Рассматриваются проблемы профессионального обеспечения работы турагентов и туроператоров, разработки и выбора туристических программ. <...> В пособии представлены как традиционные, так и новые виды туризма, приводятся инновационные туристические разработки. <...> В приложениях приведены: словарь туристических терминов и формы составления туристских договоров. <...> Для учащихся высших профильных учебных заведений по специальностям «Менеджер по туризму», «туроператор», для работников сферы туризма. <...> Дополнительные организации и объединения в сфере туризма . <...> Памятники истории и культуры как объекты туризма . <...> Музеи и памятники как объекты туризма . <...> Другими словами, профессионал в сфере туризма должен быть человеком образованным, воспитанным, деликатным, находчивым, владеть двумя-тремя иностранными языками. туристский потенциал России огромен, природные и исторические богатства используются в туристской отрасли едва ли на 20%, так что за нашей страной будущее, управляемое образованными людьми. <...> 6 7 Главная задача современных специалистов по туризму — профессионально донести до потенциальных клиентов информацию о том, что природные и исторические памятники России заслуживают не только пристального внимания, но и бережного отношения. <...> Этот старейший туроператор мира разработал и внедрил первый в истории пэкидж-тур — комплекс туристских услуг, продававшийся по единой цене. тур включал в себя групповой отдых, состоящий из поездки по железной дороге, горячий чай, булочки и концерт духового оркестра. <...> Общество занималось издательской деятельностью и выпускало журналы «Русский турист», «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьные музеи», «Русский экскурсант», туристические и географические справочники. <...> Служащие вооруженных сил осуществляли строительство целого ряда туристских комплексов и объектов, в том числе таких известных на сегодняшний день, как туристский комплекс «Красная Поляна <...>
Индустрия_туризма_(1).pdf
Ю.А. Матюхина
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА
Учебное пособие
2-е издание, стереотипное
Рекомендовано Редакционно-издательским Советом
Российской академии образования к использованию
в качестве учебного пособия
Москва
Издательство «ФлИнта»
2013
1
Стр.1
УДК 796.5(075.8)
ББК 75.81я73
М35
Г л а в н ы й р е д а к т о р
д-р псих. н., проф., акад. РаО Д.И. Фельдштейн
З а м. г л а в н о г о р е д а к т о р а
д-р псих. н., проф., акад. РаО С.К. Бондырева
Ч л е н ы р е д а к ц и о н н о й к о л л е г и и:
д-р псих. н., проф., акад. РаО Ш.А. Амонашвили; д-р пед. н., член-корр. РаО
В.А. Болотов; д-р псих. н., проф., акад. РаО А.А. Деркач; д-р псих. н., проф.,
акад. РаО А.И. Донцов; д-р псих. н., проф., акад. РаО И.В. Дубровина; д-р псих. н.,
проф. В.П. Зинченко; д-р филол. н., проф., акад. РаО В.Г. Костомаров; д-р пед. н.,
проф., акад. РаО Н.Н. Малофеев; д-р физ.-мат. н., проф., акад. РаО В.Л. Матросов;
д-р пед. н., проф., акад. РаО Н.Д. Никандров; д-р псих. н., проф., акад. РаО В.В. Рубцов;
д-р пед. н., проф., акад. РаО М.В. Рыжаков; д-р ист. н., проф. Э.В. Сайко
Матюхина Ю.А.
М35
Индустрия туризма [Электронный ресурс]: учеб. пособие /
Ю.а. Матюхина. — 2-е изд., стер. — М. : ФлИнта, 2013. —
312 с.
ISBN 978-5-9765-1122-4
Учебное пособие содержит современный материал по организации и
развитию туристской деятельности. Рассматриваются проблемы профессионального
обеспечения работы турагентов и туроператоров, разработки и
выбора туристических программ. Особое место в издании уделено основам
географии туризма и индустрии гостеприимства. анализируются этика и
психология делового общения, основы международного этикета. В пособии
представлены как традиционные, так и новые виды туризма, приводятся инновационные
туристические разработки. В приложениях приведены: словарь
туристических терминов и формы составления туристских договоров.
Для учащихся высших профильных учебных заведений по специальностям
«Менеджер по туризму», «туроператор», для работников сферы туризма.
