Кибальник РОМАН Г. ГАЗДАНОВА «ПОЛЕТ» КАК ПОЛЕМИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МЕТАРОМАНА И. А. <...> ГОНЧАРОВА Рассматривается роман Гайто Газданова «Полет» как гипертекст особого типа русского классического романа, в котором изображается семейная драма главного героя-рационалиста (прежде всего «Обыкновенной истории» и «Обломова», т. е. своего рода метаромана Гончарова). <...> Интертекстуальная и повествовательные стратегии Газданова направлены главным образом на реабилитацию деятельного метагероя (Петр Адуев, Андрей Штольц), который в произведениях Гончарова обвиняется в холодности и бессердечности. <...> Писатель XX в., преодолевая некоторый схематизм художественного мышления русских классиков XIX в., стремится увидеть подлинное многообразие и неуловимость реальности. <...> Однако это происходит только при условии сосредоточенности на авторской стратегии и смыслах интертекстуальности. <...> Например, художественный мир «Обыкновенной истории» часто характеризуется как диалогический, что синонимично понятию «бинарный», и такая сюжетно-образная структура считается сохранившейся в русской литературе вплоть до чеховской «Дуэли» [Манн, с. <...> Между тем Гончаров, с нашей точки зрения, является одним из первооткрывателей тернарной сюжетно-образной структуры, действительно сохраняющейся, хотя и в видоизмененной форме, еще и в «Дуэли» Чехова. <...> В противоположность метатекстуальности, гипертекстуальность предполагает между двумя или несколькими текстами отношение не включенности, © Кибальник С. А., 2013 С. А. Кибальник. <...> Роман Гайто Газданова «Полет», опубликованный в 1939 г., представляет собой гипертекст не вообще русского классического романа XIX в., а определенного его типа прежде всего романа, в центре которого лежит семейная драма героя-рационалиста. <...> Конкретно для газдановского «Полета» ближайшими гипотекстами оказываются «Анна Каренина», а также «Обыкновенная история» и «Обломов», т. е. своего рода метароман Гончарова <...>