Десятый, юбилейный, съезд Ассоциации книгоиздателей России, проходивший в конце ноября прошлого года, стал для его участников не столько перевыборным и итоговым, сколько дискуссионным. <...> С одной стороны, конечно, ничего удивительного: устроители действительно, если верить программке, хотели кое-что обсудить, например роль и место «АСКИ» в современном издательском процессе, взаимоотношение издательств и книгораспространительских структур, положение регионального издателя. <...> С другой, – как всегда и бывает, разговор пошел шире, уткнувшись в извечные русские проклятые вопросы. <...> Да и как без этого, если в одной руке у присутствующих шесть страниц подвигов ассоциации: выбрали, провели, устроили, организовали… В другой – шесть страниц горестной статистики: падение тиража, листажа, наименований, монополизация рынка и пр. <...> Докладчики, в основном из регионов (а именно там виделась устроителям спасительная для книжного рынка Мекка), тоже, к сожалению, оптимизма не прибавили. <...> Как наладить связь регионов с московской торговой сетью? <...> Почему не только в столичных магазинах, но и в региональных нет своей же региональной литературы? <...> . Как объединить местных книгоиздателей, если нет финансовых активов? <...> . Как решить проблему продаж книг на периферии, если, например, в одной только Новгородской области на десять тысяч вино-водочных магазинов приходится лишь пять книжных? <...> . Вопросы, вопросы… Хотя были и те, кто не спешил традиционно во всем винить чужого дядю и государство, не включивших, например, книги/газеты в потребительскую корзину и не принявших закон об издательском деле. <...> «Мы умеем работать – и у нас все хорошо!» – под таким девизом выступила Л.Ф. Попова – книгоиздатель из Воронежа. <...> «Мы сами виноваты в регрессии: идей много, но никто ничего не делает», – заявил А.В. Горбунов (Ассоциация книгораспространителей независимых государств). <...> «Антипроклятый» же ответ прозвучал лишь однажды: «Выход – в политике формирования <...>