МАМИНА-СИБИРЯКА* На примере произведений Мамина-Сибиряка рассматривается художественное воплощение идей родового быта. <...> Определяются факторы интереса писателя к теме рода и ее значение в функции исторических корней мотивов и образов в поэтике произведений. <...> Делается вывод об особом отношении писателя к данной теме, выявляется полярная аксиология родового мира в произведениях Мамина-Сибиряка. <...> Ключевые слова: Д. Н. Мамин-Сибиряк; идеи рода; уральская литература; русская литература XIX в. <...> Опора на родовые константы происходит в различных жанрах маминской прозы: исторических очерках, рассказах, романах и легендах. <...> Писатель в различных жанровых вариантах описывает семейно-родовой мир, соотнося с ним не только особенности быта и родственные отношения, но и народное мировоззрение и историю, а также выявляя через отношение к семейно-родовым традициям важную онтологическую составляющую жизни героев. <...> Родовые традиции рассматриваются и в контексте семантики спасения в личностных и социальных конфликтах, и с акцентированием негативного смысла, связанного с противостоянием гуманистическим устремлением времени. <...> Вторым важным фактором для «певца Урала» были особенности провинциальной, и в первую очередь уральской жизни. <...> Д. Н. Мамин-Сибиряк был убежден в значительной роли староверия для истории освоения урало-сибирского пространства не только в промышленно-предпринимательском аспекте, но и в процессе формирования духовного потенциала территории. <...> Важным фактором было развитие во второй половине ХIX начале XX в. теории родового быта, раскрытие в научных штудиях особенностей родового периода в истории славян. <...> Репрезентация родового мира у Мамина-Сибиряка 139 труда немецкого ученого Эверса, эта тема была тщательно изучена усилиями российских специалистов в области древнерусской истории и историков-правоведов. <...> Причем обращение к теме родового быта было в сфере внимания не только специалистов-историков <...>