Истоки формирования жанров удмуртской литературы 39 fenomen russkoj kultury [Elektronnyj resurs] // Tam zhe. <...> ВЕРЕЩАГИНА* Рассматривается процесс формирования повествовательных форм удмуртской литературы, во многом основывающийся на фольклорно-этнографических сочинениях первого удмуртского ученого и писателя Г. Е. Верещагина, в произведениях которого сочетается научное и художественное повествование. <...> Микросюжеты, иллюстрирующие научные идеи автора Первые крупные публикации Г. Е. Верещагина (18511930) («Вотяки Сосновского края», 1886; «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии», 1889) представляют собою свод синкретических произведений, в которых сочетается повествование научное и художественное [см. <...> Однако элементы художественно-описательного, образного восприятия отображаемого объекта ощутимо присутствуют во всех частях дилогии. <...> Задуманные как пример, подтверждающий научные размышления автора, они приобретают порой заметные признаки художественных произведений, из которых впоследствии сформировалась удмуртская проза. <...> Таковы легенды, предания, сказки и рассказы, призванные подтверждать размышления автора о мировоззрении удмуртских * Статья подготовлена при финансовой поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» (20122014). <...> Сюжет о заселении края автор излагает на основе текста, услышанного из уст «престарелого удмурта» из села Сосновка Захара Кондратьева. <...> Этнографическое назначение этого фрагмента в научных размышлениях автора состоит в том, чтобы показать взаимоотношения между удмуртами и русскими в прошлые времена. <...> Но из-за жестокого обращения со стороны начальства они не выдержали и «решили во что бы ни стало бежать, и вот, улучив время, переправились с семействами и рухлядью за реку Каму, скрылись в непроходимых лесах» [Верещагин, 1995, с. <...> Информант, а вслед за ним и автор дилогии противопоставляют бесцеремонной наглости русских религиозность <...>