В. Г. Белинский
Искатель сильных ощущений. Сочинение Каменского
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 2. Статьи, рецензии и заметки, апрель 1838 -- январь 1840.
Ред. Н. К. Гей. Подготовка текста В. Э. Бограда. Статья и примеч. В. Г. Березиной.
М., "Художественная литература", 1977.
OCR Бычков М. Н.
ИСКАТЕЛЬ СИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ. Сочинение Каменского. С-П.бург. В тип. А. Смирдина.
1839. Три части. В 12-ю д. л. В I-ой -- 310, во II-й -- 256, в III-й -- 251 стр.
Известность, которую успел приобрести себе г. Каменский в очень короткое время и немногими
сочинениями, свидетельствует о несомненности и силе его поэтического дарования. Это известно и
публике, которая читала его прекрасные повести, и критике, которая внимательно следила за развитием
его таланта; -- мы первые всегда отдавали ему должную справедливость. И вот, не оставляя повестей, г.
Каменский принялся за роман и теперь издал его. Говорят, что кто-то поставил г. Каменского наряду с
гениальным Сервантесом, а его роман с бессмертным "Дон Кихотом";1 мы не так щедры на похвалы, но
зато похвалы наши искреннее и справедливее. В самом деле, г. Каменский напал на счастливую идею:
осмеять в сатирическом романе наших доморощенных Чайльд-Гарольдов этих байроновских
Хлестаковых, с вечным неудовольствием на действительный мир, вследствие своей внутренней
ничтожности, с вечною ненавистию к человечеству и людям, которые не хотели им удивляться; с
громкими и бессмысленными фразами на языке и с пустотою в голове, в которой "только -- фай -посвистывает"2.
И поэтический талант г. Каменского блестящим образом воспроизвел эту счастливую
идею в истинно художественных формах3. Герой его романа, Павлик Энский,-- настоящий Хлестаков, то
есть человек, которому "скучно на свете", потому что он, от нечего делать, "хочет заняться чем-нибудь
высоким, а светская чернь его не понимает"4, и который поэтому поехал на Кавказ за сильными
ощущениями, насмотрелся и наслушался там разных глупостей, и сам наделал и наговорил разной
высокопарной чепухи, на манер пестрого и калейдоскопического слога наших великих подражателей
великому Марлинскому. У нас нет слов для выражения всей силы этого благородного юмора,-- юмора
желчного и бешеного, ядовитого и тонкого, каким проникнута каждая страница, пропитано насквозь
каждое слово сатирического романа г. Каменского. В лице своего героя, этого Дон Кихота современного
общества, этого байроновского Хлестакова, Павлика Энского, он бичует тройным бичом из живых змей
этих пустоголовых господ с вычурными фразами и громкими словами, этих маленьких бесенят с
дьявольскими претензиями, которые успели во всем "разочароваться", не успев ничем очароваться;
которые на все смотрят свысока, ничему не удивляются, ничему не верят, все презирают, потому что
ничего не в состоянии понять; которые гонятся по свету за "сильными ощущениями", потому что внутри
себя ничего не ощущают, вследствие своей пустоты и сухости; которые требуют тревог и опасностей,
потому что неспособны ни к какому делу. Творец Павлика Энского казнит их насмешкою, надевает на их
угрюмые и изрытые страстными гримасами рожи дурацкий колпак с длинными ушами и предает их на
всеобщее посмеяние.
Чтобы наши похвалы не показались пристрастными, мы представим очевидные и неоспоримые
доказательства, приведя места из самого романа г. Каменского. Есть вещи, которые говорят сами за себя. -
- Не будем пересказывать вам содержание романа: вы уже, верно, знаете его, а если не знаете, зачем же
нам отнимать у вас наслаждение самим узнать его? Не будем следовать за Павликом Энским, как он
родился "на берегу Волги, в стенах нового города Астрахани", как "до мозолей играл с армянскими
мальчиками в альчики" (вероятно, в бабки), как он в драках с ними "громче всех кричал им: "Армяшка
куриная ножка"", как потом попался он к патеру Жозефу который из Павлика переименовал его в
Павлусы; как он поступил в университет, где узнал -- послушайте же, что он узнал:
Но Энскому наскучила наука; он узнал из нее не только то, что узнаем мы все с легкой руки
Сократа, "что ничего не знаем", этого мало; нет, что есть вещи, которых никогда не узнаешь, и что
желание знать, последовательное дознание, только что отодвигает иногда от цели, от истины, от
существенного знания. На рубеже жизни, глаз на глаз с вечностию, судьба, эта нянька ваша в этом
Стр.1