Художественная обработка металла на Урале 51 Сохранившихся предметов художественного литья с клеймом СОСЬВА в музейных собраниях Свердловской области не так уж и много: к примеру, в ЕМИИ одна отливка, несколько образцов в школьном музее поселка Сосьвы и в СОКМ. <...> В частных коллекциях Сосьвинское литье тоже встречается не часто. <...> В Серовском музее девять предметов с читаемым клеймом и около десятка отливок, которым сосьвинское происхождение приписывается на основании музейной «легенды», т. е. со слов бывших владельцев. <...> Некоторые модели, использовавшиеся в Сосьве, изначально имели немецкое происхождение, были скопированы и распространены по уральским заводам еще в середине XIX в. <...> Сосьвинские литейщики выпускали декоративные тарелки по образцам немецкого мастера К.-Ф. <...> Модель тарелки этого же мастера «Нептун и наяды» также использовалась в Сосьве, предметы с клеймом хранятся в частных коллекциях. <...> Еще одним примером использования моделей Прусского королевского литейного двора может служить подчасник «Амур с рамкой» (ил. <...> В коллекции СИМ также хранятся пепельницы «Лист и кисть винограда» (инв. <...> 917) и тарелки по модели «Три виноградных листка» (инв. <...> 4), широко применявшейся в фаянсе с 1880-х гг. и упоминаемой в каслинских прейскурантах с 1887 г. Распространение новых образцов изделий, несмотря на удаленность северных заводов, происходило достаточно быстро. <...> Так, к примеру, модель коробочки «Дровни с чугуном» каслинского мастера К. Д. Тарасова была создана приблизительно в 1890 г. (в прейскурантах с 1891 г.) и вскоре появилась в Сосьве. <...> Поскольку на отливке Сосьвинского завода из частной коллекции помимо обычного клейма нанесен штамп Коломенского общества, следовательно, эта модель использовалась еще до приобретения завода Половцовыми в 1894 г. В фондах Серовского исторического музея сохранились также две модели с клеймами из латуни, которые служили образцами для создания форм. <...> Модель пепельницы «Девочка в гамаке <...>