Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 643261)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Д. Дидро и искушение русского Просвещения (90,00 руб.)

0   0
Первый авторПриказчикова
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц12
ID260424
АннотацияНа материале эпистолярного наследия рассматривается история взаимоотношений французского философа Дени Дидро и российской императрицы Екатерины II с точки зрения государственного утопизма эпохи Просвещения.
УДК94(470+571)"17/1917"
ББК63.3(2)5
Приказчикова, Е.Е. Д. Дидро и искушение русского Просвещения / Е.Е. Приказчикова // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки .— 2013 .— №2 .— С. 189-200 .— URL: https://rucont.ru/efd/260424 (дата обращения: 30.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дидро и искушение русского Просвещения 189 [Nakaz Eya Imperatorskago Velichestva imperatritsy Ekateriny Vtoryya samoderzhitsy vserossijskiya dannyj Komissii o sochinenii proekta novogo Ulozheniya. <...> ДИДРО И ИСКУШЕНИЕ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Рассматривается история взаимоотношений французского философа Д. <...> Дидро и российской императрицы Екатерины II с точки зрения государственного утопизма эпохи Просвещения. <...> Автор статьи приходит к выводу о невозможности даже в контексте «века философов» осуществить полноценный диалог между философом и правителем, утопией и политикой, что подтверждается анализом записок и эпистолярного наследия обоих участников данного диалога. <...> Дидро, определяя сущность термина «философ», писал: «философ — это честный человек, который поступает всегда в согласии с разумом и соединяет в себе дух размышления и точности с нравственностью и © Приказчикова Е. Е., 2013 190 К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д. <...> Как известно, сама императрица Екатерина II в своих «Записках» как «положительное качество отмечала в себе «философское расположение ума», проявившееся в ранней юности. <...> Это выражалось в том, что она «покупала себе книг; и в 15 лет вела уединенную жизнь и была довольно углублена в себя» [Екатерина II, с. <...> Придя к власти, Екатерина II делает европейских философов своими собеседниками и корреспондентами. <...> Дидро — единственный из крупных европейских писателей-философов эпохи Просвещения, который не просто давал эпистолярные советы российской императрице, подобно Вольтеру, но приехал в Россию, чтобы помочь Екатерине II превратить «полуварварскую страну» в настоящую европейскую державу. <...> Его общение с императрицей, а также произведения философа, навеянные русским путешествием, представляют собой поучительный пример «европейских миражей» русской государственной утопии. <...> Достаточно вспомнить, что Д. В. Давыдов начинает свою романтизированную автобиографию, написанную в 1832 г., сравнивая себя, ни много ни мало, именно с Дени Дидро и подчеркивая, что он родился в год смерти <...>