ЭНЦЕНСБЕРГЕРА «ГИБЕЛЬ ТИТАНИКА» Исследуется поэма современного немецкого писателя и публициста Г. М. Энценсбергера «Гибель Титаника» одно из этапных произведений его творчества. <...> Образ «Титаника» грандиозная метафора западного «общества благоденствия» с его социальным неблагополучием и неравенством, и гибель легендарного судна воспринимается автором как своего рода «закат Европы». <...> Ключевые слова: Ганс Магнус Энценсбергер; немецкая гражданская лирика; политический и эстетический радикализм; постмодернизм. <...> Продолжатель традиций немецкой «гражданской лирики» от Гейне до Брехта, Энценсбергер долгое время сочетал политический радикализм с радикализмом эстетическим. <...> В поэтических сборниках «Защита волков» (1957), «Язык страны» (1960), «Шрифт слепых» (1964) он, с одной стороны, подвергал беспощадной критике истеблишмент аденауэровской Германии, с другой щедро ис© Гладилин Н. В., 2012 Н. В. Гладилин. <...> О поэме Энценсбергера «Гибель Титаника» 81 пользовал приемы, характерные для поэтического авангарда. <...> В 1965 г. он основал журнал «Курсбух», ставший ведущим органом «новых левых» ФРГ. <...> Публицистическая деятельность Энценсбергера 1960-х гг. велась под знаменем «нового просвещения», призванного сменить до конца не изжитое еще «варварство», в полной мере проявленное в годы нацистской диктатуры. <...> Ближайшей тактической целью была «ликвидация политической неграмотности в Германии» («politische Alphabetisierung Deutschlands») [Enzensberger, 1974, S. <...> И когда в 1968 г. по Западной Европе прокатилась волна студенческих революций, Энценсбергер стал одним из духовных кумиров и лидеров немецкой радикальной молодежи. <...> В том же 1968 г. на страницах «Курсбуха» был артикулирован тезис о «смерти литературы» как в ее традиционном (буржуазном), так и в авангардистском (революционном) изводе. <...> По-прежнему широко используется документальный материал: дается подборка сообщений информационных агентств в день гибели «Титаника» [Enzensberger, 1981, S. <...> Однако та <...>