
Соборе .......................................................................................96
Изъятие церковных ценностей по Смоленской губернии ...... 110
Раскол в духовенстве и второй этап изъятия ценностей ....... 119
Процесс смоленских церковников ......................................... 142
Итоги кампании по изъятию церковных ценностей .............. 164
Заключение ............................................................................... 176
Список сокращений ................................................................. 181
Библиография ........................................................................... 182
3
Стр.3
Оглавление
Литература ............................................................................... 185
Фотоархив ................................................................................. 188
Приложение I.
Действия и распоряжения правительства. Циркуляр по вопросу
об отделении Церкви от государства ..................................... 209
Приложение II
Карты и административно-территориальное деление
Смоленской губернии (Западной области) 1916–1929 гг. ...... 214
Приложение III
Канцелярия обер-прокурора синода. Группировка монастырей
по их доходности в 1909 г. .................................................... 218
Приложение IV.
Данные по вскрытию мощей на 1919 г. ................................ 220
Приложение V.
Опись предметов Смоленского Успенского Собора, имеющих
художественное, историческое и археологическое значение,
переданных комиссией по изъятию церковных ценностей при
Губисполкоме в ведение Смоленского Губмузея ..................... 222
Приложение VI.
Опись изъятых церковных ценностей в пользу голодающих
полномочной комиссией по изъятию церковных ценностей
из Смоленского Кафедрального Успенского Собора .............. 228
Предисловие
В последние годы появилось достаточно много публикаций,
посвященных истории взаимоотношений Церкви и государства
в 20-е годы XX века, основанных на архивных материалах.
Серьезные и глубокие исследования проводятся в Москве
и Санкт-Петербурге, т.к. самые значительные факты новейшей
церковной истории связаны именно с этими городами,
в провинции редко бывали крупные столкновения с представителями
новой власти, не было и процессов над духовенством,
подобных Московскому или Петроградскому. Но всё же,
в столицах многое делалось напоказ, ради устрашения, а в губерниях
и уездах проводилась «реальная» политика советской
власти в отношении религии и Церкви. И именно по этой «провинциальной
борьбе» можно наиболее ясно определить и понять,
с какой страшной силой пришлось столкнуться Церкви
в XX веке, можно увидеть весь сложнейший механизм уничтожения
Русской Православной Церкви и религии вообще.
Трагические события, проходившие на Смоленщине в 20-е
годы XX века, неоднократно находили свое отражение как в
газетных и журнальных статьях, так и в научных публикациях.
Большая работа в этом направлении ведется в научно-образовательном
центре «История советской и постсоветской
России» при Смоленском государственном университете, где
М. В. Каилем были подготовлены монографии по истории церковно-государственных
отношений в начале XX века: «Власть
и православные верующие в российской провинции начала
1920-х годов» Смоленск, 2008; «Православная церковь и верующие
Смоленской епархии в годы революций и гражданской
войны» Москва, 2010. Автор вводит в научный обиход богатейший
архивный материал, тем самым способствуя рассмотрению
непростой темы взаимоотношений государственных
структур и Церкви объективно и всесторонне.
В основу настоящего исследования «Церковь и советская
власть в Смоленске в 20-е годы XX века (по материалам смоленских
архивов)» положена кандидатская диссертация «Гонения
на Русскую Православную Церковь в Смоленске в 20-е годы
XX века (по материалам смоленских архивов)», защищенная в
Санкт-Петербургской Духовной Академии в 1999 году. Работа,
в силу объективных причин не опубликованная в свое время,
тем не менее, не утратила своей актуальности, т. к. основана,
прежде всего, на изучении и анализе региональных архивных
4
5
Стр.4
Введение
документов и представляет осмысление описанных событий
со стороны Церкви.
В работе представлено исследование политики коммунистической
партии в отношении Русской Православной Церкви в начале
20-х годов на основе смоленских архивных материалов (орфография
и пунктуация в архивных документах и публикациях
печати указанного периода в работе в целом сохранена). Анализ
региональных документально-архивных материалов не позволяет
представить в полной мере исторической картины гонений
на Церковь, поэтому каждый период взаимоотношений Церкви
и государства рассмотрен в развитии: механизм выработки и
принятия ключевых политических решений в высших органах
власти, прежде всего в Политбюро ЦК РКП(б) и реализации принятых
решений по церковному вопросу в губернии и уездах.
В рамках этого представляется важным рассмотреть проблему
зарождения репрессивных методов управления, попытаться
увидеть, какой орган власти и на каком этапе действительно
руководил церковной политикой: местный партийный
комитет, ГПУ или армия.
