М.В. Ломоносова Уровневая реализация программ высшего экологического образования Показано, что при переходе высшего профессионального экологического образования в России на двухуровневую систему – бакалавриат и магистратуру – не следует механически заимствовать систему университетского образования, принятую в западно-европейских странах. <...> Подготовка бакалавров в России должна иметь хорошо выраженную профессиональную специализацию. <...> Это требование наиболее актуально для бакалавров экологии и природопользования, которым необходима возможность и юридическое право без дополнительного обучения или стажировки работать в выбранной отрасли. профессиональное экологическое образование в высшей школе, Болонский процесс, специализированная подготовка бакалавров. <...> Исторически высшее образование было многоуровневым, что выражалось к началу XX века в поэтапном освоении студентами образовательных программ бакалавра, магистра, доктора (с вариациями в отдельных европейских странах). <...> В России, а затем и в Советском Союзе высшее образование в полной мере испытало на себе влияние централизации, что выразилось в его унификации, стандартизации, единых критериях качества самого образования и подготовки специалистов. <...> Вместо бакалавра и магистра утвердилась модель подготовки специалиста, что, безусловно, повысило уровень требований к минимальному уровню квалификации кадров. <...> Избыточное единообразие учебных планов способствовало выравниванию подготовки в различных университетах и институтах, неравных друг другу по материальным и интеллектуальным возможностям. <...> During an improving in Russia the system of high education as reformation from 5 years to 4+2 years education (two levels: Bachelor and Master levels) – a total copying the European model could be a fatal mistake for Russia. <...> 97 КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ Ключевые слова: Key words: В то же время жесткая стандартизация ограничивала развитие инициативы и разнообразия в деятельности вуза, факультета, кафедры, преподавателя и студента. <...> Многоуровневая <...>