Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 643261)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки  / №1 2012

Дом как форма освоения "чужого" пространства в татарской культуре (90,00 руб.)

0   0
Первый авторДавлетшина
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц8
ID260246
АннотацияАвтор рассматривает содержание понятия "дом" в традиционной культуре татар как основного локуса "своего" пространства, раскрывает атрибуты и показатели освоенного и неосвоенного пространства, связанного с домом.
УДК008.001
ББК71.0
Давлетшина, Л.Х. Дом как форма освоения "чужого" пространства в татарской культуре / Л.Х. Давлетшина // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки .— 2012 .— №1 .— С. 49-56 .— URL: https://rucont.ru/efd/260246 (дата обращения: 30.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дом как форма освоения «чужого» пространства УДК 398.34 + 39(=512.145) + 930.85 + 728.18(09) 49 Л. Х. Давлетшина ДОМ КАК ФОРМА ОСВОЕНИЯ «ЧУЖОГО» ПРОСТРАНСТВА В ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ Рассматривается содержание понятия дома в традиционной культуре татар как основного локуса «своего» пространства. <...> В ходе исследования автор раскрывает атрибуты и показатели освоенного и неосвоенного пространства, связанного с домом. <...> Дом — один из важнейших символов традиционной культуры, воплощенный в языке, фольклоре и обрядности татар. <...> Изучение дома как сферы реализации религиозно-мифологической картины мира народа завоевало прочные позиции в отечественной историографии. <...> А. К. Байбурин в работе «Жилище в обрядах и представлениях восточных славян» реконструирует символические аспекты традиционного восточнославянского жилища, выявляет основные принципы освоения пространства. <...> Одной из первых попыток исследования семантической структуры дома, его места в традиционной картине мира балканских народов является работа Т. В. Цивьян «Дом в фольклорной модели мира (на материале балканских загадок)». <...> Дом оказал существенное влияние на формирование бинарных противопоставлений «нутри — снаружи», «человеческий — нечеловеческий». <...> С известной долей условности можно сказать, что дихотомии «культура — природа», «свой — чужой» кодируются через оппозицию «дом — не-дом». <...> Здесь начиналось и здесь же оканчивалось любое ритуальное действо. <...> Во многих загадках пространственное расположение (верх, низ, позади, внутри и т. д.) предметов и явлений определяется по отношению к дому. <...> Символическое помещение своего жилища в «середину мира», его отождествление с этой серединой и вместе с тем с миром в целом «явно обусловлено пространственными представлениями, характерными для мифологического © Давлетшина Л. Х., 2012 50 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ мышления, а именно — внутренней точкой зрения на пространство» [СтеблинКаменский, с. <...> «В самом общем <...>