САДОВСКОГО «ПШЕНИЦА И ПЛЕВЕЛЫ» КАК МИФОЛОГИЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ ЛЕРМОНТОВА* Анализируется роман русского писателя первой половины XX в. <...> Б. А. Садовского (18811952) в контексте художественной мифологии автора, его православно-христианских воззрений на мир и место и роль в нем человека, который, актуализируя смыслы, восходящие к семантике евангельского текста о пшенице и плевелах, создает мифологическую биографию М. Ю. Лермонтова, качественно отличающуюся от сложившегося литературного канона судьбы и личности поэта. <...> «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление» [Лермонтов, с. <...> Эти памятные всем строки из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» вполне могут служить эпиграфом к роману о самом Лермонтове, написанному Б. А. Садовским и носящему название «Пшеница и плевелы». <...> Вопреки читательским ожиданиям, сложная, противоречивая личность Лермонтова предстает у Садовского мелкой (едва ли не мелочной) и заурядной. <...> Оно в полной мере свидетельствует о состоявшемся акте кардинального творческого «переустройства» художественного мировоззрения автора романа, начавшегося на рубеже 1910 1920 гг. и несколько позднее продекларированного им самим изящной афористической формулой: «Мой путь от Фета к Филарету» [цит. по: Шумихин]. <...> Публикаций, кстати говоря, редких, «порционных», что отчасти объясняет и только еще зарождаю© Пяткин С. Н., 2013 * Статья написана в рамках проекта РГНФ ¹ 12-34-10207. <...> Сделавшись, по собственному признанию, в начале творческого поприща «ярким и убежденным декадентом» [Садовской, 1994, с. <...> 149], сблизившись с кругом московских символистов, заслужив за свои острые и бескомпромиссные рецензии репутацию «цепного пса Весов» и активно публикуясь в других символических изданиях, Садовской <...>