World Oil: НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИИ И СНГ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕДОРАБОТКИ ТРЕХШАРОШЕЧНЫХ БУРОВЫХ ДОЛОТ ПО ЗАРУБЕЖНЫМ И ПО УТОЧНЕННЫМ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ Проф. <...> В. О. Белоруссов, ОАО НПО «Буровая техника», Москва В статье автор пытается дать ответ на поставленный вопрос c помощью компьютерной программы РЕСУРС ЗУБКОВ (определения времени, когда их износ при втором или третьем рейсе достигнет 75 %). <...> Это можно сделать, если на начало расчета точно известен процент износа зубков после предыдущего рейса, определяемый, в свою очередь, по программе ПРИВОД [1]. <...> В данном случае рекомендации IADC не точны, так как в них входит неконтролируемый человеческий фактор, например, ошибки при определении числа износа зубков. <...> ПРЕДЫСТОРИЯ Проблема недоработки буровых долот известна еще с тех времен, когда широко эксплуатировались долота с фрезерованными зубьями. <...> Тогда она не стояла так остро, поскольку износ вооружения после рейса можно было замерить, осреднив уменьшение высоты зубьев на наиболее изношенной шарошке. <...> Так, если превалирующим фактором являлась скорость износа зубьев за рейс при турбинном бурении, можно было последовать грамотному совету перейти на ротор. <...> С переходом на долота с твердосплавными вставками ситуация значительно осложнилась. <...> При этом требование определять износ зубков путем замера осталась. <...> В связи с этим несоответствием, не позволяющим получить требуемую точность, Международная ассоциация буровых подрядчиков (International Association Drilling Contactors – IADC) разработала Код учета износа таких долот, учитывающий порядок и единообразие. <...> Официально было признано, что необходимой точности оценок (12,5 %) можно добиться, если соотносить число сколотых и выпавших зубков с их числом на новой шарошке. <...> Это меняло дело и потому рекомендации IADC были приняты и в России. <...> Это значило, что вопрос определения с достаточной точностью износа вооружения долот может быть решен, и проблема контроля буровика на местах <...>