МАМИНА-СИБИРЯКА «ПАДАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ»)* Анализируется проблематика последнего романа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Падающие звезды» (1899), связанная с судьбами интеллигенции в модернистскую эпоху. <...> Выявляются типы героев, представленных писателем, основные черты романной поэтики. <...> Позиция Мамина рассматривается в контексте русской литературной классики XIX в., в соотнесении с тем, как понимал задачи искусства и роль творческой интеллигенции в современном мире Л. Н. Толстой. <...> Исследуются конкретные межтекстовые связи «Падающих звезд» с классическими русскими романами «Обломов» и «Анна Каренина». <...> Роман «Падающие звезды» последний в романном творчестве МаминаСибиряка и, безусловно, воспринимается как итоговый. <...> Этот роман, вероятно, следует «читать» в контексте других «петербургских» произведений уральского писателя, таких как «Ранние всходы», «Черты из жизни Пепко» и др. <...> Главный герой стареющий петербургский скульптор с немецкой фамилией Бургардт, вдовец, живущий с дочерью-подростком Анитой, некрасивой (лицо обезображено оспой), болезненной и очень умной девочкой, которая воспитывается англичанкой мисс Гуд. <...> Это роман о современном искусстве и творчестве, о творческой интеллигенции: действующими лицами являются скульптор, актеры и актрисы, художники, журналисты
Обращением к артистической среде во многом объясняется заголовок романа. <...> Его поэтическое и символическое звучание с самого начала усиливается эпиграфом из Беранже: «О сын мой, плачь, Еще звезда скатилась
» [Мамин-Сибиряк, с. <...> 3]1 к проблематике произведения, к героям, представляющим современное искусство, к их поискам подлинной красоты в мире. <...> © Пращерук Н. В., 2012 * Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инноВ дальнейшем цитируется по данному изданию с указанием в тексте страниц в квадратных 149 Н. В. Пращерук . <...> МАМИНА-СИБИРЯКА по-видимому, не столько тем, что они художественно слабее известнейших шедевров <...>