Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 471209)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Антропология (180,00 руб.)

0   0
АвторыБагнетова Елена Александровна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц73
ID254309
АннотацияСправочник содержит смысловую характеристику специальных антропологических терминов и понятий.
Антропология / Е. А. Багнетова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2009 .— 73 с.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Антропология.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Антропология.pdf
ББК 28.7я2 А 72 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Учебный справочник утвержден на заседании кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности СурГПУ «5» декабря 2008 года, протокол №5 Рецензент: А.Н. Богданов, доктор медицинских наук, профессор Антропология: Учебный справочник. Сост. Багнетова Е.А. – Сургут: РИО СурГПУ, 2009. – 81 с. Справочник составлен в соответствии с Государст-венным образовательным стандартом высшего профессио-нального образования, содержит смысловую характеристику специальных антропологических терминов и понятий. Справочник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 030301 – «Психология», 050720 – «Физическая культура», 032102 – «Адаптивная физическая культура», а также преподавателей антропологии. ISBN 978-5-7142-1087-7 У Сургутский государственный педагогический университет, 2009 2
Стр.2
Предисловие Растущая потребность в антропологических знаниях требует издания соответствующей учебной литературы. Настоящий учебный справочник по антропологии предназначен для самостоятельной работы студентов, будущих специалистов педагогического, психологического и физкультурного профиля. Справочник отражает основные разделы современной антропологии: эволюционная антропология, расоведение, морфология человека и экология человека; включает в себя современные материалы по проблеме происхождения человека, индивидуальному развитию и конституции, популяционной антропологии. Помимо вопросов, связанных с биологическим направлением антропологии, в справочнике освещены также некоторые проблемы социальной антропологии. Знания по данным вопросам необходимы будущим педагогам для грамотного построения учебно-воспитательной работы в средних и высших учебных заведениях; психологам – для понимания индивидуальных особенностей человека, природы психофизиологических и социальных феноменов, биологических закономерностей поведения человека, антропологических основ социальной работы. Материал курса, представленный в данном пособии, упорядочен и систематизирован, содержит развернутую характеристику терминов и понятий, сопровождается примерами. Цель учебного справочника – разъяснение терминов, оставляющих понятийный аппарат антропологии, обеспечение эффективного усвоения содержания курса студентами педагогического вуза, оперативного использования специальной терминологии. Практическое значение учебного справочника состоит в том, что он помогает студентам в усвоении дисциплины, а также может быть использован для текущего и рубежного контроля, проверки качества усвоения терминов и понятий, выполнения тестовых заданий, для организации самостоятельной работы. Студенты могут пользоваться данным пособием при подготовке к семинарским занятиям и контрольным работам, терминологическим диктантам. 3
Стр.3
Словарные статьи расположены в справочнике в традиционной для антропологии последовательности, распределены по разделам: 1. Предмет и история антропологии. 2. Проблема происхождения человека. 3. Индивидуальное развитие человека и конституция. 4. Популяционная или этническая антропология. 5. Экология человека. В каждом разделе терминологический материал расположен в алфавитном порядке. Для целостного восприятия терминов, могут употребляться дополнительные понятия, которым тоже дается характеристика. Например, при рассмотрении термина «Макроэволюция» рассматриваются такие понятия, как ароморфоз, идиодаптация, дегенерация. В случае если рассматриваемая тема предполагает знание последовательности расположения составных частей, например слоев атмосферы (тропосфера, стратосфера, ионосфера), то они располагаются по ходу следования, а не в алфавитном порядке. Такой принцип построения применим по всем разделам справочника, и способствует быстрому нахождению необходимой информации. В случае неоднократного повторения в определении названия термина, он не пишется полностью, а употребляется в виде первой заглавной буквы, выделенной жирным шрифтом (например, термин «Антиген» – при повторном употреблении в тексте обозначается как «А.»). Учебный справочник включает не только определение терминов или понятий, но и содержит исторические, теоретические данные, информацию о назначении, структуре, областях применения и свойствах характеризуемого явления, предмета или процесса. Автор составитель старался сделать пособие интересным и в то же время полезным и обращает внимание студентов на то, что данный справочник не заменяет учебники по антропологии, а дополняет их. 4
Стр.4