Хронологические рамки исследования охватывают период
с 1917 по 1923 гг. Этот временной интервал, в свою очередь,
подразделяется на три этапа, в ходе которых государственная
религиозная политика, приспосабливаясь и видоизменяясь в
зависимости от внешних факторов, приобретала откровенно
антицерковный и богоборческий характер.
Первая глава исследования «Формирование государственной
политики советской власти в отношении Русской Православной
Церкви» имеет обзорный характер и представляет собой
анализ становления советской религиозной политики на
примерах декретов и постановлений новой власти.
Вторая глава «Антицерковная политика в 1917–1919 гг.»
знакомит читателя с историческими событиями, связанными
с антихристианской политикой большевиков на Смоленщине
в период зарождения советской республики. Включение этого
материала является необходимым, так как уже в 1917–1919 годах
были заложены и апробированы все основные методы уничтожения
Церкви, а в 20-е годы эти методы только совершенствовались
и оттачивались в конкретных условиях и на конкретных
примерах. Вопрос об изменении государственной политики в
отношении Церкви был лишь в том, в чьи руки переходили церковные
дела – коммунистической партии, советской армии или
6
ГПУ. Именно этим могут объясняться временные резкие вспышки
репрессий или периоды относительного затишья.
Основная часть исследования (III и IV гл.) посвящена событиям,
происходившим в Смоленске и некоторых городах
губернии в первой половине 20-х годов. Источником для данной
части работы явились архивные материалы двух смоленских
архивов – Государственного архива Смоленской области
(в дальнейшем – ГАСО) и Государственного архива новейшей
истории Смоленской области (в дальнейшем – ГАНИСО) – бывшего
партийного архива.
К сожалению, недоступными оказались районные (уездные)
архивы, так как наиболее важные из них погибли во время
Великой Отечественной войны (Вяземский и Рославльский
филиалы ГАСО)1, а в настоящее время в районных архивах
хранятся документы только послевоенных лет.
В третьей главе «Церковь и государство в 1920–1921 гг.» описывается
положение Церкви в период военного коммунизма,
отмечаются первые попытки церковных общин узаконить свое
существование в новом государстве. На этом этапе государственная
политика в отношении Церкви и религии вообще постепенно
освобождается от стихийности первых лет советской
власти, пытаясь выйти на нормативно-законодательный уровень.
В Смоленске проходит ряд громких судебных процессов
над духовными лицами различных конфессий, наиболее значимыми
из которых явились Дело по обвинению епископа Варлаама
(Ряшенцева) и монахинь Мазолевского монастыря в контрреволюции,
Дело по обвинению духовенства в пьянстве и Дело по
Обществу пособия бедным иудейского вероисповедания.
Источниками для предложенного материала явились дела 47-с;
192; 1613 фондов ГАСО «Смоленский губернский революционный
трибунал». Особый интерес представляет фонд 47 «Канцелярия
епископа Смоленского и Дорогобужского» (1740–1922 гг.).
1 Каталог архивных фондов государственного архива Смоленской области и его филиала
в г. Вязьме. Смоленск, 1987. С. 3.
2 Из фонда 19 «Смоленский губернский отдел народного образования» было использовано
дело № 1561 – «Переписка по хоральной синагоге». В этот фонд вошли материалы о проведении
учёта архитектурных и исторических памятников, описание церквей и их имущества по г. Смоленску
и губернии. В делах 19 фонда зафиксирована переписка религиозных общин с представителями
всех уровней власти, материалы по закрытию церквей и молитвенных домов с 1918 по 1929 гг.
3 Из фонда 161 Отдела управления Смолоблисполкома использовано дело № 54 –
«Книга регистрации религиозных общин по Смоленску и уездам». Это один из самых больших
фондов областного архива (7138 дел, 1917–1929 гг.) и содержит самый разнородный
материал по церковным вопросам.
7
Стр.5
Введение
В советский период этот фонд был пересмотрен, многие документы
и даже дела периода 1917–1921 гг. изъяты, а все оставшиеся
материалы были подшиты в одну папку – дело № 52 без
какой-либо определённой систематизации.
Дело Вяземского епископа Варлаама (Ряшенцева) представлено
только одним титульным листом, материалы дела отсутствуют.
