ДЕРЖАВИНА И Ф. И. ТЮТЧЕВА Рассматриваются новые (экспериментальные) формы объединения стихотворений в поэтических сборниках конца XVIII начала XIX в., когда на смену жанровому мышлению приходит индивидуально-творческое. <...> Первые попытки преодолеть жанровые рамки принадлежат Державину, в творчестве которого некоторые произведения собираются в серии т. н. несобранные циклы, поскольку при этом образуется смысловой контекст, обусловленный единством темы и/или лирического объекта и возникновением сквозного лирического сюжета, имеющего межтекстовую природу. <...> Сравнительный анализ несобранных циклов Державина и Тютчева позволяет сделать вывод о том, что процессы циклизации в лирике Тютчева являются продолжением державинской традиции. <...> Ключевые слова: Г. Р. Державин; Ф. И. Тютчев; несобранный лирический цикл; процессы циклизации в поэтических сборниках. <...> Барочная архитектоника первых сборников стихотворений воплощала представление авторов о книге как мире, некой духовной целостности. <...> Так, «Вертоград многоцветный» Симеона Полоцкого демонстрировал читателю «концепцию христианского миропорядка» [Дарвин, 1997, с. <...> В XVIII в. в русской поэзии общепризнанные правила составления сборников по жанровому принципу, казалось, не предоставляли авторам возможности в полной мере проявить в этом процессе свою индивидуальность, однако неслучайное расположение произведений внутри жанрово-тематических разделов книги стихов говорило о потребности поэтов создавать контекст. <...> Литературоведение лирическая циклизация у российских поэтов XVIII в. носила «подражательный характер», а «творческое намерение авторов в аспекте циклизации реализовывалось прежде всего в выборе образца» [Там же, с. <...> Процесс циклизации, таким образом, ограничивался исчерпанностью этих мотивов в пределах книги. <...> Таковы, например, сборники анакреонтической лирики А. Д. Кантемира и М. М. Хераскова [см. <...> В конце XVIII начале XIX в., когда жанровое мышление <...>