Введение венного и общественного разделов науки, исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; формирование человеческих рас; нормальные вариации морфологических особенностей и функций организма человека внутри рас, связанных, в том числе, и с особенностями окружающей среды. Как самостоятельная наука антропология обособилась в конце фундамент для формирования мировоззрения современного специалиста в таких сферах деятельности как педагогика, психология и физическая культура. Антропология интегрирует в себе опыт, накопленный различными человековедческими науками, развивает мышление будущего специалиста, вооружает знаниями по вопросам истории формирования и уникальности вида Ноmо sapiens, взаимосвязи биологического и социального начал в эволюции человека, закономерностей и механизмов индивидуального развития человека, современных экологических проблем и др. Антропология – межотраслевая дисциплина на грани естестАнтропологические знания составляют сегодня необходимый XIX – начале XX века. Однако интерес к проблеме возникновения человека, его физическому типу, расовым различиям прослеживается с глубокой древности. От Гераклита наука получила три великие идеи: вечного движения, единства Вселенной и закономерностей протекающих в ней явлений. Представители древнейшей в Греции милетской школы Анаксимандр и Анаксимен развивали материалистическое учение о «первовеществах», видоизменением которых являются все тела природы. В некоторых сочинениях Аристотеля человек рассматривается как часть природы, существо, имеющее сходство с различными животными по ряду признаков. Идеи о естественном происхождении мира и человека высказывал Лукреций Кар. В 1684 г. французский путешественник Ф. Бернье опубликовал первую классификацию человеческих рас. Крупнейший натуралист Карл Линней (1707-1778) в разработанной им классификации животного мира выделил отряд приматов, в который поместил и человека. В 1775 г. немецкий анатом И.Ф. Блуменбах в книге «Естественные варианты человеческого рода» попытался классифицировать расы человека на основании описательных характеристик. Ж. Ламарк 5
Стр.5
в работе «Философия зоологии» (1809) высказал идею о происхождении одних видов животных от других и обосновал принцип историзма в биологии. Крупнейшим событием в истории антропологии было появление трудов Чарлза Дарвина, в частности «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), «Происхождение человека и половой отбор» (1871). В 1868 г. немецкий ученый Эрнст Геккель сформулировал «биогенетический закон», согласно которому индивидуальное развитие человека (онтогенез) повторяет этапы исторического развития живых организмов на Земле (филогенез). Материалистические взгляды на природу и человека разделяли русские мыслители А.Н. Радищев, Н.Г. Чернышевский. Важные для утверждения эволюционные факты были получены русскими учеными – К.М. Бэром, И.М. Сеченовым, К.М. Рулье, Н.А. Северцовым и др. Основоположниками антропологии в России были А.П. Богданов и Д.Н. Анучин. Крупный вклад в развитие советской антропологии внесли В.В. Бунак, Я.Я. Рогинский, Г.Ф. Дебец, М.А. Гремяцкий. Среди зарубежных исследователей большое влияние на развитие антропологии оказали работы П. Брока, Р. Мартина, Ф. Вейденрейх, А. Хрдличка, Л. Лики. Среди биологических дисциплин антропология занимает особое погенез, расоведение. С середины XX века на грани между антропологией, физиологией человека и медициной усиленно развиваются комплексы научных отраслей, объединяемых под названиями биология человека и экология человека. Оба эти направления в настоящее время выделяются в самостоятельные научные дисциплины. Анатомическая, 6 место. Имея предметом своего исследования человека, она не может не выйти за пределы естественно-исторических вопросов; изучая человека, она вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические. Человек – существо биосоциальное, поэтому антропологию отличает от других наук о человеке пристальное внимание к связи его биологических свойств и разнообразных социальных факторов. Антропология существенно отличается от социальноисторических наук о человеке – археологии и этнографии, хотя тесно соприкасается с ними и опирается на их данные, в частности, в изучении этногенеза народов мира. В настоящее время грань биологических и социальных явлений выглядит размытой в таких науках, как этология (наука о поведении) и социобиологии. В западноевропейской и американской науке часто «антропологией» именуют все науки о человеке, при этом антропологии в нашем понимании соответствует «физическая антропология». Основные разделы антропологии: морфология человека, антро
Стр.6
физиологическая, биохимическая антропология – современные разделы и составные части антропологии. Выделяют также медицинскую, прикладную и возрастную антропологию. Отдельный раздел возрастной антропологии – педагогическая антропология – посвящен особенностям роста и развития детей и подростков, имеет тесную связь с генетикой человека. Предметом антропологии, по мнению отечественных специалисистеме общественных и естественных наук, интегрирует различные знания о человеке. На базе антропологии формируется ряд новых междисциплинарных направлений и отраслей знания. Так, со своими специфическими исследованиями и разделами выделилась экология человека, изучающая динамическое взаимодействие человека и среды. Гуманитарные и естественные знания переплетаются и взаимодействуют благодаря развитию психологической антропологии – направления, реконструирующего процессы становления психики человека, разрабатывающего подходы к изучению психосоматического единства человека и этнических особенностей психики. В последние годы интерес к антропологии заметно усилился. Ее стов, являются вариации биологического типа человека во времени и в пространстве. В приведенной формулировке видно отличие антропологии от других отраслей биологии и медицины, которые изучают принципиальное строение тела человека (анатомия) и особенности функционирования его органов (физиология). Задача антропологии – проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным. Современная антропология, занимая самостоятельной место в достижения с одной стороны становятся предметом пристального внимания различных научных направлений, а с другой – широкой общественности. Междисциплинарный характер антропологических знаний и выделение новых разделов антропологии, повышенный интерес к проблемам человека, включение курсов антропологии в различные университетские программы – все это обусловило издание данного учебного пособия. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически