Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645572)
Контекстум

Несобранные лирические циклы Г. Р. Державина и Ф. И. Тютчева (90,00 руб.)

0   0
Первый авторГалян
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц11
ID260406
АннотацияРассматриваются новые формы объединения стихотворений в поэтических сборниках конца XVIII - начала XIX вв. Сравнительный анализ несобранных циклов Гавриила Романовича Державина и Федора Ивановича Тютчева позволяет сделать вывод о том, что процессы циклизации в лирике Ф. И. Тютчева являются продолжением державинской традиции.
УДК821.161.1.09"17"
ББК83.3(2Рос=Рус)4
Галян, С.В. Несобранные лирические циклы Г. Р. Державина и Ф. И. Тютчева / С.В. Галян // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки .— 2013 .— №2 .— С. 7-17 .— URL: https://rucont.ru/efd/260406 (дата обращения: 16.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕРЖАВИНА И Ф. И. ТЮТЧЕВА Рассматриваются новые (экспериментальные) формы объединения стихотворений в поэтических сборниках конца XVIII — начала XIX в., когда на смену жанровому мышлению приходит индивидуально-творческое. <...> Первые попытки преодолеть жанровые рамки принадлежат Державину, в творчестве которого некоторые произведения собираются в серии — т. н. несобранные циклы, поскольку при этом образуется смысловой контекст, обусловленный единством темы и/или лирического объекта и возникновением сквозного лирического сюжета, имеющего межтекстовую природу. <...> Сравнительный анализ несобранных циклов Державина и Тютчева позволяет сделать вывод о том, что процессы циклизации в лирике Тютчева являются продолжением державинской традиции. <...> Ключевые слова: Г. Р. Державин; Ф. И. Тютчев; несобранный лирический цикл; процессы циклизации в поэтических сборниках. <...> Барочная архитектоника первых сборников стихотворений воплощала представление авторов о книге как мире, некой духовной целостности. <...> Так, «Вертоград многоцветный» Симеона Полоцкого демонстрировал читателю «концепцию христианского миропорядка» [Дарвин, 1997, с. <...> В XVIII в. в русской поэзии общепризнанные правила составления сборников по жанровому принципу, казалось, не предоставляли авторам возможности в полной мере проявить в этом процессе свою индивидуальность, однако неслучайное расположение произведений внутри жанрово-тематических разделов книги стихов говорило о потребности поэтов создавать контекст. <...> Литературоведение лирическая циклизация у российских поэтов XVIII в. носила «подражательный характер», а «творческое намерение авторов в аспекте циклизации реализовывалось прежде всего в выборе образца» [Там же, с. <...> Процесс циклизации, таким образом, ограничивался исчерпанностью этих мотивов в пределах книги. <...> Таковы, например, сборники анакреонтической лирики А. Д. Кантемира и М. М. Хераскова [см. <...> В конце XVIII — начале XIX в., когда жанровое мышление <...>