УДК 796.5(075.8)
ББК 75.81я73
ISBN 978-5-9765-1122-4
2
© Матюхина Ю.а., 2013
© Издательство «ФлИнта», 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . .......................................................................................................... 7
Глава 1. ОрГАнизАция сферы туризМА . ............................................. 9
§ 1. Из истории туризма . ............................................................................... 9
1.1. античные государства . ................................................................... 9
1.2. Средневековье ............................................................................. 10
1.3. новое и новейшее время ............................................................. 11
1.4. ХХ столетие ................................................................................. 14
§ 2. Организация современной туристской деятельности ....................... 17
2.1. Понятие «туризм» и структура туристской сферы ................... 17
2.2. туристские документы . .............................................................. 21
2.3. Особенности туристской деятельности .................................... 26
2.4. Виды туризма . ............................................................................. 30
§ 3. Экономика отрасли ............................................................................... 34
3.1. турпродукт и туристский рынок . .............................................. 34
3.2. Сертификация и стандартизация . .............................................. 43
3.3. Конкуренция ................................................................................ 44
§ 4. Участники туристского процесса ........................................................ 48
4.1. туроператоры и турагенты ......................................................... 48
4.2. Дополнительные организации и объединения
в сфере туризма . .......................................................................... 55
4.3. туристы как клиенты турфирм . ................................................. 59
Глава 2. ОрГАнизАция внутреннеГО туризМА ............................ 63
§ 1. Маркетинг в туризме ............................................................................ 63
1.1. Понятие «туристский маркетинг» ............................................. 63
1.2. Практический маркетинг ............................................................ 67
§ 2. Реклама в туризме ................................................................................. 68
2.1. Средства и виды рекламы ........................................................... 68
2.2. Бизнес-реклама . .......................................................................... 72
3
Стр.2
§ 3. Разработка и выбор туристических программ ................................... 74
3.1. Основные этапы разработки региональной программы
по туризму ................................................................................... 74
3.2. Составление бизнес-плана туристского проекта ...................... 81
§ 4. Экскурсионная деятельность ............................................................... 82
4.1. Виды и формы экскурсий ........................................................... 82
4.2. Этапы экскурсии ......................................................................... 86
Глава 3. индустрия ГОстеПрииМствА ............................................. 90
§ 1. Возникновение и развитие гостиничного хозяйства ......................... 90
1.1. Становление гостиничной отрасли ............................................ 90
1.2. Виды гостиниц ............................................................................ 92
§ 2. Современный гостиничный сервис ..................................................... 94
2.1. Услуга размещения ..................................................................... 94
2.2. лучшие гостиницы России ......................................................... 99
§ 3. Зарубежный опыт ............................................................................... 104
3.1. Предприятия размещения ......................................................... 104
3.2. Предприятия питания ............................................................... 106
3.3. транспортные предприятия ..................................................... 107
3.4. Особенности индустрии гостеприимства
в разных странах мира .............................................................. 109
Глава 4. ГеОГрАфия туризМА ................................................................ 126
§ 1. Основы страноведения ....................................................................... 126
1.1. туристский потенциал .............................................................. 126
1.2. Общие сведения о странах ........................................................ 129
§ 2. туристское регионоведение .............................................................. 140
2.1. туристский потенциал российских федеральных округов ...... 140
2.2. Курортное дело в России .......................................................... 145
2.3. туристские возможности российской провинции .................. 154
2.4. Отдаленные и малоизвестные туристские памятники ........... 157
§ 3. Памятники истории и культуры как объекты туризма .................... 160
3.1. Классификация памятников культурного наследия ............... 160
4
Глава 5. фОрМы Путешествий в туризМе .................................... 185
§ 1. Образовательные туры ....................................................................... 185
§ 2. Познавательные туры ......................................................................... 187
§ 3. Деловые туры ...................................................................................... 188
§ 4. Религиозные туры ............................................................................... 191
§ 5. Экологические туры ........................................................................... 196
