тов спасителями человечества еще много десятилетий тому назад — от ЭВМ, взявших на себя управление эко номикой, до группы сильно продвину тых роботов, которая методами психо истории направляет ход развития чело веческой цивилизации, оберегая ее от неприятностей. <...> Японцы ни в коем случае не считают людей созданиями, цель которых — се ять добро, а роботов — исключительно врагами человека. <...> Нет, в мультфильмах технологии и люди в равной степени спо собны на добро и на зло, и они одинако во несовершенны. <...> Значит, нет между ними существенной разницы, и роботам должно быть не чуждо понятие этики. <...> Этика для роботов Социальным роботам вряд ли придет ся принимать решения, от которых за висит жизнь или смерть человека, но, «Шагают быки деревянные… <...> .» Рассказ о боевых роботах можно найти в романе Ло Гуаньчжуна «Троецарствие» (М: Художественная литература, 1954); считается, что он написан в XII веке. <...> Интересно отметить: китайцы относятся к ма шинам без мистики или страха, столь свойствен ных европейским авторам. <...> В романе описан распад империи Хань на три царства в III в. н. э. <...> Цветущая середина досталась Цао Цао и называлась царством Вэй, в низовьях Янцзы голубоглазый отрок Сунь Цюань отвоевал царство У, а в горах Сычуани царство Шу возгла вил дядюшка императора Лю Бэй, поклявшийся восстановить власть Хань. <...> Ниже идет рассказ об одном эпизоде этой войны, когда первый министр Лю Бэя, даосский мудрец Чжугэ Лян, пошел на Вэй. <...> Его соперник, Сыма И, известен тем, что вскоре составил заговор против дома Цао и Китай был объединен под властью созданной его потомками династии Цзинь. <...> …Чжугэ Лян приказал собрать в ущелье всех мастеров, имеющихся при войске, и заняться сооружением деревянных бы ков и самодвижущихся коней. <...> Однажды чжанши Ян И пришел к Чжу гэ Ляну и сказал: — Наш провиант находится в Цзяньгэ. <...> Возить его оттуда на быках очень неудоб но. <...> — Я уже об этом подумал, — улыбаясь, отвечал Чжугэ Лян. <...> — Ведь для того <...>