Любовь и смерть как метафоры чтения 131 ССРЛЯ Словарь современного литературного языка. <...> Статья поступила в редакцию 21.06.2013 г. УДК 82-191 + 82(091) + 808.1 О. Н. Турышева ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ КАК МЕТАФОРЫ ЧТЕНИЯ Анализируется понятие образности, сложившейся в художественной литературе в отношении события чтения. <...> Выработанная в недрах художественной словесности устойчивая метафора, связывающая чтение с наслаждением, сопоставимым с наслаждением любви (эрос), прочно и давно вошла в европейскую культуру. <...> Это аспект, в рамках которого чтение нередко сопрягается со смертью (танатос) читающего человека. <...> Эрос и танатос как две универсальные метафоры чтения и составляют предмет данной статьи, нацеленной на выяснение характера функционирования этих метафор в художественной литературе разных эпох. <...> Интересно, что в контексте уподобления читательской деятельности любви и смерти эти метафоры то образовывали бинарную оппозицию © Турышева О. Н., 2013 132 ФИЛОЛОГИЯ (противопоставляя любовь к книгам смерти), то сопрягали противоречия чтения в единое целое (трактуя любовь к чтению как смерть читателя) соответственно тому представлению о роли книги в жизни человека, которое регулировалось общими ментальными установками той или иной эпохи. <...> Корни уподобления удовольствия от чтения эротическому удовольствию следует искать в религиозной литературе Средневековья. <...> С одной стороны, о чтении как наслаждении, подобном любовному переживанию, Средневековье пишет в ключе категорически негативной оценки, имея в виду то, что страстное увлечение книгой может отвлекать душу читающего от вкушения истины, связанной с долгом познания Бога. <...> Противопоставляя тяжелый труд воспитания души простому, легковесному и сиюминутному наслаждению, средневековая мысль однозначно противопоставила чтение сакральное и чтение светское, уничижительно отождествив последнее с увлечением эротического толка. <...> Осуждение «сладостного» чтения у Данте <...>