ЛЕРМОНТОВА «КНЯГИНЯ ЛИГОВСКАЯ» В КОНТЕКСТЕ ЛОПУХИНСКОГО ЦИКЛА* Рассматриваются структура, состав, система образов и мотивов цикла произведений М. Ю. Лермонтова, посвященных В. А. Лопухиной. <...> Представлен анализ романа «Княгиня Лиговская»: биографическая и историко-литературная основы, интертекстуальные связи с романом А. С. Пушкина «Евгений Онегин». <...> Делается вывод, что данная тема разрабатывается в романе в полемике с пушкинской героиней Татьяной Лариной, с позиции сочувственного отношения к положению женщины в свете, критики современного института меркантильного брака и зависимого положения в нем женщины. <...> В отношении творческого наследия М. Ю. Лермонтова о сознательном применении автором принципа циклизации можно говорить только в связи с романом «Герой нашего времени», построенным как серия обособленных * Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 гг. <...> «Княгиня Лиговская» в контексте лопухинского цикла 171 повестей с единой фигурой центрального персонажа. <...> Последние лермонтовские произведения, вписанные в нее, обладают особой семантикой, онтологической загадочностью: «Выхожу один я на дорогу
», «Пророк», «Они любили друг друга так долго и нежно
», «Спор», «Морская царевна», «Утес», «Сон» и ряд других. <...> Из последних самыми известными являются сушковский и ивановский циклы интимной лирики, связанные с именами Екатерины Александровны Сушковой и Натальи Федоровны Ивановой1 . <...> Среди исследований тематически близких или посвященных какому-либо лицу произведений Лермонтова теряются работы еще об одном цикле его интимной лирики, связанном с именем Варвары Александровны Лопухиной (в замужестве Бахметевой). <...> Известно, что Лермонтов увлекался многими женщинами, но только одну любил «много и долго» (слова из обращенного к Лопухиной стихотворения «Валерик»), или, по словам родственницы поэта Е. А. Верещагиной, «серьезно и долго <...>