Актуальные проблемы современной науки, № 5, 2012 Филологические науки Литературоведение Русская литература Федорчук И.В., доктор филологических наук, доцент Щецинского университета (Польша) «ПОЭЗИЯ БЕССОННИЦЫ» В ТЕКСТЕ НОЧИ Смысл, который вобрало в себя понятие «бессонница», наличествовал в культуре с древнейших времен, однако в некую оформившуюся парадигму художественного мышления он превращается лишь в эпоху сентиментализма. <...> Это стало возможным, когда начинает складываться новая парадигма «человек – мир – я человека». <...> Утрата первоначальной цельности приводит к рефлексивности, «подсовывая» сознанию мысли о неизбежности смерти, а бессонница воспринимается как репетиция предсмертного часа. <...> Новый тип размышления связывался с попыткой фиксации непосредственного потока мыслей и эмоций, вызываемых состоянием бессонницы. <...> Однако именно теперь болезненные пласты сознания, мучительные переживания превращаются в утонченную лирическую эмоцию, становятся источником вдохновения. <...> Творцы «нового стиля» сознательно «отключив» бодрствующее сознание, «впустили» в него стихию иррационального. <...> Поэты стремились гармонизировать хаос бессознательного, как все не познанное. <...> Постепенно, однако, хаос сгущался, в ночной стихии чувствовалось дыхание не столько жизни, сколько смерти. <...> Именно мысль о смертности человека, обостренная надвигающейся ночью, подтолкнула «я» к «последним вопросам». <...> Заслуга вычленения «поэзии бессонницы» в «тексте ночи», безусловно, принадлежит Э. <...> Его поэма Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии была создана под впечатлением невосполнимой утраты близких. <...> Ночь у Юнга – это время истинной жизни души, идущей по собственным законам. <...> Жалоба положили начало особому «ночному» жанру, открыв тему эпохи. <...> Наряду с юнгианской традицией в европейской литературе немецкий романтизм создал свою, соединив обновленное представление о человеке как микрокосме, с поэзией <...>