УЧИТЕЛЬ: вспоминая Халил Ахмедович Рахматулин – выдающийся ученый-механик, педагог, инженер, организатор научных исследований. <...> Его заслуги отмечены званиями Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий СССР и Узбекской ССР, Совета Министерств СССР, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР и Узбекской ССР, многочисленными орденами и медалями. <...> Он был действительным членом Академии наук Узбекской ССР, создателем и бессменным заведующим кафедрой газовой и волновой динамики Московского государственного университета им. <...> Рано потеряв родителей, он начал работать с детства – ему едва исполнилось 10 лет, но неудержимая тяга к знаниям привела его на обучение в Ташкентский областной педагогический техникум, а затем и в Среднеазиатский государственный университет. <...> Х.А. Рахматулин обратил на себя внимание А.В. Луначарского, к которому он пришел на прием по поводу перевода в Московский государственный университет. <...> Настоящий самородок, человек с призванием ученого в крови, в Московском университете он превратился в выдающегося ученого, организатора отечественной науки. <...> Он порекомендовал мне, десятикласснику, увлеченному математикой, поступить на механико-математический факуль88 60 Х.А. Рахматулина тет Московского государственного университета им. <...> Он посоветовал связаться там с учеными, работающими в области создания новой техники и знающими проблемы, которыми стоило бы заниматься. <...> Второй раз я услышал о Рахматулине на спецкурсе по теории тонкого крыла, который читал декан механико-математического факультета, член-корреспондент Академии наук СССР профессор В.В. Голубев. <...> Поясняя граничные условия движения воздуха около поверхности крыла, он вдруг отвлекся и с восхищением сказал, что в последнее время Х.А. Рахматулин предложил рассматривать поверхность парашюта как «дырявое крыло», где кроме условий скольжения для тангенциальных составляющих скоростей ввести еще соотношение <...>