А.О. Снегирева, Курский государственный университет Факторы становления и развития исследовательского метода в отечественной теории и практике преподавания естественнонаучных дисциплин во второй половине XIX – начале XX века Принято считать, что исследовательский метод ведет свое начало от идей Дж. <...> Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика, которые полагали, что учебная деятельность должна быть осознана обучаемыми, практически целесообразна, полезна и интересна. <...> В действительности проникновение исследовательского метода в учебный процесс имеет продолжительную историю, соразмерную с историей самой науки. <...> Еще в древности было известно, что умственная активность способствует и лучшему запо минанию, и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и яв лений. <...> Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на них были ха рактерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в пифагорейской школе, сложные (и трудные) вопросы ставили софисты [3, с. <...> В Новое время идея активного обучения получила обоснование в философии Френсиса Бэкона [4, с. <...> 76 76 ШКОЛА ИСТОРИИ Прогрессивно мыслящие педагоги всегда искали методические пути прев ращения учебного труда в радостный процесс познания мира, развития умственных сил учащихся. <...> Вместе с переходом школы от индивидуального За развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение ис следовательского подхода вел борьбу французский философ Ж.-Ж. <...> «. Сделайте вашего ребенка, – писал он, – внимательным к явлениям приро ды. <...> В этих словах Руссо четко выражена идея обучения на повышенном уровне трудности, но с учетом доступности, идея самостоятельного решения учеником сложных вопросов. <...> Различные направления обучения естествознанию начинают развиваться только с момента введения этой дисциплины в учебный план школы. обучения (еще при опыт но-словесном его типе) к групповому и далее к клас сно-урочному при словесно-догматическом <...>