Другие дела фонда 47-с находятся почти в таком же
состоянии, поэтому представить полную картину гонений в
1920–1921 гг. практически невозможно. Определённую помощь
оказали публикации в местной прессе, прежде всего в
газете «Рабочий путь», которая освещала все судебные процессы,
связанные с Церковью. Но эти публикации крайне тенденциозны,
и использовать их можно с большими оговорками.
Четвертая глава исследования «Изъятие церковных ценностей
в 1922–1923 гг.» раскрывает наиболее драматичные страницы
истории взаимоотношений Церкви и советской власти
на Смоленщине в 20-е годы. В разделах «Голод в Поволжье и
декреты Советского правительства», «Подготовка кампании по
изъятию церковных ценностей» затрагиваются события, связанные
с засухой и голодом в Поволжье, которые послужили
внешней причиной для начала массовых репрессий против
Церкви. Материалы фондов4 свидетельствуют о том, что кампания
по изъятию церковных ценностей готовилась заранее, и
уже с 1921 года во всех церквах губернии проводилась опись
имущества5. На большинстве документов фонда стоит гриф
«совершенно секретно». Материалы дела № 1227 (3 фонд) «Секретная
часть. Переписка Губкома с ЦК РКП(б), укомами РКП(б)
и органами ГПУ об изъятии церковных ценностей» представляют
наибольший интерес, так как открывают весь страшный
механизм репрессий и обманов весны–лета 1922 года.
Раздел «Процесс смоленских церковников» – основывается
не только на архивных материалах6, но и на публикациях в газете
«Рабочий путь» и книге Н. Каржанского «Процесс смоленских
церковников», вышедшей в 1922 году вскоре после суда.
Н. Каржанский являлся главным репортёром на церковных
4 ГАСО. Фонды 13, 19, 161; ГАНИСО. Фонд 3.
5 В Делах №№ 1229, 1629 и 1638 описан процесс изъятия ценностей в городах губернии
и уездах, подготовка раскола в духовенстве, сводки о политической ситуации в городах
губернии. Документы 19 фонда (№ 2245; 2729) отражают попытки Смоленского губернского
музея встать на защиту ценностей, имеющих художественное значение, противостоять
давлению комиссий по изъятию и НКВД.
6 ГАНИСО. Фонд 3. Дело № 1638
8
процессах 1921–1922 гг., его книга написана по материалам
последнего, самого громкого процесса 1922 года.
Ценным для данного исследования является то, что в этом
антицерковном сочинении полностью представлены тексты
допросов обвиняемых в хронологической последовательности
по дням процесса. Если отбросить комментарии Каржанского,
можно достаточно достоверно воспроизвести картину процесса.
Тогда же, в конце 1922 года, появилась ещё одна книга
на эту тему – «Епископ Филипп и Православная церковь», написанная
ректором Смоленского педагогического университета
В. Сережниковым. Сережников выступал на суде общественным
обвинителем, и его сочинение правильнее было бы
назвать антирелигиозным памфлетом. Никакой исторической
или научной ценности книга не имеет, ректор университета
ставил перед собой только одну цель – показать преступность
епископа Филиппа и Православной Церкви в целом.
Исследование оканчивается 1923 годом, когда были подведены
не только итоги кампании по изъятию ценностей7, но
и завершён определённый этап в истории взаимоотношений
Церкви и советского государства8. На этом этапе Церковь, несмотря
на все репрессивные меры властей, пыталась сохранять
свою независимость, активно сопротивляясь политике
режима.
После 1922 года, когда храмы и монастыри были буквально
разграблены, а властями был нанесён сильнейший удар по
единству Русской Православной Церкви, несомненно, можно
говорить о начале нового этапа существования Церкви в советском
государстве.
7 ГАНИСО. Фонд 3. Дело № 1629 – в материалах этого дела подводятся идеологические
итоги кампании, намечаются дальнейшие этапы, провоцирующие раскол в Церкви.
8 ГАСО. Фонд 161. Дела №№ 3, 15, 27 148, 156. В материалах этого фонда содержится
переписка Административного отдела Губисполкома с уездными исполкомами по результатам
изъятия ценностей. Местные органы власти информируют о политической обстановке
после изъятия, делается попытка определить количество изъятого в согласии с описями.
Дело № 131 содержит документы, рассказывающие о судьбе церковного имущества,
эвакуированного в 1915 году из Польши и Белоруссии в Смоленск и изъятого большевиками
в 1922 году в пользу ПОМГОЛа, дело включает переписку Польской республики и
РСФСР в 1924 году по вопросу реэвакуации церковного имущества в Польшу.
Из 13 фонда Исполнительного комитета Смоленского губернского Совета рабочих,
крестьянских и красноармейских депутатов было использовано дело № 948 «Губернское
управление местного хозяйства и жилищный отдел». В деле находятся уведомления жилищного
отдела о лишении прав духовенства проживать в церковных домах и прав на коммунальные
услуги вообще.
9
Стр.6
Глава I. Формирование государственной политики советской власти
в отношении Русской Православной Церкви
Глава I. Формирование государственной
политики советской власти в отношении
Русской Православной Церкви
Организованная по нормам военного времени, партия большевиков
положила в основу своей деятельности общественные
и политические теории, выработанные в кабинетах учёных-материалистов
и идеологов классовой борьбы. Новая власть стала
проводить их в жизнь силой, используя революционный энтузиазм
представителей безземельных крестьян и рабочих. Резко отрицательное
отношение большевистских идеологов к религии,
и, прежде всего, к Православной Церкви, её иерархии и монашеству,
вместе с их желанием изъять имущество религиозных
организаций, как это удалось сделать с фабриками, заводами,
частными домами и землёй, не могли не привести советскую
власть к жестокому конфликту с Церковью и верующими.
Лишение церковных организаций статуса юридических
лиц, закрытие монастырей и духовных учебных заведений,
связанные с проведением декрета об отделении Церкви от государства,
вскрытие рак со св. мощами – всё это было первым
сильным ударом по Церкви, сразу сделавшим её противником
нового советского государства. По словам А. В. Карташёва,
«отношения Церкви к новому государственному строю намечались
на основе полной независимости Церкви, как высоко
национального учреждения, покровительствуемого государством.
Большевистская катастрофа аннулировала эти надежды
и создала для Русской Церкви режим перманентного гонения,
во время которого Церковь черпала свои силы в тех
началах внутренней свободы и самоуправления, которые она
получила от своего учредительного собора 1917–1918 гг.»9.
Первые декреты советской власти, касающиеся Церкви, –
это лишение её всех прав собственности. Как отмечают исследователи,
«находясь в плену марксистских представлений,
согласно которым религия есть не более чем надстройка над
неким материальным базисом, Ленин первое время был всецело
убеждён в том, что он разом покончит с церковью одним
ударом – попросту лишив её собственности»10.
9 Карташёв А. В. Церковь. История. Россия. Статьи и выступления. М., 1996. С. 232.
10 Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995. С. 49.
10
По декрету о земле от 8 ноября 1917 года Церковь в целом, а
вместе с ней и приходское духовенство лишались прав собственности
на землю. Далее, 4 декабря, следует декрет о земельных комитетах,
по которому все сельскохозяйственные земли, «включая
и все церковные и монастырские, отбирались в руки государства».
11 декабря появляется декрет о передаче зданий всех церковных
школ в Комиссариат просвещения, т. е. лишение
Церкви всех семинарий, академий, училищ и всего связанного
с ними имущества11.
20 января 1918 года был принят и 23 января опубликован
декрет Совнаркома о свободе совести, церковных и религиозных
обществах, осуществивший отделение Церкви от государства,
национализацию церковного имущества и поставивший
Русскую Православную Церковь в жёсткие рамки всяческих
запретов и ограничений. Отныне она теряла права юридического
лица, лишалась собственности и права её приобретать12.
Во исполнение декрета у Церкви сразу же были отняты без
малого шесть тысяч храмов и монастырей – как «особо ценные
памятники» истории и архитектуры, подлежащие переходу
«под охрану государства». Были закрыты и все банковские
счета религиозных организаций13.
Декрет явился ответом победившей власти на постановление
Поместного Собора 1917–1918 гг. «О юридическом статусе
Русской Православной Церкви» от 2 декабря 1917 года, в котором
содержалось требование не принимать никаких законов,
относящихся к Церкви, без предварительной консультации с
ней и без её санкции14.
Конечно, ни на какие подобные переговоры советское государство
идти не собиралось. Декрет 20 января – это попытка
Ленина дословно следовать заветам учения Маркса о религии,
11 Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. С. 50.
12 Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью.
Прав юридического лица они не имеют.
П.13. Все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявляется
народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для
богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной
власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (Русская
Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории
отношений между государством и Церковью. Т. 1. М., 1995. С. 114).
13 Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. С. 50.
14 Государственные законы, касающиеся Православной Церкви, издаются не иначе, как
по соглашению с церковной властью (Русская Православная Церковь и коммунистическое
государство. 1917–1941. Документы и материалы. М., 1996. С. 14).
11
Стр.7