Философия счастья в лирике Боратынского 103 Русская грамматика : в 2 т. <...> БОРАТЫНСКОГО Исследуется своеобразие философии счастья в лирике Е. А. Боратынского. <...> На широком материале показано, как фелицитарная философия поэта вбирает в себя различные смыслы культурные, религиозные, индивидуальные, что обусловлено универсальным характером авторского мышления, умением соединять общекультурное и эпохальное представления о счастье с глубоко личным отношением к данному явлению человеческой жизни. <...> Счастье одна из фундаментальных категорий философии, ибо смысл жизни человека так или иначе связан с поиском и обретением им счастья. <...> Более того, в разные эпохи, в различных религиозных, культурных системах представление о счастье было своим, особым [см. <...> Счастье становится одной из важнейших категорий онтологической философии, ибо ему свойственны такие характеристики, как всеобщность (любой © Рудакова С. В., 2012 104 ФИЛОЛОГИЯ мыслящий и чувствующий человек стремится к счастью), непрерывность (вся жизнь индивида подчинена поискам счастья), вечность (покуда живо человечество, мечты о счастье будут владеть воображением людей, даже смерть отдельного человека не может прервать этот нескончаемый поиск), сопричастность чему-то возвышенному, Божественному, не связанному с миром повседневности, полнота (состояние счастья одно из интенсивных переживаний человека, в котором отражается вся полнота бытия). <...> Л. Н. Толстой, начиная свой роман «Анна Каренина» знаменитыми строками: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» [Толстой, с. <...> 7], акцентировал внимание, с одной стороны, на индивидуальности переживания жизненной драмы, но, с другой стороны, на некой общности состояния счастья, свойственного людям. <...> Говоря же о поэзии Е. А. Боратынского, хочется подчеркнуть иное: даже в рамках одной лирической системы мы не обнаружим единого подхода к вопросу о счастье; мы увидим <...>