Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645572)
Контекстум

Русалочья тема в интерпретации А. С. Даргомыжского: опыт создания либретто (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЛаптева
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц11
ID260448
АннотацияАнализ драмы Александра Сергеевича Пушкина "Русалка" и созданной на ее основе одноименной оперы Александра Сергеевича Даргомыжского.
УДК821.161.1.09"18"
ББК83.3(2Рос=Рус)5
Лаптева, Е.Р. Русалочья тема в интерпретации А. С. Даргомыжского: опыт создания либретто / Е.Р. Лаптева // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки .— 2013 .— №3 .— С. 187-197 .— URL: https://rucont.ru/efd/260448 (дата обращения: 17.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДАРГОМЫЖСКОГО: ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЛИБРЕТТО Архетипический сюжет, связанный с фабулой о русалке, объединяет в себе комплекс общих мотивов: брака, предательства, обманутых ожиданий, гибели и мести. <...> Особой популярностью «русалочий» текст пользовался в XIX в., поэтому не случаен интерес к нему А. С. Пушкина и А. С. Даргомыжского. <...> В драматическом произведении Пушкина фабула обретет трагический характер, начисто утратив комедийные черты. <...> Если в пушкинской драме русалочий сюжет стал наиболее полным и обрел некую концептуальную завершенность, то в опере А. С. Даргомыжского он получил психологическую глубину и насыщенность. <...> Пушкинский текст оказался притягательным для либреттиста тем, что, вобрав в себя предшествующий культурный опыт, стал источником, дающим огромные возможности для творческого самовыражения. <...> В данном тексте уже оказывается заложенным некий архетипический сюжет и сконцентрированы основные мотивы, которые впоследствии будут сопутствовать образу русалки: мотив предательства, мотив брака, мотив обманутых ожиданий, мотив покинутой возлюбленной, своеобразной мести и последующей смерти героини в водах реки. <...> Характерным становится и хронотоп: русалка принадлежит сразу двум пространствам — реальному и ирреальному. <...> С ирреальным пространством связана идея возмездия: именно там оскорбленная дева достигает могущества, которое дает возможность отомстить за нанесенную некогда в реальном мире обиду. <...> Образ русалки был интерпретирован не только лириками, но и драматургами. <...> Краснопольского, который, видоизменив пьесу Генслера, придал ей «славянский колорит»: Лорелея превратилась в Лесту, рыцарь Альбрехт фон Вальдзее — в Видостана, князя Полоцкого, Гартвиг фон Бургау — в Славомысла, князя Черниговского, цехмейстер Каспар Ларифари — в конюшего Тарабара. <...> © Лаптева Е. Р., 2013 187 Е. Р. Лаптева 188 ФИЛОЛОГИЯ И Генслер, и его переводчик не отступают от уже устоявшейся фабульной схемы: у героини (русалки <...>