ОБЩЕРОССИЙСКИЙ СТАТУС УРАЛЬСКОГО ПИСАТЕЛЯ* Ставится вопрос о литературном регионализме применительно к творческой личности и художественному наследию Мамина-Сибиряка. <...> Отмечается, что освоение региональной проблематики в творчестве уральского писателя-классика следует рассматривать в качестве одной из ведущих тенденций общероссийского литературного процесса. <...> В анализе «Уральских рассказов» и других произведений показан присущий Мамину истинно национальный масштаб художественной типизации. <...> В свете национально-гуманистических взглядов писателя рассмотрен вопрос о понимании роли женщины как хранительницы домашнего очага и носительницы высоких нравственных ценностей. <...> В итоге предлагается модель художественной аксиологии Мамина-Сибиряка, в которой социально-исторические детерминанты уживаются с народно-поэтическими представлениями о силе и красоте, а те, в свою очередь, определяются духовно-религиозными воззрениями автора о страсти, грехе и искуплении, что объясняет природу творческого метода писателя как «одухотворенного реализма». <...> Ключевые слова: Д. Н. Мамин-Сибиряк; литературный регионализм; художественная типизация; аксиологическая система; творческий метод; «одухотворенный реализм». <...> В ноябре 2012 г. исполнилось 160 лет со дня рождения и 100 лет со дня смерти выдающегося писателя-классика Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (18521912). <...> Художественная аксиология уральского писателя 125 Значение Мамина не просто как писателя узко локального, этнографического плана, но именно как общерусского художника в том и состоит, что «он вернул Урал не только Уралу, но и России, в особенности вернул старое, древнерусское, исконное, что лежало в старом Урале» [Елпатьевский, с. <...> Сегодня уже становится ясно, что Мамин-Сибиряк писатель не только региональной, областнической направленности, но и общенациональный писатель-классик, по своему значению ничуть не уступающий таким прославленным <...>