Статья поступила в редакцию 30.05.2013 г. УДК 821.112.2 Грасс + 7.036.1 С. Н. Сатовская «ЧУЖИЕ» НАРРАТИВЫ В РОМАНЕ Г. ГРАССА «МОЕ СТОЛЕТИЕ»: КОНТЕКСТ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ Рассматривается проблема реконструкции прошлого в творчестве Г. Грасса (на материале автобиографического романа «Мое столетие»). <...> Роман исследуется в контексте немецкой «литературы памяти» как специфического явления в литературе Германии второй половины ХХ начала XXI в. <...> Анализируется также специфика повествования в романе, в частности коллаж «чужих» нарративов как формы речевой маски автора. <...> Драматическая история Германии ХХ в. породила уникальный феномен национальной авторефлексии в категориях ответственности и вины. <...> Франк так обозначила сущностные вопросы этой © Сатовская С. Н., 2013 182 ФИЛОЛОГИЯ национальной авторефлексии: «Кто может рассказывать, кто хочет вспоминать о себе, кто хотел бы возвысить свой голос
кому принадлежит история? <...> 21] В рамках этой критической национальной авторефлексии и сформировалась немецкая «литература памяти». <...> так определяет сущность «литературы памяти»: «Воспоминание является объектом литературы (genitivus objectivus), ее медиумом
В этом смысле литература памяти является символической системой (Symbolsystem): она вспоминает историю, поскольку рассказывает истории» [Braun, S. <...> называет жанровую и стилевую авторефлексивность, акцентуацию процесса и медиума (персонажа, нарратора) воспоминания. <...> (И эта смена ракурса изображения с фабулы на нарратора особенно важна в исследовании поэтики романа Грасса «Мое столетие». <...> Это взгляд на целое столетие, охват незначительных и великих событий, совмещение крупного плана и детали, малой личностной истории и большой истории Германии и Европы. <...> ссылается на всплеск «литературы памяти» на рубеже ХХ и ХХI вв., когда в процесс художественной реконструкции прошлого вовлечены сразу несколько поколений (этот прием, кроме Г. Грасса, используют также М. Байер <...> ). В парадигму «литературы памяти <...>