В. Г. Белинский
Повести и рассказы П. Каменского
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 2. Статьи, рецензии и заметки, апрель 1838 -- январь 1840.
Ред. Н. К. Гей. Подготовка текста В. Э. Бограда. Статья и примеч. В. Г. Березиной.
М., "Художественная литература", 1977.
OCR Бычков М. Н.
ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ П. КАМЕНСКОГО. Санкт-Петербург, 1838. В типографии III отд.
собств. е. и. в. канцелярии. Две части: I -- 266; II -- 248. (16).
Имя г. Каменского совершенно новое в нашей литературе, и, несмотря на то, оно уже пользуется
громкою известностию между петербургскою пишущею братиею. Его повестями украшаются
петербургские журналы и альманахи; его повести восхваляются почти во всех тамошних журналах1. Что
за причина такой внезапной и быстрой славы? -- уж, конечно, талант г. Каменского.
Может быть, г. Каменский и в самом деле пишет очень хорошо; может быть, он и в самом деле
второй Марлинский, если нам мало было одного; может быть, его повести и в самом деле прекрасны: все
это может быть; но мы хотим говорить не о том, как может быть, а о том, как нам кажется. Признаемся
откровенно, что касается собственно до нас, то нам "Повести и рассказы" г. Каменского очень не
нравятся. Мы не хотим этим сказать, чтобы они были дурны,-- нет, сохрани нас бог от такого
решительного приговора, вопреки мнению стольких знатоков и судей изящного! -- Но они нам кажутся
очень утомительными, чтоб не сказать -- скучными. Может быть, в этом виновата наша субъективность? -
- Да чего не может быть! Как бы то ни было, но, решась, по долгу добросовестного рецензента, прочесть
во чтобы то ни стало "Повести и рассказы" г. Каменского, мы признали себя решительно побежденными
на половине занимательной повести "Письма Энского", которая стоит предпоследнею статьей) в первой
части2. За вторую мы и не принимались. Впрочем, она нам не совсем незнакома: на конце ее мы с ужасом
увидели повесть "Конец мира"3, от которой уже однажды мы чуть было не отчаялись в конце своей жизни
и от которой навеки заснул грозный Султан-Пюблик-Багадур4. Признаемся: было от чего заснуть сном
непробудным!
Истинные поэты потому живописуют нравы и обычаи страны, избранной ими театром своего
романа или повести, что без этого их лица были бы призраками, а не действительными, живыми
созданиями. Для них нравы и обычаи -- дело второстепенное, постороннее, о котором они нисколько не
заботятся, но которое у них само собою, как бы без их ведома, формируется и осуществляется. У мнимых
поэтов, напротив, вся сущность -- в изображении местности, нравов и обычаев страны, а характеры,
завязка и развязка -- дело второстепенное и постороннее. Эта несчастная завязка и развязка у них не
больше, как рамка, в которую можно вставить какую угодно картину. Кавказ интересует всех и дикою
красотою своей первобытной природы и дикими нравами своих обитателей; и вот стали являться
беспрестанные описания этой страны, по большей части в форме повестей. Тут обыкновенно описывается
горский князь, молодой и прекрасный, с дикими страстями и сильною душою, который или страшно
мстит врагу, или зарезывает родного отца, чтобы поскорее прибрать к рукам его владение. Если дело идет
о Кавказе, то никогда не ищите в повести ничего тихого, веселого или забавного: повесть обыкновенно
начинается громкими фразами, а оканчивается резнёю, предательством, отцеубийством. Конечно, все это
бывает в жизни, и на Кавказе больше, нежели где-нибудь; но ведь это только одна сторона жизни горцев:
зачем же отвлекать только одну ее? Оно, конечно, эффектно, но одно да одно -- воля ваша -- наскучает.
Г-н Каменский до того увлекается описательною стороною поэзии, что его "Повести и рассказы"
могут заменить не только статистику и топографию Кавказа, но и словари грузинского, черкесского и
турецкого языков:5 "Мой дениз или дорья тянулась, вилась... Он шел и не сводил взора с моего
панджари". В примечаниях, которых к повести на 73 страничках ровно 61, в примечаниях вы узнаете, что
дениз значит море, а панджари -- окошко. Не все ли это равно, что в повести, сцена которой во Франции,
героиню заставить говорить так: "Моя мер тянулась, вилась; я сидела у моего фенетра", а потом, в
Стр.1