§ 6. Элитные туры ...................................................................................... 202
§ 7. Хобби-туры ......................................................................................... 207
§ 8. Шоп-туры ............................................................................................ 210
Глава 6. сПециАлизирОвАнный туризМ ....................................... 214
§ 1. Семейный туризм ............................................................................... 214
§ 2. Детский туризм ................................................................................... 217
§ 3. археологический туризм ................................................................... 221
§ 4. Спортивный туризм ............................................................................ 225
§ 5. Приключенческий туризм .................................................................. 234
§ 6. Сельский туризм ................................................................................. 237
§ 7. Событийный туризм ........................................................................... 240
§ 8. Этнический туризм ............................................................................. 244
Глава 7. иннОвАциОнные ПрОГрАММы в туризМе ................. 248
§ 1. Внедрение новых форм путешествий и экскурсий .......................... 248
1.1. Цели и сущность инноваций в туризме ................................... 248
1.2. Качественно новые направления в туризме ............................ 250
§ 2. новейшие информационные технологии в туризме и сервисе ....... 253
2.1. Создание веб-сайта туристской фирмы ................................... 253
2.2. автоматизированная информационная система .................... 255
2.3. Клиентские операции по компьютеру ..................................... 258
5
3.2. национальные парки ................................................................. 164
3.3. Музеи и памятники как объекты туризма ............................... 167
§ 4. Заповедники и памятники природы как объекты туризма .............. 174
Стр.3
Глава 8. ОсОбеннОсти этикетА и ПсихОлОГии
в туризМе ....................................................................................... 263
§ 1. Офисная деятельность ........................................................................ 263
1.1. Оформление офиса и телефонные переговоры ....................... 263
1.2. Имидж сотрудника фирмы ....................................................... 266
1.3. Продажа туров ........................................................................... 269
§ 2. Этические нормы ................................................................................ 270
2.1. Корпоративная этика ................................................................ 270
2.2. Психологические типы клиентов и сотрудников ................... 272
§ 3. Международный этикет ..................................................................... 277
3.1. Общие положения ..................................................................... 277
3.2. Восток и Запад ........................................................................... 280
§ 4. Культура речи ..................................................................................... 283
Приложение 1. Словарь терминов ................................................................... 288
Приложение 2. Заявка на тур ............................................................................ 290
Приложение 3. Договор купли-продажи (договор-тур) ................................. 291
Приложение 4. Государственные заповедники РФ ........................................ 295
Приложение 5. национальные парки РФ ........................................................ 302
Приложение 6. Крупнейшие заповедники мира ............................................. 304
Приложение 7. Памятники природы и культуры РФ
под охраной ЮнЕСКО ........................................................... 308
лИтЕРатУРа ..................................................................................................... 309
Предисловие
Индустрия туризма — это сложная и многогранная область современного
хозяйства и сервиса. ООн определила туризм как «активный
отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека,
связанный с передвижениями за пределами постоянного места
жительства».
Сфера туризма, как и любая другая часть народного хозяйства, изменяется
вместе с развитием цивилизации, вбирает в себя все новшества
современной жизни. В 1998 г. Всемирная туристская организация
сообщила, что туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров
и услуг.
Развиваясь по нескольким важнейшим направлениям, туризм ежегодно
охватывает миллионы людей на планете, отправляющихся в
близкие и далекие путешествия. В 2010 г., по уже имеющимся статистическим
данным, число туристов достигло 1 млрд человек.
туризм как важнейшая часть мирового рекреационного пространства
требует к себе постоянного внимания и профессионального отношения.
С каждым годом в туризме появляются все новые и новые направления,
причем происходит это одновременно с развитием и перестройкой старых
направлений и видов. В 2000-х годах особо быстрыми темпами развивался
деловой, конгрессный и культурно-познавательный туризм.
Стремительное развитие крупнейшей индустрии гостеприимства требует
помимо значительных капиталовложений повышения уровня профессионализма
занятых в этой индустрии сотрудников.
В настоящее время от работника сферы туризма требуется не только
знание особенностей профессии менеджера по туризму, но и компьютерная
грамотность, навыки международного этикета, культура
речи, знание основ менеджмента, рекламного бизнеса, экономии отрасли.
Другими словами, профессионал в сфере туризма должен быть человеком
образованным, воспитанным, деликатным, находчивым, владеть
двумя-тремя иностранными языками.
туристский потенциал России огромен, природные и исторические
богатства используются в туристской отрасли едва ли на 20%, так что
за нашей страной будущее, управляемое образованными людьми.
6
7
Стр.4